«Мы всё ещё любим музыку. Мы не стараемся стать очередной великой группой или «Любимцами месяца». Да, без Интернета мы бы продавали больше дисков, но в то же время, это не имеет никакого значения, пока мы можем это делать. В любом случае, наша музыка не об этом».
Jonas Renkse
Примечательный образчик маркетинга даже в столь мрачных нынешних условиях подавления любого анти-корпорационного инакомыслия. И образец поступательного художественного развития отдельно взятого метал-рок коллектива, для меня, по крайней мере. Да-да, знаком с разговорами по поводу трушного дэт-думового прошлого, унитазного и неразборчивого урчания демо-записей, неповторимой холодной атмосферы первых официальных релизов, культовости и тд и тп. Ничего против не имею, и переиздания на винилах тех самых малобюджетных епишек и демо только поддерживаю в разумных пределах. Но мне кажется грандиозной в хорошем творческом смысле (и это касается не только Katatonia) разница между тем же “Dance Of December Souls” и “Dead End Kings”. Содержание каждого релиза шведской формации – неуклонное движение вперёд (и вширь, если говорить о раздобревшем вокалисте Йонасе). Каждый новый студийный релиз – многообещающая, кропотливая и богатая авторскими идеями и мелодиями работа, оставляющая после себя множество кругов на воде. С удовольствием продолжаем первую часть очерка Специального Радио о бывших меланхолик-думстерах Katatonia http://www.specialradio.ru/essay/091.shtml.
Вернёмся к современной, так сказать, истории коллектива. После американского турне 2007 года группа взялась за сочинение нового альбома. “Night Is The New Day”(2009) записывался в стокгольмских студиях Ghost Ward и Studio Mega при поддержке со-продюссера David Castillo. Насколько мне известно, процесс сочинения “Night Is The New Day” выдался нелёгким. У композитора и аранжировщика, гитариста Anders Nyström уже на предыдущем альбоме случались творческие блокады, а в этот раз к этому добавилась куча дел, связанная с деятельностью основного коллектива, парень практически выполнял функцию менеджера. Так что потеть пришлось вокалисту Jonas Renkse, сочинившему больше половины нового материала. Я ожидал для раскачки альбома хотя бы парочки полноценных EP с несколькими неликвидами, особенно после такого изобилия сопроводиловки, как в случае с “The Great Cold Distance”. Но разносолов по указанной выше причине оказалось не очень много, и дополнительный обогрев заждавшихся фанатов был скудно-дозированным. Ладно, коллекционерам кое-что досталось (цифровой сингл “Day And Then The Shade” не в счёт): два виниловых издания на чёрном и белом виниле, шведская и американская диги-бук версии с бонус-треком “Ashen” и EP “The Longest Year” в супер джувел-боксе с двумя клипами (“The Longest Year” и “Day And Then The Shade”), двумя ремиксами “Day And Then The Shade (Frank Default remix)” и “Idle Blood (Linje 14)”, и, о радость, еще одной неизданной песней “Sold Heart”. “Ashen” – хмурый трек с активной, качающей дисторшн-гитарой, прерываемой чистым перебором, и просветлённо-меланхоличным припевом в манере new-Katatonia. Тема “Sold Heart” существовала в виде наброска, которую позднее Йонас решил довести до ума на студии The City Of Glass. Эффект от нее практически тот же, что и от песни “Unfurl”, покорившей своей уединённой электронной красотой на EP “July”. А через два года те, кто всё проспал, смогли сэкономить на первопрессах и приобрести туровую версию “Night Is The New Day” с обновлённой обложкой, дополнительным слипкейсом и всем би-сайд-материалом, т.е. песнями “Ashen”, “Sold Heart” и уже известными ремиксами на “Day And Then The Shade” и “Idle Blood”. Лично я, будучи обладателем EP “The Longest Year”, сравнительно не дешёвого и самодостаточного, цельного издания, не оценил такое динамо. Что, не нашлось ни одного демо, альтернативной версии с ремиксом или, на худой конец, концертной записи, чтобы украсить туровое переиздание? Лучше бы без слипкейса обошлись, жлобы.
