По-крайней мере, лидер Falconer Стефан Вайнерхалл попытался что-то изменить и наполнить свой коллектив полноценной жизнью, состоящей из студийных и гастрольных радостей и горестей. Ну, и житейско-бытовых необходимостей, увы, поскольку ни один участник Falconer на тот момент не зарабатывал музыкой.
Видимо, не слишком активная просветительская концертная деятельность и кислые лица фэнов после выхода диска “Grime vs.Grandeur” разубедили Стефана в том, что гармоничный сплав Falconer найден. Снова прикинув все плюсы и минусы складывающейся ситуации, коллектив решил вернутьcя к обретённой когда-то оригинальности. Говорит основатель коллектива: “Я могу понять ожидания и реакцию фэнов на этот альбом, ведь до этого мы приняли в группу нового вокалиста, и я решил адаптировать музыку и мелодии к его способностям. К сожалению, результат оказался далёким от того, чем Falconer занимались раньше. Я сам лично считаю, что “Grime vs.Grandeur” не звучит, как Falconer. Кроме того, я осознал, что по сравнению со старыми альбомами внутренне не могу себя ассоциировать с “Grime vs. Grandeur”, ведь в музыкальном плане я попытался при его сочинении сделать нечто несвойственное мне. Так что мы вернулись к фолку и прежнему мелодическому аспекту”. В ноябре 2005 года вокалист Кристофер сам сообщил через сайт Falconer о своём увольнении, а вскоре стало известно и о том, что Стефан уговорил звезду мюзиклов и прежнего вокалиста Falconer Матиаса Блада присоединиться на посильных условиях к “соколиной охоте”. Группа автоматически жертвовала способностью давать регулярные гастроли, ради возможности пользоваться голосом Матиаса и в лучшем случае выступать несколько раз в году на более менее крупных мероприятиях. Говорит Стефан: “Сочинение нового материала проходило по обычной схеме – я пишу основную часть материала, а участники коллектива могут вносить свои идеи. В этот раз гитарист Джимми сочинил несколько классных фолковых риффов, и полагаю, на будущих альбомах его участия будет больше. Запись проходила гладко, всё под контролем, профессионально. Теперь, когда Матиас вернулся в состав, мы чувствовали себя в студии, будто вернулись домой после нескольких лет экспериментов”.
Задуло с севера
Выпуском альбома “Northwind”(2006), ознаменовавшим возвращение мягкого и театрального вокала, группа многого не добилась, но, достаточно сказать, к состоянию “тру” кое-как вернулась. Конечно, поклонники первой волны приветствовали возвращение сладкоголосого Матиаса и прифолкованного саунда. Одобрение получило и множество красивых мелодий с оттенком средневековости, качественных соло и эффектных моментов. Сам по себе песенный материал не всегда дотягивает до желаемого уровня и местами скучен, чего скрывать (“Waltz With The Dead”, например). Да от кого нынче дождёшься взятия высоты в каждой песне? Все ингредиенты присутствуют, от каждого жанра хорошего понемногу, иногда что-то не склеивается, иногда всё в ажуре, некоторые композиции собраны наспех и какого-то яркого впечатления не формируют. Основная проблема песен – нелогичные переходы и грубоватые склейки между риффами. Возможно это от специфического понимания Стефаном прогрессивности. “Это красивый альбом, совсем не агрессивный, без каких-либо понтов,- говорит его автор Стефан. – Для меня он весьма хорош, но я больше не хочу записывать что-то наподобие “Northwind”. Кому нужна такая откровенность? Не знаю, мне показалось, что тут есть что послушать.
В любом случае, для коллекции любителей жанра считаю “Northwind” приятным приобретением. Тачанка-ростовчанка в “Spirit Of The Hawk”, интересные находки в “Catch The Shadow” и “Delusion” и прочее. Двухминутный соло-инструментал “Black Tarn” едва ли напоминает о средневековом выяснении отношений, больше о пост-классических амбициях Виктора Смольского. В начале “Long Gone By” можно попутать ноты и подумать о неизданном треке Гарри Мура. Кстати, это та самая песня, которую Falconer не успели записать во время студийных сессий к альбому “Grime vs. Grandeur”. Композиция “Himmel Sa Trid” на шведском языке посреди трек-листа – ни к селу, ни к городу, явно недолго сочинялась. Для японского рынка Falconer предоставили бонус в виде забойной песни “Child Of The Wild”, взятой с диска “Grime vs. Grandeur”, только теперь с вокалом Матиаса. А для всех остальных имелось двухдисковое дигипак-издание “Northwind” с дополнительными четырьмя песнями на шведском языке (ух, залихватский трек “Ridom, Ridom”, от души рекомендую).
