“Ты не можешь играть музыку без страсти и драйва. Если это так, то ты обманываешь людей, и они обязательно это заметят”.
M.Petrozza.
Рискну вкратце освятить деятельность этого фундаментального треш-коллектива. Определённо, нужен обстоятельный и увесистый том (может, не один), чтобы подробно и с радостным числом закулисных историй рассказать о Kreator, немецких апологетах треш-металла, об одной из немногих формаций, заработавших даже со своим застывшим тевтонским имиджем устойчивую славу на всех густонаселённых континентах. До столь обширного труда меня вряд ли допустят, а пройтись по вехам и ярким событиям в богатой биографии Kreator хочется. Ведь рос, в том числе, и на ранних альбомах этого долгоиграющего проекта. Ещё меньше масштабных коллективов (и Kreator в их числе, навскидку субъективно могу ещё назвать Overkill, Slayer, Destruction, Sodom) входят в немногочисленную группу экстремальщиков, которые более чем за 25-летнюю карьеру никогда не объявляли о распаде или после многих лет пребывания в невменяемом состоянии не придумывали версии своего отсутствия, одна другой страннее. Менялись, конечно, чего греха таить, повалялись на самом коммерческом дне. Но поняли в итоге простую истину, утверждаемую на словах множеством музыкантов, – оставайся самим собой. На деле удаётся не всем.
Рурская область в Германии, в частности город Эссен, где зародился Kreator, отличалась особыми экономическими, социальными и экологическими условиями. Накрывший регион дымящихся труб в 1975 году стальной кризис (а ранее в 58 году и угольный), повлёкший массовое сокращение рабочих мест в горнодобывающей промышленности и закрытие большинства шахт и перерабатывающих заводов, не вызывал особых иллюзий и перспектив в душах молодёжи. Однако уезжали поближе к Берлину не все. В 82 году в Эссене побренчать за банкой слабоалкогольного пива стали собираться школьные друзья: вокалист/гитарист Miland “Mille” Petrozza, барабанщик Jurgen Reil по прозвищу “Ventor”, и басист Rob Fioretti. Метал был уже в моде: Venom, Black Sabbath, Metallica, Slayer, Merciful Fate, Motorhead, пуделиные причёски, килограммы патронташей крест-накрест, узкие джинсА, нашивки, чёрный макияжик кое-где… На этом всё и держалось. Троица назвала себя сначала Tyrant, затем Torment и в таком качестве записали две демо-ленты “Blitzkrieg”(83) и “End Of The World”(84).
Качество было кошмарное (в 83 даже получше), с еле-еле разборчивой гитарой, скрипучим буханьем всего остального и злющим истеричным вокалом Милле. Зато три трека пережили гаражное состояние и продемонстрировали себя в лучшем, студийном виде. Благодаря тэйп-трейдингу и редким авантюрным концертам, кассетки расходились по рукам отзывчивой немецкой публики, благодаря активной поддержке которой, кстати, поднялся не один десяток мощных коллективов. Постепенно появились заинтересованные рекорд-компании, среди них и немецкий лейбл Noise Records. Ему группа и досталась, правда, Милле и его товарищам снова пришлось менять название коллектива, теперь на Kreator, потому что на контракте у Noise уже была группа из Венгрии с названием Tormentor. “В то время кидаловом занимались все рекорд-компании, я не скажу, что этого не было в Noise Rec., – вспоминает Милле. – Ясное дело, было. С другой стороны, они сделали так, чтобы нас заметили и признали. Может, нам стоило подписать другой контракт, но в 85 году было не так много лейблов, интересующихся такой музыкой. Если бы мы появились в 87 году, то было бы слишком поздно”.