Теперь о музле на самом “Night Is The New Day” … Оно не стремится повторить массивность и монументальность треков “The Great Cold Distance”. Наоборот, презентует Katatonia в более утончённом, хрупком виде. Тот факт, что сочинительством занимался в основном вокалист Йонас, а не ритм-гитарист Андерс, несомненно, повлиял на содержание и общий настрой пластинки. Глубина, пространственность и дарк-рок вместо компактности, риффинга и думовой готики. Группе, конечно, пока ещё нужны для фундамента тяжёлые гитары, но в общем миксе они не играют доминирующей роли и чуть задвинуты по панораме назад. Они уступают место ажурным солякам, синтезаторным просторам, ярко выделенным прог-элементам. В качестве примеров можно привести и стартовый трек “Forsaken”. Затем сотканное из атмосферных переливов клавишных и чистой гитарной электрики осеннее настроение и предчувствие непогоды в “The Longest Year” обрушивается на слушателя проливным дождём и раскатами грома, облегчённый вариант меланхолии а-ля Katatonia в “Idle Blood” и “Inheritance” с пятибалльными аранжировками усаживает в старческое кресло с пледом и одинокой бутылочкой хорошего скотча, под гениально-эпический припев в “Onward Into Battle” забываешь обо всей грёбаной материальности вокруг, “Liberation” по примеру “Forsaken” комбинирует нежное, романтически-красивое общение чистых гитар и вокалов с депрессивным жухом. Относительно тяжёлой можно назвать лишь песню “Day And Then The Shade”, выбранную пилотным цифровым синглом. Вязкая печаль в треке “New Night” могла бы присутствовать на предыдущем студийнике шведов, “Departure” предлагает не самый привычный, расплывчатый синти-грув… Сотрудничество с клавишником и продюсером-электронщиком Frank Default (www.frankdefault.com) в песне “Unfurl” получило на новом альбоме своё продолжение уже в развернутом виде. И да, это не та стылая атмосфера бездонного мрака – это жгучая дарк-рок меланхолия, неподдельная и благородная депрессия. Сочинительство, конечно, не в фокусе, разброд и шатание, зато мелодии завораживающе красивы, и Йонас на месте.
Перед гастролями в поддержку “Night Is The New Day” братья Норрманы – гитарист Фредрик и бас-гитарист Маттиас ушли из группы. Клялись, что по семейным причинам, и традиционно уверяли, что сложнее решения им в жизни принимать не приходилось. И чтобы не усложнять коллегам жизнь, дождались конца записи. На маячившее впереди турне пришлось срочно искать замену. Свято место заполнили гитарист Per “Sodomizer” Eriksson (гитарный техник группы и музыкант Bloodbath) и бас-гитарист Niklas Sandin. С новыми товарищами Katatonia прокатились по Австралии, Южной и Северной Америке, впервые отыграли в Израиле и Ливане.
Европа – так по нескольку раз, понятное дело. В 2009-2010 годах выступали в России, дали в Стокгольме специальный концерт по случаю своего двадцатилетия, с привлечением бывших участников. В 2011 году, когда переиздавался “Night Is The New Day”, под знаком десятилетнего юбилея был также переиздан альбом “Last Fair Deal Gone Down”. Кроме качественной медиа-бук полиграфии продвинутые фэну ничего нового не услышали – всё те же би-сайды/бонус-треки с ранних переизданий “Sulfur”, “March 4” и “Help Me Disappear”, а также кавер Palace Music “O How I Enjoy the Light”, всплывший в 2005 году на аргентинском диги-паке. Упомянем и переиздание в конце 2011/начале 2012 на виниле и на CD мини-альбома 1995 года “For Funerals To Come”, получившего, помимо новой полиграфии, ремастеринга и воспоминаний всё того же гитариста Андерса по кличке “Blakkheim”, два бонус-трека “Black Erotica” и “Love Of The Swan”, взятые из компиляции “W.A.R. Compilation – Volume One”(1995) благополучно скончавшейся рекорд-компании Wrong Again Records.
