“Вы подписываете контракт не для того, чтобы НЕ ПРОДАВАТЬ свои альбомы”.
Andrea Ferro
Свой счастливый итальянский билет пост-гот-рокеры Lacuna Coil вытащили, и даже умудряются в разгар экономического ануса и идеологического краха в музыкальной индустрии жить за счёт музыки и каждый новый релиз продавать стотысячными тиражами. Не беда, что при всех связующих звеньях и всей активной визуализации коллектива, стремящегося по количеству образов догнать и перегнать Arch Enemy (не без помощи своего главного козыря – Кристины Скаббиа), на сегодняшний день от первоначальной идеи Lacuna Coil мало что осталось. Пылающий актуальностью релиз Lacuna Coil “Dark Adrenaline” являет собой показательный массовый рок-продукт, выжимку из собственных наработок, хитовых элементов Linkin Park и Disturbed, вокальных аранжировок Evanescence и музыки Paradise Lost глянцевого периода альбомов “One Second” и “Symbol Of Life”, ровно заточенного, с кокетливо-готическим налётом Sisters Of Mercy. Возможно, если бы Ник Холмс имел такие же модельные формы, как Кристина Скаббиа, и хотя бы чуточку её мощного голоса, то, глядишь, Paradise Lost тоже вписали бы в какой-нибудь Оззфест, и не пришлось бы прозябать несколько лет на контракте у G.U.N Records.
Первая часть очерка о Lacuna Coil на Специальном радио замерла на отметке 2005 года. К тому времени их предыдущее творение “Comalies”(2002) стало самой продаваемой пластинкой издающей компании Century Media и появилось в расширенной Ozzfest-версии с бонусным диском, составленным из радио- и акустических версий. С Америкой итальянцы подружились, и это во многом определило и дальнейшее развитие коллектива, и содержание всех последующих альбомов. Первый раз за океаном итальянцы побывали с концертами разогревом у коллег по лейблу Moonspell в 2001 году. Тогда это было небольшое клубное турне на 15 концертов, в залах на 100-200 человек. А в 2003 году Lacuna Coil вернулась сюда уже с настоящим турне по Америке недель на шесть, в составе Ozzfest. Вспоминает гитарист Кристиано: “Радиостанция WAAF в Бостоне получила наш альбом “Comalies” и во время нашего турне стала крутить сингл “Heaven’s A Lie”. Он вдруг всем понравилcя, за этой радиостанцией последовали другие, и пока мы там были, нас уже крутило порядка восьми коммерческих радиостанций. Для маленькой группы из Италии это было подобно осуществлению заветной мечты”. Активная радио-ротация не только увеличила продажи альбомов Lacuna Coil в США, но и открыла для них обширный гастрольный рынок. Повысился и статус коллег по турне: теперь это были Anthrax, Type O’Negative, Rob Zombie, круть вобщем. Lacuna Coil уверенно выходили в тираж.
Под это дело лейбл Century Media переиздал в 2005 году под одной обложкой оба мини-альбома коллектива – “Lacuna Coil”(1998) и “Halflife”(2000), впрочем, кроме ремастеринга и единого артворка ничего в них не добавив. Был переиздан и лонгплей “In A Reverie”, помимо новой обложки, ремастеринга и компьютерных обоев сюда тоже можно было бы добавить что-нибудь ещё, прямо скажем. Что, ни одного завалявшегося демо или альтернативной версии не нашлось? Ok, рано или поздно группе пришлось бы задуматься о новом материале. Стоит отметить, что идеи для новых песен группа стала собирать практически сразу после издания “Comalies”. “Разумеется, много чего с тех пор произошло, четыре года большой срок, чтобы сочинить альбом, – продолжает Кристиано по кличке “Пицца”. – Мы много гастролировали, и с разными группами, и эти группы, знаете, где-то влияли на нас. Кроме того, такое большое количество выступлений меняет твою точку зрения: ты начинаешь понимать, какие песни тебе больше нравится играть живьём, какую песню фэны хотят слышать чаще всего. У нас было больше времени и больше денег на запись. Это дало нам шанс поэкспериментировать с саундом и разными идеями. Всё это в итоге отразилось в альбоме “Karmacode”.
