“Мы никогда не имели ничего общего с криминальным аспектом блэк-метал. Мы концентрируемся только на музыке. Перо сильнее меча”.
Shagrath
Объект нашего очередного рассмотрения для меня лично не совсем вписывается в простое понятие “группа”. Да, это всё состоит из людей, жующих, пьющих, общающихся, ругающихся, спящих, вобщем, из обычной плоти и обычной крови. Но со временем некоторые коллективы выходят на уровень, который выдаётся вперёд по отношению к самой звуковой материи. Это даже не имидж или громкие заявления, образ жизни или жуткий мёрч. Это нечто, в какой-то момент развития отрывающееся от звукоизвлечения как такового, и начинающее жить самостоятельной жизнью, что-то вроде эфирной надстройки. Группа становится культурным учреждением, какое бы понятие не вкладывалось в слово “культура”. На старте в массе своей условия у всех равны, и только с помощью поддержки в виде деятельности лейбла, рискованно вливающего бабло, стечения обстоятельств, простого везения, удачных маркетинговых решений и много ещё чего, обычный музыкальный бэнд, вылезший из подполья, начинает обрастать мышцами. Они то и способны при хорошем раскладе раскачать силы, формирующие пространство. Поведение надстройки непредсказуемо и обусловлено количеством фэнов, вложенным в раскрутку трудом, в отдельных случаях своевременными или провальными пластинками. Это не культ, ведь полно групп, получивших в далёком далеке такой статус и ограничившихся всего парой бюджетных записей и скромной географией концертов. Я говорю о творческом состоянии коллектива, в котором глобализация и зрелость некоторых жанров играют большую роль и помогают музыкантам обращать в золото всё, к чему они прикасаются, любую странную мелодию, которую они сочинят, любой студийный или концертный пук. Kiss и AC/DC – хороший пример. Ну, или Metallica, Guns’n’Roses, Manowar, в конце концов. Список, кстати можно составить большой, много хороших и условно хороших команд смогло воспользоваться своими ситуациями и своим временем.
Мастодонтам поэкстремальнее, безусловно, за такими глобальными рок-явлениями никогда не угнаться, но есть и среди них знатные образцы. Наиболее успешными в коммерческом отношении пост-блэкарями являются симфо-блэк-метал формации Cradle Of Filth и Dimmu Borgir. За последние годы к ним подобрались поляки Behemoth. Причём, если возьмём Dimmu Borgir, то имеем такую тенденцию: чем популярнее и влиятельнее становятся Dimmu Borgir, тем более злобную и агрессивную музыку они исполняют. К счастью, музыка в наши времена пока ещё большей частью сочиняется и записывается людьми, и художественная составляющая вышеуказанного учреждения – ключ ко всему остальному. Отрадно, что люди стремятся делать всё более впечатляющие и недосягаемые по качеству альбомы. Во всех случаях это результат титанического труда группы и немереного вложения ограниченного количества крупнейших лейблов. Человечество пытается изобрести другие микстуры, – “цифра” подгоняет. С умеренной долей вероятности можно предположить, что это произойдёт с появлением новых носителей и революционных способов распространения музыки, и, что не менее важно, контроля над ней. Но пока ещё винилы и сиди крутятся на/в наших проигрывателях, и за новым релизом любимой команды мы бежим не в магазин по продаже софта и компьютерного железа.
