rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Rammstein. part 1


 

Rammstein
Мы похожи на Майкла Дугласа?

Полные придурки и воспевающие насилие педрилы-фашизоиды. Так поначалу казалось многим. В Германии. Их происхождение гораздо важнее, чем всё их последующее рифоплётство. В Германии во многих сферах жизни плохо с юмором и хорошо с завистью. А Rammstein уселись на это сразу шестью арийскими задницами. Хотя нацистами никогда не были и не будут…Что имеем на сегодняшний день? Заметный образец современной немецкой культуры, включая литературу, олицетворение немецкости за территорией турецко-русско-пенсионной Дойчляндии, самая известная немецкая группа в мире наравне с Kraftwerk (да простят меня современники) и флагман целой музыкальной эскадры.

Как так получилось? Кто всё-таки занимается проституцией? Цвет тряпки для общественности, будучи некогда кроваво-красной, на флагштоке берлинцев за десять лет по разным причинам обрёл почти пастельные тона. Но отнюдь не выгорел в пожарищах пламенных шоу и перекрёстном огне веское слово имеющих. Rammstein – в некотором роде музыкальные братья Гримм. Далеко не все их страшилки публиковались в своё время в “совке” – вроде сказка, но уж очень мрачно жизненно, не всегда доступно внутренней русской ориентации на “халяву” и как-то не про “Иванушку-дурачка”. Так и Rammstein – вроде простенький такой группёшник, играет тяжёлую музычку такую, типа мелодичный индастриал-поп-метал, поёт диковинные извращённые текстики на немецком языке… Но неизлечимо больная самокопанием и “комплексом вины” за нехилую мировую войнушку Германия повелась на провокацию, неосознанно организованную Rammstein своим появлением. И с надутыми губами ведётся до сих пор на каждый их выпущенный сингл или клип, чаще всего просто делая посмешищем свои нравственные, общественные и дипломатические институты.

А ведь народ почти наш, почти родной социалистический! Все из хонекеровской ГДР. Засеки пограничники Рихарда Круспе, когда тот перебирался через Венгрию и Австрию в Западную Германию, и не услышать миру “Ду хаст”, и не целовать Мартину Гору его руки. Но всё обошлось. В ФРГ Круспе основал группу Orgasm Death Gimmick, где панковал на гитаре, а после падения Берлинской стены в 1989 году вернулся в родной Шверин, собрал Das Auge Gottes и в итоге осел в Восточном Берлине. Там и сям он знакомится с бассистом Inchtabokatables Оливером Риделем и барабанщиком Die Firma Кристофом Шнайдером. Так втроём и стали тусоваться и проживать в одной коммуне, занимаясь при этом каждый своим делом. В 1993 году шутки ради троица замутила новый проект, но всех напрягало отсутствие литературных навыков и вокалиста. Тут Круспе пришла на ум кандидатура шверинского приятеля Тилла Линдеманна, бывшего некогда серебрянным призёром чемпионата Европы по плаванию среди юниоров. На тот момент он содержал крохотную мастерскую по плетению корзин и кое-как барабанил в панк-группе “First Arsche” -сажал в бас-бочку братьев наших пернатых, а потом обдолбанных выпускал носиться по сцене. Вобщем добрый был малый, при этом любил петь и сочинял эпатажные стихи. Он согласился вложиться с Круспе и остальными в запись первого демо. В ней принял участие и пятый человек – гитарист Пол Ландерс (родился в Белоруссии и жил одно время в Москве). Оставалось только уговорить коллегу Ландерса по относительно известной команде Feeling В Кристиана Лоренца влиться в новоиспечённый коллектив на правах клавишника. Тому музыка Rammstein казалась вялой и скучной: банальный среднетемповый индастриал с тяжёлыми гитарными рифами в унисон, безыскуссной ритм-секцией, с дёшевыми семплами и техногенными звуками, и замогильным голосом с раскатистым, слишком твёрдым для немецкого языка “P”. Что-то от Ministry, что-то от Laibach, Prodigy и Pantera. Но поддался таки на уговоры. Уже вшестером и с записанным демо группа участвует в конкурсе молодых немецких коллективов (при том что юношами в Rammstein уже не пахло) и получает главный приз – профессиональную запись. Примерно в это же время все участники окончательно расстаются со своими прежними коллективами и со своими женщинами. Это зарядило новое 4-х трековое демо ненавистью, сожалением, агрессией и перверсивным сексизмом, – характерной доминантой первых пластинок секстета. Благодаря второй демо-ленте, в сентябре 94 Rammstein подписываются на Motor Music, а в декабре продюсер Clawfinger Якоб Хельнер, посмотрев их шоу, соглашается заняться дебютным альбомом “Herzeleid”(95) в стокгольмской Polar Studio.

