“Даже в самых тёмных моментах моих песен всегда имеется светлая нота. Будто бы я говорю: “Да, сейчас мрачно, но я изменю это к лучшему”.
Ane Brun
Трудно объективно относиться к стране даже на бытовом уровне, не проживая в ней. Почитаешь-посмотришь про Брейвика, быстро «чернеющих» скандинавов и чудеса ювенальной юстиции, послушаешь телеги Ирины Бергсет про менталитет норвежцев и не менее едкие опровержения, и много чего представишь про этот суровый край. Тор и Один с ними, с норвежцами. Пусть живут себе на здоровье в своей публично пестуемой толерантности, как получается, поддерживают свой высокий уровень жизни, добывая нефть и торгуя форелью. Зато какие поп-музыкальные самородки там обнаруживаются! Взять хотя бы A-HA с их неподражаемой мелодикой и уникальным чутьём на изысканную хитовость, или блеснувших парой удачных песен Secret Garden. Я уже молчу про целый выводок норвежских злобарей-блэк-металлистов, некоторые из которых демонстрируют завидную прогрессивность. Есть свои герои в джазе и нео-фолке, хоть и менее известные. Автора и исполнителя Ане Брун я открыл для себя, случайно увидев её живое акустическое исполнение кавера “Big In Japan”, столь плаксивое и пронзительное, что я не смог, так сказать, эту тему не углУбить и не расширить. К своему удовольствию за именем Ane Brun потянулась занятная биография и, что самое главное, целая музыкальная коллекция, достойная физического хранения.
Ане Брун довольно поздно всерьёз занялась музыкой, хотя никого не удивит, что детство у норвежской девчушки из города Мольде с живописными окрестностями прошло довольно либерально. Она родилась в 1976 году. Её мама была музыкантом и музыкальным педагогом, так что Ане с детства жила в творческой обстановке, слушала много разной музыки, танцевала, занималась балетом и никогда не мечтала о музыкальной карьере. “В раннем возрасте моими фаворитами были Eurythmics, Neneh Cherry, Prince, Madonna, Miles Davis, Herbie Hancock, Jan Johansson, Aretha Franklin и Ella Fitzgerald. Когда мне стало 14 или 15 лет, мой вкус стал более селективным. В то время очень важной пластинкой для меня был альбом “Dilate” Ani DiFranco. Её гитарная игра и стихи вдохновили, как и то, что она владела собственной компанией и оставалась бескомпромиссной в своих убеждениях”. Переехав в 1995 году на учёбу в Осло, Ане, как выяснилось потом, захватила с собой самую важную личную вещь – старую безымянную родительскую акустическую гитару с нейлоновыми струнами. Позднее она приобрел себе свой первый бюджетный инструмент, названный именем “Морган”. “Когда мне исполнился 21 год, – вспоминает музыкант, – я действительно захотела чего-то креативного. Вот тогда и открыла для себя этот семейный инструмент. Я начала играть на гитаре и быстро на это подсела, в хорошем смысле слова. Я играла каждый день, постоянно”. Разумеется, речь не шла о карьере музыканта или каких-то амбициях и резких движениях, связанных с музыкой. Девушка изучала юриспруденцию и не сильно сопротивлялась тому, что музыка медленно, но верно заполняла её жизнь.