В 92 году в норвежской столице скопилось некоторое количество музыкантов из разных, приказавших долго жить метал-коллективов. Разумеется, те, кто понастырнее, искали очередной способ самовыражения. В 93 году некоторые из них объединились в новую группу: вокалист/барабанщик/гитарист Shagrath (типа Stian Thorensen), барабанщик/гитарист Tjodalv (Kenneth Akesson) и гитарист Erkekjetter Silenoz (Sven Atle Kopperund). Через несколько месяцев репетиций состав усвоил ещё бас-гитариста Pal Ivar и клавишника Stian Aastad. Название подобрали звучное – Dimmu Borgir, что в переводе с норвежского языка означает что-то вроде тёмного города, тёмной крепости или тёмного замка. Короче говоря, “Место тьмы”. Такое место имеется на самом деле, а именно в Исландии, где восточнее озера Myvatn расположено лавовое образование Dimmuborgir. В отличие от многих своих коллег, нарезавших разномастный региональный блэк-метал, Dimmu Borgir не старались заполонить мир своими демо-записями. Существующие в природе три репетиционные кассеты имели штучное хождение и были предназначены, в первую очередь, для нужд самих участников группы. На них запечатлены первоначальные формы некоторых композиций норвежцев, которые очень скоро появятся на их первом лонгплее. Одно демо всё же имеется – это трёхтрековая запись “Inn I Evighetens Morke”, появившаяся незадолго до первого официального релиза, EP с одноимённым названием и таким же, только перезаписанным содержанием. В декабре 94 года крохотная контора Necromantic Gallery Prod. напечатала всего 1000 штук этого добра, которое разошлось за несколько недель. Скандинавская публика быстро прониклась новинкой. Собственно, к блэку прямое отношения имел только центральный двухминутный трек “Inn I Evighetens Morke (Part II), часть первая представляет собой затянутое замороженное полноинструментальное интро с подвыванием вьюги. Третий трек “Raabjorn Speiler Draugheimens Skodde” имеет характерное верещание закоченевших лесных гоблинов, фолковый намёк в мелодии, и в перезаписанном гораздо позднее виде хорошо показывает попытку продвинуть своё антихристианское музло в эпическом направлении. Епишка начала нравится некоторым нужным людям в европейских метал-кругах, тем более что активность публики сулила возврат вложенных в запись небольших денег. В первую очередь, это не могло не вдохновить самих норвежских блэкарей с сатанинскими жутиками на родном языке. На местной студии Stovner Rockefabrik летом 94 года коллектив, с новым басистом Brynjard Tristan и парой приглашённых вокалистов за свои деньги записал первую из двух считающихся некоторыми поклонниками тру-Dimmu Borgir пластинок – “For All Tid”(94). Только получив на руки готовый продукт, группа подписала контракт с хозяином немецкого лейбла No Colors, который, по словам музыкантов всегда был с ними честен и от души делал свою работу. Впрочем, деньги, вложенные самими музыкантами в запись, он так и не вернул.
Дебютный продукт у Dimmu Borgir получился весьма мелодичным и даже, я бы сказал, не по всем пунктам дотягивающий до определения black-metal. Не tru – это бетонно, скорее, скандинавский фолк-метал с блэк-метальной эстетикой. Использовались клавишные, эффекты, пиано, разные вокалы. Масса эпических мелодий и торжественно-героических пассажей. Затяжное электронное вступление “Det Nye Riket” своей печалью напомнило пару красивых мелодий Brutality. В “Stien” используется свирель в виде синтезаторного пиликанья, заглавная песня “For All Tid” начинается и перемешивается лирическими полуакустическими переборами и несложными тональными партиями клавишных. Достойна упоминания финальная и эмоционально выраженная часть трека “Den Glemte Sannhets Herskar”. Каркающие фразочки на норвежском языке перекликаются со слабо интонированными чистыми вокалами и запеваниями, более известными по записям Borknagar и Vintersorg, ну и для правдивости – тут и там блэковый чёс. Ритм-секция не отличается особой забойностью, зато в альбоме есть некая идейная целостность, и это подкупает. Интересно, что, не смотря на тёплый приём, устроенный пластинке, группа впервые вышла на сцену только в августе 95 года.
