rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Sentenced. part 1


Поговаривают, что за всем этим театральными похоронами притаилась порнушная как весь шоу-бизнес хитрость. На заре своей юности Sentenced по неосторожности подписали контракт с Century Media аж на 15 альбомов, т.е. по самое “не хочу”. Ламка с годами показалась длинноватой: выпускать хорошие альбомы – не за угол за ящиком Lapin Kulta сгонять. Поэтому после 7 полноценных релизов было решено группу распустить и избавить себя таким радикальным способом от непосильной ноши. Сами музыканты не расскажут, правда всплывёт, но не сразу, или вообще никто ничего не узнает. Ну как с “Курском” или Бесланом. Но наши источники имеются и на финской метал-сцене! Хорошо, что жертвы не настоящие, а так, пятеро сытых благополучных финна, сделавших по европейским меркам хорошую рок-карьеру, пойдут каждый своей дорогой: кто в семью, кто на новую работу, кто в новый проект – всё ок, погрустить немного можно только о музыке. С этим проблем у Sentenced не было, – в истории европейской рок-музыки этот коллектив останется одним из ярчайших представителей melancholic metal.

Sentenced – заложники имиджа, однозначно. Депрессивные неразговорчивые пьяницы, поющие о чём угодно, только не о хорошем, живущие в суицидальном мире полярной ночи. Где-то музыканты сами постарались, а где-то такими уродились. “Мы – финны, это должно всё объяснять… Финны просто депрессивные люди, не любят солнечных дней и предпочитают трагические события. Это особый вид романтики”. По-другому не было и осенью 1988 году, когда в северном финском городке Оулу сформировался первый вариант Sentenced – группа Deformity. Самый первый состав обновился крайне быстро, из него по сей день в группе остался только гитарист Miika Tenkula. Музыкальный кругозор юношей не блистал широтой, так как в те годы самым модным занятием в финском андерграунде было нарезать trash и death-metal. В 89 году окончательно утвердились новое название Sentenced и стабильные персонажи нашей истории: гитарист Sami Lopakka и барабанщик Vesa Ranta. Басовые струны пока терзал Lari Kylmanen. В течение ближайших двух лет ребята подучились играть, записали пару демо-лент (“When Death Joins Us…” и “Rotting Ways To Misery”) и повисли на крючке у маленького французского лейбла. Для него в 1991 году был записан совершенно банальный сырой пионерский trash metal альбом “Shadows Of The Past”. После его записи бассистом коллектива становится харизматичный Taneli Jarva, перенявший ещё и вокальные функции. По следам первенца финнами заинтересовалась финская звукозаписывающая контора Spinefarm и предложила свой контракт. В 93 году Sentenced выдали на гора лонгплэй “North From Here”. Типичное metal-нарезалово начала 90-х сменилось техничной гитарной работой и более чёткой идентификацией Sentenced как скандинавского коллектива. Гитарист Сами вспоминает: “Shadows Of The Past” ничем серьёзным не являлся, типичный death, как и было тогда принято. Мне за него не стыдно, но и гордости особой нет. “North From Here” – это было уже что-то своё. Возможно, мы даже опередили немного время, поскольку многие экстремальные группы звучат сейчас так же как мы тогда. Тем не менее, это хоть и часть нашей истории, но не самая важная”. Контракт со Spinefarm истёк после миньона “The Trooper”(93) с затёртым кавером Iron Maiden и средней тяжести концертной деятельности в пределах родных широт. И тут как тут добрые менеджеры из Century Media с обещаниями крупным шрифтом и “засадой” в микроскопической сноске. Но энтузиазм рулил, и финны смело берутся за новый альбом, который во многом определил всё их дальнейшее музыкальное развитие и заставил заговорить о Sentenced во всей Европе. Дело в том, что “Amok” (95) представлял собой довольно неожиданный музыкальный крен в мелодичный death-rock с северным колоритом, попытками петь мощно и вразумительно, при этом играть просто, концентрируя слушателя не столько на своём гневе и недовольстве жизнью, сколько на меланхолии самих гармоний. Наиболее удачным вышел трек “Nepenthe”; клип был дешёвеньким, но группу преподносил памятно. Фатальность, суицидальные настроения, депрессия, крах – самые разные оттенки негативных эмоций повседневной жизни стали определённо преобладать в лирике Sentenced, – финны придумывают себе “торговую марку” Nothernmost Killers Themselves и всё авторство музыки и текстов стали подписывать этим общим именем. “Amok” был очень хорошо принят, и в марте/июле 95 в Tico-Tico Studio ( в те годы “родная” студия Sentenced) записывается мини-альбом “Love&Death” с кавером Billy Idol “White Wedding”. Он стал последним для Танели. Назревающая известность коллектива быстро встала ему поперёк горла. Ярва распрощался с друзьями и собрал свой проект The Black Ligue.