По словам Ане, она за свою жизнь взяла всего три или четыре урока игры на гитаре, самых что ни на есть базовых. Все остальные приёмы и особенности исполнения осваивала самостоятельное, внимательно слушая своих любимых исполнителей или наблюдая за их игрой. В 1998 году норвежка решила сменить обстановку и отправилась на лето в Барселону, в компании с Морганом. В Испании девушка стала набираться первого опыта публичных выступлений, причём самым доступным и честным способом – примерила на себя шкуру уличного музыканта. Признаётся, что практически не испытывала страха перед публикой, тем более, что исполняла исключительно чужие песни – Nick Drake, PJ Harvey, Joni Mitchell, Ben Harper и Ani DiFranco, среди прочих. Несколько месяцев она выступала на испанских улицах, слушала много фламенко, фадо и южно-американского фолка. “Но даже и в тот период я не планировала становиться музыкантом и зарабатывать этим. Я всё ещё училась, а музыка пока оставалась чем-то, что я лелеяла в себе, как недавно обретённое любимое занятие”. Затем Ане вернулась в Норвегию и на некоторое время обосновалась в Бергене, где работала, сочиняла собственные песни, записывала первые демо (два EP “What I Want” и “Wooden Body”) и давала небольшие концерты. По некоторым данным, ненадолго вписалась в группу Damsels In Distress. “Я чувствовала, что это естественный ход вещей – со временем начать сочинять собственный материал. Во мне всегда имелась потребность к самовыражению, и теперь я нашла для этого подходящий инструмент. Когда я начала исполнять свои песни, музыка приобрела для меня совсем другое значение”.
В итоге, в 2000 году девушка вместе со своим прежним бойфрендом переехала в старинный шведский город Уппсала, а через год – в шведскую столицу. Морковь вскоре завяла, зато Ане влюбилась в Стокгольм и решила жить здесь. В течение 2002 года в Стокгольме и Уппсале девушка записала в нормальном качестве дебютный альбом “Spending Time With Morgan”, перезаписав уже немного обкатанные за год песни из первых демо. Поначалу Ане Брун поступила как все – стала рассылать трёхпесенное демо по рекорд-компаниям. Получив достаточное количество отказов, что немудрено для такого авторского акустик-фолк-жанра, в 2003 году Ане сделала ставку на самостоятельность. “В то время в Швеции мало кто верил, что такой материал имеет смысл выпускать независимо. От лейблов я не получила необходимых отзывов. Да, люди говорили, что это мило, но в этом не было искры. Больших амбиций у меня не было, я лишь хотела делать музыку и играть большие концерты. А в 2003 году для этого нужно было иметь на руках альбом. Так что я решила без спешки сделать что-то своё”. На сэкономленные деньги и стипендию Ане выпустила первый тираж, а также организовала вместе с Ellekari Larsson (вокалистка шведской группы The Tiny) и канадской исполнительницей Wendy McNeill лейбл DetErMine Records, в рамках которого каждый из музыкантов занимался своим собственным подлейблом. Детище Ane Brun получило название Balloon Rangers Records. “Первый год построения карьеры с нуля оказался самым напряжённым, – вспоминает исполнительница. – Всё приходилось оплачивать самой, в том числе ездить в турне за свой счёт, что вызывало у меня поначалу депрессию и истощало. Но сегодня, оглядываясь назад, я рада, что пошла на этот опыт. Он стоил того, и сейчас я отношусь к своей карьере очень бережно, потому что знаю, сколько вложила в неё своих трудов”.
