За минувший пяток лет заметный шведский модерн-метал коллектив нарастил на себе достаточно слоёв позитивных и негативных новостей, чтобы Специальное Радио захотело покопаться в происходящем. Немало разговоров, помимо кислой реакции на альбом “Sworn To A Great Divide”, записанный без основного композитора Питера Вичерса, вызывали, в первую очередь, смены состава. Кстати, интересный факт: Вичерс, поняв, что новые треки “не дотягивают”, предлагал свою помощь в сочинении “Sworn To A Great Divide”, но штатные музыканты с гордостью отказались. Ок, оставшимся нужно было хоть как-то проявить себя, доказать, что справятся и без Вичерса. Рассказывает барабанщик Дирк Вербойрен: “После ухода Петера мы оказались в непривычной ситуации, потому что его сочинительство было важной частью саунда Soilwork. Глядя ретроспективно с моей точки зрения, мы сделали большое усилие на “Sworn To A Great Divide”. Думаю, на нём есть действительно хорошие песни. Проблема была в том, что мы не глядели глаза в глаза выбранному нами музыкальному направлению, и это впоследствии стало причиной увольнения Ola Frenning”. “Когда мы стали гастролировать с материалом “Sworn To A Great Divide”, то почувствовали, что чего-то не хватает”, – добавляет вокалист Бьёрн.
Обратимся на минуточку и к Петеру Вичерсу, благо по прошествии лет многие музыканты становятся разговорчивее и охотнее говорят о мотивах того или иного своего поступка. По поводу своего ухода в 2005 году гитарист сказал: “Турне группы стали для меня слишком частыми. Кроме того, после “Stabbing The Drama” я не знал, что могу ещё предложить. В тот момент я не был уверен, в каком направлении после этого альбома группе стоит двигаться. Я ведь до этого ничем другим и не занимался, поэтому обязательно хотел попробовать сделать что-то новое, посочинять другие вещи. Что я, в общем-то, и осуществил”. Дальнейшая история нам уже знакома, парень изрядно продвинулся в продюсерской деятельности. Есть что Вичерсу сказать и об альбоме, записанном без его участия: “Я не думаю, что это плохой альбом, но зато думаю, что это и не самый лучший релиз Soilwork. Честно говоря, я ждал от пластинки большего. И хотя я люблю работы парня, который занимался продакшеном, я бы мог сделать лучше”. Так, в целом ушатали для разминки всю минувшую ситуацию и альбом 2007 года, в котором на мой личный вкус после энных лет знакомства не хватает октанового числа и творческой смелости. Предполагаю, что бэнд захотел сделать альбом синглов-хитов и жёстко сфокусировался на форме, а не на содержании. Но не будем сейчас снова разбирать по косточкам тот релиз, желающие могут заглянуть сюда http://www.specialradio.ru/essay/023.shtml и сюда http://www.specialradio.ru/essay/?id=20. А Soilwork ждала впереди масса турбулентных завихрений.
На сцене шведы оставались живчиками и всё такое, по крайней мере, американское турне The Clash Of The Titans с дружеским участием Lamb of God, Killswitch Engage и DevilDriver прошло на подъёме. Но неравнодушная публика замерла в ожидании ближайшей студийной работы. Интересно же, насколько низко группа падёт в следующий раз! А тут ещё в феврале 2008 года гитарист Ola Frenning не то увольняется, не то сам уходит. Что ж, видимо, касса коллектива не лопалась от купюр, как того хотели некоторые участники. Кроме того, по словам того же Вичерса, которому Ола приходится дядей, между участниками коллектива что-то разладилось. Ола хотел жить поспокойнее, без утомительных рок-н-ролльных штучек, а остальные пёрлись от гастролей и постоянно тащили его из домашней зоны комфортности. На место Френнинга поначалу заступает давний приятель коллектива David Andersson, а когда он не смог принять участие в некоторых летних фестивалях 2008 года, драммер Дирк снова предложил кандидатуру Sylvain Coudret (ex-Scarve), которого сватал в группу ещё в 2005 году после ухода Петера.
