К юбилею мы немного опоздали, – 25-я годовщина скоростного метал-громыхания этой бюргерской формации уже второй год как прошла, и понимающий люд мацает новую студийную пластинку с многозначительным названием “Жажда”. Но вины никакой на душе нет, наоборот, радость оттого, что выражаем посильный респект “Пивной кружке”. И не надо малодушно морщить фэйс, господа! Выпиваем, чего тут скажешь…
Мало найдётся среди немецких метал-долгожителей таких юморных, самоироничных и неунывающих коллективов, как олд-скул-треш-группа Tankard во главе с фактурным фронтменом Джерре, провозгласившая своим именем, образом жизни и нестареющим имиджем главенство исторического закона о чистоте пива, требующего варить его только из ячменя, хмеля и воды, и изданного в 1516 году, в сердце Баварии (в Ингольштадте). Есть ещё такие пати-перцы, как “но факин айдолс”-рок-пересмешники J.B.O., в своё время были Dimple Minds, но культовый статус создателей “алкоголик-металла” в категории “треш” закрепился именно за этими местами пузатыми и сисястыми треш-мужичками из Франкфурта. На фоне немецких экстремальных команд, взявших низкий старт практически в одно и то же время в начале 80-х, и с переменным успехом добежавших до наших дней – я говорю о Kreator, Destruction, Tankard и Sodom, – любители пива и очень быстрой музыки Tankard всегда были на вторых ролях. “Да, из этих четырёх групп мы были самыми маленькими, – комментирует Джерре. – Это же касалось и количества проданных альбомов; так и по сей день остаётся. Но если бы мы делали музыку, чтобы продавать альбомы, то развалились лет через десять. Это должно быть предельно ясно”.
Однако у всего есть начало. Все первые участники будущего коллектива в 1981 году посещали одну и ту же гимназию имени товарища Гёте во Франкфурте-на-Майне. Среди них: Andreas Fritz Johannes Geremia, сокращённо “Gerre” (вокал), Frank Robert Thotnwarth (бас-гитара), гитаристы Axel Katzmann и Bernhard Rapprich и барабанщик Oliver “O.W.” Werner. По воспоминаниям музыкантов, широко глаза на тяжёлый рок им открыли в первую очередь AC/DC, а потом уже все остальные диплодоки Новой волны британского хеви: Saxon, Judas Priest, Iron Maiden, Motorhead, которые нередко гастролировали по Германии. “А потом в 81 году появился альбом Venom “Welcome To Hell”, вспоминает Джерре. – Самое смешное, что мы сначала подумали, что у меня сломался проигрыватель пластинок, и только после прослушивания на нескольких проигрывателях мы поняли, что звук везде одинаковый”. Конечно, захотелось тоже, сначала под названием Vortex, потом Avenger, а потом в словаре обнаружилось прикольное, и главное, актуальное слово Tankard (“Пивная кружка”). Пацаны баловались пивком с гимназического возраста. Решив поиграть некую смесь треша и панка, группа приступила к первым репетициям в доме Акселя, причём Джерре сначала занимал “пост” басиста, и это жутко ему не нравилось. Потом ребята случайно нашли себе репетиционное помещение в подвале церкви Маттхойс во Франкфурте. “Я с религией ничего общего не имею, – рассказывает главный спикер Танкарда Джерре, – но это скандал беспрецедентный. Эх, знали бы люди, что это за святое место!” Ещё до самого первого концерта из состава вылетел гитарист Бернхард; папаша запретил ему общаться с такими оболдуями и начинающими алкашами. Его заменил однокашник Andy Bulgaropulos. Самая первая песня, которую бэнд с энтузиазмом сочинил, называлась “Ray Death”; она медленно и бессмысленно тянулась в худших традициях Блэк Саббат восемь минут и посвящалась, как и многие тогда экстремальные песни, ядерной войне и всяким излучениям. После приговора бывшего учителя по гитаре “Теперь я крайне разочарован”, Танкард решили значительно ускорить и сократить свои сочинения. Джерре с присущей ему самокритикой рассказывает: “То, что мы делали в 1982 году, нельзя назвать трешем… Это было… просто дерьмо. В любом случае, хоть мы и существовали, когда появились первые альбомы Metallica, Slayer и особенно Exciter “Heavy Metal Maniac”, но они оказали на нас влияние”.
