Отличный продакшн и гарантирующий его бюджет заставят зазвучать даже самый кривой рифф, разве не так? Я бы хотел послушать, как бы зазвучала Metallica, если бы она записывалась с нашим бюджетом”.
Dave Carlo
Если бы, да кабы, и во рту чего-нибудь бы выросло, то артистическая судьба канадской формации Razor могла бы быть куда более успешной. Сейчас эти наивные обложки хеви-треш-метальных пластинок 80-х, призванных создать злючный образ насилия и социального произвола, вызывают улыбку, порог дозволенности в искусстве создания виниловых каверов был гораздо ниже и гуманнее. А тогда этот канадский спид-метал продукт котировался не хуже первых пластинок Slayer и Metallica. Они старались, боролись за интерес публики, менялись, пробовали идти разными путями, от безнадёжно экспериментальных до расчетливо коммерческих. Не прорвались… Влияния таких бэндов, как Razor, не остановившихся на выпуске двух культовых релизов, не боявшихся играть как можно быстрее, обречённо гнувших свою линию и сгинувших в пучине медийного забвения, трудно оценить. Но когда я слышу в записи самого первого демо своей группы двадцатилетней давности почти один в один снятый с песни Razor кусок и искренне удивляюсь, аааа, ё-маё, так это Razor!!!!, то лишний раз убеждаюсь, что имён своих идейных вдохновителей мы не всегда помним.
В тот момент, когда мы появились, – вспоминает гитарист Дэйв Карло, единственный “уцелевший” оригинальный мембер бритвенного коллектива, – в Онтарио не было какого-то бума групп. Тогда не было выносящих мозг видеоклипов, и не нужно было делать выбоину в метал-сцене. Ты всё ещё мог выпускать что-нибудь интересное на виниле или кассетах, сделав подходящую обложку, поместив классные фотки на задник, и всё в таком духе. Люди предпочитали ходить в магазины грампластинок, рассматривать обложки, и если нравилось – покупать диск. Сейчас такого уже нигде нет, но раньше именно так и работало”. Участники коллектива проживали в канадском городе Гуэлф в Онтарио. Три страстных поклонника хеви-метал – гитарист Dave Carlo, басист Mike Campagnolo и барабанщик Mike Embro (так же известный, как “M-Bro”) в октябре 82 года собрали воедино весь свой энтузиазм и сколотили бэнд. Стало быть, поиграть агрессивную, яростную и, главное, быструю и тяжёлую музыку. Вскоре был найден вокалист Stace McLaren (партийная кличка “Sheepdog”, единственный в группе не-итальянец), и записано своими силами 5-песенное демо.
Затем, подкопив деньжат, Razor перезаписали чуть качественнее некоторые песни и выпустили тиражом 1200 экземпляров на левом лейбле Voice Records 7-песенный мини-альбом “Armed And Dangerous”(май 84). Несомненным Наполеоном в Razor являлся Дэйв, который не только возвышался творчески над остальными, но и остался на протяжении всей карьеры единственным гитаристом канадских металлистов. Рассказывает Стейс: “Мы пытались уговорить Дейва взять второго гитариста, чтобы заполнить пустые места, но он был непреклонен в своём решении оставаться единственным в своём роде. Пока записывались альбомы – всё было хорошо, и мы на время забывали об этом. Но когда доходило дело до живых концертов, то эта тема снова поднималась, и так неоднократно, пока я был в группе”. Начинающий коллектив выступал, где мог не далее границ страны, продавал винил и кассеты со своими записями; первое серьёзное шоу Razor прошло в октябре 84 года в Торонто, когда группу пригласили разогревать Slayer. “Мы тогда играли в баре Larry’s Hideaway, в него набилась 1000 человек, хотя вмещает он только 800, – вспоминает Дэйв. – Мы появились на сцене под оглушительные крики “Razor, Razor!”, и тогда я был уверен, что к 25 годам я уже буду богат! Тогда мне было 20″.