Момент достаточно критический для любой группы – смена вокалиста, к счастью был пережит Sentenced легко. Вскоре фэны обоих полов могли оценить мощь и внешность новичка Ville Laihiala. Его появление имело много качественных плюсов: тупой гроулинг сменился модерновым пением с перспективой роста. И как следствие, позволило Sentenced дополнить найденный на “Amok” новый рОковый стайл. “С Вилле на вокале стало возможным при сочинении новых песен не думать о том, что голос будет звучать везде одинаково”. Студийное крещение нового певца состоялось на этот раз в Германии, осенью 96 года в Woodhouse Studio во время записи альбома “Down”. Он открыл новую и, как выяснилось, последнюю имиджевую главу в биографии “убивцев самих себя”. Продюссерские усилия Вальдемара Соришты окончательно вытерли из музыки Sentenced неуправляемую злобу и неуклюжесть и осветили способность писать компактные гимновые песни с выбивающими слезу припевами. В звуке появилось много stone rock и нарочитой живости. “Down” получил превосходные отзывы в прессе; концертные хиты “Sun Won’t Shine”, “Noose” и “Shadegrown” активно горланились не только в родной Финляндии, но и в остальной Европе, распробовавшей неподдельную грусть и такую концентрацию холодной финской депрессивной эстетики. Ключевые немецкие метал-журналы “Rock Hard” и “Metal Hammer” выбрали новую работу финнов альбомом месяца. Душевная хрипотца Вилле и его шарм стали действительно для Sentenced хорошим выбором, но на “Down” он только нащупывал болевые точки слушателей и звучал не всегда убедительно. Пока альбом раскручивался изнурительными выступлениями в Европе, Северной Америке и Японии, Century Media инициировали издание первого и единственного сборника лучших песен Sentenced “Greatest Kills” (97) и дополнили его одним неизданным треком “No Tomorrow”. В 1998 году Sentenced продемонстрировали дальнейшее и уверенное развитие найденного стиля и записали отличный альбом “Frozen”; добротно спродюссированный в Woodhouse Studio, с личными моментами (трек “Mourn” посвящен умершим родстенникам гитариста Миики), новым бас-гитаристом Sami Kukkohovi, с гораздо лучше поющим Вилле и супер-меланхоличными песнями “Farewell” и “The Rain Comes Fallen Down”. С чёрным юмором и глумлением над смертью у финнов и сейчас было всё в порядке (“The Suicider”, “Grave Sweet Grave”). Последовавшее за релизом турне в поддержку Iced Earth сопровождала диги-пак версия “Frozen” с 4 кавер-версиями в придачу, включая бомжовую перепевку “House Of The Rising Sun” и хит группы W.A.S.P “I Wanna Be Somebody”. Респект!

Горечи, сарказма, самоиронии и зрелости добавилось в музыке финского квинтета с выпуском следующего диска “Crimson”( 2000). Великолепная обложка работы Никласа Сандина из Dark Tranquillity скрывала 11 треков неспешного самобичевания и депрессивных состояний. Работа над пластинкой снова проходила в финской студии Tico-Tico, результат записи сводил воедино несравненный Хили Хилесмаа в Finnvox. “Песни просто лезли из нас, на сочинение каждой из них ушло всего по паре дней. Так что мы решили не затягивать с их записью. Мы хотели такой контрастный альбом, который был бы ударом по лицу, с плотным звуком и песнями, которые не только отличались друг от друга, но и внутри себя были максимально разнообразными. О потерянной любви и ненависти к самому себе…”. Чаяния гитариста Сами в “Crimson” отразились только частично: альбом при всей своей мелодической красоте и физически ощутимой алкогольной меланхолии структурно получился скучноватым. Но лучше о хорошем: динамичная “открывашка” “Bleed In My Heart”, “качалки” “My Slowing Heart” и “Dead Moon Rising”, эпическая трагичная баллада с красивым соло “Fragile” и хит сезона – сингл “Killing Me, Killing You”. Отдельного внимания заслуживал сильный видео-клип к этой песне. Вилле вспоминает: “Видео снималось зимой в Норвегии, на арктическом побережье, в самой северной точке, куда можно добраться на машине. Было безумно холодно, а мы должны были сниматься в майках. 10 часов съёмок показались мне самыми долгими в моей жизни”. Этот маленький видео-шедевр удачно подчёркивал общий смысл текстов Sentenced и бил не в бровь а в глаз своим сюжетом: одинокий старик в компании собаки каждый день в любую погоду навещает могилу любимого человека на местном, засыпанном снегом кладбище. Это единственное, что поддерживает в нём смысл жизни. Пока старик однажды утром сам не отправляется в последний путь и только здоровенный пёс тому свидетель…Очень по скандинавски и горько-жизненно. Один из лучших клипов за всю историю рок-музыки.

