rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Интервью Рахат-Би Абдысагина Специальному радио

Рахат-Би Абдысагин

Абдысагин Рахат-Би Толегенулы (родился 02.02.1999, Казахстан) – композитор, пианист, исследователь. Лауреат Государственной молодежной премии Республики Казахстан «Дарын» (2016), кавалер Почетного знака «За заслуги в развитии культуры и искусства» Межпарламентской Ассамблеи СНГ (2016), член Ассоциации лауреатов конкурса имени П.И. Чайковского (2018). Победитель первого Национального проекта «100 новых лиц Казахстана» (2017).

Рахат-Би, которого называют казахским Моцартом, с 9 лет пишет музыку. Автор 3 опер: «Путь, освещенный солнцем» (2019), «Незнакомка» (2019) и «Брюс» (2023) и более 150 музыкальных произведений: от сольных работ, дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, камерных и вокальных произведений до симфоний, концертов, кантат и масштабных оркестровых полотен, таких как «Казахская рапсодия», «Вперед к солнечному свету», «Воля к жизни», «Обитель Бога», «Отголоски романтизма», «За гранью темноты», «Бег времени», «Мысли издалека», «Слезы тишины», «Капля вечности», «Сакральный мир частиц», «Фантомные отражения», «Призраки Бессмертия», «Qubylys», «I raggi di Dante», «Хаос и порядок» и др., (полную биографию можно прочесть здесь).

 

Рахат-Би Абдысагин любезно ответил на вопросы Специального радио о своих последних работах и музыкальной деятельности.

 

В 2022 году Verlag Neue Musik Berlin выпустила Ваш Selected Solo Works (Sammelband), сборник сольных произведений, написанных специально для каждого инструмента симфонического оркестра. Поздравляем Вас с завершением столь грандиозного труда. Расскажите пожалуйста, как проходила запись этого сборника.

Ещё давно, в 10-летнем возрасте я решил серьёзно изучить искусство оркестровки. И подумал, что для полноценного освоения инструментоведения самый эффективный способ – это написать сольное произведение для каждого инструмента симфонического оркестра.

В антологию Selected Solo Works (Sammelband) вошли партитуры 21 произведения (более 40 пьес, так как некоторые произведения являются циклами с независимыми частями), написанных за 10 лет, с 2012 по 2021 г. Сборник начинается с «Light through fog» для флейты соло, написанной мной в 13 лет (2012 г.), которая стала моим первым произведением с активнейшим применением расширенных техник игры, и завершается «basso contra basso» для контрабаса соло, написанной в 2021 г.

Не все произведения были написаны специально для сборника. Подавляющее большинство отобранных работ были созданы независимо, чаще всего как заказ от инструменталиста или произведение для определённого фестиваля/концерта. Это объясняет то, что в антологии для одних инструментов включены несколько произведений, а для других – по одному. В начале 2021 г., когда я увидел, что у меня накопилось значительное количество сольных работ, и покрывается почти весь симфонический оркестр (в данном случае дискретно, то есть каждый инструмент отдельно), я решил написать пару пьес специально для сборника и, таким образом, завершить этот этап работы.

Во время написания некоторых композиций из антологии я консультировался с блестящими музыкантами-инструменталистами, такими как Пьер-Ив Арто (флейта), Питер Вил (гобой), Бенджамин Манейроль (кларнет), Франко Перфетти (фагот), Алессандро Преста (труба), Франческо Д’Орацио (скрипка) и др. В последствии каждый из них написал предисловие для издания произведения для их инструмента, а некоторые также сыграли премьеры этих произведений. Ряд произведений из антологии уже живут своей жизнью. К примеру, «Shimmering» для гобоя соло (2020) вошла в программу (как одно из обязательных произведений) престижного 59-го Международного конкурса инструменталистов Маркнойкирхен 2024 (Германия).

С немецким издательским домом Verlag Neue Musik Berlin сотрудничаю ещё с 2016 г., когда моё трио «Painting in Sounds» (написанное по заказу известного гитариста Райнберта Эверса) получило мировую премьеру на фестивале KlangZeitMünster в Германии. С тех пор это берлинское издательство публикует партитуры ряда моих произведений. 23 ноября 2021 г. состоялось моё второе выступление с оркестром на сцене Берлинской филармонии (как и в 2015 г., в этот раз тоже была премьера), где я солировал на рояле в своей симфонической поэме «Qubylys» для фортепиано и оркестра. В зале присутствовал Кристоф Таггац, главный редактор Verlag Neue Musik Berlin. После концерта мы с ним обсудили идею и материал для антологии сольных работ. Доктор Таггац воспринял идею очень положительно, и мы начали работу над изданием. В итоге, сама антология, содержащая избранные сольные работы вместе, опубликована в 2022 г., а в 2022-2023 гг. берлинское издательство опубликовало отдельным изданием каждое произведение, вошедшее в антологию. К слову, как утверждают специалисты, это стал вторым подобным масштабным проектом в мире; до этого был цикл «Секвенций» великого итальянского композитора Лючано Берио (1925-2003).