Всего за 10 дней на известной среди немецких трешеров 80-х берлинской студии Musiclab Studio трио закатало дебютный лонгплей “Endless Pain”(85). Играть рурская молодёжь по сравнению с демо-записями стала быстрее, что, положа руку на сердце, далеко не всегда на “Endless Pain” равноценно технике. Элемент тяп-ляп присутствовал. И гитарки расползаются, и бочки не всегда выигрывают гладко, это очень хорошо слышно на скоростных ровных кусках с гитарным шреддингом. Надо было, конечно, ещё порепетировать, и ещё бы дополнительную недельку на запись не помешало выделить. Но можно было радоваться и тому, что имелось, – рождению немецкого, бескомпромиссно быстрого треша, новой формы экстремальной музыки, которую, надо думать, Kreator в начале 80-х было непросто сохранить и донести до слушателя. Вместе с теми же Destruction и Sodom немецкое трио стремительно создавало жанр, который с их же помощью в дальнейшем и сохранился в чистом виде. Треки “Tormentor”,”Total Death” и первый локальный треш-хит “Flag Of Hate”, а также безумные “Son Of Evil”, “Bonebraker”(с моторхедовским огоньком) и “Living Fear” – вот источники вдохновения будущих “звёзд” метал-сцены вроде Sepultura и носители простых олдскульных риффов, позлее иных “слэеров”. “Мы оказались в нужное время в нужном месте, – говорит лидер Kreator. – Мы были слишком молоды, когда записывали “Endless Pain”, ещё не готовы. На альбоме многое не попадает, кое-как сыграно. Но было необходимо его выпустить, чтобы быть одними из первых. Выпусти мы его в 87 году, нас бы тогда окружала тонна треш-метал групп, и признания это не получило бы. Так что мы счастливы тому, как всё сложилось. Всё происходит по какой-то причине”.
Первый камень был заложен; в 1986 году Kreator рекрутировали всего для нескольких концертов второго гитариста Michael Wulf (играл в Sodom, разбился на мотоцикле в 93 году). Дополнительно был выпущен трёхтрековый макси-сингл “Flag Of Hate” с перезаписанным заглавным треком, двумя неизданными песнями (+ три песни взяты с “Endless Pain” для американского переиздания). Вульф в его записи не участвовал, хотя отмечен в буклете. Новые песни “Take Their Lives” и “Awakening Of The Gods” – непривычно длинные для классического треша сочинения по 6,5 и 7,5 минут, с экспериме(н)тальной сменой риффовых тем и ритмов, затяжными соляками; в первой в основе хеви-метал, а ля мрачный Iron Maiden, во второй – proto-death-metal перемешан с воинственным павер-трешем. Кстати, на первых пластинках Kreator вокалеру/гитаристу Милле подпевает барабанщик Вентор. Этот же материал стал дополнением ко второму альбому Kreator, записанному в стенах той же Musiclab в немецкой столице, появившемуся в ноябре 86 “Pleasure To Kill”. Причём, первая версия издана только на виниле, а компакт-диск с удлинённым интро и бонусным EP, а также красный винил c неизданной песней “After The Attack” (проходняк) появились позднее. В записи участвовал новый гитарист Jorg “Tritze” Trzebiatowski и, в какой-то степени, новый продюсер Ralf Hubert (Mekong Delta) и инженер Harris Johns (в то время пока больше известный работой с Helloween и Voivod). Можно с уверенностью говорить о создании группой энтузиастов “классической” треш-записи, эссенциальной, агрессивной и вери спид & хеви.
С появлением “Pleasure To Kill” слава Kreator стала расти как на дрожжах. Noise Rec. легко отбивала вложения в коллектив, а группа отправилась в первое полноценное турне с Rage и Destruction. Летом 87 года для эссенского коллектива заряжается студия Horus в Ганновере, в которой записываются треки для новой пластинки “Terrible Certainty”(87). Сочинялся материал в запаре, в довольно сжатые сроки между концертами и в прежнем составе, что не помешало Kreator подняться ещё на одну планку выше в своём собственном наследии. Качество материала и сыгранность крепли с каждым новым релизом. Музыка не утратила своей скорости, и даже по ощущениям ускорилась за счёт лучшей организации риффов и качественного сведения, – всё работало на треш-энергетику. Гроулить Милле не стремился, больше выдавал злобный скрежет большого гнома. Выделяется свинг в “As The World Burns” с характерным печатающим ритмом, в бестолковой, в общем, “No Escape” возник на пару секунд гармонический гитарный расклад, мелодическим вступлением отличился скорострельный трек “One Of Us”, и уж совсем накрыло красотой в интро к “Behind The Mirror”.
С осени 87 – новая гастрольная пачка: по Британии с Virus/Celtic Frost, по Америке с кроссовер-хардкорщиками D.R.I, и появление на MTV промо-видеоклипа на песню “Toxic Trace”. Стоит отметить, что с американским рынком Kreator подружились быстро, и дистрибуция их альбомов до начала 90-х шла, как положено. Мало кто из трешеров может похвастать таким счастьем. Половина альбомов Kreator так или иначе сопровождалась гастролями в Северной Америке.
