Сложный карьерный момент британским думстерам пришлось пережить под конец 90-х. В 98 году потерявший пару стабильных музыкантов состав, с новым барабанщиком Bill Law записал слегка экспериментальную нео-арт-дум пластинку “34.788%…Complete”. Это странное название возникло, якобы, во сне у гитариста Келвина. Оно означает количество времени из общего отпущенного, которое уже прожила человеческая расса. Усердное использование синтетики и сменившийся за счёт использования электроники атмосферный фон не вызвали особого энтузиазма у фэнов My Dying Bride. Готическая морбидальная романтика сменилась шумовой хаотичностью и индустриальной враждебностью. Разумеется, остались великолепные риффы, тягучие, медленно живущие композиции, и то обстоятельство, что My Dying Bride в той или иной степени всё же трансформируются от альбома к альбому. В открывающей “The Whore, The Cook And The Mother”, сразу бьющей по уху модернизмом, обработанный вокала Аарона сначала слушается непривычно, а за время пятиминутной нойзовый инсталляции посреди 12-минутного колосса, давящего безысходностью на одинокую гитарную мелодию, успеваешь привыкнуть к тюнингованной оболочке группы. “Ueberlebende”, “Base Level Erotica” и “Under Your Wings And Into Your Arms” по духу, наверное ближе всего подходят концепции британцев, а самый смелый здесь композишн – конечно, шизоидное сочинение “Heroin Chic”. Японский бонус-трек “Follower” больше походит на увесистый риффовый замес Megadeth. “Не то, чтобы мы не хотим обсуждать этот альбом, на нём есть несколько классных песен, – говорит вокалист Аарон. – Было много неразберихи в составе, и это чувствуется в музыке, в любом возможном виде это всё ещё MDB. Наверное в начальной стадии для некоторых людей новшеств было слишком… но чем чаще слушаешь альбом, и чем старше он становится, тем чаще люди говорят, что он им нравится гораздо больше, чем на момент выхода”. Келвин Робертшоу, давший альбому название “34.788%…Complete”, ушёл вскоре после его релиза; некомфортная ситуация в целом затягивалась. “Уцелела всего половина оригинального состава, – вспоминает гитарист Эндрю Крейган. – Оставшиеся трое сидели и думали, что делать, ведь с точки зрения состава это была катастрофа.
Но в итоге все решили продолжать, что бы не случилось. Сохранить имя и просто продолжать”. Предполагаю, что группу в этот период поддержал надёжный лейбл Peaceville, обеспечивший в дальнейшем музыкантам пусть и не шоколадную, но бесперебойную поступательную карьеру. По словам участников группы, лейбл никогда не парил им мозги на предмет содержания альбомов или следующих творческих решений. А коллектив решил в первую очередь повременить с гастролями, чтобы стабилизировать брожения в составе и поискать некое художественное равновесие. Тем более, что у гражданина Канады Билла закончилась виза, и он свалил домой, оставив группу с пустующей драм-кухней.
