О них не стрёмно упомянуть ещё не раз. Paradise Lost не почивают на лаврах, не боятся пропустить вперёд того или иного нахватавшегося их же идей десятилетней давности шустрика. Отправляются на концерты, куда позовут, не стесняясь того, что роль хэдлайнеров выпадает далеко не всегда. Не кокетничают с фэнами, упорно двигают свой вариант трансформации готик-металла своего же изобретения, отмечают юбилеи. Хоть и рулят сейчас скороспельные шустрики, бодро отскакивающие в рамках одного-двух модно смастерённых альбомов от проверенных временем монолитных стен жанрообразующих коллективов, фундаментом всего происходящего в металле, всех этих фестивалей и пока ещё случающихся мега-турне служат именно такие многолетние «институты» экстремальной музыки, не прекращающие работы в выходные и праздничные дни. Периодически это сказывается на качестве концертной энергетики, как это было на последнем концерте Paradise Lost в Москве в 2008 году. Ник Холмс выглядел ну очень уставшим. Что ж, дядечкам всё-таки не по 20 лет.
Прошлогодний студийник “In Requiem” уложился в голове, и можно предположить, что гламурный налёт альбома “Symbol Of Life” и лёгкая дезориентированность “Paradise Lost” окончательно уступят место творческой уверенности и матёрости “Draconian Times”. «Возможно, – говорит вокалист Ник Холмс. – Но в большинстве случаев это вопрос не композиторский, а продюсерский. Последние альбомы до “In Requiem” были очень вокальноориентированными. Вокалов было много в миксе, а барабаны и гитары задвинуты немного назад. На последнем альбоме мы хотели акцент сделать именно на гитарах и барабанах, и поднять их. Что, в общем-то, как бы и является метал-продакшеном. – реально громкие драмсы и гитары. В этот раз это действительно было нашей целью, и результат, соответственно, звучит тяжелее. На следующем диске мы, скорее всего, пойдём в этом ещё дальше, поскольку пока ещё мыслим в этом ключе. Конечно, каждый хочет сделать новый альбом ещё лучше. Иногда это работает, иногда нет, но нам хочется сделать его поэкстремальней, и, возможно, сделать самый экстремальный альбом в нашей карьере». Ух-ты, блин. Кстати, тот же господин заявил, что над материалом для двенадцатого альбома группа активно работает и собирается в январе 2009 года в студию. «Ну, мы постоянно сочиняем песни, собственно. Надеюсь, получатся хорошие, мелодичные песни, и в то же время более увесистые».
Это в будущем. Настоящее же Paradise Lost проходит под знаком 20-летнего юбилея, сотрясается не по-детски, как в хорошую, так и в беспокойную сторону. Многое было завязано на юбилейном турне “Unholy Trinity Tour”, которое по замыслу растянулось на весь год и должно охватить не только европейские страны, но и Южную Америку. Превосходным дополнением к праздничным гастролям стал концертный DVD/CD/LP релиз “The Anatomy Of Melancholy”, материал для которого снимался в прошлом году на специальном шоу в лондонском клубе “Koko”. Съёмки осуществлял Paul M Green и его команда Dash Productions, которые прежде работали с Gray Numen, The Damned, Opeth и другими. Мощный, высококалорийный звук намикшровал Jens Bogren (Opeth, Katatonia, Amon Amarth и другие) в шведской студии Fascination Street. Один из самых заметных метал-художников последних лет, грек Seth, с которым группу уже связывает некоторое количество лет совместной работы, создал впечатляющий, бросающийся в глаза кавер. Издание получилось роскошным, как визуально, так и содержательно, и сразу оказалось в чартах German Media Control на 42-месте (немецкие альбомные чарты позволяют регистрировать музыкальные DVD). Полная линейка форматов: двойной DVD, двойной CD, двойной LP deluxe и, наконец, для имущих лимитированный пэкидж из 2 DVD и 2 CD. Лайв получился качевым и атмосферным, таким, каким и должен быть. С цементирующим басом, прозрачными гитарами, ощутимым восторгом публики.
Сочная картинка, простенько и со вкусом, то, что Парадайзов всегда отличало. Минимум болтовни между песнями, юморок Холмса и его старательные попытки попадать в ноты, всё живенько. Для фэна группы “The Anatomy of Melancholy” – полный отвал башки, не только благодаря диску с бонусным контентом (интервью, клипы и т.п.), но и трек-листу основной программы, и новому звуку, в котором поклонники Paradise Lost смогли услышать совсем уже запылённые песни, едва ли исполнявшиеся за последнюю пятилетку. Уже первые четыре трека, любезно выложенные группой для ознакомления на своей Майспейс-странице (“Sweetness”, “Pity the Sadness”, “No Celebration” и “Say Just Words”), давали понять, что бэнд основательно и весьма fan-friendly подошёл к составлению программы из 20 композиций. Би-сайд “Sweetness” с миньона 94 года “Seals The Sense” вообще, интересно, живьём исполнялся хоть раз? Короче говоря, хорошего понемногу досталось, как говорится, всем категориям граждан. Из “In Requiem” было взято только два трека “The Enemy” и “Praise Lamented Shade” (выбор, более чем странный, определился популярностью трека на Ютьюбе), а старым альбомам было уделено неожиданно много внимания, были даже выкопаны песни “Eternal”, “Gothic”. Ну и без пожилых хитов “Embers Fire”, “As I Die” и “True Belief” не обошлось. Откровенно и без балды – трек-лист выше всяких похвал; потому и отдача публики, и само настроение концерта чувствуется моментально. «Уже. Да, уже есть люди, не согласные с нашим выбором песен, но если это значит, что у нас есть больше одной хорошей песни, то я считаю это позитивным», – заявил Холмс. ”Релиз “Anatomy of Melancholy” достаточно волнующий для нас, – прокомментировал издание гитарист и основной креативщик коллектива Грегор Макинтош. – Не только то, что это DVD, но это ещё и первый концертный альбом в истории Paradise Lost! Он достаточно хорошо соединяет в себе каждую эру нашей карьеры. Jens Borgen, который микшировал DVD, на мой взгляд сделал безукоризненную работу. В ней так много энергии, и вы действительно можете почувствовать атмосферу этого специального вечера! Для нас это определённо отличный способ отпраздновать наше 20-летие». И не только это, конечно! Релиз появился в мае 2008, тогда же поступили в продажу билеты на первые запланированные концерты юбилейного турне “Unholy Trinity Tour”, включая ряд летних фестивалей и специальные сентябрьские концерты в связке с Anathema и My Dying Bride (во Франции, Германии и Великобритании).
