Плач по всей Руси, конечно, не стоял, – наша страна в этом случае выступает как обычный потребитель музыки. Свою деятельность на самом пике карьеры прекращали и более грандиозные проекты. Но для стремительно развивающейся европейской death-metal сцены в начале 90-х годов деятельность экстремальной команды At the Gates являлась показательной. С точки зрения способности комбинировать меланхоличные мелодии со злобными истеричными мессагами и «гётеборгской» гитарной школой и интегрировать полученное сочетание в сложные размеры с повышенной динамикой, At the Gates прогрессировали очень быстро. При этом они не скатывались к героическому викинг-мелодизму и «давящим на гниль» припевчикам, а сохраняли анти-религиозную колючесть и не злоупотребляли программингом. Возможно, в силу времени. После серии крепчающих с каждым разом классических шведских metal-альбомов, в 1995 году был создан шедевр melodic-death музыки – альбом “Slaughter of the Soul”. После чего, в 1996 году At the Gates неожиданно развалились….
….чтобы дать начало новой группе. Её создателями стали стоявшие у истоков At the Gates братья Bjorler – гитарист Anders и бас-гитарист Jonas. Потратив какое-то время на скорбь по прежнему известному коллективу, Anders с братом подшаманил основную содержательную концепцию и сколотил первый состав группы The Haunted. В него помимо бройлеров-Бьёрлеров вошли барабанщик Adrian Erlandsson (Ex-At the Gates и Cradle of Filth), второй гитарист Patrik Jensen (Ex-Seance, Satanic Slaughter и Witchery), и работавший ранее мясником вокалист Peter Dolving, нервический философ и балабол. Дебютные усилия новой и, несомненно, многообещающей группы контролировал британский лейбл Earache, причём гнусным бюрократическим способом. После распада At the Gates, за группой остался контрактный долг в три альбома. А поскольку в The Haunted играло три бывших участника At the Gates, то фактически The Haunted пришлось своими альбомами рассчитываться с Earache за ашипки прошлых дней. «В действительности, мы не подписывали никакого контракта с Earache Records, всё тупо свелось к выполнению старых договорённостей, – вспоминает гитарист Jensen. – Надо ли говорить, что мы не были особенно счастливы тем обстоятельством, что лейбл полностью контролировал группу, не давая взамен ничего, чтобы способствовало нашему росту».
Одноимённый первенец “The Haunted”(98) не разочаровывал ни на минуту своим аккуратным спринтерским риффингом, припанкованным хардкор-настроением, вокалом а-ля Ансельмо и самым кайфовым – безудержным напором и скоростью. Именно тем, на чём до сих пор основывалась любовь слушателей к этой грамотной группе. Отголоски музыки At the Gates здесь звучали часто (“Hate Song”, “In Vain”, “Bullet Hole”), но к чести коллектива, тусовка имела дело с самодостаточным металлическим организмом, очень быстро бегающим, не лишённым красоты, привлекательной простоты и интеллигентности. The Haunted не стали спекулировать на старых идеях, взрастивших в итоге целую плеяду шведских коллективов: In Flames, Soilwork, The Crown, Dark Tranquillity, Darkane, Gardenian; The Haunted охотнее оперировали наследием американских трешевых команд Slayer, Forbidden, Exodus. Первенец The Haunted журнал Terrorizer признал «Альбомом года», а британские гастроли в поддержку Napalm Death представили группу в отличной концертной форме. После первого локального успеха и насыщенной промо-кампании, на почве недовольства контрактом и другими внутренними демонами, в группе разладились отношения с фронтмэном Петером, – его заменил массивный голосина Marco Aro из команды Face Down, внешностью больше подходящий для angry-музыки. Заодно сменился и хозяин барабанной кухни; Erlandsson решил попытать счастье в другом месте, в команду был принят бывший барабанщик датских групп Artillery, Invocator, Konkhra Per Moller Jensen С новыми участниками был записан классический альбом “The Haunted Made Me Do It”(2000), посвящённый различным маньячным идиотам и обществу, кишащему оружием и убийцам. Новые треки записывались в студии Berno в городе Мальмё и продюсировались группой самостоятельно пополам с Berno Paulsson. Критики изрядно прошлись по серьёзным аналогиям со Slayer, но приём у публики был отличный. Диск получил шведскую награду Grammy в категории «Лучший хард-рок альбом». По своей экспрессии и энергетической ценности второй альбом The Haunted действительно можно, не стесняясь, сравнить со слэйеровским “Reign in Blood”. Звук шведов прибавил в весе, из него исчезла хардкорность; акцент был сделан именно на сочетании скорости, забойной ритм-секции и высококлассных упитанных thrash-metal риффов. “Bury Your Dead”, “Trespass”, “Revelation” (зер шнель!), “Human Debris” – лучшие образцы творчества The Haunted того времени. Прямолинейный in-your-face вокал Aro и уверенные аранжировки придавали группе больше взрослости. При этом в музыке квинтета сохранялась та простота и филигранность, которая при всей тяжёлой наследственности несла ощущение ажурности. За релизом “….Made Me Do It” последовала серия гастролей и успешных фестивальных выступлений, в ходе которых группа отыграла 190 концертов. Популярность коллектива проявилась и в Японии, что хорошо грело суровые скандинавские сердца музыкантов и чопорные британские печёнки их боссов. В 2001 европейским поклонниками The Haunted пришлось раскошелиться на японский импортный диск “Live Rounds in Tokio”, записанный во время первой поездки своих любимчиков по Японии (с In Flames), в который помимо живых версий треков с первых двух пластинок вошла неизданная студийная песня “Eclipse”. В августе 2001 года о своём уходе невнятно заявил лидер-гитарист Anders, но вернулся как раз к началу составления материала для будущего альбома. Пока его не было, роль ритм-гитариста во время турне по Северной Америке и хэдлайн-гастролей по Скандинавии выполнял специально приглашённый музыкант Marcus Sunesson из death-metal группы.