My Dying Bride постарались максимально быстро обновить состав: место Келвина одно время заменял бывший музыкант Solstice и Serenity Lee Baines, но он не прижился и в ближайших студийных работах участия не принимал. Зато фигурировал уже новый барабанщик Shawn Taylor Steels, поигравший в Anathema, и клавишник Jonathan Maudling (ex-Bal Sagoth). Полновесный, под завязку 80-минутный альбом с еле-оптимистичным названием “The Light At The End Of The World”(99) ознаменовал частичный возврат к гроулам, агрессивному нагрузу первых альбомов и полный возврат к жирной гитарной структуре взамен синтезированного нойза и эфирной пустоты. Все гитары записал гитарист-основатель Крейган. Не скажу, что весь альбом слушается с придыханим, модерновых сюрпризов здесь, конечно, практически нет, но трепетности мелодий не хватает. Могильный холод нагоняют первые треки “She Is The Dark” и “Edenbeast” с внезапными прорывами обречённой ярости. Накопившуюся затхлость разрывает злобная “The Fever Sea”. Хитом пластинки не побоюсь заявить трек “Into The Lake Of Ghosts” со сверлящей сознание, проходящей через всю песню гитарной мелодией. После панорамной заглавной композиции остаётся ощущение нескончаемой усталости… Второго гитариста, наконец, группа вскоре после актуального релиза обрела в лице Hamish Glencross. И совсем не спроста на рынке в последующие два года появились две компиляции “Meisterwerk 1/2” (2000/2001), – пришло время отметить десятилетний юбилей. Не смотря на неформатную длину песен для компиляций вообще, кое что интересное и труднодоступное для того времени на дисках имелось, помимо ряда лидирующих сочинений. Это и нестройное демо “Unreleased Bitterness”, и ремикс на “Grace Unhearing”, и японский бонус “Follower”, и любопытные синтетические кавера Portishead “Roads” и Nancy Sinatra “Some Velvet Morning”, которые My Dying Bride записали для юбилейной пластинки “Peaceville X” к десятилетию своего лейбла. В течение этого времени коллектив позволял себе отдельные европейские гастроли, во время которых уже начал демонстрировать новый материал.
Ок, передышка мозгам была нужна; потом публика получила такой заряд фейеричного дум-металла – альбом “The Dreadful Hours”(2001), реальное возвращение коллектива в живую творческую форму. Альбом записывался осенью 2001 года, сопродюсером выступил гитарист Крейган: “Я старался создать атмосферу тревоги, почти безжалостного страдания. Настолько большого страдания, что его невозможно вынести”. Расплющивающие своей печалью мелодии в “The Raven And The Rose”, гротескный думовый твист в “Le Figlie Della Tempesta”, похороны с тяжёлыми осложнениями в “A Cruel Taste Of Winter” и “My Hope , The Destroyer”, 15 минут саундтрека к блэковому отчаянию в “The Return To The Beautiful” со стремительно разворачивающимся дабл-басс финалом. При ближайшем рассмотрении это оказался ремейк песни “Return To The Beautiful” с дебютного лонгплея “As The Flower Withers”. Аарон: “Я считаю “The Dreadful Hours” движением дальше той точки, на которой закончился “The Light…”. Новая пластинка более глубокая, мрачная и разнообразная по саунду. Если “The Light…” получился задумчивым, то “The Dreadful Hours” – агрессивным. Это стало очевидным ещё во время его сочинения. Но я уверен, что следующий альбом будет отличаться от этих двух”. Для закрепления успеха вслед за студийником появился первый концертный DVD My Dying Bride “For Darkest Eyes”(2002) с тремя концертными блоками, снятыми в Польше и Голландии, шестью клипами и галереей, – пакет более чем желанный. И раз пошла такая масть, в 2002 году компания Peaceville выложила на полки и первый концертный альбом британских думстеров, записанный в голландском городе Тилбурге. Для группы это и первый концертник, и демонстрация нового состава, и доказательство его состоятельности и того, что заранее проигрышный энергетически в живом, укороченном исполнении думовый материал способен звучать интригующе и при этом качать. Вышел дружелюбный, не обламывающий концертный срез творчества My Dying Bride.
My Dying Bride методично откатывали год за годом большинство европейских метальных и альтернативных фестивалей, и непродолжительно гастролировали по клубам Старого Света, собирая идеи для следующего студийного монстра. Их родной лейбл под это дело в 2003-2004 годах переиздавал в диги-паках бэк-каталог коллектива, по возможность дополняя его видео, ремиксами и прочими раритетами. В 2003 гитаристы коллектива даже успели организовать собственный лейбл BlackDoom Records. Свою восьмую студийную пластинку “Songs Of Darkness, Words Of Light”(2004) мрачные британцы начали записывать летом 2003 в привычных стенах Academy Studios, всё с тем же продюсером Mags. К тому моменту в коллективе закрепилась клавишница Sarah Stanton. Её музыкальный вклад, свежие музыкальные и вокальные решения (“The Wreckage Of My Flesh”, “The Blue Lotus”), готические красоты (“The Prize Of Beauty”, “A Doomed Lover”), болезненная романтика (“Catherine Blake”), а так же тесное взаимодействие на мелодическом уровне обоих гитаристов помогли создать очень гармоничную пластинку, с потенциально более привлекательной фактурой. За сингл-качество в меня, наверное, иной фанат коллектива швырнёт ящиком помидоров, но “The Wreckage Of My Flesh” и хрупкая “My Wine In Silence” таковое имеют. Да, и обложки у группы стали просто шедеврами по сравнению с прежней мазнёй.