И тут посреди всей малины в середине августа 2008 самый свежий участник группы, полноправно дебютировавший на “In Requiem” барабанщик Jeff Singer заявляет о своём уходе. «Предполагаю, что для всех это неожиданно, но с августа месяца я больше не являюсь барабанщиком Paradise Lost. Я вообще решил завязать с этим делом. Это невероятно трудное решение, тем более, что играю на барабанах столько, сколько помню себя. Я уверен, что после четырех с половиной лет игры вместе, мне будет не хватать Ника, Аарона, Стиви и Грега (и Милли), но чувствую сердцем, что это правильное решение для меня». И потом пяток абзацев о причинах своего ухода, по-английски вежливо, логично и откровенно. Джефф полностью разочаровался в музыкальном бизнесе, и даже не смотря на возможность столько путешествовать, иметь столько незабываемых воспоминаний, друзей и всего остального, это слишком большая жертва. Выживать и планировать будущее всё труднее. Человек семейный, 37 лет, делать кроме игры на барабанах больше ничего не умеет, сыну год и три месяца. Папаша пять из шести месяцев на гастролях. «Я спрашиваю себя, хорошо бы я себя чувствовал на его месте, глядя, как я снова на три месяца куда-то уезжаю. И ответ очевиден – «Нет»! Наконец, Джеффу предложили работу, от которой он, имея такую небогатую профессиональную биографию, посчитал неверно отказываться. «Я чувствую, что с альбомом «In Requiem» достиг вершины. Это было фантастикой два года записывать и раскручивать его на гастролях, и гастролировать с Nightwish в Америке, что осуществило мечту моей жизни. Это останется со мной до последних дней […] Я уверен, каждый поймёт и примет моё решение».
А что ещё остаётся? Европейские даты “Unholy Trinity Tour” группа поспешила застолбить, но для подстраховки отменила концерты за океаном, решив перенести их на следующий год. Представляю суету, с которой Холмс и Компания в считанные дни стали искать адекватную замену, чтобы не обломать такой значительный юбилей. И вот совсем свежая мессага на официальном сайте британцев о том, что временная замена Джеффу Сингеру нашлась и на южноамериканские концерты. Так что известные своим безумным поведением южноамериканские фэны группы смогут побеситься на осенних шоу Paradise Lost в Перу, Эквадоре, Колумбии, Бразилии, Аргентине и Чили, причём концерт в чилийском Сантьяго 5 ноября пройдёт в компании Carcass. Вот где было бы памятно оказаться… Последним пока анонсированным мероприятием в рамках юбилея стал забавный конкурс, в котором разыгрывается специальное юбилейное издание футболок Paradise Lost дизайна Ed Stone. Их, типа не купишь нигде. Ну да, как же. Участнику конкурса нужно проявить оригинальность и должное чувство юмора. Майку получит тот, кто пришлёт самую прикольную фотографию, связанную с ношением фирменной майки группы в самых необычных местах и всем, что, так или иначе, относится к этой теме. “Так что, если у тебя нет такой фотографии, захвати свою майку на самолёт до руин ацтеков или египетских пирамид, или до Марса…и можешь просто выиграть ещё одну! Контакт для всех желающих: competition@paradiselost.co.uk. Не забываем мы и ещё про один вышедший DVD c документальным фильмом о Paradise Lost “Over The Madness”. Штучка получилась в основном для фэнов, с видеосъёмками различных лет, интервью и бонусными фичами, обязательно интересными для верных поклонников коллектива. Ник Хомс говорит: «Нам было очень лестно. Это не было инициировано группой, а создано режиссёром Diran Noubar, который очень хотел сделать этот фильм. Но здорово, как он всё вместе собрал, и мило, что наши коллеги говорят о нас приятные вещи. С одной стороны, мы как будто умерли, но всё равно, получилось довольно мило».
Какой там умерли, когда в ближайшем январе в студию! Да и Европа, не говоря уже о восточной её части, по-прежнему гораздо благосклоннее к британцам, чем сама Британия. «На самом деле, меня это никогда серьёзно не парило, – признаётся Ник. – Даже когда мы только-только начинали играть, мы надеялись, что будем ездить везде. Ещё в те годы мы в Голландии играли гораздо больше концертов, чем в Англии. В конце концов, мы не ура-патриоты, или что-то в этом роде».
Сайт: www.paradiselost.co.uk