Rammstein
Могу дать прикурить

Группе начали припоминать всё, от названия до обожки дебюта. Трагедия была известная: на американской авиабазе в городке Ramstein во время показательных полётов в воздухе столкнулись итальянские истребители и упали в толпу зрителей, обратив в пепел около 80 жизней. Название города показалось выросшим за железным занавесом друзьям вполне имиджевым и привлекающим вниманием, в него по стопам Beatles была добавлена лишняя “m”. В добавок “Ramm-Stein” переводится как “бордюрный камень”, мол, не плюшками тут балуемся. Чопорная общественность возмущалась, кроме родственников погибших, – тем показалось это доброй памятью. Этому событию группа ещё на первом демо посвятила песню “Rammstein”. Первый сингл “Du Riechst So Gut” был запущен в августе 95, но остался незамеченным до выхода головного альбома “Herzeleid” и начале активной концертной деятельности. Поддержав в Праге и Варшаве выступления Clawfinger и откатав тур с Project Pitchfork, группа сама даёт 17 концертов в Германии в качестве хэдлайнера. И всё, дело пошло. Оставалось только отбиваться от журналистов, засыпать фэнов синглами и развивать своё шоу. На обложке “Herzeleid” на фоне цветочка красовались шестеро молодчиков бройлерного вида с обнажёнными торсами, мрачными взглядами и точёными скулами. Ну как тут не обвинить их в нацизме и гомосексуализме? А сентенции типа “Я хочу трахаться!” с садо-мазохистским подтекстом? Или намёки на некрофилию? “Мы в КАЖДОМ интервью говорим, что не имеем с фашизмом ничего общего. Но журналисты просто не хотят слышать неугодные им ответы”. Это было только началом; оправдываться группе на двусмысленность своих творческих решений приходись часто, – настолько неуловима была грань между юмором и тотальной серьёзностью. Тем более, что сами участники никогда не стремились разжевать всем свою игру символами. А речь шла о нарушении неких табу больного цивилизованного общества. “Мы показываем, что не мы, а мир болен. Приподними ковёр и ты увидишь, что вокруг грязь. Снаружи всё чистенькое и белое, а внутри – большие кучи дерьма”. Дебют берлинцев хоть и не отличался изяществом форм, но как ни странно впечатлял монотонными маршевыми ритмами, простыми, качающими рифами и манерой пения-говорения Тилла Линдеманна. Альбом неожиданно для своих создателей саккумулировал в себе актуальный образец немецкой музыкальной эстетики. И хотя это вместе с позитивной самоидентификацией приняло общепризнанные формы лишь после релиза “Sehnsucht”(97), Rammstein уже на “Herzeleid” дебилизировали болезненную для Германии национальную идею и превратили её в объект для стёба и приносящее серьёзный доход предприятие. Как позже выяснилось – мирового масштаба. “Der Meiser” и “Asche Zu Asche” заводили маховик, а “Weisses Fleisch”, “Heirate Mich” и перезаписанный именной трек забивали сваи в фундамент будущего фанатского обожания. Альбом со временем стал “платиновым” и провисел в чартах до марта 98 года.