Длительное турне (в том числе с In Flames, Dark Tranquillity и To/Die/For) вымотали Sentenced настолько, что по общему признанию музыканты начали друг друга напрягать и даже задумались о прекращении совместной деятельности. Мудрым решением было разъехаться по своим берлогам, 7 месяцев не видеться и не думать о группе вообще. “На нас это подействовало исцеляюще: когда мы снова приступили к репетициям, то работа пошла спонтанно, музицирование стало вновь приносить радость”. К сочинительству новых песен приложились практически все. Энтузиазма финнов хватило на 18 песен, лучшие из которых попали на релиз 2002 года “The Cold White Light”. Большая его часть записывалась в Neo-Studio в городе Oulu (“Так здорово было каждый вечер возвращаться к себе домой!”), но до ума снова доводилась в Finnvox. В отличие от всех предыдущих пластинок рок-эры Sentenced, новый альбом просто тащил вперёд своей энергетикой, начиная с отчаянной “Cross My Heart And Hope To Die”. Хитовая “Blood & Tears” и красивая рок-баллада “Everything Is Nothing” аккумулировали большинство композиторских достижений группы. Кроме того, “The Cold White Light” имел едва уловимый, но добавляющий депрессивности колорит финской природы. Разочарование, опустошение в алкогольной пучине и чёрный кладбищенский юмор (“Exuse Me While I Kill Myself”, “The Luxury Of A Grave”) присутствовали и здесь, но были пропущены через призму крохотной надежды. “Свет в конце тоннеля есть, но он чертовски далеко! Мы начали приоткрываться и не принимать все эти мрачные вещи настолько серьёзно. Если внимательно почитать тексты, то на “The Cold White Light” непривычно много позитивных мыслей”.

Альбом сразу же забрался на первое место в финских чартах и быстро заработал “золото” (15 тысяч экземпляров). В Германии пластинка достигла 45 позиции в Топ-100, восновном благодаря непривычно спокойному синглу “No One There”. Появление “The Cold White Light” снова уплотнило гастрольный график Sentenced: Штаты с Dark Tranquillity, In Flames и Killswitch Engage, Европа с Lacuna Coil, фестиваль Wacken…Осенью 2003 года финские поклонники Sentenced впервые дождались от них песни на финском языке! Это был трек, посвящённый хоккейной команде родного города музыкантов. За него, кстати, группа получила не столько “спасибо”, сколько совершенно нелепое обвинение в националистических настроениях за особо энергичные слова в поддержку спортсменов. Следующий 2004 год в коллективной карьере, помимо пополнений в семействах, был ознаменован редкими выступлениями на летних фестивалях, включая Summer Breeze, и бодрой подготовкой нового материала. И вообще всё выглядело ровно и позитивно.

Пока финские парни в начале 2005 года во глубине суомских лесов не созрели к добровольному расставанию. В лучших традициях присущего текстам Sentenced чёрного юмора обставили всё в виде массового самоубийства и самостоятельных похорон. Финальная жирная черта была подведена ПОСЛЕДНИМ (поклялись всем, чем можно) студийным альбомом группы с симптоматичным названием “The Funeral Album”. Чтобы не городить огород, снова позвали проверенного Хилесмаа, и он сделал всё, что мог. Взял успехи и динамику “The Cold White Light”, дабавил прощального настроения, пару новшеств (детский хор и губную гармошку) и помог музыкантам выдать крепкий, яркий и достойный рок-альбом. Получился Sentenced всех времён и народов. Конечно, при таких раскладах отношение публики к новому опусу финнов было, с одной стороны повышенным, а с другой – заранее благосклонным. Но Вилле, Сами, Микке и остальным не было стыдно за мощный звук и отличные “боевики” “Ever-Frost”, “May Today Become The Day” или “Vengeance Is Mine”. И уж тем более за финальную “End Of The Road” – торжественную печальную песню, способную подвести черту под всеми музыкальными заслугами финских меланхоликов. Ладно, пусть вполне возможная история с пожизненным контрактом и общая неудовлетворённость группы своим финансовым состоянием (на фоне успехов Nightwish и HIM) останутся между музыкантами и всеми задействованными. А на публике Вилле говорит, что после появления на свет своего второго сына он решил сделать для своей семьи что-то серьёзнее, чем петь в Sentenced. После выпуска второй пластинки своего бокового проекта Poisonblack он собирается окончательно завязать с музицированием и сконцентрироваться на продюссировании молодых финских талантов. Остальные боевые единицы возьмут тайм-аут, чтобы кому доучиться, а кому выморозить на просторах страны Суоми воспоминания о пьянющих турне, заблёванных автобусах и фанатской любви. “Мы никогда не были в восторге от так называемой рокнрольной жизни, месяцами не бывая дома”. Теперь будут дома чаще, – 1 октября 2005 года решено сыграть последний live в родном Oulu, завершив таким образом обещанную концертную презентацию “The Funeral Album” в максимально возможном количестве стран, от Мексики до России. А в 2006 году Century Media, накосив купонов за “Funeral Album”, выпустит могильный DVD Sentenced “Buried Alive” со съёмками последних выступлений, с клипами и редкими фотографиями. Всё, пишите письма. Сами Лопакка: “Я бы не хотел, чтобы была жизнь после смерти. Надеюсь, ТАМ меня ничего не ждёт”.

Ян Федяев


Sentenced. part 2


www.sentenced.org – официальный сайт группы

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.