Незадолго до этого норвежцы заключили контракт с лондонским лейблом Cacophonous Records, и уже были в процессе создания второго полноформатного альбома “Stormblast”(96). В музыке Dimmu Borgir стало явно преобладать стремление к драматизму классической музыки и вагнерианской театрализации. Чего стоит инструментал “Sorgen Kammers” или меланхоличное фортепьянное вступление в “Alt Lys Er Svunnet Hen”. Интро к песне “Guds Fortapelse – Apenbaring Av Dommedag” так вообще взято из Девятой симфонии Антонина Дворжака. С треком “Sorgen Kammers” вышла забавная история. Клавишник Stian Aarstad спионерил мелодию из игры “Agony” и этот гнусный факт от всех скрыл. Группа наивно полагала, что это их композиция, и неприятно обломалась, когда о себе заявил истинный автор мелодии Тим Райт. Что интересно, Аарстад после этого остался в коллективе, хотя и не участвовал в создании последующего EP “The Devil’s Path”. Но по другой причине – был вынужден уйти в армию. И хотя симфонизм ранних работ норвежцев значительно отличается от оркестрового мега-бомбаста последних альбомов, приставку “симфо” к обозначению стиля группы можно было уже использовать.
“Жухательный” материал “Stormblast”, сопровождаемый леденящим карканьем Шаграта, был чуть лучше прописан; группа сама продюссировала запись в Endless Sound Productions, соответственно, набила пару-тройку шишек при записи барабанов и сведении. Тем не менее, внимание к группе альбом привлёк, даже не смотря на слабенькую промоцию со стороны Cacophonous. “Всегда легко махать кулаками после драки, – говорит Сайленоз. – Но если бы у нас была возможность вернуться во времени назад, я могу уверенно сказать, что мы бы отказались от сотрудничества с Cacophonous”.
В 96 году в Европе вышли две сильные англоязычные пластинки в соответствующей категории – “Anthems To The Welkin At Dusk” от Emperor и “Dusk… And Her Embrace” от Cradle Of Filth, которые затмили усилия Dimmu Borgir на тот момент и подтвердили, что для перехода на новый уровень требуется материал на английском языке. В группе снова сменился бас-гитарист, Тристиана заменил Nagash (Stian Thoresen). Норвежцы ещё разок попробовали свои силы в качестве андерграундного коллектива и записали для Hot Records пару новых песен и кавер Celtic Frost “Nocturnal Fear”. Так появился EP “Devil’s Path”, первый англоязычный опыт боргиров. Весьма посредственные родные треки звучат сыро, обжигающе холодно и антихристианско блэкушно. Клавишные партии исполнил вокалист Шаграт, и, судя по звуку, делал это на дешёвом синтезаторе одним пальцем. “Master Of Disharmony” начинается с индустриально-шумового интро, нагоняющего оккультную хмурь и потом рассыпается в традиционно звучащий блэк с мелко жужащими гитарами, спаренными для усиления истошными вокалами. Было, правда, в “Devil’s Path” хеви-метальное отклонение с “бритиш”-мелодией и соляком. Считается, что эта епишка, халтура, чтобы побыстрее заработать на имени Dimmu Borgir перед переходом на крупный лейбл. Изначально ЕР согласился выпустить голландский лейбл Damnation, но когда запись уже была готова, что-то пошло не так, и диск выпустил Hot Records. После этого к коллективу стали проявлять интерес лейблы покрупнее, например Century Media. Даже Cacophonous пытались заманить музыкантов некой большой суммой тугриков, но никто не смог тягаться с предложением Nuclear Blast. Для норвежской группой этот контракт стал серьёзным переломным моментом в переосмыслении собственного творчества, а также началом поступательного движения вверх, к пафосному обильно оркестрованному саунду, мировым турне и обильным продажам.