Пасха 82 года считается официальной датой рождения группы. Для своего первого выступления 28 мая 1983 года в рамках школьного фестиваля, Танкард подготовили 4 песни, налили в пакеты из-под молока пиво и прогремели на всё учебное заведение, после чего записали первое демо “Heavy Metal Vanguard”. В результате словесного недоразумения, после второго концерта группа потеряла репточку в бойлерной в церковном подвале. Сейчас группа с ностальгией вспоминает проведённые там два года, когда КАЖДУЮ репетицию приходилось разбирать и собирать все инструменты и усилки. Активности в рядах “Пивной кружки” этот неприятный момент не поубавил. В 84 году коллектив записывает второе демо, гораздо более качественное и с гениальным названием “Alcoholic Metal”. “В то время каждый стремился занять свою собственную нишу в металле. Тематически наши песни в то время не очень касались бухалова, но название нам так понравилось, что стало программным”. Активное распространение самиздатовских кассет привело к тому, что на Tankard стали обращать внимание различные рецензенты и менеджеры рекорд-лейблов. В этой связи памятен концерт 23 сентября 84 года, когда Танкард выступали с Sodom и Destruction в Зиндлингене под Франкфуртом. На концерте присутствовал представитель SPV, решивший подписать с группами контракты и посмотреть их сначала в действии. После того, как гитарист Танкард вышел на сцену в вязаном свитере с вышитыми оленьими рогами, это желание у него пропало (а вот остальные коллективы, опоясанные патронташами, шипами и с фризурами от Аллы Борисовны свои заветные контракты получили). Впрочем, вскоре пивная молодёжь получила предложение подписать контракт с берлинским лейблом Noise Records. “Мы притащили бумаги в пивную в районе франкфуртского вокзала, и после нескольких банок пива просто подписали его! Мы всё равно не понимали ничего из того, что там было написано”.
Noise не тратили время зря и в апреле 86 года отправили Танкард записывать дебютный альбом в студию к продюсеру Harris Johns. Правда, студийные сессии пришлось перенести на лето, так как большинство участников группы ещё учились. Танкард во время записи альбома “Zombie Attack”(86) запомнились своим идиотским и асоциальным поведением и разнесли номера в гостинице, где жили. Вспоминает Джерре: “Для нас детей это было что-то вроде школьной экскурсии, и мы вели себя соответственно. Избавиться от присмотра родителей, и оторваться по полной! После нас в той гостинице нельзя больше останавливаться группам Noise Records”. Видимо так смачно воняли равиоли, которые юные трешеры варили прямо на месте и остатки засовывали под ковры, так долго несло пивным духом, так много пришлось ремонтировать и так долго пришлось оказывать психологическую помощь доведённым до истерики работникам отеля…Историческая, скажем так, выдалась поездка. И материал альбома по тем меркам оказался на нужном для продолжения уровне – первыми фаворитами публики стали треки с немалой панк-составляющей: “Mercenary”, “Poison” и “(Empty) Tankard”. Звуковое содержание “Zombie Attack” было ок в пределах выделенного бюджета и потраченного Харрисом Джонсом на подростков времени. Тут и там стоило подтянуть инструментал, разнообразить его и разбавить монотонный гитарный чёс хоть какой-то цепляющей мелодией. Но для начала, и после принятия пары холодненьких баночек хмельного пойла из ближайшего “Лидла” или “Альди” альбом очень даже веселил немецких металлистов; это как раз и требовалось. Вскоре после выхода пластинки Танкард решили обзавестись менеджером, которым осенью 86 года стал журналист известного немецкого рок-издания “Рок Хард” Буффо Шнедельбах. С ним закрутились и коммерческие дела – майки, постеры, нашивки, интервью, аренды клубов и прочие необходимые атрибуты музыкальной деятельности. По его словам, с цифрами у него получалось всегда гораздо лучше обращаться, чем с музыкальными инструментами или бутылками со шнапсом.