На 2012-й год Katatonia заявила новый студийный альбом и архивно-концертный DVD под рабочим “Last Fair Day Gone Night”. Гитареро Андерс возвращался к полноценному сочинительству; группа по-прежнему не пользовалась для сочинения новых песен старомодными репетициями, совместными джемами и вообще коллективным трудом. Йонас и Андерс возились каждый у себя дома, изредка обсуждая друг с другом необходимость того или иного пассажа. Лишь в одной единственной песне “Lethean” были использованы посторонние идеи, а именно, нового гитариста Пера Эрикссона.
И эта песня, кстати, немного отличается от общей динамики, сразу приковывает к себе внимание. Но началось всё с цифрового сингла “Buildings”, выпущенного также в виде лимитированной виниловой семидюймовки с би-сайдом “Hypnone (Frank Default Hypnocadence mix)”. Новая программа куда бодрее предшествующей, и ее также непросто однозначно стилистически характеризовать. Если это вообще кому-то нужно. Слушая этот альбом, я никогда не пропускаю многогранные и изобилующие цепляющими душу ходами и улётными мелодиями песни “Hypnone”, “The One You Are Looking For Is Not Here” с прелестными женскими бэк-вокалами в хорусе, ”The Racing Heart”, “Ambitions “ и “Undo You”. Они наполняют организм созидательной депрессивностью, или креативной грустью, как вам будет угодно, помогающей в самопогружении и самоанализе. Первое время не мог обойтись без того самого динамичного трека “Lethean” с удачной вокальной линией и наложением гармоний, но закрутил её до смерти. Но, клянусь, купил бы в виде физического EP с парой архивных артефактов. А вот грузно-гитарные “The Parting”, “Buildings” и “Dead Letters” с минорными просветами и отличной аранжировочной работой долго не задерживаются. Плюсы на минусы дают более чем приемлемый музыкальный продукт для безнадёжных меланхоликов.
Заявленный DVD никто так и не увидел. C синглами на этот раз тоже оказалось кисло. Не считая вышеупомянутого сингла “Buildings” появился только дигитальный сингл “Lethean” с видеоклипом. Даже уже опубликованный ремикс “Hypnone (Frank Default Hypnocadence mix)” прокрутили по второму разу – добавили его в российское переиздание и версию для Media Markt. Что касается основной программы, то кроме двухдискового диги-пака с 5.1 миксом и бонус-песни “The Act Of Darkening” имелось солидное издание в виде 10-дюймового фотоальбома с двумя 10-дюймовыми винилами, диском с 5.1 миксом, вторым бонус-треком “Second” (мало запоминающейся, но вполне драматичной песней со сладковатым привкусом), и весьма расширенным оформлением. Сначала издатели заявили, что всего таких альбомов будет выпущено 2000 штук, а потом эти солидные издания безнадёжно серого цвета можно было найти в любом европейском магазине с рок-музыкой. В сентябре 2012 Katatonia снова отметились в США в спайке с Devin Townsend и Paradise Lost (“Epic Kings & Idols Tour”), затем представили новинку в Европе (“Dead Ends Of Europe Tour”).
2013 год вообще оказался для Katatonia весьма продуктивным с точки зрения прозорливых взглядов в прошлое. В честь своего 20-летия коллектива Katatonia организовали ряд специальных концертов в Европе, один из которых – а именно в известном лондонском клубе Koko – был записан и появился на свет в виде тройного винилового релиза “Last Fair Day Gone Night”(2013). Во всех отношениях хватабельный альбом, не только за счёт своего внешнего вида (180-граммовый винил в 8 страничном 12-дюймовом боксе), но и за счёт трек-листа. Во-первых, команда исполнила полностью материал альбома ”Last Fair Deal Gone Down”, а также ряд обкатанных песен и неожиданных би-сайдов. С удовольствием послушал в актуальной концертной оболочке старые темы вроде кладбищенски-трагичной “Brave” (с гроулом), “I Break” или “Right Into The Bliss”, а также практически не исполнявшийся би-сайд “Dissolving Bonds” с пластинки 2006 года. Мне лично в этом концертном релизе не хватило песни “Saw You Drown”, которую бэнд исполнял во время одного из турне в поддержку “Night Is The New Day”. Но хорошего понемногу, и так всё очень даже приемлемо, даже то, что поют участники Katatonia не всегда в кассу. Приятную виниловую мягкость и низ слушать желательно в хороших наушниках. Из текущих гастролей отметим североамериканскую поездку Katatonia с Cult Of Luna и Tesseract, и, конечно же, гастроли в поддержку юбилейного турне Paradise Lost, где со шведами за компанию катались Lacuna Coil. Нехилый набор, признаюсь.