В мае 2005 года коллекционерам творчества My Dying Bride пришлось раскошелиться. Сначала на 3-х дисковый бокс-сет “Anti_Diluvian Chronicles”(2005). Ну, надо же как-то фирмачам стричь купоны… Чтобы совсем не обижать тех, кто преданно покупает все изделия рекорд-индустрии с логотипом My Dying Bride, группа переработала три своих классических трека – “My Wine In Silence”, The Wreckage Of My Flesh” и “The Raven And The Rose” – интегрировав в них новые гитарные, барабанные и клавишные партии, а так же убрав кое-где брутальные вопли Аарона. Постер и буклет с большим интервью вокалиста тоже вкусно дополняют “Anti_Diluvian Chronicles”. Стоит ли говорить, что бокс имел бы куда большую ценность, если бы не совсем свежие переиздания. Добавили бы ещё один диск с раритетами вместо размножения уже хорошо известных песен, – фэны отпали бы. Другим интересным приобретением для кого-то в тот год стал DVD “Sinamorata” с интересным промо-материалом и концертом, снятым в Антверпене в 2003 году. Чего не отнять у думстеров, – постоянного поступления свежего материала. В 2006 году впервые за много лет созрел ЕР “Deeper Down”, а следом за ним и номерной альбом “A Line Of Deathless Kings”. В епишку с мрачным артоворком, изображающим лежащий на морском дне галион, кроме редактированного заглавного трека (www.youtube.com/watch?v=rFoA9vcolLI&feature=fvw) вошёл эксклюзивный трек – практически death-metal композиция “The Child Of Eternity”, и аудио-версия песни “A Kiss To Remember” с концертного ДВД “Sinamorata”. Сингл, кстати, достиг 15 места в финских чартах. На новом студийнике не значился штатный барабанщик Шон Стилс. Под самый конец 2004 он сломал лодыжку, не смог принять участие в студийных сессиях, и из-за последовавших осложнений в итоге уволился незадолго до новой записи. Его фактически на два года заменил музыкант группы The Prophecy John Bennett. У британцев снова получился монумент собственному творчеству. Говорит вокалист Аарон: “Мы чрезвычайно гордимся этой записью. Её непросто было сделать, не в студийном смысле, – было очень много сочинений, пере-сочинений, изменений, редактирования, обсуждений, мыслей, идей (хороших и плохих) и масса различных эмоций. Конечный результат как раз это и отражает. Переслушивая старые записи и сравнивая их с тем, что получилось, должен признать, что это совершенно другой мир, и я надеюсь, что для всех остальных станет очевидной наша эволюция”. Её слышно, и с каждым новым прослушиванием начинаешь по-новому переосмысливать даже последние пару студийных работ My Dying Bride. “L’Amour Detruit”, “The Blood, The Wine, The Roses” и “Thy Raven Wings” – превосходные, инновационные образцы обновления целого жанра и его неоспоримого лидера в частности. Что-то неуловимое изменилось и в сумме эмоций, которыми веяло теперь от музыки славного бэнда. Трудно описать…урбанистическая безысходность, фатальное движение человеческой жизни в окружении техногенной суеты, одурманенное метание в замкнутой оболочке социума, скорбное принятие неизбежного конца…