Rammstein
Жертвы искусства

Тема огня и больных фантазий натолкнула вокалиста на мысль снабдить выступления группы мощным пиротехническим действом, с огнемётами, взлетающими над толпой ракетами, стрельбой из лука горящими стрелами, дождём из искр, петардами и дымовыми бомбами. Об него самого на концертах разбивались галогеновые лампы, нанося самые настоящие порезы. А когда Тилл поднимался из-под сцены на подъёмнике, одетый в пылающую непрожигаемую кольчугу, публика билась в экстазе. Культ! Во время исполнения патетической “Seeman” со скупой мужской слезой в зал по рукам фэнов отпралялась резиновая лодка с сидящим в ней клавишником Кристофом по кличке “Пушинка”. После новой серии концертов с Clawfinger и The Ramones и релиза сингла “Seeman” в 1996 году, слава группы выплеснулась на MTV и продолжилась быстрым прорывом на американский рынок. Группа хотела для съёмок своего клипа заполучить в режиссёры Дэвида Линча. Времени у того не нашлось, зато появилось желание взять сразу две песни Rammstein в саундтрек для своего нового фильма “Lost Highway”. С этих пор турне по Европе стали восприниматься как само собой разумеющееся. “Мы стали звёздами даже в Америке, но не в своей собственной стране. Там не понимают, что мы как немцы смеёмся над самими собой. Хотя мы – не театр комедии: на первом месте у нас всегда стоит мощь и монументальные чувства”. В ноябре 96 под руководством того же Хельнера стартует продакшн второго альбома “Sehnsucht”, с помощью которого группа закрепилась в Америке и Японии. Оба первых сингла “Engel”(3-е место в сингл-чартах) и небезызвестный в России “Du Hast” (5-е) сопровождались шумными премьерами клипов и представляли более облагороженный Rammstein: причёсанный гитарный саунд, умеренная агрессия, больше развёрнутых мелодий, продуманный программинг и общий акцент на радийный формат. В самой Германии альбом “Sehnsucht”(97) был на 1-м месте уже через 2 недели. Имя Rammstein стало притягивать. Группа задействуется в производстве ремиксов для Korn, Rob Zombie, Faith No More. Играет первый тур по США, сопровождая KMFDM; “Sehnsucht” феноменально для существующей всего 3 года группы из Германии продался там более 500 тысяч раз. Билеты на большинство концертов в Европе распродаются в первые часы анонсов, число посетителей концертов легко переваливает за 10 тысяч и иногда достигает 30 тысяч на больших площадках и фестах. На Рождество группа практически дарит фэнам новый сингл – не попавший на “Sehnsucht” кавер песни Kraftwerk “Das Model” и неизданный трек “Kokain”. “Крафтверки согласились, чтобы мы исполнили их песню, но упёрлись, когда мы захотели в тексте заменить слово “модель” на “шлюха”. Как это по-раммштайновски! Японцы для своей версии получают два бонуса – песни “Engel” и “Du Hast” на английском языке. Хорошо, что немцы делают это крайне редко. Пучина человеческой души, его страстишки, стремление к насилию, похоть, слабости и инстинкты – темы “Sehnsucht”. А ещё педофилия и судьба женских гениталий. Для автора текстов Линдеманна это как бездонная бочка: “Я верю в звериные инстинкты и считаю, что человек до сих пор является зверем”. Шоу Rammstein приобрели просто мифическую необузданность. Во время исполнения песни “Buck Dich” Линдеман ставил Лоренца в кожаном прикиде в позу раком и отхаживал огромным резиновым фаллосом, а потом из него же обливал всех мутной жидкостью. Эту сцену на вышедшем в 99 году видео-аудио пакете “Live Aus Berlin” купировали во многих странах по морально-этическим соображениям. Хорошо хоть тексты не все понимают! “Конечно, мы думали о том, почему Rammstein так хорошо принимается, скажем, в Штатах. Раньше мы слушали в основном англоязычные группы и тоже плохо понимали, о чём они поют. Но это было неважно. Важно, насколько гармоничны между собой пение и музыка. Мы подпевали, и тоже самое происходит в Америке. Там люди приходят и наслаждаются хорошим шоу. Они вряд ли понимают смысла песен, зато не ищут никаких “междустрочий”. 98 год принёс Rammstein новый скандал, связанный с изданием классного кавера Depeche Mode “Stripped”. В клипе использовались кадры из опального документального фильма Лени Рифеншталя об Олимпиаде 1936 года времён фашистской Германии. Но вся шумиха давно работала только в пользу группы. Она получает награду Echo за клип “Engel” и Comet Award как лучшая live-банда. Даётся вторая жизнь синглу “Du Riechst So Gut” и играется крупнейший домашний концерт в Wuhlheide – 17 тысяч фэнов и разогрев – Danzig, Nina Hagen, Joachim Witt. В конце 98 года восточные берлинцы номинируются MTV как “Лучшая рок группа”. Вчерашние полукровки от музыки с окраин немецкой столицы, обвинённые прессой в пропаганде нацистской эстетики, теперь правили балом.