Вскоре после этого концертника Katatonia осуществила сразу два эксперимента – организовала собственными силами при поддержке проекта PledgeMusic выпуск ремикс-альбома “Dethroned Аnd Uncrowned”(2013). Новым его можно назвать лишь условно, поскольку он представляет собой лайт-версию прошлогодней пластинки “Dead End Kings”. Еще в процессе студийной работы над прошлогодним альбомом Андерс сотоварищи крутили на микшерском пульте разные ручки, мутируя тот или иной канал. И им показалось, что в метальных песнях “Dead End Kings” кроется и другая сторона, некая атмосфера, прямо таки иная вселенная, достойная отдельной публикации. Разумеется, было бы идиотизмом прерывать всю текущую тяжмет-работу в пользу прогрессивного дарк-шансона, поэтому группа решила сначала доделать регулярный альбом, а затем при случае вернуться к этим песням и послушать их верх тормашками. То есть без барабанов и примоченных гитар, с усилением клавишных и акцентом на акустическое содержание. Говорит Йонас: “Спустя год, мы смогли просто всё отбросить и сконцентрироваться на всех красивых струнных аранжировках, семплах…всём том, что теряется в миксе в метальной версии. Смогли заставить всё засиять, как бы добавить в них облегчения. Наверное, это как принимать душ, когда ты очень грязный!” Значит, уделались музыканты в прошлом году не по-детски… Облегчённым версиям потребовались акустические 6- и 12-струнные гитары, призванные дополнить/изменить гармонии, и новая бас гитара, потому как поменялись кое-какие басовые ноты. Вокал не перезаписывался вообще, так же, как и большинство клавишных аранжировок. Поскольку на “Dead End Kings” хватало тяжёлых гитар, то с обезжириванием некоторых песен пришлось повозиться. В итоге всё зазвучало так же мягонько, как звучит один из бонус-треков на “Dead End Kings” – акустический песняк “The Act Of Darkening”.
Да вот незадача – бабла на издание пластинки не было. Пришлось побираться с помощью PlegdeMusic, то есть просить средства у поклонников, продавая при этом в срочном порядке всяческие связанные с группой памятные предметы, от пластиков, старых баннеров и дисков с автографами (как старых, так и того, на который деньги собираются) до личных вопросов музыкантам по 20 фунтов за штуку, редкого мёрча по албанской цене, джема с группой и музыкальных инструментов. Проект PlegdeMusic (www.pledgemusic.com) считаю отличной платформой для непосредственной коммуникации между группой и поклонниками. Особо нового в этой идее ничего нет – эксперименты отдельных музыкальных коллективов по сбору денег на новый альбом напрямую со своих слушателей уже проводились. Не всегда успешно, но поклонники Katatonia проявили себя в лучшем виде, собрав 190% от нужной суммы, причём 100% было собрано всего за неделю. “Эта идея мне на самом деле не нравилась, – признаётся вокалист Йонас. – Но у нас не было бюджета сделать то, что мы хотим”. Коллегу дополняет Андерс: “Peaceville понимали, что мы хотим сделать, но никто не знал, как это может звучать, пока не было результата. Так что финансовой поддержки лейбла у нас не оказалось. В итоге, фэны поддержали проект, и они его получили”. “Не думаю, что мы снова так поступим, – продолжает вокалист. – Мы благодарны за результат, но в следующий раз мы сосредоточимся на выпуске альбома обычным способом”.
