Точно так же, как весь постоянно скачущий американский nu-metal возник из первого альбома шведов-норвегов Clawfinger “Deaf, Dumb, Blind”, так и сами Clawfinger почерпнули весь концепт своих первых двух альбомов из одной песни Faith No More “Epic” с супер-релиза 1989 года “The Real Thing”. Не то чтобы это был чистый плагиат. Но зачатки rap-metal, которые Clawfinger ухватили, развили и довели до совершенства, в песне “Epic” были очевидны. Faith No More в силу своей излишней тяги к переменам оставили эту идею на стадии куплета-припева и жидкого звучания и в ближайшем альбоме взялись за разработку других фишек. Позднее rap-metal для расширения темпового разнообразия был модно назван “crossover”, но суть оставалась прежней: агрессивная рэповая начитка на жирный гитарный риф при поддержке компьютерной drum-секции. Обязательны: остросоциальная тема, чёткий речитатив, простой цепляющий хитовый припев, мелодический минимализм, много нецензурщины и внутреннего движения. По количеству матерков на каждую строчку текста всех позднее переплюнул воинственно-американизированный Kid Rock. Но в конце 90-х отдельным санитарам стокгольмского “Rosenlund Hospital” было всё равно, кто и что с этим будет делать дальше.
Нет, это была не психушка, а дом престарелых. На кусок хлеба там зарабатывали себе швед Зак Телл и норвежец Бард Торстенсен. Бродя по гулким больничным коридорам, Зак совершенствовался в рэпе, распугивая одиноких стариков. Run DMC, Beastie Boys, Public Enemy, Ice Cube занимали в его большой коллекции музыки не последнее место. “Даже Michael Jackson, пока у него нос не отвалился!”. Профессионально петь Зак никогда не собирался, но изрядно доставал своими пропагандистскими идеями собрать группу работавшего рука об руку дружка Барда. Тот в свою очередь пробовал играть на гитаре и постоянно гундел про себя подобие рифов. Вроде всё складно получалось. И однажды в октябре 1990 года в курилке Зак и Бард продемонстрировали несколько песенных набросков своим коллегам шведу Йоке Скогу и норвежцу Эрленду Оттему. Йоке интересовался музыкальным программированием и клавишными, а Эрленд тоже баловался гитарой. Оба “гитариста” тяготели больше к поднимавшему голову гранджу и тяжелому року: Alice In Chains, Soundgarden, Nirvana, и далее через ранних Nine Inch Nails, Faith No More и Front 242 до Metallica и Slayer. Всем четверым показалось довольно забавным и необычным совместить драм-машину, простые, но интересные гитарные рифы и слегка европеизированный рэп. С этого Clawfinger и начался. “Нам просто надоело убирать это чёртово дерьмо!”. Зак сочинял тексты, тыкая пальцам в социальные язвы, Йоке составлял на компьютере ритм-секцию, а Бард и Эрленд запиливали на гитарах. В конце концов было здорово записывать музыку, играть в своё удовольствие, пить пиво и общаться! “Clawfinger собрались не потому, что было бы модным поиграть rap-metal-crossover. Мы были и остаёмся просто кучкой повёрнутых на музыке чуваков. Мы не носим кульную одежду, не набиваем кульные тату и не носим красные бейсбольные кепки. Если наша музыка пришлась ко двору – вот это cool!” Но серьёзная альтернатива присмотру за бабушками и дедушками стала вырисовываться позднее.