Rammstein
Нагнись-ка пониже!

Последующие два года прошли в заботах об издании “Live Aus Berlin”, грандиозных концертах (c Kiss, Soulfly, Skank Anansie), награждениях (Echo, Grammy, MTV) и записи нового альбома “Mutter”. Он вышел в апреле 2001, с изображением абортированного младенца, заспиртованного в банке. Тилл: “Газета Bild написала, что за такое группу нужно запретить. А я подумал: “Клёво! Это как раз то, что мы хотели. Получить плохую критику в Bild – совсем не плохо”. Первым синглом Европа получила песню “Sonne”, Америка- “Links 2-3-4”. Эти клипы крутились с максимально высокой ротацией по всем основным музыкальным TV. Следующий сингл “Feuer, Frei!” быстро раскрутили, благодаря эффектному клипу на основе тупого экшн-жорева “Три Х” с Веном Дизелем. Музыка Rammstein стала представлять собой богато инкрустированный, отполированный industrial-поп, с пышными припевами, фанфарным пафосом, серьёзной вокальной и гитарной подачей, с полным арсеналом студийных возможностей. Законченное и продуманное на 100% произведение Rammstein-искусства, в целом весившее больше, чем “Sehnsucht”. “Links 2-3-4” хорошо подходила для занятий по строевой подготовке и демонстрировала антифашистскую позицию группы. “Rein, Raus” являлась описанием совокупления от лица пениса. В песне “Mein Herz Brennt” оформилась тревожная, давящая атмосфера последующего материала коллектива. “Adios”, “Spieluhr” и “Feuer, Frei!” являлись типичными концертными боевиками. Но результатами осмысления своего творческого пути и трансформацией первоначальной идеи стали треки “Nebel” и “Mutter”. Последняя – полуакустическая песня убитого в утробе младенца, с сильнейшим текстом и плотнейшей оркестровкой, полная тоски и безысходности. Тилл как поэт стал достигать в своих текстах потрясающей игры образов при предельной лаконичности. В общей сложности с альбома надоили 5 синглов, десятка два ремиксов и три неизданных трека. “На запись “Mutter” лейбл зарядил такую сумму, что мы находились под постоянным давлением. Любая задержка с завершением записи каралась финансово”. Огонь остался основным элементом потрясающих шоу Rammstein, хотя был момент, когда группа пыталась создать новую концепцию на основе воды. Это оказалось слишком накладно и технически едва осуществимо во время больших туров. И так приходилось часто обходиться без большинства пиротехнических приблуд, особенно в Америке, где в каждом штате разные правила пожарной безопасности.