И тут осенью 2008 года Петро вернулся! Да, это Soilwork сами предложили ему вернуться и заменить Daniel Antonsson. “Я действительно не планировал возвращаться в Soilwork, – признаётся Вичерс. – После моего ухода из группы мы с Бьёрном постоянно были в контакте. Мы знаем друг друга с подросткового возраста, так что на Soilwork наша дружба не закончилась. Мы периодически обсуждали возможность создания студийного проекта и записи совместной пластинки – только я и он”. Дошло дело до новых песен, Бьёрн даже получил от Петера пробный трек “The Thrill”, вошедший позднее в новый альбом Soilwork. А когда шведскому коллективу потребовался новый гитарист, то пивные разговоры плавно перешли в другую плоскость, мол, почему бы тебе чувак не вернуться к нам? Говорит Вичерс: “Я пораскинул мозгами и пришёл к выводу, что в музыкальном плане снова могу двинуть Soilwork в новое направление. Поэтому я и вернулся”. По словам гитариста, на его решение в значительной степени повлияла его собственная жена, убедившая его, что после 2-3 лет продюсерского заточения в студии пора размяться и пошевелить булками. После такой рокировки Sylvain Coudret, остававшийся сессионником, был принят в штат. Отличный информационный повод, чтобы приобщить к нему очередное переиздание в ремастированном виде первых двух дисков Soilwork “Steelbath Suicide” и “The Chainheart Machine”. В обе пластинки, появившиеся осенью 2008 года, переиздатели добавили по две концертные песни, записанные в 99 году на шоу в Тилбурге. Скромненько.
Практически сразу обновившийся состав приступил к работе над новым альбомом, без каких либо рамок и стилистических ограничений. Сочиняли практически весь 2009 года, засев в студии в январе 2010 года, микширование доверили Йенсу Богрену. Несомненно, на качестве нового материала сказалось и участие гитариста Sylvain, имеющего специфический взгляд на сочинительство, и свежие силы возвращенца Вичерса. “В плане композиторства на новом альбоме я словно расправил крылья, – говорит он. – В прошлом, мы всегда слишком старались подстраховаться, думали, что надо делать песни так, чтобы они имели определённую похожесть. И всегда хотели сделать радио-песню, что у нас так и не получилось. Так что мы сказали себе, что будем сочинять только, что приходит естественным путём, без каких-либо ограничений. Сегодня, когда я слушаю пластинку, на которой всё звучит одинаково, мне быстро становится скучно. Думаю, сейчас нельзя сказать, послушав всего одну песню, ”Ок, так звучат новые Soilwork”! Потому что на диске очень много новых элементов, что, возможно, поможет пластинке задержаться в человеческой памяти. Тут есть, что послушать старым фэнам и новым”. Альбом назвали “The Panic Broadcast”(2010), за его продюсерское качество снова отвечал Вичерс, пообещавший минимум технических компромиссов. В демо-вариантах новых треков оказалось так много гитар, что шведам уже на студии пришлось чесать репу, выбирая лучшее. Часть гитарных партий была транспонирована для клавишных, которым снова было предоставлено много места в миксе. В музыке снова образовалась приятная прозрачность и лёгкость, кайфово качающая мелодичная агрессивность. На “The Panic Broadcast” группа буквально встрепенулась. Пожалуй, это наиболее точное определение энергетики творчески подуставших и перестраховавшихся шведов по сравнению с предыдущим “Sworn To A Great Divide”. Группа снова стремилась доказать, что она в состоянии сочинять хорошие песни.
Логичным было в этой ситуации напомнить слушателям, что приличных метал-котлет шведы за свою карьеру успели налепить заметное количество, бодро развиваясь и трансформируясь. В каких-то странах в самом конце июня, где-то в течение июля компания Avalon и Nuclear Blast по лицензии выпустили компиляцию “The Sledgehammer Files: The Best Of Soilwork 1998-2008”(2010), составленную самими музыкантами. Конкретный Greatest Hits с 18 песнями, с чёткой формулировкой, с большинством ТЕХ САМЫХ песен. Слушается на одном дыхании. Материал первых двух пластинок надёрган с ремастированных переизданий 2008 года, Страна Восходящего Солнца получила свой вариант, куда ещё втиснули оркестровый, радиоформатно мягко звучащий микс трека “Exile” и бонус-DVD с 6 официальными видеоклипами. Новые сочинения в ожидании новой студийной подачи отсутствуют, хотя раритеты и приятные неожиданности лишними бы не были.