Золотой человек! Побольше бы таких самоотверженных людей в искусстве, способных пропускать всё через себя, через свою боль и неизвестность, а не приспосабливаться и беспардонно пользоваться трудами других. Охотно поставлю альбом “Spending Time With Morgan” в один ряд с лучшими ранними работами Сюзан Веги и другими инди-релизами, появившимися на свет не благодаря, а вопреки. Восприятие сугубо субъективное, даже не буду оправдываться за получаемое удовольствие. Приблюзованный “Humming One Of Your Songs”, вполне вменяемый акустик-бэнд-рок “Shot My Heart”, успокаивающий джаз в “Headphone Silence”, напористый акустический блюз с заводным риффом “So You Did It Again”, частная печаль в “One More Time” и “Sleeping By The Fyris River”, лёгкая прогулка с перебором струн и позитивом кантри-кабака в “What I Want”…Что-то во всём этом наборе имелось такое, что скромно и непринуждённо проникало в тебя и удерживало внимание к звучащей материи. С первого же альбома певица и сама себе босс Ане стала сопровождать свои альбомы регулярными промо-синглами и EP на радость поклонников и любителей редкого материала. Впрочем, на первых трёх макси-синглах – “Humming One Of Your Songs”, “Are They Saying Goodbye?” и “I Shot My Heart” не было ни одного сюрприза – все опубликованные треки брались с головного альбома. Юриста из Ане, в отличие от её отца, так и не получилось, она так и не закончила учёбу. Девушка как раз грызла гранит науки на 5-м курсе, когда выпустила “Spending Time With Morgan”. К её удивлению, диск начал продаваться, его дистрибуцией занялся лейбл V2 Music. А вскоре девушке позвонили из офиса компании и сказали, что её альбом хотят переиздать сразу в одиннадцати европейских странах. Так имя Ане Брун быстро стало известным в кругах любителей акустической авторской музыки почти во всей континентальной Европе. Она отправилась в первое европейское турне. “Я запаниковала! Это было слишком много. Небольшая инициатива вдруг превратилась в нечто, соответствующее серьёзной рекорд-компании. Моим менеджером стал Mikael Gustavson, он стал заниматься делами моего лейбла. Но я и сама до этого полтора года практически убивала себя работой. Я была молода, и понятия не имела, где мой предел. Я тусовалась, влюблялась, записывалась, гастролировала…делала всё, что можно. Через три месяца после релиза я свалилась и оказалась в госпитале. Мне потребовалось шесть месяцев, что снова прийти в себя”. Ане почти полностью выгорела, только тогда успев понять, наконец, что она не супер-женщина, и что в 27 лет пора бы уже знать, чем может закончиться чрезмерное усердие.
Находясь в госпитале, Ане сочинила первую песню из своего будущего альбома “A Temporary Dive”. Безусловно, новый материал стал переосмыслением её эмоционального перенапряжения, обострившего заодно хронические болячки. “Я поняла ценность одной важной вещи, которую тебе даёт независимость. Я могу выбирать свой темп. Никто не может мне говорить, что мне делать сейчас или через шесть месяцев. Но ещё важнее то, что я сохраняю полный контроль над творчеством. Я не должна останавливаться и кого-то ждать, в то время как многие исполнители вынуждены по полгода – год ждать, пока лейбл соизволит выпустить их альбом. Для моего здоровья полезнее, если я сама решаю, что делать”. Оклемавшись и подлечившись, норвежка снова отправилась в турне, а вернувшись, занялась выпуском нового студийника. Вторая сольная работа Ane Brun “A Temporary Dive”(2005 в Европе) уже больше походила на пластинку не выспавшейся и приунывшей Katie Melua, только, разумеется, без бэнд-сопровождения и с минимумом электронных штучек. Вводный трек “To Let Myself Go” – как предчувствие грозы, тёмно-меланхоличное, неизбежное. Я бы сказал, что в песнях “A Temporary Dive” проявляется больше минималистичного инди-сканди, – не очень много солнца, мелодии, плывущие перед твоим внутренним взором, подобно холодным рекам, минимум посторонних, не самые очевидные гармонии в сингле “My Lover Will Go”, в заглавной песне “A Temporary Dive” или в трепетной акустике “Rubber & Soul”. Особенно мне приглянулись меланхоличная песенка “Balloon Ranger”, прозрачно-пронзительная “Laid In Earth” и прелестная тема “This Voice” с пиано-поддержкой и забавным подпёрдыванием духовых. Лишь трек “Song #6” выбивается из общего упадничества ощущением надежды, смешанной с атональным сумасшествием. У Ане всегда был свой взгляд на аранжировки собственных песен. “Я думаю линиями – здесь мелодическая линия, там басовая. Перенимаю партию ритм-секции, аккорды и всё остальное. Запихиваю всё в гитарную аранжировку. И это именно то, что меня с самого начала восхищало в музыкантах, с которых я брала пример – их гитара выполняла задачи целого оркестра. Это же всегда было и моей целью, когда я сочиняла новую вещь. Я должна исполнять её сама, не используя другой инструмент, другого музыканта или группу. Моя цель – независимая, полноценная аранжировка”.