Совсем недавно я узнал, что мои партитуры (а также CD-диски) хранятся во многих библиотеках мира, в частности, в Библиотеке Конгресса США, а также в библиотеках Harvard University, Princeton University, Yale University, UС Berkeley, UСLA, New York University, Northwestern University, Pennsylvania State University, UI Urbana-Champaign, University of Northern Colorado, University of Pittsburgh, и других вузов топ-уровня. Помимо США, мои партитуры и CD-диски можно найти в библиотеках Канады (University of Toronto), Великобритании (Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Сент-Эндрюсского университета, Университета Глазго, Королевской консерватории Шотландии), Германии (Немецкая национальная библиотека, Баварская государственная библиотека, Hochschule für Musik und Theater „Felix Mendelssohn Bartholdy“ Leipzig) и других стран.

Список избранных произведений, вошедших в антологию Selected Solo Works (Sammelband), приведён на сайте издательства.

 

Расскажите пожалуйста о Ваших новых произведениях, которые были написаны в последние 3 года.

В дополнение к уже упомянутым сольным работам, некоторые из которых были написаны в 2021 г., из камерных работ могу отметить дуэт для гитары и виолончели «Spectrum of Nebula» (Спектр туманности), написанный по заказу Райнберта Эверса. К большому сожалению, через несколько месяцев после того, как я завершил произведение, пришла печальная весть, что Райнберт скончался. Так, это произведение стало данью памяти этого прекрасного музыканта.

Как Вы знаете, ещё в 2019 г. я завершил три музыкальные докторантуры в Италии: Master di II Livello по композиции Миланской консерватории им. Джузеппе Верди, Master in II Livello по фортепиано Падуанской консерватории им. Чезаре Поллини, а также Corso di Perfezionamento по композиции Академии Санта-Чечилия в г. Рим. А осенью 2022 г. я начал докторское исследование (PhD, Doctor of Philosophy) Королевской консерватории Шотландии (Royal Conservatoire of Scotland), которая входила в топ-3 лучших музыкальных вузов мира согласно рейтингу QS Performing Arts 2021. Примечательно, что патроном этой консерватории является Король Чарльз III. Интересен и тот аспект, что докторское исследование проводится при консерватории, тогда как сама степень доктора философии по музыке присуждается Сент-Эндрюсским университетом (University of St Andrews) – третьим старейшим университетом англоязычного мира (после Оксфорда и Кембриджа). Как известно, Сент-Эндрюс основан в 1413 г., среди выпускников Уильям, Принц Уэльский и Кэтрин, Принцесса Уэльская, и другие известные личности, в том числе создатель логарифмов Джон Непер. Сент-Эндрюс признан лучшим вузом Великобритании (1-е место) согласно рейтингам Guardian 2024 и Times/Sunday Times 2024. Такая комбинация консерватория + университет меня привлекла в том смысле, что я получаю доступ как к музыкальным возможностям консерватории, так и к исследовательскому потенциалу передового и исторического университета. На своё докторское исследование я получил Международную стипендию «Болашак» Президента Республики Казахстан.

Моя докторская работа посвящена исследованию тембро-фактурной координаты. Кстати, в 2023 г. на эту тему вышла фундаментальная монография Юрия Каспарова «Темброфактура в современном камерном ансамбле».

Особенность PhD этого формата в том, что текстовая диссертация есть, но она является теоретическим обоснованием, контекстуализацией и структуральным анализом музыкальных произведений, тогда как основная работа, само исследование – это написание партитур. Для каждой темы индивидуальный подход, и план определяется согласно парадигме исследования. В моём случае с самого начала было решено, что основой докторской будут три крупномасштабные работы: камерная симфония, оркестровая симфония, и опера. Помимо этого, по специальному заказу написаны ещё два камерных произведения. Таким образом, функция и архитектоническая сила тембро-фактурной координаты демонстрируется в трёх фундаментально разных и взаимодополняющих направлениях: камерная музыка, симфоническая музыка и музыкальный театр (опера).

В числе написанных произведений за 2022-2023 гг. в рамках докторантуры Королевской консерватории Шотландии:

Камерная симфония «Tırşılık» для 12 исполнителей (2022) – слово tırşılık на казахском языке означает саму жизнь и то, что мы делаем для жизни. Данная камерная симфония является энциклопедией новых техник игры на инструментах с детальной методикой и алгоритмами их обширного применения. Пример того, когда тембро-фактурная координата изменяет и влияет, как бы «искривляет» другие координаты, подобно тому, как массивный объект искривляет пространство-время согласно теории гравитации А.Эйнштейна. Вся симфония основана на спектре всего трёх нот: до, ми, соль (учитывая некоторые «прилегающие» и тяготеющие к ним звуковыстности). То есть, до-мажорное трезвучие. Но за счёт калибровки нано- и микро- фаз развития формы а также макро-формы в целом, достигается звуковысотное разнообразие. Каждая нано- и микро- фаза посвящена определённому «множеству» и группе сонористических приёмов, близких по природе, например:

Air: air noise, half tone / half noise, whistle tones, harmonics, wind effect, glissando, effects on strings etc.

Transitional Modes: bisbigliando, vibrato, smorzato.

Ordinary sounds: multiphonics, tremolos, trills, multiphonics on strings, varied bow pressure and other compound elements.

Percussive effects: slap tongue, tongue ram, pizzicato etc.