И вот, в июле месяце в Европе, Японии и Северной Америке появился “The Panic Broadcast”. В четырёх различных форматах, с бонус-DVD и бонус-треками и без таковых. По поводу второго дыхания соглашусь, чего стоит хотя бы ураганная скорость в номерах “King Of The Threshold” или “Late For The Kill, Early For The Slaughter”. Бонус-треки “Sweet Demise” и перезаписанная версия собственной песни “Sadistic Lullaby” тоже были призваны подчеркнуть тот факт, что Soilwork еще не растеряли удали. В “Two Lives Worth Of Reckoning” трешевая смена ракурса, но без потерь скорости. C другой стороны, пережёванная в индустриально-электронной манере бонус-песня “The Cresfallen” не добавляет естества. Залихватский песняк “Deliverance Is Mine” относительно типичный для шведов. Уникальная способность группы совмещать интенсивность, технику игры, мелодичность и атмосферность в разной степени проявляется и в “Night Comes Clean”, и “The Thrill”, и “Let The River Flow” с улётными, поступательно раскрывающимися мелодиями, обволакивающими аранжировками и неутомимым, гонящим вперёд ритмом. Теребит за душу сладкая печаль в “The Akuma Afterglow”. В треке “Epitome” (кстати, дело рук нового гитариста), который характеризует переваливающаяся походка, Бьёрн демонстрирует свой мощный вокальный арсенал и напоминает в “Let The River Flow”, что до сих пор умеет гроулить. Против собственной же системы шведы идут в “Enter Dog Of Pavlov”- полноинструментальное прог-метальное интро на две минуты, переходящее с индустриальным оттягом в околопаверовый кач с набором узнаваемых ходов и раскладов. В целом новые песни стали весомым спонтанным ответом предыдущему студийнику, собранному по фиксированной схеме куплет-припев. Тот самый полёт фантазии, о котором упоминал Вичерс. Коммерческие показатели новой работы Soilwork, например, в США говорили сами за себя “The Panic Broadcast” (в отличие от “Sworn To A Great Divide”, старт с 5,000 единиц и 148-е место в 200-ке Billboard) стартовал с 5,300 копий и 88-го места. Планов на ближайшее будущее народилось громадьё: пятинедельное хэдлайн-турне по США и Канаде вместе с Death Angel, затем Австралия, Япония, Европа, Южная Америка и фестивали 2011 года.
А дальше, как в знаменитом мультике про стареющего пса и голодного волка: “Шо! Опять???” В ходе концертной обкатки “The Panic Broadcast” Вичерс всё чаще появлялся с кислой рожей, начал депрессовать по поводу того, что денег нет, а семья хочет кушать, и всё в таком духе. Насколько великолепен музыкант был в студии, настолько же унылым оказалось его душевное состояние после публикации диска. Официально об уходе Вичерса было объявлено летом 2012 года (даже не буду приводить его публичное заявление), но участников коллектива он известил гораздо раньше, ещё в конце 2011. По словам вокалиста Бьёрна, Soilwork в какой-то момент не могли из-за этого полноценно гастролировать.
“Ситуация была довольно жёсткой. Мы действительно не могли гастролировать с “The Panic Broadcast” в полную силу и не могли вести промо-работы, как положено. Хорошо, что нас снова выручил David Andersson, являвшийся сессионным гитаристом в нескольких ранних турне. Затем был официальный уход Петера, а для Дэвида естественным шагом стало заступление в штат Soilwork. Он определённо заслужил это место, потому что всегда помогал нам, начиная с 2006 года. Так что мы хорошо знаем его на музыкальном и персональном уровне”.
Примерно с того же времени, как только стало понятно, что Петро опять сливается, Бьёрн стал носиться с амбициозной идеей – записать первый в мире двойной, полноценный мелодик-дэт-метальный альбом. Музыканты Soilwork были позитивно заинтригованы, хотя сначала пытались уверить его, что из этого ничего не получится. “Первейший вопрос – сможем ли сочинить такое количество песен, – рассказывает Бьёрн. – Мы не хотели никаких компромиссов, знаете, чтобы первый диск звучал великолепно, а второй – лишь бы как. Это бы не сработало. Но вскоре мы заметили, у Soilwork достаточно вдохновения, думаю, мы преобразовали изменения в группе во что-то хорошее”. Было опасение утонуть в потоке информации, и заранее обречь некоторые песни на безызвестность. Но, в свете очередного финта Петера Вичерса и разговоров о скорой кончине шведской формации, было бы западло не принять такой вызов. Так что коллектив принялся за работу. Не сразу, конечно, но добрая часть 2012 года у музыкантов ушла на сочинительство по месту жительства: Дирк работал в США, Бьёрн в Канаде, Сильван во Франции, остальные – в Швеции. Несколько месяцев ушло на активный обмен демо-записями, каждый музыкант записывал своё хозяйство у себя дома. Сочиняли по мере сил, конечно: кто-то добавил в общий котёл по 6-7 песен, кто-то лишь написал текст и расставил песни на альбоме, но труд оказался коллективным. Кстати, впервые за всю историю группы, текст сочинил не вокалист Бьёрн, а бас-гитарист Ола Флинк. Не то, чтобы Бьёрн всегда был против, просто никто никогда на эту тему не парился. А просить, видимо, не хотелось. А тут Ола сам предложил некий странный текстуарий, связанный с совами. Да, парень слегка сдвинут на этих симпатичных пернатых…По словам барабанщика-вегетарианца Дирка, лейбл Nuclear Blast очень терпимо отнёсся к очередной ситуации с Вичерсом и не стал давить на Soilwork. Группа даже не отправляла в офис демо-записи, пришла уже с готовым альбомом.