В Швеции альбом достиг 12-го места в национальном хит-параде, а в родной Норвегии второй альбом Ане убрал всех и получил платиновый статус, принеся автору национальную музыкальную премию Spellemann Awards в номинации “Лучший женский вокал”. Ане ожила, синглы стали интереснее. Например, в епишке “My Lover Will Go” имеется два би-сайда “Stop” с участием Liv Wedell и “Morning Theft”, а в синглах “Rubber & Soul” и “Balloon Ranger” появились амбиент-трипхоповые ремиксы. Не успела публика как следует расслушать “A Temporary Dive”, как Ане выпустила в 2005 году ещё одну пластинку “Duets” в сопровождении двух синглов “Song #6” и “Lift Me”. С инициативой создания этого диска, принёсшего певице ещё две платины в Норвегии и ещё одну Spellemann Awards, стала сама Ане. Она обратилась к уже знакомым коллегам и потенциальным компаньонам, и в итоге составила альбом дуэтов из своих и чужих песен.
Выпущенный ранее кавер Сэм Браун “Stop”, исполненный дуэтом с Liv Widell, демонстрирует, насколько своеобразно музыкант преобразует известный материал. В уже известном собственном сочинении “Song #6” фигурирует Ron Sexsmith, в “Across The Bridge” и “Such A Common Bird” Ане обращается к сочинениям своих коллег по лейблу DetErMine – The Tiny и Wendy McNeill соответственно. И поёт на пару с ними же. Хрустально-нежная тема “Love And Misery” сделана с приятелем и будущим продюсером Tobias Froeberg, а награду девушке принёс кантри-дуэт “Lift Me” с норвежской альтернативной рок-группой группой Madrugada.
Такая активность не могла не подстегнуть гастрольную активность певицы. Два года подряд она гастролировала в разных составах (с группой, со струнным квартетом, соло) и в 2007 году преподнесла слушателям свой первый концертный альбом “Live In Scandinavia”, составленный из треков первых двух студийников в новых струнных аранжировках, записанных на разных концертах в Швеции и Норвегии в сентябре 2006 года. Можете поверить, песни Ане в сопровождении её гитары и струнного квартета, в приятно ощущающемся пространстве зала вынимают душу. Треки “My Lover Will Go”, “Temporary Dive”, кавер PJ Harvey ”The Dancer” или ”Laid In Earth” замораживают на месте своей грустью – боишься шелохнуться, чтобы не спугнуть это ощущение прекрасного. Голосок у Ане бесподобный – такой беззащитный, трепетный, будто немного обиженный. Песня “Lift Me” исполнена на этот раз с Nina Kinert. В концертах также участвовал «электрический» гитарист Staffan Johansson (музыкант из группы Ane Brun).
В 2006 году в США, а 2007 и в Японии был переиздан альбом “A Temporary Dive”. В американской версии дополнительно появилась песня “Little Lights”, а оригинал “Rubber & Soul” заменила дуэтная версия с участием Teitur (всё взято из пластинки “Duets”). На японском рынке диск появился с тем же дуэтом “Rubber & Soul”, а также кавером “The Dancer” и студийным раритетом “Half Open Door” – медленной бэнд-композицией с уютным содержимым, только без мягкого пледа и глинтвейна.
Девушка неустанно работала в своём стокгольмском убежище – своей домашней студии в старинном здании 1600 года постройки с толстенными стенами. “Это прелестное место, в нём есть душа, тишина и уединение, – говорит Ане. – Но вместе с тем, в нём чувствуется пульс большого города, начинающегося сразу за входной дверью”. Новый альбом он решила записывать с исландским продюсером Valgeir Sigurdsson, впечатлившим её работой с Bonnie Billy на альбоме “The Letting Go”.