В конце 84 года спид-метал-квартет уже имел несколько рекорд-предложений и выбрал рекорд-лейбл Attic Records, он оказался территориально ближе. Весной 85 года некоторые интересующиеся экстремальной музыкой (насколько она могла быть таковой в то время) стали обладателями дебютного лонгплея Razor “Executioner’s Song”. Ряд песен в том или ином виде перекочевал в его трек-лист из старых записей, и тут собирателям дискографий стоит обратить внимание на некоторые раритеты. Записывать чистовую версию пластинки канадцы начали в декабре 84 на студии Future Sound, в Торонто. Приближённые к группе фанаты ещё летом 84 года имели возможность оценить материал, ставший в итоге препродакшном первого серьёзного винила канадцев. Демо в количестве 11 треков стало курсировать в тайп-трейд-кругах под названием “Escape The Fire”, и только более 20 лет спустя было переиздано на виниле в количестве всего 350 копий. Писали максимально просто, даже не везде накладывая вторую гитару, но аккуратно и читаемо. Для демо того времени я бы даже выделил энергетику и качество записи ритм-секции, которые не услышал в итоге на дебютнике. Если бы не перегрузы на вокале и бочке, то можно было бы даже обойтись ремикшированием материала, и не записывать его заново. В таком же бутлеггерском виде можно найти и первые концертные записи Razor; только в 85 году их появилось штук пять, запечатлевших выступления Razor во время гастролей по родной стране. Саунд – на большого гурмана, однако достойно внимания то, что на концертах Razor играли песни в полтора раза быстрее и выдавали просто ураганную скорость. За два дня такую не отрепетируешь.
Вернёмся, однако, к официальному дебюту. Музыкально Razor сразу дали понять, чем будут заниматься, дав полный газ в первых песнях “Take This Tourch” и “Fast And Loud”. Классический хеви-метал риффинг Anvil/Judas Priest/кое-какой американский хард (плюс попытки его первых кожно-шипованно-проклёпанных треш-преобразований в духе “Kill’em All” и Venom), положенный на быстрый ритм, довольно скупые аранжировки и простая ритм-секция. По мнению самих музыкантов, такой тяжёлой музыки тогда игралось мало. Дэйв Карло не стеснялся солировать, делая это от записи к записи лучше. Стейс пока ещё не определился с вокалами, но “злился” как мог, тараторил длинные строки текстов, мог и попищать. “Executioner’s Song” стал одним из лучших метал-релизов года, получил отличные отзывы прессы и, выпущенный Viper Records (подразделение Attic Music Group), начал шествовать по Канаде и медленно проникать на европейский рынок. На втором виниле “Evil Invaders”, записанном и изданном по горячим следам в том же 85 году, спид/трешевая эволюция канадцев продолжилась, и даже дала им надежду на получение своего живительного пятачка под солнцем. Razor, как speed/thrash-metal коллектив навсегда останется в истории экстремальной музыки как группа, снявшая первый видеоклип на спид-метальную песню. Ещё до Metallica, Anthrax, Slayer и прочих америкосов.
По мнению Дэйва появление клипа на заглавный трек во многом способствовало продвижению Razor на американском рынке и популярности диска “Evil Invaders” и коллектива в целом. Клип даже крутился в США по MTV , в ротации новых песен помогали студенческие радиостанции. Согласен, сегодня такое куцее звучание имеет только архивную ценность, издающая компания особо не стремилась инвестировать фантики в пылающих энтузиазмом молодцев. А ведь песни “Nowhere Fast”, “Thrashdance”, “Cut Throat” или “Instant Death” прозвучали бы гораздо круче, будь они записаны в приличной студии и не наскоряк. Песня “Evil Invaders” так вообще классик жанра, его уровень раскрылся в полную силу в великолепной кавер-версии, которую с максимальным жиром записали в 97 году Hypocrisy. Моща, одно слово! Нужно отметить и отход от стандартных риффов британской школы в сторону более чёткого и “экстремального” гитарного чёса и гармонического минимализма. Razor стали выступать ещё больше, разогревая Slayer, Anvil, Venom и Motorhead, но дальше Канады и США никогда не выезжали. Невозможность презентовать себя на европейском рынке, а также отсутствие американской лицензии (или желания лейбла связываться) серьёзно ограничивало возможности коллектива.
Группа лепила альбомы, как котлеты. Чуть ли не через полгода у Razor был готов новый лонгплей “Malicious Intent”(86), хотя это не означало, что в закулисье было всё благополучно. “Я думаю Attic Records боялись, что нас будут забывать через каждые шесть месяцев, если мы не будем выпускать альбомы, – вспоминает вокалист Стейс. – Они были слишком заняты альбомами как таковыми. Но совсем не занимались их концертной поддержкой. Нас побыстрее загнали на запись”Malicious Intent”, в котором есть не самые лучшие песни. Да, это накладывало негативный отпечаток на наши настроения и атмосферу, особенно в студии”. Были и другие проблемы. Самым плачевным в “Malicious Intent”, помимо нескольких явно проходных вещей, был детсадовский саунд и драмминг. На новую запись Attic стопудово выделил ещё меньше денег, а то может ещё и вынудил самих музыкантов покрывать студийные расходы честно заработанными на пиво денежками. Студии всякий раз менялись, но продюссировал все аттиковские записи Razor Walter “Sarge” Zwol. Рассказывает Дэйв: “Malicious Intent” не был настолько хорош, как “Evil Invaders”. Особенно неважно обстояло дело с барабанами. Наш тогдашний барабанщик M-Bro – нормальный парень, мы с ним до сих пор дружим, но физически он в то время был не в состоянии играть такую быструю музыку, которую мы хотели. У него были проблемы с наркотиками и кое-какие другие сложности, он просто выгорел, сменил стиль игры, не мог нормально выступать.