А переходы между «множествами» сонористических приёмов сродни фазовым переходам и трансформациям от одного состояния материи до другого. При этом, сила тембро-фактуры демонстрируется в том, что сонористическая сущность звука зачастую играет решающую роль в том, насколько гармония и ритм воспринимаемы в принципе. К примеру, до-мажорное трезвучие, сыгранное на рояле обычным звуком, запросто определяется как до-мажорное трезвучие. А если его разнообразить тембровыми эффектами и при неординарный инструментовке, оно может быть воспринято как сонористический эффект или событие, нежели определенная функциональная гармония. Это самый элементарный пример, который показывает, как тембро-фактура перенимает на себя функциональную роль гармонии. И в некоторых контрастных фазах один и тот же звуковысотный и ритмический материал представлен в совершенно ином сонористическом пространстве (к примеру, те же ноты и ритмы, что были в разных вариантах air noise, теперь появляются в разных вариантах перкуссивных приёмов, включая slap, tongue ram, pizzicato и др.), из-за чего он становится фактически неузнаваем.

Феномен тишины (паузы) занимает огромное место в этой камерной симфонии. Она (тишина) становится выходом в другие измерения и играет роль «рычага» и точки опоры в архитектурной структуре формы и драматургии произведения. Кристаллизация микроформы проводилась в корреляции с логическим атомизмом Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна (в частности, его идеи о Sachverhalte и Tatsache из Tractatus Logico-Philosophicus), тогда как макроформа формировалась, как отражение идеи о том, что «скульптура уже заложена в куске мрамора, нужно лишь убрать всё лишнее», что во многом созвучно логическому холизму (теоретический холизм Пьера Дюэма и практический холизм Мартина Хайдеггера). Во время работы над камерной симфонией был создан ряд расширенных техник и их новых сочетаний, а также открыты новые мультифоники и их комбинации, и сформулированы соответствующие аппликатуры. Это происходило во время работы с инструменталистами, в частности, с флейтистом Пьер-Ив Арто и гобоистом Питером Вилом.

Трио «Nachtmusik» для флейты, виолончели и фортепиано (2023) – написано по заказу венских музыкантов, исполнено в Австрии дважды в 2024 г. С научной перспективы, это трио исследует взаимодополняющий баланс тембро-фактуры и других координат, в частности переосмысленную роль гармонии с точки зрения концепций «harmonic succession» и «harmonic progression» согласно книги Арнольда Шёнберга «Structural Functions of Harmony». Структуральная конструкция трио во многом коррелирует со знаменитым «принципом контекста» Готтлоба Фреге. Перефразируя на музыкальный лад, в случае данного произведения «принцип контекста» может звучать так, что любая техника (из расширенных техник игры на инструментах) имеет и получает своё семантическое значение и структуральную роль только в более глобальном и обобщённом контексте произведения (или определённой музыкальной мысли). То есть общая парадигма произведения определяет значение каждого из его элементов. Техники не могут иметь семантическое значение абстрактно или абсолютно вне какого-либо контекста (вне произведения), так как семантическая и синтаксическая роль техники (сонористического приёма) задаётся общим контекстом произведения, его «логическим» (тембро-фактурным) пространством. Затрагивая баланс координат, harmonic progression (в определении А.Шёнберга) в данном трио происходит только после изменения «положения дел» (state of affairs) в тембро-фактуре. То есть, изменения в сонористическом пространстве дают импульс изменениям и формированию новых гармонических структур и ритмоформул.

«Underworld» для контрабас-кларнета соло (2023) – написана по заказу Сары Уоттс, известной кларнетистки, исполняющей новую музыку. Уже имея опыт написания множества сольных работ, было интересно работать с таким редким и уникальным инструментом, как контрабасовый кларнет. В этом произведении я развивал идеи скрытой и виртуальной полифонии, а также полифонии пластов. Особенность в том, что помимо древних техник звуковысотной и ритмической полифонии, здесь применены и методы сонористической полифонии – создание архитектурных структур на основе тембро-фактурных взаимоотношений и сонористических измерений. Комбинаторная работа с группами и «множествами» сонористических и тембровых техник вдохновлена аспектами философии Сёрена Кьеркегора о «the self», и интерпретирована таким образом, что отношения (взаимодействие) между группами и «множествами» техник определяют роль и сущность каждой группы техник. И во взаимодействии рождается то, чего нет в отдельных (изолированных) элементах.

Симфония №2 «Chaos and Order» для оркестра + audio piano (2023) – эта масштабная симфония использует методы алеаторики и новые способы свободной записи ритма. Это сделано специально, чтобы показать, как тембро-фактура формирует другие координаты, зачастую определяя звуковысотность и ритмоструктуры. (Обозначение «audio piano» в названии – это заранее записанный аудиофайл моей сонористической и контролируемой импровизации на рояле, который должен звучать одновременно с оркестровым исполнением).

