«Нам жаль разочаровывать тех, кто думает,
что мы дикие и безумные рокеры. Это совсем не так»
Chris Henderson
И нет в них ни грамма скользко-гламурного позёрства, которое иногда отталкивает от, в принципе, качественного материала Nickelback. И мужская грусть в их песнях кажется искренней и бесхитростной. Более чёткие параллели стоит провести со средней степени интенсивности записями Creed и Seether. А статусы и медали так и не повлияли на простое желание послать всё к чёрту и вернуться домой, даже в такую дыру из которой они все выбрались на яркий, но обманчивый сценический свет. Периферийные рок-н-ролльщики остались в душе такими же, какими начали свою честную пахоту. Музыкальные американизмы не всегда вызывают рвотный рефлекс, и в контексте 3 Doors Down обретают позитивно читаемый, почти национальный, прости меня Господи, оттенок. С выдающейся серьёзностью, с гимнами, героизмом=патриотизмом, трагизмом, но симпатично и с полной отдачей.
«Поскольку мы родом из Миссиссиппи, – рассказывает вокалист группы Brad Arnold, – а именно из очень маленького города в Миссиссиппи, в нас очень сильно культивирован блюз. Будучи детьми, мы не слушали рок-радиостанции. Можно было, конечно услышать кое-чего из кантри, но зато очень много блюза». Да, там всё и началось, в городке Escatawpa с населением в 4 тысячи человек (одна школа плюс четыре церкви), недалеко от Biloxi. Басист Todd Harrell: «Если честно, то имя 3 Doors Down ничего не обозначает. Когда у нас ещё не было никакого названия, нам нужно было отыграть концерт в одном старом клубе в Алабаме. Мы всё пытались придумать что-нибудь подходящее, но в голову ничего приличного не шло. И тогда мы случайно обратили внимание на остатки надписи над входом в здание, там наискось было краской написано doors down. Нас тогда в группе было три человека, так и получилось 3 Doors Down. Это не означает какую-то хрень, это просто броское имя». В первом составе группы фигурировал вокалист и барабанщик Brad Arnold, гитарист Matt Roberts и бас-гитарист Todd Harrell. Поначалу в 1996 году 3DD был просто бэндом дружбанов-приятелей. Одновременно петь и играть на барабанах Брэду не очень хотелось, но шарм в голосе оказался только у него, и как показала практика, шарм очень даже зашибись. Когда коллектив немного окреп, набил небольшую концертную программу из песен Bush, Metallica и собственных сочинений, а так же стал регулярно выступать по окрестным забегаловкам, в 97 году в состав влился гитарист Chris Henderson.
В том же году молодые люди, собрав кое-какой капитал, отправились в студию. Планы записать пару альтернативных, southern rock-демок вылились в запись полноценного 10-песенного самиздат-альбома “3 Doors Down”. И хотя он не получил широкого хождения, распространялся преимущественно на концертах коллектива и в местных магазинчиках и качества был скромного, популярность 3 Doors Down стала после этого распространяться ощутимыми темпами. Этому способствовала и работа местной радиостанции WCPR, получившей на руки записи таких песен, как “Kryptonite” и “Loser” и крутившей их до кондрашки у самих ди-джеев из-за огромного количества звонков интересующейся публики. Когда популярность этих песен докатилась до более обжитых мест в Америке, бэнд пригласили отыграть в культовом нью-йоркском рок-клубе CBGB, открытом ещё с 1973 года (с 2006 года, увы, закрыт).