C сентября 2002 года в гётеборгской студии Fredman, под управлением гуру шведского metal-звука Fredrik Nordstrom, начинается двухмесячная запись нового диска “One Kill Wonder”. Параллельная композиторская работа обоих гитаристов позитивно сказалась на разнообразии материала. Бескомпромиссное рубилово в “Godpuppet”, “Everlasting”, “One Kill Wonder” и “Urban Predator” сочеталось с более вариативными композициями “Shadow World”, “Downward Spiral” и “Shithead”. В треке “Bloodletting” слышна гитарная работа Майка Эмотта из группы Arch Enemy. На выходе получился один из самых мощных металлических альбомов 2003 года. Данью скандинавскому народу стала лимитированная версия “One Kill Wonder” с бонус-треком “Creed”. Японцам досталась дополнительная песня “Ritual”. Финальным аккордом симфонии физического насилия над личностью, которому в большей или меньшей степени посвящено большинство треков группы, стал выпуск DVD диска “Caught on Tape” с отснятым концертом времён “Made Me Do It” – турне и 25-минутным фильмом о создании альбома “One Kill Wonder”. Примечательно, что столь экстремальный релиз занял в Швеции первое место в DVD-чартах. Весь пакет сначала обкатывался в обширном европейском турне в феврале и апреле 2003 года. Успех “One Kill Wonder” позволил шведам впервые прокатиться с концертами ещё и по Австралии и Южной Африке, повторно – по Японии, получить во второй раз шведскую Grammy и войти, по мнению альтернативной прессы, в число 25 самых значительных metal-коллективов планеты.
Вместе с завершением контракта с Earache, заканчивается и целый период в творчестве The Haunted. Размазывающий по стене современный треш-метал высокого давления, брутальная презентация финского вокалиста Marco Aro и не-шведский подход к звучанию, к великому сожалению большой части сторонников The Haunted перестал быть актуальным сразу после подписания контракта с рекорд-компанией Century Media. Что ж, шведы заслужили себе приличные условия; с переходом на новый контракт потребовался свежий релиз, который по всем мажорным правилам стали пиарить задолго до его выхода. В марте 2004 года The Haunted забаррикадировались с Нордстрёмом во Фредман Студио и за двадцать дней (плюс неделя на микширование) записали свой первый мажорный альбом, 11-песенный “rEVOLVEr”(2004). Гуру, кстати, на этот раз отработал как попало. «В конечном счёте, мы остались недовольны работой Нордстрёма, – вспоминает Anders Bjorler. – Он не был особенно активным в процессе записи, его только хватало постоянно говорить «хай!». Все инженерные работы выполнял Patrik J. Steen. Мы представляли себе человека, который полностью вовлечён в процесс от начала до конца, который будет заботиться только о The Haunted и о том, чтобы сделать хорошую запись». Поэтому в будущем, шведы обратились за такими услугами к датскому продюсеру Tue Madsen. В 2004 году он только выполнил микширование пластинки. Диги-пак версия “rEVOLVEr” с альтернативной обложкой содержала дополнительно две песни “Smuth King” и “My Shadow”, но сути это не меняло. В августе 2003 года шведы отыграли последний совместный концерт с вокалистом Aro (он решил посвятить себя семье), и его функции по старой дружбе вновь стал исполнять бывший вокалер Долвинг. Вновь принятый Петер давал всякие многословные интервью на счёт тотального обновления The Haunted, и отчасти оказался прав. Бьёлер и Енсен продуктивно выдавали грандиозные режущие риффы; Пер Мёллер, успевший записать партии ударных на дебютном альбоме классной греко-шведской группы Nightrage, заколачивал в лучших трешовых традициях Ломбардо и Дэйва Хоглана. Но эмоциональный фон резко изменился, и по содержанию “rEVOLVEr” мало чем отличался от альбомов многочисленных американских последователей In Flames – Cimaira, Killswitch Engage и иже с ними, возникших в точке слияния melodic death-metal и пост-гранджевых/альтернативных идей Alice In Chains и Jane’s Addiction. Такой получился обратный эффект. Гостевым вокалистом на “rEVOLVEr”, в песне “Who Will Decide” стал Lou Koller из группы Sick of It All. Педаль газа ослабла, уступив место запродюсированному звуку и хитовым фишкам. Фактически, The Haunted вернулись к дорого записанному хардкору с усиленными лирическими отступлениями, с добавлением новых, не экстремальных инструментальных и вокальных элементов. Диск очень хорошо