В этой симфонии методы алеаторики и инновации в нотной записи аналогичны тому, как эксперимент в квантовой механике меняет реальность, а оркестр и исполнители примеряют на себя роль наблюдателя в квантовой реальности. Элементы графики в партитуре вдохновлены концепциями из теории категорий в математике (в частности, классы объектов и разные виды морфизмов) а также diagrammatic reasoning. В музыкальной теории множеств существует звуковысотный класс (pitch class), тогда как в этой симфонии я ввожу понятие тембро-фактурного класса (timbre-texture class). И если в «Underworld» я работал с «множествами» (sets) сонористических техник, то в данной симфонии ввожу концепцию и принципы работы с «сетями» (nets) техник. Принципиальная разница в том, что «множества» (sets) состоят из одномерных объектов (например, отдельное множество звуковысотностей, множество длительностей и др.), тогда как «сети» (nets) соединяют в себе многомерные объекты, к примеру, одна «сеть» может состоять из объектов разных параметров и характеристик, включая и звуковыстность, и ритм, и тембр, и фактуру и т.д. Таким образом, вероятностный и эффективный потенциал «сетей» (nets) намного превышает возможности «множеств» в оркестровой музыке. Однако, в сольных работах функционал «сетей» почти равен функционалу «множеств», поэтому в «Underworld» применены «множества». Во многом, теоретический фундамент и практическая роль «сетей» в Симфония №2 «Chaos and Order» имеет параллели с концепциями «campo armonico» (гармоническое поле) и «figura» (фигура) итальянской композиторской школы. Этот теоретический аппарат не являются умозрительной конструкцией, а напрямую связан с музыкальной сущностью тембро-фактурной координаты. Сонористика, сама по себе, явление крайне аморфное, дающее широчайшие возможности, но требующая выверенного и тщательного обращения с ней. Таким образом, приведённый теоретический аппарат и «формализм» представляют методологию работы с сонористикой и в целом с теми музыкальными направлениями, где доминирующим измерением и движущей силой являются тембр, фактура, и результат их взаимодействия.

Соборная опера «The Bruce» (2023) – об этом чуть позже.

Партитуры всех этих произведений опубликованы в Германии издательским домом Verlag Neue Musik Berlin.

 

Расскажите о Ваших зарубежных гастролях последних лет, в том числе о выступлении в Зале Верди Миланской консерватории им. Джузеппе Верди в 2023 году.

Помимо уже упомянутого выступления в Берлинской филармонии, были и другие знаковые концерты. К примеру, 27.08.2021 г. в г. Грац (Австрия) на всемирной академии современной музыки «Impuls» – куда раз в два года собираются самые передовые умы в сфере авангардной музыки со всей планеты – состоялась премьера моего нового произведения «Graz-i-A», написанного по заказу ансамбля Black Page Orchestra (художественный руководитель Маттиас Кранебиттер). Коллеги, композиторы, поздравляли с премьерой, что это ознаменовало появление Казахстана на карте мира современной музыки. Сам г. Грац является уникальным – определённого рода центром развития и зарождения новых идей, ибо в своё время в этом городе работали такие великие учёные, как И.Кеплер, Л.Больцман и Э.Шрёдингер.

27 ноября 2021 г. (сразу после Берлинской филармонии) было выступление с оркестром в Турции (CSO Ada Ankara Ana Salon). 11 октября 2022 г. моё произведение «Des pensées de loin» (Мысли издалека) для 24 флейт (4 пикколо, 6 флейт, 6 альтовых флейт, 6 басовых флейт и 2 контрабасные флейты) было исполнено L’Orchestre de Flûtes Français (Оркестр Французских Флейт) в Париже, Opéra de Massy, дирижировал Марк Хажар. Этот опус для 24 флейт был создан ещё в 2018 г. по заказу выдающегося флейтиста Пьер-Ив Арто, автора знаменитого трактата о новых техниках игры на флейте, который изучают все флейтисты, исполняющие авангардную музыку. Кстати, «Пролог» к моей 8-актной опере «Путь, освещённый солнцем» (2019) исполнялся в мае прошлого года и в Salle Gaveau в Париже.

Свою симфоническую поэму «Qubylys» для фортепиано с оркестром я исполнял в турне с Евразийским симфоническим оркестром в ноябре 2022 г. в Большом Зале Концертхаус Вены и Концертхаус Клагенфурта, а в декабре 2022 г. на родине В.А.Моцарта, в г. Зальцбург, в Большом Зале Университета Моцартеум. Премьеры в Вене и Клагенфурте прошли великолепно, аудитория очень тепло и положительно отреагировала на произведение. Но особенно восторженный приём был в Зальцбурге, что, конечно же, было очень символичным для меня.

Были также исполнения с оркестром в Италии в марте 2023 г. – в Милане (Sala Verdi) и в Риме (Teatro Ghione). Выступать на сцене Большого зала Верди Миланской консерватории им. Джузеппе Верди, одной из моих итальянских alma mater, было очень приятно и ответственно. На концерте в Милане после выступления с оркестром, на бис исполнил своё произведение «Rondine Piangente» для рояля соло (2012) и это исполнение на бис вызвал шквал аплодисментов и очень горячий отклик миланской публики.

