“Сo Strapping никогда не знаешь, что произойдёт. Мы можем или рухнуть в небытие или взорваться нахрен в любой момент”.
D.Townsend
Пролонгировав нужные соглашения с Century Media, и справившись с целой кучей неприятностей личного характера, навалившихся за последний год, Strapping Young Lad, а точнее говоря, Девин и Джин приступили к сочинению новой студийной пластинки, заряженной эволюционирующей болезненной ненавистью и социальным безумием.
Остальные участники были практически год связаны по рукам и ногам другими проектами (в основном, Fear Factory), но на момент записи все были на своих местах и в необходимой пятибалльной кондиции. За пару дней Хоглан записал свои крупнокалиберные прострелы с безотказной механикой в Armoury Studios, остальное в более бюджетной форме доделывалось в Greenhouse и на собственной студии Таунсенда в Maple Ridge. В целом, на запись “Alien”(2005) ушло три с половиной месяца. “Если бы не заявленные сроки выпуска альбома, то возились бы ещё дольше, – говорит Джин Хоглан. – Мы и так передвинули на месяц дату релиза, потому что не успевали”. Процесс записи снимался на видео, а получившийся документальный фильмец попал на 3-х дюймовый DVD диск, прилагаемый к лимитированной печати “Alien”.
В композиторском и прогрессивном отношении Таунсенд матерел с каждым релизом, и в этом его главный плюс. Достойно: мужик за короткие сроки способен выдавать таки многогранные саунд-продукты, которые можно даже не пытаться раскусить с наскока. В “Alien” можно въезжать долго, пытаясь пристроить его хоть каким-то боком к тому, что уже знаешь о SYL. Убойная легенда по поводу создания этой пластинки. Девин перестал перестать принимать свои таблы, и возникающий в течение полугода дисбаланс в психике стал выражать в форме стихов и музыкальной анархии. Согласитесь, в этом что-то есть. Ради сносящих башню песен вроде “We Ride”, “Shitstorm” или “Skeksis” (половина новоявленных death-metal команд в поисках своего лица – вешайтесь!) стоило забыть об успокаивающих нервную систему пилюльках. Безумная динамика, неожиданные риффовые рисунки, в которых смешано всё от прог-, грув- до дэт-метал, сумасшедшие ритмические конструкции, прорубающие на большой скорости дорогу в головах слушателя, звуковое давление на пределе гуманоидной выносимости, барабанный отбойник – это были SYL, те самые, нашенские и практически новые.
Про прелестную, романтическую песенку “Two Weeks” на основе гитарных переборов и дримовых синти-подкладов было не мало недоумений, но, зная степень черноты юмора Девина, к такой акустической красоте нужно относиться с осторожностью. Хотя бы потому, что эту гармонию разрушают и растаптывают в пыль следующий же death/prog-rock трек “Thalamus” и весьма непростое для ровного восприятия творение “Zen”. Девин использовал огромное количество семплов, причём, им же самим и сделанных, а не надёрганных из библиотек. Фил Спектор гордился бы такой стеной звука! В самый последний момент группа решила убрать из готового трек-листа кавер-версию хита 60-х “What’s New, Pussycat?” Тома Джонса. Показалось, что не будет вязаться с остальной программой, и юмора будет черезчур. Почти полностью записанный трек, возможно, когда-нибудь всплывёт. Если уж у Майкла Джексона с рабочего стола пёрли только что записанные материалы, то что говорить о SYL. Зато японцы получили сразу три дополнительных трека, включая кавер Melvins “Zodiac”, а австралийская и корейская лицензии получили по одному концертному бонус-треку.