Это отразилось и на альбоме. В то время я уже думал о смене состава, но ни с кем это не обсуждал, включая коллег, с которыми записал ещё один альбом”. Некоторые свежеиспечённые песни имели относительно творчества Razor вполне высокий уровень, отмечу “Tear Me To Pieces”, “Rebel Onslaught”. Продажи “Malicious Intent” едва ли дотянули до половины результата 50 тысяч, который так вдохновил музыкантов после “Evil Invaders”. Тем не менее, Attic и не собирались разрывать отношения с Razor. Им было выгодно держать на контракте команду, записывающую пластинки с таким крохотным бюджетом. Даже если бы следующий диск разошёлся тиражом 15-20 тысяч, рекорд-лейбл всё равно получил бы свои купюры. Спид-метальная молодёжь сгоряча чирканула свои подписи на контракте на шесть пластинок, и теоретически, президент Attic Al Mair мог чмырить коллектив ещё добрых три года. Недовольство положением дел, текущим музыкальным направлением Razor и полным отсутствием гонораров со стороны Attic Music Group заставило Дэйва пойти на серьёзный разговор с главой компании. “Я подумал, что если я запишу независимый альбом, и сам буду продавать на него лицензии, то хотя бы смогу на этом заработать”. Пламенная речь Дэйва произвела на Al Mair впечатление, и он, как ни странно, расторг с Razor соглашении без каких либо судебных тяжб.
После небольшого творческого перерыва Razor снова обратились в канадскую студию Waxworks, St. Jacobs, где в феврале 87 года при помощи Terry Marostega записали экспериментальный альбом “Custom Killing”. И речь шла не только о новом логотипе, но и о двух 11-минутных(!) сочинениях “Survival Of The Fittest” и “Last Rites”, и попытке найти своё звучание (гитары были чуть задвинуты по отношению к ритм-секции, в которой обрёл отчётливое звучание бас), и об экспериментах со сложными песенными структурами. Насколько впечатляющими были и остаются эти солянки из стандартных риффов для поклонников олд-скульного спид/треша, – пусть каждый сам решает. Razor зазвучали лучше и чище – факт. Но никак не стали лучше музыкальнее, что подтвердили тогда критики, а позднее и сами участники “Бритвы”. Делится Дэйв: “Да, мы сделали альбом гораздо экспериментальнее. Вообще моя голова на тот момент не была занята группой, честно говоря, я думал только о деньгах и ни о чём другом. Я даже не был вовлечён в продюссинг альбома и во всё, что с ним связано. Запись мне не нравилась, тем не менее, мы её выпустили, и я смог заработать денег больше, чем за какой-либо ранее записанный диск, это без вопросов. Но “Custom Killing” – наш худший альбом”. Спасибо за откровенность. Блин, не знаю, достаточно неплохое по сравнению с ранними альбомами звучание “Custom Killing” оставляет на порядок приятнее впечатление, чем “Malicious Intent”. И гитарная работа в “Forced Annihilation” и “Snake Eyes” подинамичнее, и многообещающее павер-метал начало в “White Noise”, и подпевки а-ля Anthrax. Даже сыгранность есть, и слабая барабанная техника на этом фоне не так бросается в глаза. Запись, которую с тех пор так никто и не увидел в достойном CD-переиздании, выпустил в июле 87 небольшой лейбл Fist Fight Records. Увы, индепендент-релиз не помог качнуть финансовые весы в сторону честно бившегося за своё будущее канадского бэнда. Продажи были смешные, а об активной дистрибьюции не могло идти и речи. “Ну, что же, мы решили пойти другим путём, – грустно признаёт лидер коллектива. – Вместо того чтобы сказать, ок, нам нужно вернуться к звучанию “Evil Invaders”, мы сидели и типа смотрели на Металлику, сидели и смотрели…Трудно поверить, но был момент, когда мы шли затылок в затылок, и наши имена ставили вместе в одном предложении. И смотри, где они сейчас. Мы гастролировали со Slayer и делили с ними одни и те же отели-клоповники, так что сейчас мы могли бы быть там же, где и они. У нас даже было чувство, что мы можем. Жаль, с нами этого не случилось. Мы пробовали разные направления, это не сработало, и всякий раз была какая-то причина. Мы думали, что это поможет продажам пластинки и заставит людей говорить о группе”.