Большими событиями стали мои авторские концерты симфонической музыки в 2022 г. в Казахстане. В Астане авторский концерт «Призраки Бессмертия» состоялся 15.04.2022 г. в органном зале КазНУИ в сопровождении Казахского государственного симфонического оркестра, дирижировал Ерболат Ахмедьяров. А в Алматы авторский концерт «Призраки Бессмертия» состоялся 28.08.2022 г. в Большом зале Казахской государственной филармонии им. Жамбыла, в сопровождении ГАСО РК и Государственной хоровой капеллы им. Б.Байкадамова. Дирижировал специально приглашённый из Великобритании специалист по новой музыке Клемент Пауэр. На авторских концертах прозвучали 6 моих крупномасштабных симфонических полотен. Отличие этих авторских концертов в том, что я сам их вёл, считая, что для зрителя важно не только музыкальное исполнение, но и погружение в историю создания того или иного произведения и другие аспекты. Для тех, кому интересно, есть прекрасная запись концерта из Алматы, включая моё вступление, кратко рассказывающее о моих творческих концепциях. В целом, концерт в Алматы был восьмым по счёту моим авторским концертом симфонической музыки в Казахстане. И почти каждый авторский концерт имел новую, зачастую до этого не исполнявшуюся в Казахстане программу из моих оркестровых работ. О некоторых симфонических произведениях (таких, как Симфония «Призраки Бессмертия», симфоническая картина «Сакральный мир частиц» и кантата «I raggi di Dante»), прозвучавших на авторском концерте 28 августа 2022 г. в Алматы, я рассказывал ещё в феврале 2021 г. в своём интервью Специальному Радио.

А исполнения и премьеры сольных и камерных произведений проходят регулярно, в основном в Германии, Австрии, Италии, Великобритании и других странах Европы, но в прошлом году был удивлён, узнав, что сольные произведения также исполнялись и в Азии, к примеру, в Тайланде!

Также проходят мои сольные фортепианные концерты, в которых я выступаю исключительно как пианист, с репертуаром от прелюдий и фуг И.С.Баха, сонат В.А.Моцарта до Баллад Ф.Шопена, пьес из «Годов странствий» Ф.Листа и этюдов А.Скрябина. В частности, стоит отметить мой сольный фортепианный концерт в Wolfson College Оксфордского университета (01.12.2023) и в Зале им. Ф.Листа Женевской консерватории (25.04.2024). Все подобные концерты я веду сам, рассказывая о каждом произведении перед его исполнением, раскрывая и анализируя как исполнительские, так и музыковедческие аспекты исполняемых работ. 19 октября предстоит фортепианный сольный концерт в Италии, в рамках Festival Internazionale di Musica di Savona.

С точки зрения моей пианистической деятельности, важными событиями стал выпуск трёх моих фортепианных CD-дисков «Rakhat-Bi Abdyssagin plays Chopin and Liszt» (2021), «Rakhat-Bi Abdyssagin plays Viennese Classics: Haydn, Mozart, Beethoven» (2023), и «Rakhat-Bi Abdyssagin plays Beethoven» (2023). Все три CD опубликованы лейблом Kreuzberg records в Германии, и доступны не только в розничных магазинах в разных странах мира, но также и во всех значимых streaming платформах, включая iTunes, Apple Music, Spotify, Amazon, Deezer и т.д.

 

Расскажите о Вашей соборной опере «Брюс», посвященной королю Шотландии. Что стало причиной ее написания, как готовилось к исполнению такое сложное произведение. Планируете ли Вы еще создавать большие органные произведения.

Это эпическая соборная опера о свободе, независимости, благородстве, мужестве и добродетели. Либретто – моя выборка из средневековой поэмы «The Bruce» Джона Барбура, написанной на старо-равнинно-шотландском языке (Early Scots Language) около 1375 г. В опере рассказывается история о том, как одна личность способна творить историю, как одно решение может кардинально изменить жизнь целого народа. Роберт Брюс (1274-1329) – знаковая фигура и национальный герой Шотландии. Как уже было отмечено, это опера – одна из значимых составляющих моей докторской работы в Королевской консерватории Шотландии.

Это произведение представляет собой Соборную оперу, новый жанр, предназначенный для исполнения в акустике собора. Учитывая, что в средние века коронации и многие другие важнейшие вехи жизни монархов и народа проходили в соборах, то, если бы опера ставилась в обычном театре, там нужно было бы делать декорации, напоминающие собор. И я подумал, а зачем делать «фейк» собора, когда можно поставить оперу в настоящих соборах, причём именно в тех, где и происходило историческое действие оперы!

Премьеры 2024 года были посвящены 750-летию со дня рождения Роберта Брюса, коронованного как Король Роберт I. Первые постановки оперы прошли в четырёх средневековых сакральных зданиях, играющих центральную роль во многих аспектах национальной истории Шотландии: Собор Глазго (17 февраля 2024 г.), Эдинбургский Собор Святого Джайлса (21 февраля 2024 г.), Университет Сент-Эндрюс, часовня Святого Сальватора (24 февраля 2024 г.) и Данфермлинское аббатство (3 марта 2024 г.). Эти места были тщательно выбраны по множеству символических причин:

Собор Глазго (Glasgow Cathedral) – один из старейших соборов Шотландии. Именно в этом соборе в 1306 г. Роберт Брюс был впервые признан Королём Шотландцев, заручившись поддержкой Роберта Уишарта, епископа Глазго. Собор Глазго считается объектом исторического наследия, сохранившим по сей день свой изначальный вид почти нетронутым.

Эдинбургский Собор Святого Джайлса (St Giles’ Cathedral Edinburgh) – он существовал ещё до войн за независимость Шотландии, и в настоящее время играет исключительную роль. К примеру, когда Королева Елизавета II скончалась в Шотландии в сентябре 2022 г., Шотландская церемония прощания с Её Величеством прошла именно в Эдинбургском Соборе Святого Джайлса. И шотландская коронация действующего Короля Чарльза III также прошла именно в этом соборе в июле 2023 г. К слову, в текущем году этому собору исполнилось 900 лет!