К середине 91 года “пионеры” crossover записали первое 4-х песенное демо, включая трек “Nigger”. Приятель Зака в тот момент был практикантом в шведской государственной радиокомпании P3. Зак уговорил его втиснуть демо-версию “Nigger” в ротацию (“Не спрашивай как!”), и она крутилась пять вечеров подряд, став “демо недели”. В один из этих вечеров A&R – менеджер MVG Records Пер Квиман услышал этот трек по пути домой в автомобиле и на следующий день предложил ошалевшим юношам контракт. Им пришлось провести пару месяцев, чтобы сочинить материал для большого альбома, и столько же времени, чтобы его записать в нормальных условиях. Стартовые синглы “The Truth” и “Nigger” сработали, и вышедший осенью 93 года лонгплэй “Deaf, Dumb, Blind” получил несколько золотых сертификатов в Германии и Скандинавии, покровительство мэйджора WEA, 600 тысяч проданных копий и статус “утончённого хард-рок дебюта, когда-либо произведённого в Швеции”. Ну, перепил человек… Вокруг вольного обращения Clawfinger с ненормативной лексикой и песни “Nigger” разгорелась было пара жарких дисскуссий, но всё сошло на нет. “Прежде всего, эта песня мне показала, что если ты хочешь что-то сказать, то сделай это прямо и понятно”, – позже сказал Зак Телл, автор 95% текстов группы.
В последующие пару лет из Clawfinger откровенно выжимали все соки. Какие медбратья!? Какие пенсионеры!? События стали развиваться с большой скоростью. Всё таки это были 90-е: самолёты летали быстрее, телефонная связь работала лучше, деньги прокручивались хитрее, рынок продаж компакт-дисков был ещё далёк от кризиса. Серия выступлений на скандинавских фестивалях летом 93 продолжилась чумовыми европейскими гастролями в качестве поддержки сначала своих кумиров Alice In Chains, потом Anthrax. “Это было отличное введение в мир рокнролла!”. Весной 94 Clawfinger отправились в свой первый хэдлайнер-тур, отыграв в итоге в течение года 170 шоу. Фестивали Rock am Ring, Rock in Reim (Германия), Dynamo Festival (Голландия), Tourhout Festival, Werchter Festival (Бельгия), Roskilde (Дания), Out in the Green Festival (Швейцария), Hultsfred и Storsjsyran (Швеция) того же периода прилагались. Приятным дополнением стала шведская музыкальная премия Zeppelin в 4-х номинациях (прорыв года, лучший metal-бэнд, лучший продюссер и лучшее видео) и два шведских Grammy. И пора было записывать новый альбом.
“Use Your Brain” создавался под крылом всё той же MVG Records в Стокгольме и появился в 95 году. Музыкальная тема предшественника была чуть изменена в сторону профессионализма. Но костяк сохранился: едва оживлённая драм-машина, звенящий бас, записанные напрямую в пульт гитары (на концертах Clawfinger использовали тогда исключительно SansAmp), металлические рифы, минимум мелодий и “плюющийся” речитатив. Группе хорошо удавалось на протяжении всего альбома приводить тело слушателя в движение; заставить себя не двигать шеей в такт было сложно. Комбинация была по прежнему в фаворе: продажы превысили 400 тысяч. На диске присутствовали отличные синглы “Do What I say” и “Pin Me Down” (клип на эту песню решили скромненько снять в Чикаго). Clawfinger сами могли выбирать себе группу поддержки в предстоящих турне. Сначала ей стала шведская техно-трэш формация Meshuggah, затем индустриальщики Misery Loves Co. На последнем туровом концерте в Англии Зак засвидетельствовал публике свой пенис. Хотя кается, что не помнит, как это произошло, и вообще в ту ночь они вытворяли много безумств на сцене. Но для музыкальной истории этот эффектный эпизод прошёл незаметно, не то что Оззи Озборн и голуби. Кстати об Оззи. В том же 1995 году Clawfinger встретились с ним, с Alice Cooper, Faith No More, Megadeth, Therapy?, Paradise Lost и массой других классных команд на грандиозном фестивале Monsters of Rock в Южной Америке. Там случилась ещё одна “обнажёнка”. Во время концерта в Чили, у бассиста Clawfinger сползли рэпперские штаны, и вся независимая гордая страна Чили увидела по телевизору его скандинавский зад. На следующее утро группе пришлось срочно уматывать из страны, чтобы не попасть за решётку. Показывать зад в Чили запрещено! После полётов такой высоты Clawfinger решили сделать годичный перерыв.