Альбом “Karmacode” пробился на свет весной 2006 года, сделав большой творческий шаг в сторону от своего ближайшего соседа по дискографии. Наметился крен в сторону американизации музыки Lacuna Coil – обилие жёсткого баса в миксе, раскачивающий нью-метальный грув, монотонная и плавная мелодика; музыканты стали при сочинении использовать семиструнные гитары, строй понизился, темп не ускорился. Самые быстрые треки – “Closer” с дэнс-метальным припевом и размешивающий зал опенинг “To The Edge”. Отмечу их вместе с мощной и самобытной темой “What I See”. Сингл Our Truth” словно сочинён для японских гастролей, куда группа вскоре и отправилась. Голосистая Кристина, никогда не бравшая уроки пения, стала активно использовать ближневосточные и юго-восточные мотивы, что, безусловно, придало группе неподражаемого очарования. На медляках немного зацепимся, они у итальянцев получаются страдальчески-проникновенными, колоритными. С удовольствием напомню о песне “Falling Again” с самого первого лонгплея “In A Reverie”. На актуальном диске такую же душещипательную функцию выполняет трек “Within Me”, несложная полуакустическая композиция с массивным припевом и красивыми распевками Кристины, и италоязычная меланхолия “Without Fear” с аккордеоном и другими специальными инструментами. В медленных композициях на тот момент у Lacuna Coil лучше всего проявлялись их характерные черты и целостность.
В номерах поэнергичнее не всегда достаточно драматической остроты. Казалось бы, потенциальная и кайфовая тема вязнет в кислом припеве или в убивающих энергетику повторах, так мне каааца… В этом смысле продюсер Вальдемар Соришта нет-нет, да и тянул коллектив назад. Ситуация в будущем улучшилась, между прочим. На кавер-версии Depeche Mode “Enjoy The Silence” не планировалось акцентировать внимание. По словам музыкантов, они лишь хотели переиграть трек какой-нибудь из тех групп из 80-х, которые лакуновцы слушали в детстве. Среди кандидатур был ещё заезженный хит Sisters Of Mercy “Temple Of Love” и песня Soundgarden “Black Hole Sun”, не очень большой список. В итоге сошлись на песне “Enjoy The Silence”, которую мало кто не знает. Предполагалось в качестве подарка добавить кавер в некоторые региональные издания и всё. Но трек показался рекорд-компании перспективным, и его запустили в виде отдельного сингла, добавив в него три концертные версии и один не попавший на европейскую версию альбома трек “Virtual Environment“. Честно говоря, унылый уровень би-сайда и не более, за исключением неожиданной шотландской волынки в начале трека. Да, отметим, что в основную студийную сессию “Karmacode” было записано три “лишних” трека, остававшихся на момент сдачи альбома без вокалов. Одна из них попала на стартовый сингл “Our Truth” (приятная на ощупь вещица в формате дигипак-ЕР) – медляк в узнаваемой манере Lacuna Coil и ноткой тягомотины в память о прошлых альбомах. О другой сказано выше, а третья так и застряла где-то в архивах. Коллекционный экстаз вызовет японский релиз “Within Me”. В оригинале это скромный итальянский сингл с двумя концертными би-сайдами, а вот ушлые япошки в 2007 году заполучили под вывеской “Within Me” в виде однодискового стандартного «стекла» все синглы и би-сайды, надоенные с “Karmacode“. Ну, и хватит об этом.
Успех у нового релиза итальянцев был (продажи более 500 тысяч), иначе, откуда взяться четырём синглам и мировым гастролям с крупными фестивальными площадками. Промо-целям удачно послужило предложение поучаствовать в перезаписи сингла “A Tout Le Monde”, поступившее в 2007 году вокалистке Lacuna Coil от менеджмента Megadeth. Вспоминает Кристина: “Я получила от них письмо, где они предложили мне поучаствовать в вокальной дуэли. Сама запись происходила в Британии. Самое забавное, что я никогда не была поклонницей Megadeth, хотя, конечно, группу я знала и уважала их достижения. Когда я начала их слушать, то песня “A Tout Le Monde” стала одной из моих любимых. Так что это была для меня честь и удовольствие. Потом мы выступали с Megadeth во время Gigantour в Австралии, и классно повеселились, когда пели её дуэтом на сцене”. Об этих успехах и о возросшем влиянии бэнда рассказывается в двухдисковом DVD-пакете “Visual ается в двухдисковом ВМВВ бэнда на откуда взяться четырём синглам и мировым гастролям с крупными фестивальными площадка Karma (Body, Mind And Soul)”(2008), а ещё подробнее – в четырёхдисковом лимитированном боксе. Нескучное, должен сказать, зрелище, с шутками-прибаутками, мурашками по коже, работой стилистов, рабочими съёмками, заученным сценическим действием, выступлениями на Вакене и на японском Лаудпарке, знакомством с каждым музыкантом по отдельности и пр. Сам не большой любитель DVD-релизов вообще (искренне считаю, что инвестиции в новые студийные записи куда важнее), но просмотрел от начала до конца и даже не уснул. Эхо гастрольной деятельности итальянцев докатилась и до России, где Lacuna Coil впервые выступили со стандартным сетом 16 и 17 декабря 2008 года, в Москве и Питере соответственно.