Новое творение канадцев рвануло уже до 32 места в горячих чартах Billboard и до 35 местах в чартах независимых альбомов. Кстати, самая узнаваемая и популярная у хэдбэнгеров песня “Love?” должна была ещё в 2003 году появиться в компании трёх других новых песен и четырёх кавер-версий в виде мини-альбома. Но, до этого так и не дошло. Сам Девин по-своему относился к возросшему интересу к SYL, постоянным гастролям, крупным площадкам и постоянной необходимости маркетинговых трепыханий. “Я не рок-стар, но чувствую, что ко мне именно так и относятся. Я человек, а рок-звёзды – это глупость, прикол, обман. Люди хотят в это верить, им лучше от этой жалкой лжи. Я прячусь за музыкой уже так много лет, и я рад возможности выступать перед слушателями и делать записи. Но, в конечном счёте, я устал, мне скучно.
Я хочу делать музыку, но не хочу врать людям. Люди же, как относятся: “Выходи и играй, выходи и развлекай, давай ещё 50 альбомов”. А я думаю, почему вы хотите, чтобы я вам врал? Разве вы не хотите дать мне некоторое время прикинуть, что к чему, чтобы я мог вернуться с настоящим произведением, а не с 50 дерьмовыми записями подряд? Я всё-таки являюсь опцией, и думаю, что по отношению к музыке, искусству и фэнам будет честнее, если я буду делать то, что хочу вместо того, чтобы записывать бредовые записи. Да, фэны кричат: “Мы будем скучать по тебе”. Вокруг миллионы классных банд. Развлекайте себя ими. Я сделал уже 20 альбомов, вот, сколько уже есть музыки, если вы действительно хотите послушать. ДАЙТИ МНЕ ОТДОХНУТЬ”.
Но, как известно, гении никогда не отдыхают, к тому же наш парень известен тем, что высказанная минуту назад в категорической форме мысль, вскоре превращается в свою противоположность. Поэтому Таунсенда несло дальше, – охота пуще неволи! Откатав в том же 2005 году несколько американских туров с Fear Factory, Darkane, Soilwork и прочими, а также Британию с Arch Enemy, в феврале 2006 SYL уже принялись за запись своего последнего на сегодняшний день студийного полноформатника “The New Black”(2006).
Девин вспоминает: “После производства “Alien”, наполненного сложной музыкой, я сказал, что хочу записать что-то простое. Хотя бы ради того, чтобы это было весело играть. Но концептуально я хотел сделать запись, которая стала бы большим факом. Кем вы хотите, чтобы мы были? Вот получите большой средний палец, вот мы такие. В музыкальном отношении группа SYL всегда разная, и это самая честная вещь, которую мы можем предложить. Как если бы пытались повторить музыку “City” или “Alien”, то просто притворялись бы. Нам нужно делать то, что происходит само собой. А на этот раз произошло нечто простое, нечто другое, и я определённо доволен результатом”. Пластинка получила тёплый приём у публики и дебютировала на 200-м месте в чарте Billboard 200. В “горячих” чартах новинка также обогнала своих предшественников. Возможно, причиной тому явилось действительно упрощённый для понимания материал; кроме того, “The New Black” можно назвать и самым мелодичным диском SYL, и ещё одним обновлением уже имеющегося стилистического арсенала в потрясающе вместительной голове Таунсенда. В “The New Black” слышно даже что-то вроде Old Man’s Child и Dimmu Borgir, в психопатичной “Antiproduct” слышны джазовые духовые.
Да, название и содержание этого трека точно отражают общую идею SYL. Песня “Almost Again”, если из неё убрать злобный бласт-бит, на мой взгляд, больше подходит для проекта Devin Townsend Band. Прогрессивные многослойные распевки Таунсенда стали более утончёнными, а метальный вокал набрал блэковой рези. Непредсказуемость развития каждой песни берёт начало ещё на “Alien”, так что соляки в стиле Сатриани, сменяющиеся симфо-блэковыми эскападами и трешевыми скоростными проходами можно воспринимать, как само собой разумеющееся. Важнейшее панккоровое, с жирными гитарами обращение к общественности – “You Suck”, к нему ещё можно приобщить “Fucker”. Ёмко, убедительно, непримиримо. И, наконец, трек-динамит “Wrong Side” с заливающимися соло-гитарами, лающими вокалами, треш/спид-метал-гонкой, приподнимающими брови распевками. Короче, стопроцентный метал-угар а-ля SYL.