В 2007 году в группе полностью обновилась ритм-секция. Сначала басист Adrian Jackson решил продолжить свой жизненный путь в Америке, и в эти планы участие в MDB не входило. На дружеской ноте его заменила девушка Lena Abe. Затем объявил о своём уходе барабанщик John Bennet, отстучавший всего на одном альбоме “A Line of Deathless Kings”. Он просто не смог совмещать игру в двух полноценных коллективах одновременно. Эти встряски в стане группы не повлияли, однако, на концертную деятельность, и репетиции предстоящих выступлений были продолжены с не менее опытным барабанщиком Dan Mullins (ex-Thine, Bal-Sagoth). Его таланты не имеющая возможности посещать концерты группы публика смогла оценить на новом концертом 13-трековом сд/двд релизе “An Ode To Woe”(2008), который был записан в Голландии, как раз во время турне с презентацией “A Line Of Deathless Kings”. Тихо мирно британцы расстались после этого с Сарой Стэнтон, вздумавшей забеременеть, и с новой клавишницей/скрипачкой Katie Stone с лета 2008 года начали работу в непривычной для себя студийной обстановке – Future Works Studio в Манчестере. В процессе записи группа отвлекалась на отдельные выступления, а так же приняла участие в юбилейных концертах в Париже и Лондоне, посвящённых 20-летию Paradise Lost. Новинка думстеров увидела свет весной 2009 и называлась “For Lies I Sire”. “Да, мы снова использовали скрипку, чего не делали уже больше десяти лет, – рассказывает гитарист Эндрю. – Очень хитрое решение, поскольку в самом начале мы предполагали, что этот инструмент сложно заменить. Мы почувствовали, что эта запись – подходящее время, чтобы вернуть скрипку в музыку. Не побоюсь показаться скучным, “For Lies I Sire” – краткое изложение того, чем является MDB. Местами он брутальный и массивный, местами агрессивный, почти ужасный. Если честно, вероятно, это наиболее завершённый альбом группы с музыкальной точки зрения. Всё на своих местах, и у всего, кажется, есть смысл. И по прежнему очень печально”. Да чего там говорить, скрипка в “My Body, A Funeral”, “Santuario Di Sangue” и “Bring Me Victory” звучит волшебно – ностальгически и приятно тягуче. Аарон поёт как никогда разнообразно и в клин-войсовых местах утончённо. Жирный, ползучий death-black metal со стрекочущим карданом, бластбитами, атмосферной вставкой и атональной деструктивной скрипкой ожидает офигевшего слушателя в “A Chapter In Loathing”. Много тревожных моментов ожидает его в думовом оттяге “Death Triumphant”. Те же фины поддержали депрессивную музыку британцев и задвинули альбом на 24 место.
После первого витка промо-концертов, взбрыкнула клавишница. Комментарии группы: “Кати больше не является частью My Dying Bride. После подтвержения участия во всех шоу, которые мы уже забукировали, она решила, что не хочет выступать на них, объяснив это тем, что “хочет сконцентрироваться на своей карьере”. Фестивальная пора как раз была в разгаре. Да и хрен с ней, прости Господи, это как раз заменимый элемент. Зато каким прекрасным дополнением к “For Lies I Sire” стал совсем ещё тёпленький миньон “Bring Me Victory”, записанный с новым музыкантом Shaun Macgowan. Одну из лучших своих текущих песен группа дополнила перепевкой традиционной английской песни “Scarborough Fair”, к которой Стайнторп дописал текст, “Failure” – абстрактно-акустическим кавером группы Swans, бодрой концертной версией трека “Vast Choirs”, записанной в 2008 году на фесте Graspop, и клипом на заглавную вещь. Не пожалели денег и на оформление. В свете текущей музыкально-индустриальной засады и массового перехода на мп3-воровство, компакт-диск получился стильным, с коллекционым фактором. Шону пришлось практически с колёс проходить и гастрольное крещение, последним из которых был британский фест Hellfire в Бирмингеме в начале ноября.
Сайт: www.mydyingbride.org