Состоятельный Nuclear Blast отправил команду записываться к шведскому музыканту и продюсеру Петеру Тагдгрену в Abyss Studio. Он то и “зачесал назад” музыку Dimmu Borgir, накачав ещё жирными гитарами, массой синтетических хоров, совершенно новой дэт/треш-метал динамикой (возьмём для примера “Tormentor Of Christian Souls”), выровняв вокалы, создав панорамное звучание и даже всунув сатанячьи женские вокализы в трек “The Night Masquerade”, на манер ведьминых повествований в треках Cradle Of Filth. По-новому зазвучала перезаписанная песня “Master Of Disharmony” с неослабевающим эмоциональным накалом, а новая версия торжественного эпика “Raabjorn Speiler Draugheimens Skodde” продемонстрировала так быстро возникшую пропасть между недавним прошлым и перспективным будущим. Кстати, этот трек предназначался для дигипак-версии, но по ошибке попал и на обычную версию CD, где о нём – ни слова. Киллер-альбом “Enthrone Darkness Triumphant” вышел в мае 1997 года и явил миру новых Dimmu Borgir. “На этот раз мы были довольны абсолютно всем, – рассказывает Сайленоз. – Такого хорошего звука я, пожалуй, на альбомах вообще не слышал. Несомненно, это самый зрелый и лучший наш альбом на тот момент времени”. Случились неприятные для тру-фенов моменты. Например, группа использовала новое, удобоваримое лого, задвинув старое на бэккавер. Ходили также слухи, что Nuclear Blast отказались печатать в буклете лирику к песне “Tormentor Of Christian Souls”, опасаясь исков со стороны религиозных организаций. Значительное усиление синтетической составляющей также не могло не отразиться на настроениях поклонников первых двух записей. Но то, что “Enthrone Darkness Triumphant” занял в немецких альбомных чартах третье место, – это, знаете ли, для андерграундной команды не мелочь по карманам тырить. Пластинка, как это у Nuclear Blast водится, потянула за собой ряд переизданий в разных версиях (винил, фигурный сиди, диги, делюкс), а также приличное европейское турне в команде с Cradle Of Filth, In Flames и Dissection. За ним последовало ещё одно турне с Kreator, продажи альбома в том же году превысили отметку в 150 тысяч экземпляров. Гуляй, рванина!
Воодушевлённый таким коммерческим успехом, лейб Nuclear Blast выкупил права и переиздал в 97 году в виде дигипака первый альбом “For All Tid”, дополнив его двумя бонус-треками, взятыми с мини-альбома “Inn I Evighetens Morke”. Активизировавшаяся гастрольная и фестивальная деятельность потребовала использование второго штатного гитариста, и им стал австралийский (!) музыкант Astennu (Jamie Stinson). C ним группа записала в конце 97 года кое-какой концертный материал. Количество песен, которые Dimmu Borgir записали в последнюю сессию у Тагдгрена, превышало то, что попало в трек-лист “Enthrone Darkness Triumphant” . Материал оказался весьма кстати в свете повального интереса к творчеству норвежских блэкарей. И вот, взяв три неизданные студийные песни, дополнив их неожиданным кавером песни Accept “Metal Heart”, знакомой перезаписью песни “Raabjorn Speiler Draugheimens Skodde” и тремя (пятью в переизданной версии) концертными композициями, Nuclear Blast в нескольких форматах выпустил мини-альбом “Godless Savage Garden”(98).
Купоны стриглись стремительно, ассортимент мэйлордера Nuclear Blast со специальными изданиями расширялся, сочная обложка в стиле фэнтэзи не сулила шагов назад. Студийные треки не отличались чем-то выдающимся (кроме отдельных моментов в “Moonchild Domain”), неспроста их отложили. А вот перезапись старой песни “Hunnerkongens Sorgsvarte Ferd Over Steppene” показалась вполне интересной; в ней объединился андерграундный панкизм, изначальный мелодический сатан и появившаяся за последний год возвышенная воинственность. В процессе концертной катавасии в 98 году некоторых участников Dimmu Borgir по разным причинам временно подменяли разные люди, но в итоге в составе появился новый штатный клавишник Mustis. Предыдущий альбом продолжал активно покупаться в Европе, и на повестке дня уже был новый материал, работать над которым группа снова отправилась в Abyss Studio.
Диск “Spiritual Black Dimensions” появился на прилавках весной 99 года и окончательно закрепил за Dimmu Borgir лидирующий статус среди групп второй волны европейского блэк-металла. Dimmu Borgir прибавили в скорости, в массе и в экстремальной высокопарности. Это было достигнуто разными средствами, и не в последнюю очередь за счёт возросшего мастерства барабанщика Тьёдальва, творческого участия гитариста Astennu и чистых контрастных вокалов, исполненных в четырёх треках приглашённым музыкантом ICS Vortex (он же Simen “Vortex” Hestnaes). А тот факт, что 60% новых песен основывались на клавишных темах, говорит и о значительном влиянии нового клавишника. “Reptile” с самого начала просто сбивает с ног своим напором и стремительностью.
