Бразильская спид-пауэр-прог-метал группа Angra, имя которой нашли красивое – Angra Mainyu – богини огня …
Там, как известно, много-много диких обезьян, каждый год более двухсот человек расстаются с жизнью во время знаменитого карнавала, а отстрел местного населения бесчинствующими преступниками составляет 113-115 штук на каждую сотню тысяч жителей. А ещё численность персонала частных охранных агентств более чем в два раза превышает численность военнослужащих национальной армии.
Возможно, последние факты имеют одному Дарвину известную связь с приведённой в начале статьи популярной кино-поговоркой. Зато в таком непростом месте существует насыщенная метал-жизнь, а местные фанаты, как и во всей Латинской Америке, отличаются особенной фанатичной преданностью и безумством во время концертов. Есть здесь и знаменитости мирового масштаба. Первым бразильским биг-бэндом, осуществившим реальный прорыв на международную метал-сцену, оказалась Sepultura. В начале 90-х ещё большего успеха добилась спид-пауэр-прог-метал группа Angra.
Первые устойчивые формы коллектив стал принимать в 1991 году в бразильском мегаполисе Сан-Пауло, когда распалась местная, набирающая силу мелодик-метал группа Viper. Её вокалист Andre Matos объединился с гитаристом Rafael Bittencourt, барабанщиком Marcos Antunes (оба ex-Spitfire), вторым гитаристом Andre Linhares и его институтским приятелем, басистом Luis Mariutti (ex-Firebox). Имя для группы нашли красивое – Angra (Angra Mainyu – имя богини огня). Рассказывает вокалист Андрэ Матос: “Мы его взяли, во-первых, потому оно бразильское. К тому же здесь есть очень красивый город Ангра. Мы хотели имя, которое звучало бы красиво на всех языках, а с другой стороны, ничего особенного не значило. Хотели избежать глубокомысленного названия, а когда узнали о значении слова, то подумали, что оно отлично подходит нашему саунду”. В июле 92 года в студии Guido в Сан-Пауло было готово первое демо “Reaching Horizons”, вызвавшее немалый интерес не только в родной Бразилии, и ставшее в итоге основой первого альбома Angra “Angels Cry”(93). Помимо самых первых сочинений бразильского квинтета, в демо вошла кавер-версия Кейт Буш “Wuthering Heights”. Влияние классики, а так же немецкого спид-метала в духе Helloween, Gamma Ray и иже с ними на скорость и мелодические построения треков “Carry On”, “Evil Warning” или “Angels Cry” угадывается с первых минут.
По части сложности и витиеватых соляков наследили Dream Theater и Queensryche. Оставалось найти только подходящее звучание и поработать с высоким, подвизгивающим вокалом Матоса, чтобы добавить мощи. Всё это осуществлялось на студии гитариста Кая Хансена из Gamma Ray в Гамбурге. К тому моменту совершенно справедливо в группе сменился барабанщик – появился Ricardo Confessori, а ещё раньше сменился один из гитаристов – сначала Линареса заменил ненадолго тёзка Andre Hernandes, а его сменщиком, в свою очередь, стал Kiko Loureiro. Стоит так же отметить, что Маркос ушёл в разгар записи “Angels Cry”, и доделывать партии барабанов группа попросила немецкого барабанщика Alex Holzwarth; Рикардо появился позднее.
Итак, бразильцы перезаписали самые перспективные треки из демо, добавив несколько новых песен. Результат превзошёл все дебютные ожидания, особенно в Бразилии и Японии, двух важнейших коммерческих оплотах Ангры. В коллекции наград группы появились первое японское “золото”, а общие продажи превысили 350 тысяч дисков. Дебют бразильцев сначала был выпущен в Японии и только потом лицензирован в Европе и отдельно во Франции. Ведущий бразильский рок-музыкальный журнал “Rock Brigade” и результаты опросов местных метал-фэнов признали группу лучшей по многим показателям: “Лучшая новая группа”, “Лучший певец”, “Лучший альбом” и так далее. Продюсер добился очень “стремительного” и “летящего”, прозрачного звучания, хорошо сбалансировав ажурные инструментальные и оркестровые аранжировки с вокалом. В 1994 году в Японии появляется мини-альбом “Evil Warning” c новыми версиями и ремиксами песен с “Angels Cry”, в их записи уже принял участие новый барабанщик Рикардо. В 1994-95 годах коллектив массивно концертировал, и даже выступил на бразильском этапе фестиваля “Monsters Of Rock”, собирал заслуженные лавры и обкатывал идеи для новой, ещё более масштабной работы, – концептуального альбома “Holy Land”(96), посвящённого бразильской истории.