Вскоре после этого концерта группе был предложен контракт от подразделения Universal Records – Republic. Какое-то время ушло на раскачку и обкатку материала с сессионным барабанщиком Richard Lies (хотя по некоторым данным барабаны записывал на дебюте именно Arnold). Студийные сессии проходили в течение 1999 года под руководством продюсера Paul Ebersold. Несколько ранних демо-треков в итоге перекочевало на альбом, получивший название “The Better Life”(2000). Он и стал для 3 Doors Down полномасштабным прорывом в Америке, благодаря успешным синглам “Kryptonite”, “Loser”, “Be Like That” и “Duck And Run”, в категориях U.S. Hot 100, U.S. Modern Rock и U.S.Mainstream Rock. Все синглы оказались в сотне Биллборда. Большинство треков дебютника обладали сингл-качеством. Стоит выделить особенно забойный рокешник “Smack”, а так же “Life On My Own” и “By My Side”. Диск стал одним из самых быстро продаваемых за 2000 год и на сегодняшний момент достиг уже 7-платинового статуса. В 2001 году 3 Doors Down перезаписали песню “Be Like That”, изменив в тексте пару строчек, для американской молодёжной комедии “Американский пирог 2”. По звуку “The Better Life” вполне соответствовал пост-гранджевой эпохе и проявлял не столь отдалённое родство с Pearl Jam. Музыка группы из Миссиссиппи удачно комбинировала в себе рок-н-ролльную энергию, гитарный драйв и мелодическую меланхолию, значительно ярче проявившуюся на последующих релизах.
Второй студийный диск коллектива не заставил себя ждать несколько лет, и появился в ноябре 2002 года, сразу после завершения гастрольной обкатки “The Better Life”. На концертах с группой выступал барабанщик Josh Freeze из группы A Perfect Circle, он же участвовал и в очередной записи команды. Вокалист Брэд без сожаления расстался в итоге с совмещаемой должностью барабанщика: «Партии барабанов сочинил я, но исполнял всё Джош. Знаете, прошло уже время с тех пор, как я достаточно много уделял времени игре на барабанах. Поэтому нынче я посчитал, что не смогу дать максимум качества. Я сочинил партии, в более простой версии, и отдал их Джошу на полировку». Новые песни сочинялись на саундчеках и во время гастрольных переездов. «Но мы ничего не форсировали, мол, сегодня понедельник, и нам нужно сочинить пять песен. Например, перед концертом в Пуэрто-Рико, у нас было время, пока техники возились с порталами. Мы начали джемовать, бла, бла, бла, и через пять минут смастерили песню, которую в тот же вечер и исполнили, и играем её до сих пор».
Изменения в подаче и звучании материала не оказались революционными, чего совсем было не нужно. Звук стал прозрачнее, в песнях, не смотря на дисторшены и овердрайвы, появилась некая мэйнстримовая мягкость и выверенность. В работе над вторым диском “Away From The Sun” принял участие гитарист группы Rush Alex Lifeson, спродюсировавший три трека (при этом, на альбом попала в итоге только одна песня “Dangerous Game”). «“The Better Life” как бы свалился на нас, как то безумное состояние, когда ты вдруг берёшь и просто пишешь одну хорошую песню, а потом ещё одну, и ещё и ещё, – сказал в одном из интервью гитарист Chris. – Эта запись была больше all rock – хватаешь гитару и просто выходишь на сцену с душевной, искренней лирикой, потому что Brad одарённый текстовик. “Away From The Sun” – совершенно другое направление. Не сказать, чтобы напрочь другое, но в нём больше музыкальной эволюции. Было более осмыслено. Не просто: «О, чуваки, это прикольный рифф, давайте сочиним песню, которая к нему подойдёт». Все выпущенные синглы к новой пластинке – “When I’m Gone”, “Here Without You”, “Away From The Sun” и “The Road I’m On” – были под стать друг другу схематически и по настроению (обязательное гитарное усиление на припевах и мелодические хуки), хотя особенной популярностью пользовались первые две песни.