Ладно, может, с точки зрения продаж и несбывшейся мечты зарабатывать музыкой, тут стоило погоревать и обзавидоваться до слёз. Денег за лицензию всё равно надолго не хватило, а творческое эго крепко держало за глотку. Но вскоре истинные фэны максимально разогнанной спид/треш метал музыки получили на руки продукт, которую могли бы с гордостью назвать одним из лучших в своей коллекции. Чтобы добиться такого художественного результата, Дэйву всё-таки пришлось пойти на смену состава. С такими амбициями, как у него, появление в группе более техничных музыкантов было лишь вопросом времени. Напрямую никто никого не увольнял, может, по дружбе никто и не хотел. Достаточно было гитаристу рассказать о своих планах на будущий альбом и желаемых технических требований, как драммер M-Bro и басист Кампаньоло отказались от дальнейшего участия в проекте. М-Bro просто сам понял, что сыграть с такой накачкой и скоростью не сможет, а басист в то время мало интересовался судьбой коллектива, поскольку обхаживал дамочку. Поэтому необходимость посвятить будущему альбому больше времени его совсем не привлекала, и решение было принято легко. К слову, потом эта гражданка стала его женой, родила ему двоих детей, и всё кул. К декабрю 87 года в составе “Бритвы” на басу играл брательник Дэйва Адам Карло, а пластики рвал Robb Mills. Более того, самому Дэйву после коммерческого провала “Custom Killing” потребовалась моральная поддержка. Он не подумывал завязать с музыкой вообще, но на фоне ухода половины группы не исключал возможности организовать новую формацию. “Да, Стейс уговорил меня не уходить. Я уже был послать всё к чертам и замутить что-то другое, но он уговорил меня остаться и продолжать под именем Razor”. Эти слова Дэйва никак не вязались с тем, что потом, годы и годы спустя рассказывал вокалист. Мол, и завязано всё было на бабле, и дружбы никакой не было, и чувствовал он себя в группе не очень свободно, и много ещё чего.
Впрочем, повода не верить лидеру коллектива нет. Он утверждает, что сочинение песен для диска “Violent Restitution”(88) началось только после того, как Стейс убедил его не парить мозг. “Просто я не был уверен, в каком направлении стоит продолжать работу, хотя музыка, которую я сочинил для этого альбома, нравится мне больше всего. Не стоило забывать, что метальная сцена в то время развивалась, и некоторые группы зарабатывали неплохие деньги. Понятно, что деньги не всё, о чём можно думать, но мы смотрели вокруг и хотели достичь того же результата. Я смотрел на Slayer, которые записали тогда “South Of Heaven” и ещё за ним следом, – два довольно легковесных альбома, которые на мой взгляд вообще не звучали, как Slayer. Но они это сделали, и очень хорошо с этими альбомами пошли в гору. Казалось, никому больше не нравится быстрая музыка. Я бы мог тоже записать что-нибудь другое, если уж людям не нравится спид-метал. Даже если он нравится мне самому. Поэтому после “Custom Killing” я не был уверен в том, какую музыку нужно записывать. Стейс тогда сказал: “Нет, давай сбацаем Razor. Если уж разоримся, то лучше разориться с хорошим альбомом на руках. Давай лучше не идти на дно с тем, чему сами будем не рады. Не заработаем миллион, да и хер с ним”. Короче говоря, Дэйв не оставил надежду вписаться в круг курочек, несущих золотые яйца.
www.myspace.com/razorcanadiantrashmetalband
Гоночный, без заискиваний, голодный альбом “Violent Restitution” считал и считаю одной из лучших пластинок скоростного треша 80-х. Цепочки отточенных хуковых риффов (причём, риффов культовых, зацени треки “Violent Restitution” или “Out Of The Game”), неутомимый двухчетвертной размер, бешеная энергетика, масса инспирации для молодых метал-команд. Словно не было у группы никаких разочарований и изменений не так давно. Ок, слышны мелодические повторы, есть пара не сильно отличающихся друг от друга треков. Что, однако, при 14 сочинениях и практически новой музыкальной концепции воспринимается как закрепление материала, а не как творческое бессилие. В треках “The Marshall Arts”, в которой так жутко верещит Стейс, “Hypertension”, “Behind Bars” и других группа нашла свою комфортную скорость и начала реально трешОво прокачивать материал. Однозначно, в этом самая большая заслуга нового барабанщика Робба, работающего как метроном, и продюссера альбома Brian Taylor в студии Phase One Studios. “Violent Restitution” стал первым альбомом Razor, выпущенным на территории США. Произошло это благодаря прямому контракту с Steamhammer/SPV. И хотя продолжения контракта в будущем не последовало, вроде не всё было уныло и безобразно. Гитарист Дэйв властвовал “железной рукой” и сочинял всю музыку, и это наверняка не всем нравилось. Зато пытался удержать спид-метальную машину в движении.