Буффо сразу почувствовал в Tankard большой потенциал. Это была та самая комбинация алкогольного юмора, политической сатиры, самоиронии, веселья, бескомпромиссного спринтерского треша и неиссякаемой сценической энергии фронтмена Джерре, которая должна была нравиться гораздо большему числу людей, чем на тот момент. Для этого нужно ещё более ощутимый релиз, – им стал концептуальный лонгплей “Chemical Invasion”(87), уместно посвящённый дебатам между Европейским Союзом и ФРГ по поводу планировавшегося разбавления водой того самого Закона о чистоте пива. Трешеры грудью и оформляющимся брюшком встали на защиту прав потребителей пенного напитка. Больших шагов в усовершенствовании звука сделано не было, хотя в среднем темпе гитарки стали звучать чётче, выровнялся баланс, появились попытки что-то сделать с вокалом. Дебильные соло и ритм-каша на двух четвертях остались. Композиторские усилия музыкантов принесли жаждущему народу пару треш-хитов “Tantrum”, “Don’t Panic” и припанкованный трек “Alcohol”. Был трек и посложнее, и помелодичнее (как бы прогрессивный), инструментал “For A Thousand Beers” на 7 с половиной минут, с частой сменой музыкальных тем, с акустическим интро (без рыгания и пердежа). Отличительной особенностью обложек пластинок “Пивной кружки” с той поры стал их автор, известный художник-карикатурист Себастиан Крюгер, работавший с журналом “Шпигель”. Услуги чувака стоили немало, но эффект привлекательности того стоил. Вместе со смешными алкоголизированными текстами господина Джеремии и постоянным дуракавалянием музыкантов, вторая пластинка вкупе принесла неплохую прессу. Последовавшее за выходом “Chemical Invasion” турне с металлистами Deathrow ранней весной 88 года стало настоящими первыми гастролями коллектива. Продажи в 35 тысяч винилов способствовали тому, что среднее количество посетителей концертов составило 1000 человек. Об этих триумфальных гастролях оставшиеся с того времени “танкарды” вспоминают как об одном из своих самых успешных турне вообще.
Песни для следующей пластинки группа без спешки собирала до лета 88 года. Время было весёлое и бесшабашное, молодёжь вкусила кайф возможности зарабатывать музыкой. Все, конечно же, побросали свои работы и подработки, у кого что было, и, ни о чём не задумываясь, не имея столь важных для немца медицинских и социальных страховок, просаживали бабки по пивнушкам, играли концерты, репетировали. Лонгплей “Morning After” снова записывался в столичной студии с Харрисом Джонсом. Он подкорректировал музон “Пивной кружки” в сторону ускорения, вычистил из саунда остатки панка; качество игры улучшалось с каждым релизом, – стоит признать. Релиз стал по сути первой треш-пластинкой немцев, совместив в себе классические, мелодически минимальные треш-риффы Bay Area, атональностью Слейер, бешеными скоростями и качественной, дотошной работой продюсера. Лучшие образцы: “Shit-Faced” (посвящение гостиничному погрому во время записи дебютного диска), “TV Hero”, заглавный трек, и разухабистая перепевка Spermbirds “Try Again” – тотальный пати-сонг! Добавим так же ещё один убойный похмельный арт-ворк Крюгера, и готов ещё один кирпич в дискографии коллектива.
Серьёзная раскрутка “Morning After”, не считая единичных клубных шоу, перенеслась на начало 89 года, поскольку гитарист Алекс всё никак не мог расквитаться с учёбой. Турне было два – сначала с Dimple Minds, Vendetta и Helstar, потом со старыми знакомыми Deathrow. В поддержку этого тур-пакета лейбл Танкардов выпустил мини-альбом “Alien”(89), на котором уместилось 4 собственных трека и кавер Rose Tattoos “Remedy”. Материал епишки создавался практически в тот же момент, что и “Morning After”, но “Alien” выдался по компоновке больше фан-ориентированным и хард-роковым, за исключением новой версии “(Empty) Tankard”. На обложке винилки впервые появился один из талисманов группы – бухое космическое земноводное зелёного цвета, с шестью лапами. Параллельно с этим на английском рынке появилась бест-оф компиляция “Hair Of The Dog”, с той же инопланетной тварью в обнимку с огромной слюнявой собакой на кавере. Однако наряду со всеми этими приятными творческими приобретениями случилась и потеря в составе. В начале 89 года группу покидает барабанщик Оливер O.W. Говорит басист Франк: “Сейчас, с высоты лет я удивляюсь, как он вообще смог с нами так долго продержаться. Ну, пропускал две-три банки пива, и всё на этом заканчивалось. А для остальных только начиналось”. Добавляет Джерре: “Парню, скорее всего, со временем показалось всё непрофессиональным. Думаю, он так же был сыт по горло нашими постоянными пьяными выходками”. Стульчак барабанщика на кухне Tankard оседлал известный в местном андерграунде музыкант Arnulf Tunn. У самой же группы впереди было ещё столько всего важного… Может не столь значительного и масштабного, как Октябрьская революция, но 25-летний юбилей – и ни в одном глазу, – вполне стоит отметить.
Сайт: www.tankard.info