Та же милитаристская неудержимость присутствует “United in Unhallowed Grace” и “The Blazing Monoliths of Defiance” . Я бы упрекнул группу в злоупотреблении некоторыми пост-блэковыми ритмическими рисунками, из-за чего каждый отдельный трек теряет индивидуальность, а альбом сливается в сплошную “симфонию” с паузами. В песнях вроде “The Insight and the Catharsis” и “The Promised Future Aeons”, с частой сменой тем, угадывалось будущее движение в ещё более симфоническую и далёкую от традиционных форм степь. Японцы (и несколько лет спустя и все остальные) получили бонус-трек “Masses For The New Messiah”, в принципе, характерный для остального альбома замес из блэковых стукатушек, мощной риффовой прокачки, красивыми сольными пассажами и враждебным синтезаторным фоном. Вокальная структура и диаболические мелодии ещё напоминали о происхождении коллектива. Да и шоу Dimmu Borgir, наряженных шипами, кожей и корпспэйнтингом недвусмысленно указывали на содержание песен.
Театральность композиций норвежцев шла на пользу их популярности, что параллельно подпитывалось успехами работающих в том же симфо-блэк жанре Cradle Of Filth. Их релиз 98 года “Cruelty And The Beast” вызвал массу положительных эмоций в метальной тусовке. Я бы даже упомянул альбом Old Man’s Child “Ill-natured Spiritual Invasion”, хотя и выполненный в значительной дэт/трешевой форме. Начался новый гастрольный экшн. В обиходе группы появилось слово “аншлаг”, боргиры покатились хэдлайнерами по США. Правда, после нескольких оглушительных концертов в США и Канаде из группы ушёл барабанщик Тьёдальв, из-за музыкальных разногласий и по личным мотивам. В первую очередь это касалось заботы о семье и родившемся недавно ребёнке, что не позволило ему отлучаться надолго. Замена драммеру нашлась в лице упитанного Ника Баркера, уже известного и очень скоростного молотильщика-многостаночника, устроившего своей игрой пи…ц на следующем альбоме. Пришлось менять и басиста Нагаша, сделавшего выбор в пользу нового проекта Kovenant. Вот здесь и пригодилось знакомство с Вортексом, ставшим новым басистом и бэк-вокалистом Dimmu Borgir.
Но и это было ещё не всё. Боргиры в начале 2000 года разбежались по разным личным причинам с гитаристом Астенну. Сначала его роль недолго играл Archon (Lars Haider), а затем на две группы решил поработать гитарист тех самых Old Man’s Child Galder (Thomas Rune Andersen Orre). Знакомство с Галдером случилось год назад, когда компания Hammerheart Records переиздала епи “Devil’s Path” в составе сплита с Old Man’s Child под общим названием “The Sons Of Satan Gather For Attack”. Короче говоря, образовался новый состав Dimmu Borgir, в котором Шаграт и Сайленоз остались единственными оригинальными мемберами, и который в марте 2000 года начал работу над мощнейшим и самым сложным на тот момент альбомом “Puritanical Euphoric Misanthropia”(2001). В процессе его создания имелся ряд организационных трудностей. Во-первых, Баркер жил в Англии и не имел возможности репетировать настолько часто, насколько это было необходимо. Не смотря на продажи и прочую “селл аут”-байду, группа не могла себе позволить оплачивать частые перелёты Баркера. Это сократило время репетиций. Во-вторых, сам процесс сочинения песен затянулся, из-за чего группа не успела подготовиться к забукированным сессиям в Abyss Studio. В результате запись альбома была перенесена в гётеборгскую студию Fredman, а продюсером стал, соответственно, Fredrik Nordstrom. Эти изменения и задержки пошли на пользу качеству.