Как и предполагалось, поклонники Falconer могли увидеть любимую команду только на некоторых европейских фестивалях. Но среди них, между прочим, в 2007 году снова фигурировал Wacken Open Air. Основной генератор идей шведского коллектива Стефан решил не спешить с сочинением очередного студийного творения, и по его собственным словам “варил” новые треки на протяжении 10 месяцев. Это пошло только на пользу, поскольку утяжеливший полки магазинов осенью 2008 года альбом “Among Beggars And Thieves”, наконец, продемонстрировал Falconer с яйцами. Говорит Стефан: “О да, я доволен результатом! Главное, я достиг своей цели и не записал вторую часть “Northwind”. Получился быстрый альбом с чёткой манерой, думаю, в нём вы услышите отголоски всех предыдущих альбомов. Некоторые треки – самые прогрессивные из всех, что мы делали прежде, а из некоторых даже получилось нечто вроде мюзикл-металла.
Я не большой фанат прогрессивного металла в целом, но с другой стороны, не хочу постоянно повторять одни и те же структуры песен. Мелодия всегда является для меня первейшим приоритетом”. Незаменимый продюсер Энди Лярок к тому времени перевёз свою студию в другое место, в Варберг, но Falconer менять коней на переправе не стали, и правильно сделали. Более кусачий, скоростной мьюзик с мощной, воинственной power-metal основой в “Carnival Of Disgust” и “Boiling Led”, c симфо-фолк-павером, как в “Dreams And Pyres” (наверняка Матиас привёл фемину из своей театральной труппы). “Наверное, по поводу последней песни фэны будут жаловаться, что Falconer пытаются косить под Nightwish или какую-нибудь другую симфо-оперную метал-группу, – смеётся Стефан. – Но для передачи сути текста, основанного на реальном историческом эпизоде о сжигании ведьм, мне потребовалась музыка с влиянием симфо или мюзикла, со сложными аранжировками. Создание песни – сочинение, репетиции и запись – заняло много времени, но оно того стоило. Это одна из песен, которыми я больше всего горжусь”.
Соотношение песен на шведском языке в основном трек-листе “Among Beggars And Thieves” выросло значительно. “Включение материала на шведском языке с самого первого альбома стало отличительной чертой Falconer, – говорит Стефан. – Мы просто брали традиционные фолк-песни и переигрывали их в стиле хеви-метал. Так и повелось. Некоторым фэнам нравятся песни на шведском языке, некоторые обязательно хотят иметь их на английском языке, так что мы, если честно, не можем утвердиться в этом вопросе”. В этот раз некоторые из сочинённых для альбома тем звучали, по мнению Стефана, настолько по-шведски, что вполне заслужили лирику на родном языке. В японскую версию добавили две песни “Dark Ages” и “Vi Sålde Våra Hemman”, оказавшейся при ближайшем рассмотрении перепетой на шведском языке традиционной композицией “We Sold Our Homesteads” с пластинки “Chapters From А Vale Forlorn”. Лейбл даже расщедрился на съёмки постановочного клипа на песню “Carnival Of Disgust”. Для этих целей в Швеции на выходные был арендован небольшой, но настоящий средневековый замок Vadstena, и устроена массовка с казнями и позированием с инструментами в тёмных каменных недрах.