Чувственная рок-баллада “Here Without You” звучала в 2002-2003 годах из каждого утюга не только в Америке, но и в Европе. Вокалист Брэд делится: «Для меня это действительно важная песня вообще. Пожалуй, одна из наиболее буквальных песен, которые я когда-либо сочинял. Она о моей жене, и расставаниях, и это делает песню такой особенной для меня». «Не думаем, что новая пластинка станет 18 раз платиновой или что-то в этом роде, – сказал Крис. – Хотя скорость продаж с момента выхода 12 ноября нас радует. Нам не обязательно иметь такой же уровень успеха, как с первым диском, тем более, что на “Away From The Sun” нет песни “Kryptonite”. Как же её можно создать ещё один раз?» Да, гитарист оказался прав, платины были поскромнее, 4 штуки в США, одна в Австралии. Но от этого пластинка не стала хуже. Кроме хит-синглов блистали мощные “Changes” и “Sarah Yellin’”(перезапись трека из первого демо-альбома), с воспоминаниями об Alice in Chains и первых дисках Stone Temple Pilots.
Трудно предположить другой результат: альбом записывался в течение 8 недель в нескольких студиях, в том числе в Сиэтле, с грандж-продюсером Риком Парашаром. Крис вспоминает: «Мы не большие эгоисты, что касается каких-то отдельных тем. Но когда дело доходит до музыки, то мы объединяемся и становимся кошмаром для продюсера. Рик великолепен, он реально крепкий мужик, чтобы вытерпеть столько эгоистов в одном помещении. Мы гордимся тем, что нам удалось создать вместе». Парашар в итоге расширил 3 Doors Down музыкальные рамки от пост-гранджа и южного рока до альтер-металла и хард-рока. У релиза была пара приятных дополнений, включая драматичную эпическую балладу “This Time” и неизданный трек “Pop Song” на английской версии пластинки.
Вскоре после появления “Away From The Sun” на прилавках, в группе сменился драммер, им стал Daniel Adair из Торонто, который сначала откатал с америкосами новое турне, а потом уже вошёл в штат. Манерой игры он отличался от всех предыдущих музыкантов за ударной кухней в 3 Doors Down. Его предшественник Josh Freeze дружески отшаркал ножкой и занялся собственными проектами. Что касается группы, то и у неё хватало чем заниматься. В 2003 году 3 Doors Down основали свой благотворительный фонд “A Better Life Foundation”, с тех пор устраивают ежегодные бенефисы с дружескими командами и перечисляют часть денег от всех своих проданных билетов детским организациям. Записи, сделанные во время турне “Away From The Sun” вошли в классный живой EP “Another 700 Miles” с качественным исполнением и приятельской атмосферой. Среди собственных треков бэнд засвидетельствовал своё почтение землякам из Lynyrd Skynyrd и исполнил песню “That Smell”. Миньон получил на родине золотой сертификат. Музыка группы уже уверенно резонировала по всему миру, с двумя своими студийниками 3DD провели в чартах 40 недель, а гастрольная деятельность велась непрерывно. Европа постепенно тоже прониклась к американской пятёрке. Крис: «Поначалу мы играли по американским клубам, которые по размерам такие же, как сейчас те, в которых мы выступаем в Европе. Сейчас мы выступаем в Штатах в больших залах и на аренах». Ну и звёзднополосатый им, так сказать, в руки.
В течение 2003-2004 года музыканты посреди гастрольного угара собирали идеи для будущей пластинки. Кто-то при этом успевал обзаводиться детьми, строить себе дом, скучать по любимой лавочке на завалинке, и всё такое. «По завершению гастролей в поддержку “Away From The Sun” 31 июля мы взяли пару недель отдыха, – рассказывает Todd. – Потом отправились в студию и собрали альбом за 17 дней, за исключением двух песен, которые сделали раньше. Песня “Let Me Go” была записана для саундтрека к фильму «Человек-паук», а “If Not Me” осталась после записи альбома “Away From The Sun”. Мы старались записывать на бумагу все свои реальные гастрольные переживания и ощущения, чтобы слушатели могли в новых песнях ощутить с ними связь. Потому что мы не хотим петь о чуждых людям вещах. Честно говоря, мы впервые в этот раз имели какое-то определённое расписание и сроки, к которым альбом должен быть готов. Никакого особенного давления на нас это не оказало, мы просто пришли в студию, и сделали то, что должны были сделать.