Следующий альбом итальянцы два месяца записывали в США с американским продюсером Доном Гилмором, крепко подкрутившим Lacuna Сoil тут и там болты и гайки. Начиная с правильного произношения и помогающего быстро запоминать песни грамотного фонетизма и заканчивая модной электроникой под Linkin Park. После коммерческого успеха “Karmacode” итальянцам отломился ещё более интересный бюджет. Музыканты уверяют, что никакого давления во время записи не испытывали. Говорит вокалистка Кристина: “Если и было давление, то только не на нас. И, к слову, нас это вообще не парило. Полагаю, что лейбл очень нервничал, ведь нельзя угадать, сможешь ли ты повторить предыдущий успех. Мы росли, как группа, и продажи росли от альбома к альбому. Группа просто решила, что лучший способ сочинить и записать новый альбом – быть честными по отношению к самим себе. Сделать то, что действительно хочется, без ощущения давления извне или чрезмерного старания. Тут нет никаких рецептов. Ты не можешь сказать – полюбят ли люди твою запись или нет. Так что лучше всего попробовать быть реалистом и получать от этого удовольствие. И затем, если люди поймут, то они купят твою запись. Но ты не можешь это планировать, и нервозность совсем не помогает.
Мы расслабились и сказали себе: “Давайте посмотрим, что из этого выйдет”. Забегая немного вперёд, замечу, что продажи нового альбома “Shallow Life”(2009) не дотянули и до половины от “Karmacode”, хотя позиции в большинстве национальных чартов изменились в лучшую сторону. Я вот лично прикидываю, если такой лейбл, как Century Media, якобы, сильно нервничал, то во сколько же нынче обходится запись альбома Lacuna Coil, да ещё и с влиятельным америкосовским продюсером, да ещё работавшим с Linkin Park, Bullet For My Valentine и Avril Lavigne, да ещё прилетавшим после одобрения демо-записей к группе в Милан побазарить за ужином о новых песнях? И какой доход в итоге итальянская группа со всем её мёрчем, переизданиями и соблазнительной мини-госпожой Скаббиа приносит своим хозяевам, если музыканты побросали свои работы, зарабатывают творчеством, занимаются только музыкой и поиском новых имиджевых решений? Растём!
Ситуация с синглами за прошедшие пару лет изменилась разительно, поэтому появление и дальнейшее продвижение “Shallow Life” сопровождалось цифровыми промо-синглами. Почти одновременно с новым синглом “Spellbound”, в феврале 2009 года появилась компиляция “Manifesto Of Lacuna Coil”. Вот уж точно – жажда наживы не имеет границ. Совершенно бессмысленный релиз, один из нескольких релизов Century Media в серии “Manifesto”. А вот новый сингл внимание не мог не привлечь. Густой звук, баса много, но он лучше уложен в микс, гитары добрые, псевдо-тяжёлые, и сама песня идеальна для сингла и частичного знакомства с альбомом. Треки “Survive” и “I’m Not Afraid” собраны, например, по тому же шаблону. Пара песен – прямо как саундтреки к фотосессии самого альбома – гламур-метал: оба сингла “I Won’t Tell You” и “I Like It”. Примечательно, что голимо попсовая песня „I Like It” с едва лакуновским припевом, даже выпущенная синглом с танцевальными ремиксами в придачу, старательно не включается в концертный сетлист группы. По мнению Кристины это слишком спорная композиция. Мол, выбрали синглом, чтобы повеселиться, в видео всё объяснили. А люди этого не поняли, не поняли, что прикол закончился там же, где и начался. И продолжения не будет. Вот и решили лишний раз не заострять на песне внимание и оставить её в покое.