Отдых в тесном кругу друзей и семей не прошёл даром, – захотелось перемен. Чтобы не сделать “Deaf, Dumb, Blind” №3, музыканты в качестве эксперимента обратились к другому продюссеру, американцу Peter Reardon, делавшему до этого звук рэпперам Coolio, The Geto Boys и Scarface. Задача перед ним была поставлена ясная – сохранить Clawfinger лицо, но нанести пару новых шрамов. Летом 97 года этот не совсем обычный господин привёз с собой в Decibel Studio в Стокгольме своё виниловое собрание сочинений о 3 тысячах штук. Всякий раз, когда музыканты демонстрировали ему новый риф или бит, он ставил им какую-нибудь странную запись, чтобы объяснить, чего он хочет добиться. Эта необычная манера работы в конце 1997 материализовалась в альбом “Clawfinger”. Чтобы не распугать фэнов, первым синглом была выбрана “Bigger And The Best”, агрессивный качающий трек, напоминающий успешные ранние синглы группы. Но большинство материала на диске жило уже другой жизнью. Гитарный звук вцелом остался прежний, добавилось много новых аранжировочных элементов и бэков. Самое главное, альбом жил контрастами и совсем уж неисследованными Clawfinger территориями, например восточной антивоенной “Two sides” (второй сингл) или тяжёлой лиричной “Don’t wake me up”. Структурно вокал стал более разнообразен (Заку пришлось петь!), это же можно сказать и о песенных формах на альбоме. Интересной идеей было дополнить 12-ти песенный “Clawfinger” CD-ROM-приложением, с помощью которого каждый желающий мог сочинить свою собственную Clawfinger-песню.
По завершению хэдлайнер-тура в поддержку “Clawfinger” (при участии One Minute Silence, Bullyrag, Cold) в 98 году группа собралась сочинять новый материал. Но её ожидал ряд неприятностей, да таких, что пришлось решать, продолжать играть дальше или заняться чем-то другим. Менеджер Clawfinger Peter Reardon меняет их на работу в Англии, а “хозяин” Warner Brothers по ряду деловых причин оставил без контракта. В голову не пришло ничего умнее, чем сделать новый альбом ещё лучше предыдущего. Музыканты собрали свою собственную студию и пока изучали оборудование, возились с новыми песнями и искали подходящий лейбл, прошло несколько лет.
Ирония судьбы случается не только на отечественном телевидении. С привкусом горечи она встречается и в шоу-бизнесе. Глядя на нынешнюю расстановку сил, кто бы мог предположить, что мегаселлеры Rammstein в своё время выступали на разогреве Clawfinger? Немцы во время эпопеи с альбомом “Sehnsucht” решили поменять продюсера и остановились на Jakob Hellner, работавшем co скандинавами на первых релизах. Немцам нравился гитарный звук Clawfinger, сырой и объёмный. А тем, в свою очередь нравились работы Rammstein. Так что коннект возник легко, и берлинский секстет заводил публику перед хэдлайнерами Clawfinger в их небольшом клубном турне в 97-м. К чести Rammstein, немцы отплатили Clawfinger монетой ещё большего достоинства. В 2001 году они берут их группой поддержки в свой стадионный “Mutter”-Tour и дают возможность поиграть перед 30-ти тысячной аудиторией.