Она написала ему – он ответил, и Ане полетела к нему на встречу в Исландию. Рассказывает исполнительница: “До этого я никогда не работала с продюсером с таким резюме, так что очень нервничала”. Чел дал своё согласие поработать с норвежкой. Первая студийная сессия состоялась в сентябре 2007 года в Стокгольме, и первый день работы с продюсером Aне вспоминает с нескрываемым смущением на лице: “Я была в таком стрессе! Для меня это была настоящая катастрофа. Я сидела с наушниками на голове и повторяла: “Нет, это не cработает”.
Сработало. В конце октября 2007 года на руках у Ане уже была готовая запись нового альбома “The Changing Of The Seasons”, а после выхода в марте 2008, альбом тут же возглавил норвежский хит-парад, принеся в копилку Ане “золото”. Терапия души, вот, что хочется сказать по поводу поэтической музыки на “The Changing Of The Seasons”. Судя по хорошо уловимому настроению, осень трансформируется в зиму, что метафорически переносится на потери возлюбленного и отстранённые наблюдения за распадом чего-то, что некогда было единым целым. Фатализм сменяется успокоением и уверенностью, сладость – горечью и эмоциональным возмужанием и так далее. Поработав прежде со струнной группой, Ане не стала себе отказывать в удовольствии и обогатила свои новые песни пиано, оркестровками, тамбуринами, ксилофонами, приятными бэками и синти-мелочами, как в “Round Table Conference” и “Ten Seconds”, например, или в очаровательно осенней “The Fall”, которую вместе с заглавным треком я могу слушать бесконечно. Альбом звучит объёмно, насыщенно, подчёркивая главную ценность – голос Ане, смесь Джони Митчел, Тори Амос и Долли Партон, и сохраняя при этом хрупкость и ощущение уединения.
А далее – барочный пиано-вальсок “Amour”, акустическая умильность с тревожными нотками в “My Star”, душевное самолечение в треке “Gillian”, посвящённом американской сочинительнице песен Gillian Welch. “Я отправила альбом её рекорд-компании, не знаю, дошёл ли он до неё. Я не хочу встречаться с ней или что-то в этом роде, в данном случае только музыка имеет ценность”. В осеннем общеевропейском переиздании “The Changing Of The Seasons” (в отличие от первой норвежской версии весной 2008) появились две обалденные перепевки – “True Colors” Синди Лопер и “Big In Japan” – нетленка от Alphaville. Это всё-таки талант – делать из чужих песен СВОИ (http://www.youtube.com/watch?v=NawP6yu-D6s)! Третий бонус-трек “Koop Island Blues” использовали для французского переиздания. Этот очаровательный френч-шансон Ане Брун записала ещё в 2006 году вместе со шведским джазовым коллективом Koop. Он словно сочинён для французов, за несколько лет до помешательства на Zaz…
Появившийся чуть позднее альбом “Sketches”(2008) представляет собой полный комплект демо-записей, которые Ане Брун записала для “The Changing Of The Seasons”. В нём 15 треков, включая две песни, не прошедшие первичный отбор и оставшиеся в нетронутом демо-виде – “Miss Moaning” и “My Baby’s Arms”. Рассказывает автор: “Тут всё просто. “Sketches” был записан до “The Changing Of The Seasons”. Это его демо-запись перед тем, как я отправила песни моему продюсеру Valgeir Sigurdsson в Исландию. Но перед студийной записью альбома мы поняли, что демо настолько хороши, что их надо обязательно издать позднее отдельно. Потому что многие люди и так просят меня опубликовать акустические версии. Ведь я их играю на концертах. Мне они нравятся, думаю, это хорошая коллекция песен”. Само собой, тем более что не нужно ни перед кем отчитываться за свой собственный релиз. С новыми треками Ане отправилась в турне, сделав ставку на минимальное сценическое действо.
Ян Федяев