Не обошлось без приятных меланхоличных моментов, конечно, при поддержке электроники и явной смены акцентов. В “Not Enough”, в страдательной семи-электронной балладе “Wide Awake”, в конкретно электронном финале “Shallow Life”и в песне “The Pain”, представляющей собой новый виток в развитии “спирального” коллектива. В “Unchained” грамотно сделан куплет, и снова всё портит обламывающий эмоциональный настрой припев; можно было бы смастерить классный медляк. Первое и самое существенно отличие новой работы – в её универсальности. Можно сказать, Гилмор склонил коллектив к созданию поп-металла, музыки для всех. Очень хорошего качества и приличного художественного уровня. Приятно, что из каждой темы стало вытягиваться всё важное, почти каждая мелодия, некоторые припевы доведены до точки кипения, вокальные расклады и их сочетание с основной гармонией доведены до максимального взаимодополнения. Хотя, по словам участников коллектива, роль Гилмора не являлась определяющей. Кристина: „Музыка для альбома уже была написана до того, как мы с Гилмором встретились. В основном он вырезал из песен некоторые части, и мы вместе внесли кое-какие изменения в вокальные партии. Но в целом песни остались такими же, как и задумывались. Возможно, они вначале были чуть длиннее, и мы вырезали из них в итоге те части, которые не были абсолютно необходимыми, или которые становилось скучно слушать после нескольких прогонов.
Так что композиции стали более конкретными, а месседж – ясным. Больше внимания было уделено текстам. Они не такие поэтичные, как обычно, потому, что нам хотелось, чтобы слушателям абсолютно чётко было понятно, о чём мы хотим сказать“. “Этим альбомом я действительно довольна, – продолжает вокалистка, – но всегда есть некоторые детали, которые можно было бы изменить. Например, мне очень нравится наш старый трек “Distant Sun”, но я бы переаранжировала её, и возможно совсем в другом стиле, что-то вроде саундтрека”. “Мы учимся с каждой новой пластинкой, – говорит напарник Андреа. – Думаю, что нам всем следовало бы лучше в своё время тщательнее поработать над диском “Unleashed Memories”(2001). Но на тот момент мы были вынуждены одновременно и работать, и играть музыку, и не могли посвятить записи достаточно времени. У нас были классные песни, но их можно было сделать ещё лучше. Фактически, “Comalies” – это первый альбом, при записи которого мы смогли полностью сконцентрироваться на музыке. Так что мы собираемся собрать весь позитивный опыт “Shallow Life” и использовать его в следующей записи. Она будет другой, потому что в наших личных жизнях за последние годы много чего произошло, и это так или иначе частично отразится на новом альбоме”.
За бортом основного издания „Shallow Life“ осталось ещё несколько студийных треков. Относительно самобытный среднетемповый трек “The Last Goodbye” вошёл в японское переиздание, манерный медляк “Oblivion” с пробивающим броню равнодушия припевом оказался на лимитированной и цифровой версии. А вот неизданный прямолинейный рок-метальный трек “Leaving Alone” , вместе с вышеназванными бонусами и десятком акустических и концертных версий появился в начале 2010 года в составе делюксового двухдискового переиздания “Shallow Life” с новой обложкой и выгодным коммерческим предложением для тех, кто не успел свой пиратский даунлоад сменить таки на фирменный диск. “В любом случае, фэны должны послушать этот альбом, – говорит Кристина. – Думаю, эта та запись, которая вызовет много вопросов, и которую невозможно оставить без внимания”. В 2009-2010 годах коллектив продолжал знатно поколесить по миру и появляться на всех важнейших фестивальных площадках мира (Wacken, Download и прочие). В США летом 2009 года Lacuna Coil отыграли пятинедельное хэдлайн-турне, затем там же участвовали в “HardDrive Live” с All That Remains и прочими. С кислыми лицами сидеть было некогда. В 2010 году фэны смогли заценить 7-дюймовый виниловый релиз “Shallow Live: Acoustic At Criminal Records” с четырьмя акустическими версиями, записанными в Атланте специально для акции Record Store Day. Коллекционная радость.