Для “The Living Infinite” по разным источникам группа записала 25-27 песен, из которых в двойной альбом попало 20 песен, по десять на каждую часть. Остальные обещали опубликовать позднее под видом бонус-треков. У всех песен в рабочих версиях отсутствовали их нынешние названия – только женские имена, так их было удобнее запоминать и сортировать. По словам бас-гитариста Олы Флинка, оба диска живут своей жизнью, но атмосфера на втором диске кажется ему чуть мрачнее и прогрессивнее. И действительно, печальки и некоего модерн-пространства на втором диске побольше. Возможно, за счёт думового, тягучего трека с весьма странным для Soilwork названием “Owls Predict, Oracles Stand Guard” и двух инструменталов – атмосферного вступления “Entering Aeons” и интеллигентного “Loyal Shadow”. Чем хорош “The Living Infinite” – его действительно замучаешься затирать до дыр и всякий раз будешь открывать в нём какие-то новые энергии. Это не собранный на скорую руку набор песняков на отъе..сь; труд коллектива впечатляет. Записывали альбом в трёх студиях одновременно, иначе бы процесс растянулся на год. На сочинительство и запись в общей сложности ушло восемь месяцев. Трек-лист напичкан взрывными треками и мелодическими сюрпризами, особенно для тех, кто уверен, что он от Soilwork уже слышал всё. “На альбоме много экспериментов, – не скрывает вокалист Бьёрн. – По-другому и быть не могло, учитывая, сколько людей сочиняло песни. Мы хотели быть более прогрессивными, более свободными, даже где-то более развязными”.
Первая часть“The Living Infinite” – череда детонирующих друг от друга песен, начиная со стремительного трека “Spectrum Of Eternity”(пять с плюсом за видеоклип), напоминающего мелодик-дэт-метальное прошлое группы (хотя, на мой взгляд, за ним следует странный провал по динамике в “Memories Confined”). Того же калибра яростная энергетика и прямолинейная мелодика предложена в “Tongue”, “Let The First Wave Rise” и “Leech” со второй части. Воспламеняющие композиции “This Momentary Bliss”, “Realm Of The Wasted” и ряд других соответствуют уже прогрессивному периоду в творчестве Soilwork. Очень радует обилие сольной работы, приятных акустических вставок и текстур, подчёркнутых клавишной работой Свена Карлссона.
Такое творческое расточительство, как двойной альбом, в наши насквозь пиратские дни – просто подвиг. Тем более что Nuclear Blast по контракту принял двойной альбом у шведов за один. А ведь реально Soilwork в один присест обеспечили себя студийным материалом на три альбома! Но идеей двойника в итоге все оказались довольны. Лейбл вложился и в разноцветный винил, и в CD, и в дигипак, и в диги-бук с позолоченными дисками. Выгодные дигитальные предложения для потребителей музыки и активный пиар подкинули “The Living Infinite” до 60-го места в Billboard 200 с результатом 7,800 проданных копий за первую неделю. Поводом для радости стали и 2-е место в чарте Hard Music, и 11-е место среди инди-альбомов, и 1-е место в чарте iTunes Metal Top Albums. В Германии альбом достиг 17 места, в плохо переваривающей остальную Европу Британии – 188-го места, в родной Швеции – 19-го места.
После публикации трудолюбивая группа почти всю весну 2013 года колесила по Северной Америке в рамках турне World Infinity Tour, после чего отгребала любовь фэнов на летних метал-фестивалях. Весной 2014 года Soilwork вместе с Darkane и System Divide проедутся по шести странам Европы, включая 5 концертов в Британии, и дадут единственное весеннее шоу в Скандинавии – в Финляндии. Шоу непростое: в клубе Circus в Хельсинки шведы будут записывать видеоматериал для своего первого официального концертного DVD-релиза. Обещается всеохватный репертуар, специальные гости и ряд сюрпризов. Продюсировать DVD будет Jouni Markkanen, а режиссировать – Ville Lipiäinen, снимавший прежде DVD “Showtime, Storytime” для Nightwish. О дате выхода видеодокумента, как говорится, будет сообщено дополнительно. Бьёрн под шумок замутил околомузыкальный бизнес. Вместе с Dave Sheldon из группы X’s For Eyes он организовал в Канаде фирму по производству гитар для метал-музыки – Elegy Guitarworks. Трудно сказать, дойдёт ли дело до массового производства. И напоследок про свежайший аудиоподарок коллекционерам релизов Soilwork. Можно сказать, он даже ещё не успел остыть. Лейбл Nuclear Blast переиздал в дигипаке с новым оформлением один из ключевых альбомов шведских мело-дэт металлеров – новаторский “A Predator’s Portrait”. Добавили японский бонус-трек “Asylum Dance” и два концертных трека “Like The Average Stalker” и “Final Fatal Force”, записанных во время последнего североамериканского турне. Тройное “Ура!”
Ян Федяев
Сайт: www.soilwork.org