Издание альбома было поручено лейблу Kscope – подразделению независимой компании Snapper Music. Именно этот специализирующийся на пост-прогрессивных командах сублейбл выпускает альбомы Steven Wilson, Porcupine Tree, Blackfield и Anathema, кроме прочих. “Dethroned And Uncrowned” как нельзя лучше подходит к репертуару Ksсope. “Это для тех, кому “Dead End Kings” показался слишком жёстким” – говорит Йонас. “Или для домохозяек”, – добавляет Андерс. Прелестная получилась у шведов музыка, расслабляющая. В обновлённых подобным образом песнях с прошлого альбома появилось много воздуха, приглушённого света, камерного минимализма и нескольких клёвых гармонических обновлений, как в “The Parting” и “Dead Letters”. Второй трек “The One You Are Looking For Is Not Here” с участием нынешней вокалистки группы The Gathering Силье Вергеланд, проникает в душу еще глубже, чем оригинал. Так же накрывает красотой в “The Racing Heart”и “Ambitions”. Где-то упор сделан на акустический аккомпанемент, где-то добавлено побольше струнных аранжировок, но не во всех песнях замена увесистых гитар, на мой взгляд, оправдана. То есть песня сама по себе Ок, и лайт-версия тоже Ок, но тебе уже не хватает динамичности оригинала, и он у тебя крутится в мозгу бэкграундом. Задумка имеет право на существование и воплощение, но думаю, фэны с не меньшим энтузиазмом собрали бы денег на какой-нибудь студийный альбом с новыми песнями, к которому бы бонусом прилагался вот этот самый акустический “Dethroned And Uncrowned”. На худой конец, на полноценный акустический альбом с новыми песнями, как, например, альбом “Heritage” у Opeth. Ведь было бы достойно, верно? Ладно, чего уж тут мечтать. В двухдисковый сет также входит диск с 5.1 миксом всего альбома, штука для коллекционера сомнительной необходимости. “Это эксперимент, – говорит Андерс. – Очень важно, чтобы люди поняли, что это не то направление, в которое мы ведём группу”. Посмотрим.
Всё тот же лейбл Kscope в 2013 году устроил поклонникам Katatonia неожиданный подгон. Речь идёт о совместном альбоме Bruce Soord из группы Pineapple Thief и вокалиста шведов Йонаса Ренксе под названием “Wisdom Of Crowds”. Когда в новый проект был привлечён Ренксе, музыка, тексты, вокальные линии и прочая требуха были уже готовы, Брюс весь инструментал записал и спрограммировал сам. Йонасу оставалось только добавить своих индивидуальных текстур, с чем он прекрасно справился. “Wisdom Of Crowds” – интересный образчик современного прогрессив-рока: девять гипнотичных, экспериментальных треков, драм-машина, грязная рок-гитара а ля Ленни Кравиц, густой бас, биг-саунд, довольно много электроники и всякого создающего микрокосмос звука, безудержный полёт продюсерско-авторской фантазии. По уровню депрессивности/меланхоличности и обречённой отстранённости это не сильно далеко ушло от Katatonia, хотя электроника в “Wisdom Of Crowds” по сравнению со шведами доминирует. Кроме того Брюс не стремится к сбалансированному звучанию и от души крутит громкость, подчёркивая то небрежно-рваное соло, то уханье “деревянного дурачка”, то белый шум из балалаечного чёса и электронных пэдов. Можно надолго зависнуть на сладко-печальных темах “Wisdom Of Crowds” и “The Centre Of Gravity”, а вот индустриальный нагруз в “Flows Through You” я обычно скипаю, но могу быть не прав, однако. Дебютный концерт Брюса Соорда и Йонаса Ренксе состоялся в июле в лондонском клубе The Garage, на шоу в честь пятилетия лейбла Kscope. Большие совместные гастроли вряд ли возможны. Рекомендую винил или зеркальный лимитированный диги, имеется также неизданный инструментал “Your God”, но только в сети (https://soundcloud.com/kscopemusic/bruce-soord-with-jonas-1).