Часовня Святого Сальватора, Сент-Эндрюсский университет (St Salvator’s Chapel, University of St Andrews) – самое «молодое» место исполнения оперы, которое было основано «всего лишь» около 600 лет назад. Уильям Ламбертон, архиепископ Сент-Эндрюса, был одним из ближайших соратников Роберта Брюса в начале четырнадцатого века. К слову, на концерте присутствовала Принципал и Вице-Канцлер (аналог Ректора) Сент-Эндрюсского университета, профессор Дама Салли Мэпстоун, которая сказала в своём интервью телевидению, что «это было лучшее исполнение на органе, которое я когда либо слышала».

Данфермлинское аббатство (Dunfermline Abbey) – испокон веков традиционное место упокоения шотландских монархов. Там же захоронен и Роберт Брюс. Таким образом, постановка соборной оперы проходила буквально над его гробницей. Как сказал Адам Брюс (потомок Короля Роберта Брюса): «если прислушаться, можно было услышать, как с того света аплодирует сам Роберт Брюс».

Костюмы для постановок полностью соответствовали историческим прототипам. Как говорил художник по костюмам Марк Деннис, эти костюмы не изображают «что-то», а непосредственно являются «этим». Это тот самый Марк Деннис, который спроектировал и руководил изготовлением нового Меча Государства для коронации Чарльза III в Шотландии. Костюмы для премьер оперы были предоставлены Kate Kennedy Trust из Сент-Эндрюса.

В состав исполнителей входят Роберт Брюс (тенор), чтец, хор и орган. Продолжительность оперы – 1 час. Музыка тщательно выверена и использует величие органа, чтобы создать великолепную звуковую вселенную в пространстве собора. Исследование звука, тишины, резонанса, эха и того, как они взаимодействуют в акустике собора, вместе с исследованием старошотландского, словесной многозначности, произношения, шотландской традиционной музыки, гэльских баллад, средневековья и исторического контекста усиливает философские и современные аспекты оперы.

К примеру, я работал с семью уважаемыми лингвистами, филологами, историками и специалистами по старо-шотландскому языку и средневековой истории: Dauvit Broun (University of Glasgow), Michael Brown (University of St Andrews), Theo van Heijnsbergen (University of Glasgow), Martin MacGregor (University of Glasgow), Rhiannon Purdie (University of St Andrews), Jamie Reid-Baxter (University of Glasgow), Alan Riach (University of Glasgow). С каждым из них мы выверяли текст либретто. Ещё задолго до начала репетиций, я встретился с лингвистом Jamie Reid-Baxter (к слову, он свободно владеет более чем 10 языками, не считая диалектов и наречий), и попросил его выразительно прочитать текст либретто на старошотландском. Я записал его декламацию на диктофон, и после высылал певцам вместе с партитурой и либретто, чтобы все певцы могли ориентироваться по произношению старошотландского. А перевод либретто на современный английский для буклета осуществили Rhiannon Purdie и Alan Riach.

Рахат-Би Абдысагин выступает с презентацией в Оксфордском университете, 24.10.2023

Опера начинается со вступления чтеца, рассказывающего о последствиях смерти короля Александра III в 1286 году и последовавшем за ней Великом Расколе. Сюжет продолжается коронацией Роберта Брюса как короля Шотландцев в Скуне в 1306 году и обширной арией нового короля. Наконец, Брюс и хор вместе поют гимн свободе. Опера, отдавая дань традиции сложной, многоголосой (полифонической) музыки, объединяет знаковость решающих исторических событий с многомерными аспектами современных композиционных техник, создавая тем самым музыкальный мост между прошлым и будущим.

Ещё на стадии написания оперы я сделал несколько туров по всем четырём соборам, играл на органе и слушал акустику, позже просил местных органистов играть на органе, а сам в это время ходил и слушал из разных уголков соборов, записывая на секундомер длительность эха. Это было важно, так как калибруя и точно отмечая длительность эха, я мог чётко структурировать резонанс и делать так, чтобы во время взаимодействия хора и органа появлялись такие гармонии (в результате эха и резонанса), которых нет отдельно ни в партии органа, ни в партии певцов.

Партию органа на всех премьерах я играл сам. По регистровке я консультировался с видными органистами: Мэттью Битшен (Данфермлин), Людгер Ломан (Штутгарт), Габит Несипбаев (Алматы), Эндрю Форбс (Глазго), Майкл Харрис (Эдинбург).

Предисловие к премьерам написал Лорд Эндрю Брюс, 11-й Граф Элгин, 15-й Граф Кинкардин, Рыцарь Ордена Чертополоха (один из двух высших орденов Соединённого Королевства), 37-й Глава Клана Брюс. 17 февраля 2024 г. ему исполнилось 100 лет! И по счастливому совпадению, премьера оперы в Соборе Глазго прошла именно 17-го февраля!

Что касается возможных будущих масштабных произведений с органом, это будет зависеть от заказов. Я открыт для предложений.

 

Расскажите о Вашей работе в жюри Международного конкурса композиторов «New Music Generation». В том числе расскажите, какие работы, представленные на последнем 5 конкурсе, Вас больше всего удивили. Расскажите пожалуйста о подготовке 6 конкурса.