продавался, что окупило и энергичный пиар и затраты на тщательное сведение/мастеринг в датской студии Antfarm с быстро набирающим продюсерский вес Tue Madsen. Всего в нескольких песнях The Haunted обратились к прошлому, скорее, к своему дебюту – в “No Compromise”, “Sabotage” и “Sweet Relief”. Остальная масса этого супер-качественого продукта пришлась на среднетемповые хлёсткие heavy-metal песни со звукоинженерными изысками “99”, “All Against All”, “Fire Alive”, “Abysmal”. Откровенно говоря, достало уже это виртуальное принуждение к смешению всего, как и попытки угодить всем. Суммы инвестиций в запись не создают, слава Богу, музыки. Иногда просто хочется послушать любимую группу, играющую в любимом жанре. Так нет же, надо, твою мать, «прогрессировать» и «удивлять» своего слушателя, готового от разочарования выкинуть только что купленный диск. Чистота жанра сейчас мало кого из музыкантов интересует, почему-то среди метал-музыкальных коллективов считается особым западлом играть музыку, которую от них ждут поклонники, чтобы не создать случайно свой лучший альбом, часть Вторая.
К своему последнему релизу “The Dead Eye”(2006) The Haunted подошли именно с таким осознанием. Вдруг кто посчитает творческим импотентом! Нет, надо расширить и углУбить. Всё, что вызывало с самого начала ощущение неуместности на пластинке “rEVOLVEr”, шведский коллектив без сожаления преумножил на “The Dead Eye”, и от самобытности не осталось и следа. «После двух последних альбомов, мы почувствовали, что нам не хватает мелодичного материала, который мы разрабатывали в At the Gates, Mary Beats Jane (бывшая группа Долвинга) и даже в раннюю пору The Haunted, – говорит вокалист. – Так что это был основной посыл при сочинении песен для The Dead Eye». Удачно или нет, – ответ неоднозначный. Энергия несущегося тяжеловоза, столь ощутимая на дисках “Made Me Do It” и “One Kill Wonder” ещё больше размылась, и только несколько скоростных песен с натягом можно назвать modern thrash metal: “The Medication”, “The Prosecution”, “The Stain” и “The Shifter”. Да и то, один эффектный рифф всякий раз разбивается альтернативными и драйвлёными партиями с воющими гранджевыми вокалами на все лады. Интересно слушающимися в отдельно взятой песне, возможно, но вызывающими припадок бешенства от недовольства на фоне остальных, таких же треков в рамках целого альбома. Понимаешь, что для The Haunted это ново, но чьим интересам это служит…. На этом, как говорится, мысль обрывается. Говорливый Долвинг, который на своей страничке на портале MySpace уже дошёл до Интернет-расприй с фэнами The Haunted, утверждает, что новый материал динамичнее четырёх остальных релизов. И представляет собой «классический» альбом The Haunted с естественным эволюционированием привычных вещей. Гонит он, вот что хочется, в свою очередь, заявить. «Все говорят, что мы изменились, – говорит основной музыкальный креативщик коллектива Anders. – Я не думаю, что мы уж настолько сильно изменились. А что касается сознательности, то мы очень захотели сделать именно такой альбом. Конечно, его основное отличие – это продакшн и чистые вокальные партии. Материал мы начали сочинять ещё в августе 2005 года, поэтому на аранжировки и замысловатые детали было потрачено гораздо больше времени, чем это обычно бывало раньше. Всё, что вы слышите на новом диске, – это то, что мы не смогли осуществить во время записи “rEVOLVEr”. На тот момент мы ещё не достигли необходимого уровня динамики». Кого-то может утешить интересное DVD-приложение в лимитированной версии “The Dead Eye”. К самой аудио-части была пришита пара бессмысленных инструменталов, а вот на DVD попали два промо-клипа (“All Against All”, “99”), полезный фильм о создании самого альбома “The Dead Eye” и пара концертных видеоклипов с выступления The Haunted на польском фесте “Metal Mania” в 2005 году.
Что дальше? Как признаётся фронтмэн Долвинг: «Эта группа функционирует таким образом, что никогда не знаешь, что будет дальше. Некоторые считают нас странными, некоторые – очень странными. Нас – пятеро совершенно разных индивидуумов, и всё что нас объединяет – это The Haunted, ранний Deep Purple, Slayer, Black Sabbath и Autopsy. Но по идее, этого достаточно, чтобы быть вместе, не так ли?» Так может ещё срастётся? Сколько можно рафинада?!
Ян Федяев
Сайт: www.the-haunted.com