Болванка диска снова записывалась в Европе с немецким павер-продюсером Charlie Bauerfeind, в трёх студиях в Гамбурге, после чего коллектив вернулся в Сан-Пауло, дозаписывать вокалы, этнические инструменты и прочие аранжировки. Матос вспоминает: “На продюсирование альбома ушёл год: с момента, когда мы начали сочинять музыку до момента, когда мы получили мастер-тейп. Альбом потребовал много усилий, он оказался сложнее и навороченней, чем мы ожидали. Партии с латинской музыкой и классические аранжировки оказались самыми сложными. С одной стороны мы были под большим давлением по срокам со стороны рекорд-лейбла. Но в итоге нашли способ уделить песням достаточно времени”. Ангру снова ждал успех: помимо классических аранжировок, согласно концепции символизировавших Европу, на альбоме “Holy Land” имелось немало фольклорных ритмических и вокальных аналогий с бразильской музыкой. “Когда записывали “Holy Land”, – продолжает Матос, – то хотели какой-то оригинальности. Некоторые группы копируют другие, что нам совсем не нравилось. Мы классические музыканты, мы бразильцы, и при этом любим хеви-метал. Не было ничего более естественного, чем объединить это всё вместе”. По его словам, весь концепт нового альбома основывался на одноимённой песне, которую вокалист сочинил, продемонстрировал остальным музыкантам, и она нашла отклик в душах остальных участников коллектива. Резко “повзрослел” общий саунд, обросший “жирком”, да и сами композиции прибавили в логичности. Треки “Nothing To Say” и “Z.I.T.O” в этом отношении, наверное, одни из самых показательных; прог-этно-концептуальную мысль бразильцев лучше всего отражают “Carolina IV” и “The Shaman”.
Хотя порой создаётся ощущение чрезмерности в оркестровках и лирических отступлениях. Концептуальность не может оправдывать всё, что пришло в голову. Альбом снова имел бешеную популярность в Бразилии и Японии, где получил новый “золотой” статус. Остаток 96 и 97 года Ангра оправдывалась за успех амбициозного “Holy Land” и давала множество концертов в Европе и Бразилии, впервые выступив в Японии. Руби капусту пока дают, – по такому принципу вдогонку второму диску бразильцев вышел EP “Freedom Call”(96), записанный на студии в Сан-Пауло. В него вошёл неизданный заглавный трек, японский бонус “Queen Of The Night”, кавер Джудас Прист “Painkiller”, пара перезаписей и несколько оркестровых, редактированных и концертных версий. Не лишнее официальное приобретение для поклонника Ангры. Кстати, кавер “Painkiller” группа закатала по просьбе немецкой стороны для трибьютной пластинки, посвящённой Judas Priest. “Песня достаточно сложна для записи, – поделился вокалист Ангры. – Но было не так всё плохо с тех пор, как мы стали исполнять её на концертах. Результат получился прикольный, мой голос звучит там по-другому, потому что я старался петь агрессивнее. Вам понравится, если вы фэн Ангры”. После этого в память об активных гастролях публика за свои деньги получила концертный ЕР “Holy Live”, скроенный по следам концерта в Париже. Других концертных записей группы при большом желании можно получить такое же большое множество; бутлегерство в отношении Ангры по сей день развито довольно активно. Количество концертников, радио-сессий и других малоизвестных самопальных изданий впечатляет.
После этого немало денег пошло на запись нового альбома в знаменитой исторической лондонской студии Abbey Road c продюсером Chris Tsangarides. Латиносам был нужен пафос. Альбом “Fireworks”(98) неожиданно для многих оказался выполненным не совсем в нео-классик-прог ключе. Конечно, группа сохранила свою высокопарность, мелодичность и техничность, но классического хеви (Judas Priest & K) стало заметно больше, из треков ушла свежесть, буйство оркестровых красок задвинули назад, скоростной режим снизился до средних показателей (всего одна скоростная и залихватская песня “Speed”), трайбализма осталось совсем чуть-чуть, а индивидуальность размылась. Ангра стала напоминать европейские коллективы того же жанра, которых к концу 90-х в Европе народилось множество, особенно в Италии и Германии. Вызывают уважение “Wings Of Reality”, “Petrified Eyes”, “Metal Icarus” и совсем не канает сингл “Lisbon” с двумя концертными би-сайдами. Японцы получили бонус в виде неплохой поп-метал песни “Rainy Nights”, вышедшей в 1999 году так же отдельным синглом. Немного прошлого и изысканности слышно в колоритной песне “Gentle Change”. Но на популярности коллектива эта корректировка стиля не сказалась. В хит-параде Франции, например, альбом достиг 41 места; Ангра с размахом моталась по миру, а собирателей нужного и ненужного музыкального наследия группы ждал ещё один сюрприз – трёхдисковый бокс “Holy Box”(98). Помимо альбома “Holy Land” в него вошёл диск с выпущенным ранее акустическим и оригинальным материалом, а так же компиляция симфо-спид-метальных команд, где Ангра представлена всего одной песней “Carry On”. Стабильность и благополучие сопровождали бразильцев до 2000 года.
Тогда на волне повсеместного признания происходит серьёзный раскол, – из группы уходят сразу три участника + сессионный клавишник. Прежде всего, фронтмен Матос, бас-гитарист Луис Мариутти и барабанщик Риккардо Конфессори. Это известие вызвало многочисленные пересуды в среде фэнов, – уж очень много мути всплыло. Биттенкурт так в одном интервью прокомментировал причину сплита: “Господину Матосу была предложена нехилая сумма денег, чтобы начать соло-проект, при этом, не имея контракта с нашим менеджером, он предположил, что тот будет представлять его интересы. Так возник раскол. Идея поделиться деньгами с кем-то ещё ему не сильно нравилась, и единственный для него выход избежать этого – расторгнуть текущий контракт. Сначала он попытался столкнуть нас с Антонио, нашим менеджером с первых дней существования группы. Но я и Кико были привыкшими к таким ситуациям, и мы не стали участвовать в его игре. Я думаю, что другие два участника в этом смысле были слабее и не смогли представить, что группа сможет быть сильнее и без нынешнего вокалиста”. И это – правда, свято место пусто не бывает.
Ян Федяев