Было это как раз после выхода у Clawfinger альбома “A Whole Lot Of Nothing”. Того, “ещё лучше”. Мало того, что пластинка вышла на новом лейбле, немецком GUN Records, материал и звук существенно отличался от всех предыдущих стратегий Clawfinger. C одной стороны это было поступательное развитие предыдущего альбома. Материал стал более динамичным, фанковым и рокнролльным, усложнились программинг, и заметно прибавилось филигранной игры. С компактностью у группы никогда проблем не было, так что всё как и прежде слушалось на одном дыхании. Песни стали ещё больше отличаться друг от друга гармониями и настроением. Рэп перестал доминировать, гитары стали рыхлыми и размазанными. Clawfinger не только скакал, но ещё и бегал, и отдыхал, и созерцал. Дополнительную смуту среди old-school фэнов посеяли впервые в истории группы опубликованные бонусами и би-сайдами кавер-версии. Выбор Pink Floyd, Led Zeppelin, Jimi Hendrix и Ultravox в контексте песен “Nigger” или “Pay The Bill” был несколько странен, но музыкально представлял группу в прогрессивном свете. Хотя… “Мы по этому поводу не особенно размышляли. И никогда не думали их издавать, посколько записали, чтобы немного отвлечься во время сочинения собственного материала. Но рекорд-компания случайно их услышала и захотела, чтобы услышали все. Единственно, пришлось повозиться с треком “Shine On You Crazy Diamonds” поскольку он изначально записывался для американского Pink Floyd-трибьюта”. Однозначно категоризировать музыку Clawfinger стало сложно. Ярлык “рэп-метал” висел уже как оскорбление в угоду нескольким ранним хитам, которые скандинавы до сих пор с удовольствием исполняют живьём. В надежде на финансовый прорыв GUN запускают в нескольких версиях два забойных парадных сингла “Nothing Going On” и “Out To Get Me” и устраивают для группы неплохое турне в качестве поддержки Rammstein…
Революции не случилось. Дальнейшие промо-мероприятия GUN в пользу Clawfinger и продажи альбома оставляли желать лучшего. За конец 90-х в Европе возникло большое количество более приоритетных и стабильно продаваемых, менее экспериментальных команд. Так что Clawfinger довольствовались небольшими турами и выступлениями на летних фестивалях, оставаясь, впрочем, вполне авторитетным коллективом в пределах Скандинавии. Участники группы вели свою жизнь, делили купленную в 2001 году студию со шведами Meshuggah (продажи дисков “когтистых” превысили 1.3 миллиона), обзаводились детьми, понемногу продюссировали другие коллективы, делали ремиксы для Mental Hippie Blood, Peace Love & Pitbulls, Die Krupps и Rammstein. И выполняли контрактные обязательства по записи следующего диска.
“Zeros&Heroes” 2003 года Clawfinger продюссировали практически самостоятельно. Пластинка получилась жёсткая, “металлическая” и многообразная: от power-metal в “Zeros&Heroes”, кантри в “Bitch” и не-гитарного трип-хопа “Step Aside” до клубных смэшеров “Kick It” и “Live Like A Man”. Но GUN и здесь спустил всё на тормозах. Ключевым синглом выбрали середняк “Recipe For Hate” и ограничились 2-х недельным европейским турне по Франции и Германии. Clawfinger удержались на плаву только благодаря своей обширной благодарной фан-базе и студийной независимости. Зато остались абсолютно узнаваемы и не попали в категорию nu-metal. “Вся эта крутизна напоминает мне Backstreet Boys с гитарами” – говорит Зак. И как он всё-таки прав!
В конце 2004 из группы уходит Эрленд, предпочтя вечным разъездам и закулисному угару спокойную семейную жизнь и профессию программиста. Clawfinger решили продолжать в качестве трио при поддержке live-музыкантов: басиста Andre и барабанщика Hanka. Они впервые задействованы в записи нового альбома зимой-весной 2005 года, после очередного тура через Скандинавию, Польшу, Бельгию и Швейцарию. Судя по всему новый, материал увидит свет уже этой осенью. Между делом переиздаются первые три альбома группы, укомплектованные клипами и b-sides, издававшимися только на синглах. Так же имеются планы на выпуск полноценного DVD. “Clawfinger – группа, которая на протяжении 10 лет постоянно развивается и трудится над собой. Нам бы хотелось каждым новым альбомом удивлять самих себя и оставаться свежими. Мы всё ещё голодны!”.
Сайт: www.clawfinger.net
Ян Федяев
Читать также: http://specialradio.ru/i/clawfinger