Дабы и в 1988 году публика не забыла о существовании коллектива, на деньги, полученные от успешных гастролей, в Musiclab записывается ещё две новые песен и выпускаются в виде EP “Out Of The Dark… Into The Light”(88), куда добавляется три лайва с выступления фрицев на голландском фестивале Dymano, а американская версия получает шестой трек – кавер Tygers Of Pan Tang “Gangland” (би-сайд с винилового европейского сингла 87 года “Behind The Mirror”). В позднее европейское CD-переиздание добавилось ещё три концертных треков. Не являюсь большим фанатом концертных записей, уникаты встречаются редко. Из новинок меня больше всего вдохновил забористый хеви-метальный кавер Raven “Lambs to the Slaughter”, эта высокая нота в рефрене запомнилась со школьной скамьи. “Out Of The Dark… Into The Light” спустя годы стала бонусом к ремастированному переизданию “Terrible Certainty”. Впрочем, о Kreator и так никто не забывал, бэнд уже безоговорочно числился в лидерах европейского треша, что лишний раз доказал диск “Extreme Aggression”(89). После него даже американской публике многое стало ясно. Такая возможность появилась благодаря мажорному контракту Noise с Epic Records на распространение дисков треш-тевтонцев в Америке. Сам альбом записывался в январе-феврале 89 года, в голливудской студии Music Grinder с продюсером Randy Burns. Милле, чуя глобальный успех, смастерил самый разноплановый альбом на тот момент, в котором немецкий треш перекликался с американскими достижениями в духе Megadeth: очень плотная гитарная секция, смелая смена ритмов, неожиданно выплывающие мелодические вставки, мощный драмминг. Вентор уже рисовал эффектные брэйки, полностью передав функции вокалиста Милле.
Развитие композиторских талантов немцев пока не выходило за рамки своего же стиля. Половина сочинений во главе с песнями “Extreme Aggression”, “No Reason To Exist”, “Betrayer” и “Love Us Of Hate Us” держалась наперегонки с секундомером в допустимых пределах, в другой части, в песнях “Some Pain Will Last” и “Fatal Energy” встречались непривычные попытки разбавлять долбёжку. Где-то ритмически нагнеталась атмосфера всеобщего трындеца, где-то звучат умиляющие гармонии. В ровном по логике павер-треше “Don’t Trust”, сочинённом по воспоминаниям песни “Riot Of Vilence”, сбивают с моша какие-то ритмические артефакты. Но с плюсами и минусами считаю “Extreme Aggression” добротным учебным пособием юного трешера. В текстах Милле всё больше стал преобладать политико-психологический пурген под влиянием книг “Seth Speaks” и “Psychic Politics”. “Я больше этим барахлом не живу, – говорит честный парень Милле. – Знаете, это как процесс. Когда ты начинаешь читать, то хватаешься первым делом за псевдо-философию или псевдо-науку, что по большому счёту обман. Сегодня я бы не стал трогать книги вроде “Seth Speaks”, выкинул бы через пять минут, потому что это мусор. Но тогда меня эти книги вдохновляли, я был моложе, в конце концов”.
www.youtube.com/watch?v=1fAs_4yZsAI
“Экстремальная агрессия” стала самой продаваемой пластинкой группы, чему в значительной степени способствовали успешные американские гастроли c Suicide Tendencies и активная ротация на MTV клипа на песню “Betrayer”. Kreator были одними из первых, кто выступил, образно говоря, на руинах Берлинской стены в 1989 году. Их выступление в Восточном Берлине фирмачи запечатлели на видеокассете “Live In East Berlin”. В том же году о Kreator был снят документальный фильм “Trash Altessen” (может, изучали влияние токсинов в воздухе на возникновение треша в Рурской области?).