В ходе европейских гастролей 2011 года уже активно курсировала информация об очередном лонгплее. Тем более что группа закончила запись свежего студийника “Dark Adrenaline” ещё в июне, и представляла во время турне пару новых песен. Сам же релиз был намечен аж на конец января 2012, и по этим причинам коллектив не мог пока исполнять все новые песни. Говорит гитарист Кристиано: “То, что между завершением студийных работ и изданием потребовалось так много времени, конечно, довольно странно. Мы уже не могли дождаться релиза, чтобы поиграть новый материал в полной мере”. Писались снова в Лос Анжелесе, снова с Доном Гилмором, на безбедную запись хватало…
Не принимая во внимание то, что Lacuna Coil давным-давно не группа, записавшая “In A Reverie”, порадуюсь за них и скажу, что “Dark Adrenaline” – во всех отношениях статусный альбом. Группа хотела сделать пластинку поувесистее и помрачнее, и у неё это получилось. “Часть материала довольно агрессивная и, вероятно, самая жёсткая за всю историю группы. Другие песни получились интенсивными, заряженными мягкими, и вместе с тем тёмными эмоциями, – комментирует вокалист Андреа Ферро. – Тем не менее, остаётся достаточно пространства для света в конце тоннеля. Новый материал – это 100-процентно Lacuna Coil. Я люблю эти песни, при их создании мы были наполнены вдохновением”. Кстати, в некоторых песнях именно Андреа достойно работает на энергетику, особенно в первых синглах “Trip The Darkness” и “Kill The Light”, ещё в “The Army Inside”. Кристина шикарно выводит “Intoxicated”, “Against You” и кавер R.E.M “Losing My Religion”, который в отличие от кавера “Enjoy The Silence” группа преобразила значительно. Нравится с каждым новым прослушиванием всё больше. У новых песен хорошая модерн-роковая тяга и элегантный тёмный, back-to-goth романтизм.
Продолжает Кристиано: “Мы хотели сделать что-то больше в духе “Karmacode” и “Comalies”, но в сочетании с более современными песенными структурами. Думаю, что-то с более откровенной подачей: вступление, куплет, припев и понеслась. Более, скажем так, “поп”, но это совсем не похоже на поп-альбом. Наверно, некоторых людей оттолкнул “Shallow Life”, потому что он звучал слишком экспериментально, как мы и хотели на тот момент. Но когда мы стали играть те песни живьём, то осознали, что более тяжёлый материал с “Karmacode” и “Comalies” играть на концертах даже кайфовее. В то же время, нам нравятся припевы и вайб “Shallow Life”, так что мы постарались совместить оба элемента и создать что-то другое, ближе к “нашему” стилю”. Итальянские фэны, наконец, услышали родную речь – в бридже трека “My Spirit” Андреас наговаривает какую-то мистическую пургу на итальянском языке.
Так всё-таки лакуновцы лукавят насчёт отсутствия волнения и посторонних думок? Им не совсем пофиг, как окружающее пространство отреагирует на то, что они записывают, и снижение продаж альбомов они на своих карманах всё-таки ощущают. Особенно в такое болезненное для шоу-бизнеса время. Шоу-бизнес и раньше редко когда прощал стратегические ошибки, а нынче тем более. Ничего, Century Media с лихвой нагоняет недостачи выпуском различных эдишенов и мёрча. Особо ранимым на предмет Lacuna Coil натурам в случае с “Dark Adrenaline” предлагается выдающееся количество специальных изданий, с дополнительным DVD, дикипаком с альтернативной обложкой, винилом, фотоальбомом, эксклюзивным семплером, всякими мелкими заманухами (календарь, постер, наклейка, медиатор), вплоть до изготовленного тиражом 500 штук бокса “Darkest Adrenaline Super Deluxe Box Set Edition” в виде металлического докторского чемоданчика, куда дополнительно вложена авторучка в виде шприца (http://www.lacunacoil.it/cristina-shows-the-dark-adrenaline-ltd-box). Ну, а меня по старинке интересует аудио-дополнения. В айтюнсовую версию добавлен ворох “живых” бонусов и эксклюзивный трек “Soul Inmate”, и, возможно, будет ещё один сингл. Так что фэнам есть, где разгуляться, и пока всё, как говорят в Германии, в зелёной зоне. И напоследок ещё пара слов от Кристины: “Существует недоразумение по поводу того, что мы несчастная группа или что-то вроде того. Когда мы начинали, то играли музыку, более ориентированную на готик-метал. Но это совсем не означает, что мы несчастные люди. Мы очень даже счастливая группа, слава Богу!” А чего, собственно, лишний раз грустить?
Ян Федяев
Сайт: www.lacunacoil.it