В целом, можно сказать, что международный конкурс композиторов «New Music Generation» стал одним из самых узнаваемых, престижных и крупнейших конкурсов композиторов в мире, а также абсолютно уникален в плане широты диапазона, включая различные номинации и возрастные группы, а также беспристрастен благодаря анонимности (все участники представляют свои партитуры под девизом-паролем, а не под фамилией, и только после подведения итогов голосования жюри, раскрываются личные данные лауреатов).

За пять лет проведения конкурса (2019-2023, с I по V конкурс), жюри рассмотрело более 1000 (тысячи) партитур! Из года в год увеличивается количество представленных партитур и стран. В прошлом году на конкурс поступило около 200 партитур из 40 стран мира, среди которых Германия, Италия, Франция, Великобритания, США, Китай, Япония, Южная Корея, Испания, Норвегия, Польша, Чехия, Израиль, Ливан, ОАЭ, Бразилия, Чили, Мексика, Куба, Аргентина, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Австралия, Новая Зеландия, Турция, Греция, Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, Иран, Монголия, Литва, Армения и страны СНГ.

В 2023 г. победителем Гран-При конкурса стал представитель Новой Зеландии! То есть конкурс не только раскрывает новые имена, но и новые страны с музыкальной стороны. Исторически Германия, Австрия, Италия и Франция являются центром развития классической музыки и искусства. Это во многом подтверждается и сегодня. Такие выдающиеся центры музыкальной мысли и авангарда, как Парижская консерватория (CNSMDP), Миланская консерватория им. Джузеппе Верди, Римская Академия Санта-Чечилия, Венская консерватория (MDW), Университет искусств г. Грац (KUG), топовые Hochschule Германии показывают блестящий уровень на конкурсе и не только. Вместе с этим, было приятным удивлением лицезреть, что сейчас настоящий ренессанс авангарда и новой музыки происходит и в других частях света: в странах Латинской Америки, Азии, а также в Израиле, Греции, Турции, Иране и других государствах. Стоит отметить, что передовые центры современной академической музыки появляются и в Северной Америке: к примеру, в Канаде (McGill University) и в США. Естественно, важно помнить, что фактически всё решает среда, и уровень вуза определяется уровнем его педагогов и выпускников. Поэтому, во всех вышеназванных музыкальных вузах преподают и делятся мастерством наиболее выдающиеся композиторы нашего времени, работающие в направлении современной академической музыки.

Хоть для Казахстана авангардная музыка это совершенно новое направление, но наши юные композиторы, делающие свои первые шаги в этом направлении, среди международных конкурентов, я бы сказал, показывают очень даже неплохие результаты. Это, конечно, не может не радовать! Думаю, что сам конкурс, его масштабная география является стимулом для наших юных композиторов.

Среди членов жюри были такие знаковые композиторы, как Тристан Мюрай (Франция), Иван Феделе (Италия), Алессандро Сольбиати (Италия), Марк Андре (Германия/Франция), Клод Леду (Бельгия), Юрий Каспаров (РФ), Владимир Тарнопольский (РФ/Германия) и др.

В этом году шестой конкурс не планируется. Организаторы (КазНУИ) рассматривают модель проведения конкурса раз в два года.

 

Расскажите пожалуйста о Вашей научной деятельности последних лет.

Ещё когда мне было 13 лет, я начал работу над проектом «Математика и Современная Музыка». А в 14 лет опубликовал труд «Mathematics and Contemporary Music» (2013 г.), который занял 1-е место на международном конкурсе научных проектов в Москве. Этой темой издревле занимались и Пифагорейцы, и И.Кеплер, Р.Декарт, Л.Эйлер, и многие другие.

Со временем это направление моих исследований развилось, и эволюционировало в изучение корреляций между квантовой механикой и авангардной музыкой. Осенью 2023 г. я был приглашённым исследователем Оксфордского университета (Visiting Scholar at Wolfson College, University of Oxford). Выступал с докладами о своём исследовании на научных семинарах Оксфордского университета, Тюбингенского университета им. Эберхарда и Карла, Франкфуртского университета им. И.В.Гёте, на третьей международной конференции Казахского физического общества (г. Курчатов) и т.д.

В результате этих исследований, моя новая книга «Quantum Mechanics and Avant-Garde Music: Shadows of the Void» (написана на английском) выходит в издательстве Springer Nature. Springer – крупнейшее и одно из наиболее престижных и авторитетных академических издательств мира, которое в 1920-е годы публиковало прорывные работы А.Эйнштейна, М.Планка, Н.Бора, М.Борна, В.Гейзенберга, В.Паули и др. Публикация моей книги планируется в сентябре т.г. На данный момент предзаказ открыт во многих сетях книжных магазинов, например, в Waterstones, Blackwells, Hatchards, Foyles, Barnes & Noble, Harvard Book Store, Thalia, OrellFüssli, Amazon и др.

Конечно, мне лестно, что рецензии для обратной стороны обложки написали такие выдающиеся личности, как физик Дейвид Политцер (Лауреат Нобелевской премии 2004 г., открыл асимптотическую свободу кварков), математик Иэн Стюарт (член Королевского общества Лондона, одной из старейших академий наук мира, которую в своё время возглавлял Исаак Ньютон), и композитор Тристан Мюрай (один из создателей спектральной техники, один из величайших живущих композиторов).