Тем временем, рекорд-компанию Noise не сильно интересовали “внутренности” Kreator. Американский рынок манил и сулил ещё больше прибыли. Летом 1990 года, не успели немцы после гастролей потискать подруг у телика и глотнуть пивка в биргартене, как уже пора было снова собираться в солнечную Калифорнию, в Eldorado Recording Studios. Там в течение двух месяцев рожался диск “Coma Of Souls”(90), завершивший в дискографии “классическую” эпоху немецкого коллектива и практически безостановочное карьерное движение Kreator вверх с момента подписания первого контракта. Соглашусь с рядом критических замечаний в адрес этой записи. Ощущается отсутствие должного вдохновения в половине вещей, что, увы, не компенсируется более качественным гладким саундом. Ок, некоторые риффы и раньше тулились через силу, никакого криминала в треках рурских борцов за треш-идеалы это не вызывает. Скучновато, к тому же таким насыщенным альбомом, как “Extreme Agression” было очень многое сказано и утверждено. На “Коме Душ”, выпущенной в Европе в ноябре 90, качественным развитием креаторовской мысли целиком можно считать “When The Sun Burns Red” с тревожным акустическим вступлением, и заглавную песню, плюс ещё несколько скоростных проходов. Зато какой липучий хит нынче выдал Милле! “People On The Lie” – одно из лучших творений Kreator, абсолютно стадионный трек с блестящим соло. А эпическое вступление к треку “Terror Zone”? Разве это не классика уровня “The Hellion/Electric Eye” Judas Priest? Ок, сам трек – полная вата, пока не рвануло скоростное прибауточное соло, но интро и идентичная кода – гарно. Почему эту тему не сделали самостоятельной песней…С концертами у Kreator был полный порядок, спрос на звуки отлаженного метал-механизма и в Европе, и в Америке привлекали уже довольно приличную армию фэнов. В ходе очередных северо-американских гастролей бэнд выступил в Мексике и поехал южнее. В 91 появилась ещё одна VHS-кассета со следами нового турне “Hallucinative Comas”.
Публика и публика – кошмарные существа, способные в свою угоду или ради мимолётного эстетического удовольствия жестоко высмеять музыканта и легко вытереть об него ноги. У стойких покупателей пластинок, отчасти есть такое право. Критики – отдельный разговор, но и те и другие часто непоследовательны в своих мнениях, или, как в известной поговорке “Бойся своих желаний, – они могут исполниться”. Поддались этим флюидам и Kreator, только вернувшиеся из жаркого турне по Южной Америке. Начитались рецензий об “усталости и стагнации”, посмотрели на снизившиеся продажи альбомов, наверное, приняли ещё какие-то человеческие решения, и “обновились”. Деньги пока водились, – очередную программу записывали во Флориде в Morrisound Studio. Немцы с Tom Morris намудрили там со звуком, перекроили привычные структуры песен и выдали в 92 пост-трешевую версию самих себя, скрестив её с хардкором и индустриальной музыкой. Индустриальная инъекция в музыке немецких трешеров очевидна, не только в виде добавления индустриальных сэмплов, демонического шумового трека “Realiatetskontrolle” и конвейерного саундтрека “Depression Unrest”. Механизация коснулась всей звуковой материи. Саунд усох, барабаны супер-метрономные, вокалист Милле прикинулся хардкорщиком, в знакомом риффовом движении появился странный вайб, хорошо характеризующийся “дымным” вступлением в треке “Reflection” и авангардном сочинением “Karmic Wheel”.
Определённо, нужно значительно поменять угол зрения, чтобы олдскульному фэну усмотреть=услышать на “Renewal” все кайфы. Кому как, а в “Europe After The Rain”, “Brainseed” и “Winter Martyrium” столько напичкано прикольных тем и ходов, другое дело, что целостно в голове не остаётся, только в виде частей конструктора. Эти же треки в концертном исполнении имеют совсем другой колор. Призыв “Legalize Marihuana!” на трее диска, наверняка за пределами тусовки оценили не все. Впрочем, лёгкий абстракционизм и шизоидность содержания “Renewal” с этим лозунгом неплохо перекликались, скорее всего, бразильские гастроли зацепили. “Мне нравится на этой записи то, как сочинены песни,- говорит господин Петроцца. – Но всякий раз, вспоминая его, я возвращаюсь мыслями в состояние, в котором пребывал в то время. Но с другой стороны, может это и к лучшему, я знаю много людей, которым “Renewal” нравится”.
Снятый на трек “Renewal” видеоклип с темой 40-летнего иудейского поиска нефти по пустыне картинкой и динамикой противоположно отличался от всего сделанного ранее. В США первый откровенно экспериментальный альбом бюргеров переиздавать никто не стал, что сказалось и на толщине кошелька музыкантов, и на общем потерянном состоянии. Странное получилось “Обновление”, после которого нужно было что-то менять, а что и как именно, – кто бы сказал? Контракт с Noise некстати подошёл к концу, кое-какие турне и фестивальные рулезы в это время случались, но к 1994 году группа и рекорд-компания расстались.