Фестивальный сезон для SYL был мощным: группа участвовала в одиозном выездном Оззфесте и отыграла грандиозное шоу на фестивале Download в Британии. В конце 2006 года Девин резко сократил общение с публикой, чтобы посвятить себя семье и нескольким проектам, не связанным со Strapping Young Lad. Официальный вебсайт Hevy Devy Records сообщал о нежелании Таунсенда участвовать в больших турне и испытывать давление со стороны звукозаписывающих компаний. По поводу будущего коллектива сам Мега-мозг делал несколько заявлений более и менее обнадёживающих. В неоднократно приводимом в разных изданиях интервью, опубликованном впервые в журнале Terrorizer в 2006 году, Девин сказал: “Чем больше это раздувается, тем меньше меня интересует. Настал момент, когда мне нужно уйти и провести некоторое время с семьёй. Я не хочу ухудшать качество Strapping и всех остальных проектов, делая их только ради денег. SYL являлись большим факом, и до сих пор им остаётся, но я не думаю, что это есть необходимость продолжать это дальше”. Джин Хоглан, кстати, опровергал в тот момент слова Девина, утверждая, что всё зашибись, просто музыканты просто взяли тайм-аут, чтобы побыть с семьями и всё такое. В другом интервью Девина говорилось о “неясном” будущем группы: “Я не могу уверенно сказать, покончил я технически с SYL или нет, и увижу ли я снова выступление этого бэнда. В любом случае, это действительно большая часть моей карьеры, и я люблю её зато, какая она есть”. В 2007 году, представляя на пресс-конференции свой новый сольный альбом “Ziltoid The Omniscient”, канадский музыкант заявил, что решил положить конец SYL и отказаться в будущем от гастролей.
Впрочем, в последующие годы дискография канадской формации только прибавляла. В 2007 году появилось сразу два релиза: юбилейное ремастированное переиздание альбома “City” и раритетный, выпущенный тиражом в 500 экземпляров 4-трековый мини-альбом “C:enter:###”, составленный из различных бонус-треков последних двух студийников. Ведущий трек – простой хардкоровый инструментальный прорыв с густым читаемым басом, по миксу значительно отличается от основного звучания альбомов SYL. Присутствующий здесь же “Zodiac” – всё тот же кавер Melvins, который был записан для трибьютной пластинки “We Reach: The Music Of Melvins” и плавно перекочевал из японской версии “Alien” в лимитированный дигипак “The New Black”. По словам самого Девина, в появлении новой версии “City” он не прилагал больших усилий. Куда активнее он участвовал в составлении и ремастеринге компиляции “1994–2006 Chaos Years”, которую в 2008 году выпустил всё тот же Century Media.
Аудио-часть этого издания вряд ли заинтересует большинство поклонников группы, только гурманов от звука, – неизданных песен там нет. Зато DVD-диск с лихвой компенсирует потребность в неизданном материале: тут тебе и запись выступления на фесте Download, и шесть видеотреков, снятых в разных странах, и все семь промо-клипов SYL в одном месте. В 2009 году финское отделение EMI выпустило для финского рынка сборник песен Strapping Young Lad под названием “Classics”. Собранная на коленке, дешёвая массовая компиляция под кустарной обложкой. Можно упомянуть и огромное количество метальных сборников и CD-приложений к соответствующим журналам разных лет, где представлены те или иные песни, например, на юбилейной компиляции “Century Media 10 Year Anniversary”, на саундтреке к игре “Command & Conquer: Alarmstufe Rot” или фильму “Alone In The Dark”.
Девина где-то можно понять. Переслушиваешь альбомы SYL и понимаешь, что коллектив за шесть лонгплеев столько всего успел сказать. Канадец, избавившийся от своей поредевшей шевелюры, сейчас вплотную занят записями альбомов и гастролями The Devin Townsend Project, круто в этом преуспевает, и чувства юмора и музыкальности нисколько не утратил. От него другого и не ждёшь. А вот до SYL, даже если и дойдёт, то очень нескоро.