В 2003 немцы издают второй серьёзный видео-документ – DVD “Lichtspielhaus”, и не смотря на слухи о негативных брожениях в своих рядах, приступают к производству четвёрного лонгплея “Reise, Reise”. Линдеманн между делом выпустил книгу своих стихов “Messer” и снялся эпизодически в нескольких фильмах. Деятельность на стороне, слишком разборчивое отношение коллег к его текстам, нежелание вокалиста давать интервью и нездоровый ажиотаж массмедиа заставили говорить о трениях в коллективе. Тем не менее, компромисс был найден, даже удалось уговорить Тилла взять несколько уроков вокала. “Reise, Reise” сочинялся в атмосфере полной творческой свободы, без какого-либо давления и исключительно ради удовольствия. “Да, было хиппово! Мы работали в таком ритме, который был во времена “Mutter” немыслим. Во время записи нынче каждый был волен приходить в студию когда он захочет”. Сначала берлинцы решили поэкспериментировать. Лоренц рассказывает: “После американского турне со Slipknot и System Of A Down” мы со своими мелодичными припевами выглядели как эстрадные исполнители шлягеров. Нам захотелось нарулить чего-нибудь “злого”. Но в попытке интегрировать американское влияние группа полностью облажалась”. Линдеманн: “Функционирует только то, что ты носишь с себе. Новые песни стали отражением именно нашего действительного внутреннего состояния”. В итоге, машинное стерильное молотилово было заменено “живой” ритм-секцией. Пронизывающие маршевые ритмы были чуть задвинуты на задний план, расширилась инструментальная панорама, режущий металлический звук гитар сменился более мягким роковым звучанием, в аранжировках появились аккордеон и хор. Тилл стал лучше “играть” голосом. На альбоме не было рваных краёв, за исключением коды, а вот в содержании песен и клипов Rammstein остались верны себе. Первый сингл “Mein Teil” описывал историю каннибала Армина М. Он нашёл по объявлению берлинского инженера, который согласился быть съеденным. Армин отрезал ему пенис, они его вместе съели, после чего инженер умер от потери крови. “Как такое можно придумать, если бы это не случилось на самом деле!? Все бы кричали, что у нас больная фантазия! Но мы были бы идиотами, если бы прошли мимо этой истории”. Ещё до выхода “Reise, Reise” увидел свет второй сингл “Amerika”, высмеивающий насаждение американцами всему миру своих принципов демократии в виде “кока-колы, Санта-Клауса, иногда войны”. Едкий юморок Тилла подкреплялся стёбным видео-клипом о театрализованном завоевании Луны и хором из счастливых детских голосов, поющих “We are livin’ in Amerika!”. “Reise, Reise” увидел свет в сентябре 2004 и попал в топовую европейскую десятку. Биллборд признаёт Rammstein самой успешной германоязычной группой всех времён. Русские фэны уже дважды смогли в этом воочию убедиться.

Rammstein
Mein Herz brennt!

После записи “Reise, Reise” осталось несколько неизданных песен. Менеджеры, слышавшие всю сессию и конечный выбор музыкантов, были шокированы отказом от некоторых потенциальных синглов. Но видимо было из чего выбирать, это было доказано успешными релизами: пародийной “Keine Lust” и мужественной “Ohne Dich”. Треку “Amerika” противопоставлялась песня про обитель порока и город наживы “Moskau”, с подпевающей на русском языке, живущей в Берлине переселенке Викой Ферш. Хотели сначала договориться с Тату, но не царское это дело, “голосистым” Тату быть на подпевках у Rammstein. Относительно экспериментальной получилась песня “Los”, где при миксе были просто стёрты искажённые гитары и оставлена акустическая полубасовая линия. Песня сначала считалась мусором, максимум b-side, но вдруг оказалась в трек-листе. А весь unreleased попал на свежий полновесный альбом “Rosenrot”(2005). Группа решила не томить поклонников, дописала в берлинской студии несколько новых треков и без лишней возни издала после выхода агрессивного сингла “Benzin”. Заодно были получены две награды Echo и World Music Awards за всё самое лучшее. Существенных идеологических и звуковых отличий от предшественника новинка не имела и в экспериментальном отношении повторила судьбу “Reise, Reise”: хорошо сбалансированный, разнообразный рок-альбом с меланхоличным ядром из песен “Rosenrot”(второй сингл), “Wo Bist Du” и “Feuer Und Wasser”, забойными “Zerstoren” и “Te Quiero Puta!” (первая песня на испанском). Вполне мэйнстримовой стала полностью акустическая, драматичная песня “Stirb Nicht Vor Mir”. Компанию Тиллу в ней составила гражданка, поющая параллельно английский текст. Вряд ли публику шокирует текст про заживо сгорающего ребёнка, умирающих любовников или толпу, с восторгом наблюдающую за самоубийцей. Ведь за кулисы к Rammstein по-прежнему допускают только симпатичных девушек. Для приятного времяпровождения, разумеется.

Так что если кто-то до сих пор думает, что во главу угла до сих пор ставится шок, то всё довольно плюшево. Как ни крути, по сравнению с G.G.Alien “шоковая терапия” уровня Rammstein хоть и стоит немалых денег, но ещё далека от реального экстрима. Денег столько, что можно спокойно жить, летать в Америку, нанимать там постановщиков новых шоу и имиджмейкеров для новых фотосессий. А ныне покойный G.G.Alien просто садился на сцену и гадил. А толпу поливал из настоящего члена. Но то было в Америке. Так что Европе ещё есть к чему стремиться.

Ян Федяев


Rammstein. part 2


Читай так же

Rammstein


Официальный сайт группы- www.rammstein.com

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.