Всё новые и новые релизы, связанные с Katatonia, продолжали проедать дыры в бюджетах молодых фэнов мелодичной рок-депрессухи, а продвинутые коллекционеры, чертыхаясь, заказывали очередные переиздания. Впрочем, о новой музыке речи уже не шло. В начале октября 2013 впервые на виниле появился олдскульный EP “Sounds Of Decay”. 10-дюймовый винил с бонус-треком “Untrue” и новой аннотацией, написанной гитаристом Андерсом, можно приобрести в дуэте с такой же лимитированной футболкой. А в конце октября появилось и переиздание альбома “Viva Emptiness”. Этот релиз пропускать не стоит! Целиком и полностью поддерживаю эксперимент по его пересведению/ремастерингу и обновлению. Это обновление стоило осуществить, даже если бы оно не планировался. В светлых (читай, коммерчески грамотных), на мой взгляд, умах коллектива эта юбилейная идея была реализована блестяще. Тем более что музыканты, задействованные в не столь уж далёком 2003 году в записи и выпуске оригинального альбома “Viva Emptiness”, сразу были недовольны результатом микширования. Причин тому было несколько, но основная – нехватка студийного времени. Так что мысль о более качественном пересведении просто ждала своего момента. И таки дождалась к своему десятилетнему юбилею в виде “Viva Emptiness (MMXIII Anti-Utopian Edition)”. Помимо новой обложки (с повзрослевшей на 10 лет дочкой художника Трэвиса) и нового микса/ремастеринга, на которые было потрачено куда больше времени, чем на оригинал, и как результат, появления утерянных аранжировок, переиздание обзавелось новыми клавишными аранжировками, вокалом к бывшему инструментальному треку “Inside The City Of Glass” и дополнительным треком “Wait Outside”. Он, как известно, был записан в общую сессию, но в альбом не попал и ранее издавался только на компиляции “Black Sessions”(2005). Каюсь, раньше лично я слушал Katatonia в своё удовольствие исключительно начиная с альбома “The Great Cold Distance”. Сейчас “Viva Emptiness” уравнялся в правах с остальными поздними альбомами. Песням “Criminals”, “A Premonition” и “Evidence” всегда рад.
И уж совсем бессмысленным релизом под шапкой Katatonia оказалась двухдисковая компиляция “Introducing Katatonia”(2013), изданная некоей британской компанией Recall. В ней по убывающей разместились всего 18 песен со всех альбомов (т.е. всего-навсего по 9 песен на каждом диске). Про выбор песен я лучше не буду много распространяться, скажу только, что с нового альбома взяли только один трек “Dead Letters”, в принципе никак “Dead End Kings” не характеризующий, а из альбома “The Great Cold Distance” сюда даже хит “My Twin” не попал. Зачем Peaceville нужно позволять кому-то такое выпускать – кроме как местечковой жаждой наживы объяснить не могу, ну, или кто-то по синьке договорился. Судя по всему, правообладатель не предоставил лицензионные права на все песни, и получился такой вот выкидыш. Никаких редкостей, никакого реворка, ничего интересного – и amazon ещё просит за такое CD-фуфло 10-11 баксов? Это в 2013 году, когда продажи компактов на полу валяются? Нет, некоторые рыночные решения мне просто кажутся еб..тыми. В году нынешнем кататоньяков, по меньшей мере, ожидает парочка переизданий и кое-какая гастрольная жизнь их любимцев. И возвращаясь к теме: грех упускать такую возможность и не втюхать на волне заслуженного интереса к группе кое-какое старьё. В наши дни речь идёт об очередном появлении на виниле классических альбомов “Discouraged Ones” с бонус-треками “Quiet World” и “Scarlet Heavens”, и “Dance Of December Souls с 5 бонус-треками в виде EP “Jhva Elohim Meth”. Это, во-первых, пополнит кассу, а во-вторых, поддержит релиз-план коллектива ещё на какое-то время. Помимо уже заявленных летних фестов, в мае 2014 года стартует европейское турне “Unplugged & Reworked”, в ходе которого шведы представят свои классические атмосферные треки в кастрированном виде, то есть не только материал “Dethroned And Uncrowned”. Обещаются не самые привычные места выступлений и хор. Андерс упоминал съёмку этих концертов для возможного DVD. Не ясно только, это тот самый DVD, который группа снимает и обещает уже с 2011 года? А может, получим на руки в конце этого года нечто двух-, трёх-дисковое видеосодержащее за всю мазуту? Новый студийный материал раньше 2015 года ждать не стоит, мне так кажется.
Ян Федяев
Сайт: www.katatonia.com