Если следовать принципу капитана Врунгеля (помните, как свою лоханку назовёшь – так она и поплывёт), то название у новой пластинки “Armod”(2011) (в переводе со шведского “бедность”, “нищета”) так себе. Да, Falconer как и прежде существуют практически себе в убыток и дают считанные концерты. Зато хочется говорить о творческом богатстве новой пластинки. Любителям исторического павер-спид-металла пришлось дожидаться нового материала от своих любимчиков три года. Ожидание принесло зрелый альбом целиком на шведском языке, с приличным количеством фолка, без использования клавишных, с фолковыми скрипками/флейтами и акробатическими соло. Группа не повелась на модные тенденции, удержала музыку на уровне высококачественного ремесленного изделия, крепкого, долговечного. В новом творении Falconer не больше сенсации, чем в обнаружении застывшей в большом куске янтаря живности.
Тем не менее, это всё-таки янтарь. Никто не станет спорить, что вокалист Блад, поднаторевший последние годы в вокальном мастерстве в шведских постановках “Jesus Christ Superstar”, “Hair” и “West Side Story”, знает толк в создании определённой атмосферы. Его голос выгодно отличает Falconer, помимо прочего, от тьмы скандинавских фолк-метальных коллективов, в их числе Finntroll, Tyr, Ensiferum, Turisas, Elvenking и тд и тп. Можно предположить, что использование шведского языка напряжёт некоторых традиционалистов европейского павера, но после просмотра видеоклипа к новой песне “Vid Rosornas Grav” понимаешь, что язык – это больше чем набор непривычных для массового слушателя звуков. Это сама история, конечно, не драконы и гарри-поттер-метал, а суровая историческая правда… Для предпочитающих понимать по-английски, Falconer перезаписали четыре композиции с “Armod” на английском языке. Их получат обладатели соответствующего лимитированного издания.
Не поспешили, и никого не насмешили. Диск “Armod” стал блестящим продолжением “Among Beggars And Thieves”, одновременно шлифованием “народности” в собственных сочинениях Стефана и проявлением творческой свободы в рамках жанра. Тут никак не обойти стороной бластбиты в песне “Griftefrid”, в такие моменты вместе с мелодией и многоголосьем напоминающей Cradle Of Filth, только без верещания Дэни. Новые треки Falconer врастают в тебя с каждым прослушиванием. Мощное начало “Svarta Änkan” с запоминающимся риффом, тоскливая акустическая сладость “O, Tysta Ensamhet”, похожий на компактный мюзикл “Herr Peder Och Hans Syster”, типичные для музыки Falconer фолк-скандинавские гармонии в “Grimborg” и “Fru Silfver”, прог-метал-полька с солирующей цыганской скрипкой “Eklundapolskan” и эпическая похоронка “Gammal Fabodpsalm” (два последних трека – метал-версии традиционных вещиц). Джентльменский набор!
Рассказывает Стефан: “В этот раз мы сконцентрировались именно на фольклорной стороне нашей музыки, включая традиционные фолк-песни. Большая часть материала, тем не менее, сочинена нами. И не волнуйтесь, от ужасного звучания аккордеона мы решительно отказались! Таков наш способ, наконец, посвятить альбом целиком тому, что на нас влияет, так сказать, выдернуть его из нашей системы и сделать то, о чём некоторые фэны просят нас на протяжении 10 лет. Мы готовы к придиркам по поводу небольшого количества скоростных тем, использования шведского языка, и, само собой, к циничным утверждениям, что, мол, нам не хватает вдохновения, и поэтому мы используем больше фольклорных песен”. Между прочим, альбом позиционируется, как “отклонение от нормы” и не является для группы новым музыкальным направлением. “Это не новый саунд Falconer, это лишь звучание ЭТОГО альбома, – продолжает неизменный лидер коллектива. – В следующий раз мы предпримем что-то другое, самому интересно, что это будет”. Может и зря. Ну, чем плоха, например “Dimmornas Drottning”? Ведь это – и “Armod” в целом – интереснейший и крепкий сплав металла и красивой меланхолии шведской фолк-музыки!
После выхода актуального опуса официально объявлено о продолжительной паузе, примерно, на годик. У всех участников Falconer работа, семьи, пивко по выходным, даже отпуска. Ну, и сбор очередных нелицеприятных эпизодов из средневековья и современности для будущей пластинки. Благо есть о чём петь; история человечества сплошь и рядом состоит из умерщвления: плоти, разума, веры, окружающей среды и всего остального.
Ян Федяев
Сайт: www.falconermusic.com