Я во многом признателен этому исследованию, так как благодаря нему я смог познакомиться с неординарными личностями и имел ряд судьбоносных встреч. Я получил фантастический шанс встретиться с детьми Вернера Гейзенберга – одного из основоположников квантовой механики. Хотя я пишу «дети», им за 70-80 лет, и я узнал много новой увлекательной информации об огромной и исключительной роли, которую музыка играла в жизни Гейзенберга. Для меня была особая честь иметь привилегию играть на рояле Вернера Гейзенберга, который он купил в 1930-е годы на Нобелевскую премию.

Обложка книги «Quantum Mechanics and Avant-Garde Music: Shadows of the Void»

Книга затрагивает такие темы, как метафорические аналогии принципа неопределённости Гейзенберга в избранных произведениях К.Штокхаузена и Д.Кейджа, принцип запрета В.Паули и додекафония А.Шёнберга, замедление времени и этюды Д.Лигети, квантовая запутанность и новейшие техники, хронологическая корреляция открытий в науке и прорывов в музыке, искривление пространства-времени в музыке Я.Ксенакиса, и многое другое. Более подробное описание есть на сайте издательства. В целом, после публикации книги, можно будет сделать более детальное обсуждение.

Помимо этого, весной 2023 г. был приглашён Аффилированным Академиком Университетского колледжа Лондона (UCL). Университетский колледж Лондона (UCL) – один из наиболее престижных научных центров мира, основан в 1826 году и, наряду с King’s College, является колледжем-основателем федерального Лондонского университета. Всем известно, что UCL входит в топ-10 вузов планеты согласно рейтингу QS. Несмотря на наличие слова «колледж» (которое закрепилось исторически), Университетский колледж Лондона является полноценным университетом и вторым крупнейшим вузом Великобритании по общему числу обучающихся. Наряду с Оксфордом, Кембриджем, Имперским колледжем, Лондонской школой экономики и Королевским колледжем, UCL входит в «Золотой треугольник» – объединение элитных и лидирующих вузов Англии. Репутация этого вуза (в частности, его Institute of Education) особенно сильна в направлении «Образование» (Education, куда входит и музыкальное образование). По этой специальности UCL уже 10 лет подряд находится на 1 месте в мире по тому же рейтингу QS. Там я изучал, как организована система музыкального образования в разных странах мира.

Сейчас занят исследованием логики и элементов аналитической философии и методами их применения в направлении авангардной музыке, где тембр является фундаментальным измерением. О связях математики, теории множеств, топологии и др. с музыкой писали и М.Бэббитт, А.Форте, Д.Тимочко, Г.Маццоло, К.Э.Челла, и многие другие. Но они в основном фокусировались на звуковысотной составляющей музыки (и метроритмической), тогда как меня интересует в первую очередь тембро-фактурная координата и сонористическое пространство музыки, которые открывают несоизмеримо более широкие перспективы, как музыкальные, так и исследовательские.

 

Расскажите пожалуйста о Вашей преподавательской деятельности последних лет. Ждать ли нам какие-то учебные издания Вашего авторства?

С 2020 г. являюсь старшим преподавателем Казахского национального университета искусств в г. Астана. Помимо работы со студентами и преподавания композиции, инструментовки, новой музыки и других предметов, читаю онлайн-лекции на казахском, русском и итальянском языках. А в 2022 г. опубликовано моё учебное пособие «Новейшие композиторские и исполнительские техники», которое рекомендовано министерством науки и высшего образования Республики Казахстан – высший уровень одобрения, которое может получить научный или учебно-методический труд в Казахстане.

 

Завершающий вопрос, Ваши пожелания поклонникам Вашего творчества.

А они есть?!

Если серьёзно, я пожелал бы всем, независимо от профессиональной деятельности, слушать и погружаться в классическую музыку. Ведь именно она – это искусство, проникающее в самые потаённые уголки человеческого сознания, туда, куда нет доступа ничему другому.

Известные учёные современности обращаются к классической музыке. К примеру, биолог Денис Нобл (создатель первой математической модели работающего сердца) написал книгу «Музыка жизни», в которой объяснял системную биологию сквозь призму музыкальных метафор. А известный физик, Нобелевский лауреат Брайан Джозефсон в 1994 г. в соавторстве с Тетис Карпентер написал статью «Что музыка может сказать о природе разума? Платоническая модель». И не случайно, что многие великие учёные, А.Эйнштейн, М.Планк, М.Борн, В.Гейзенберг, В.Вайскопф и др. почти профессионально занимались именно классической музыкой, играли как минимум на одном инструменте (а Планк ещё и писал музыку), что помогало им в их основной деятельности.

Средневековый мыслитель Абу Наср Аль-Фараби делил музыку на три вида: «Музыка первого рода просто доставляет удовольствие. Музыка второго рода выражает и вызывает страсти. Музыка третьего рода возбуждает наше воображение». От себя добавлю: «Добро пожаловать в музыку третьего рода, которой я и занимаюсь!»

для SpecialRadio.ru

2024

материал подготовила Наталья Бонди


Ссылки на избранные исполнения последних трёх лет:

Соборная Опера «The Bruce»


“Underworld” for solo contrabass clarinet

 


The Magic of Strings

 

 


7 частей авторского концерта симфонической музыки «Призраки Бессмертия» в Алматы, 28.08.2024

 


Сольный фортепианный концерт в Оксфорде