rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

205 лет со дня рождения композитора Нильса Вильгельма Гаде


Датский композитор, скрипач и органист Нильс Вильгельм Гаде (Niels Wilhelm Gade) родился 22 февраля 1817 года в Копенгагене в семье мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Отец, занятый своим делом, мало обращал внимания на музыкальные занятия своего сына. Это и стало причиной того, что предоставленный самому себе ребенок охотно и с большим интересом занялся музыкой и самостоятельно и довольно быстро научился играть на скрипке, гитаре и фортепиано. Немного позднее занятия музыкой стали систематическими. Его учителем в игре на скрипке стал Ф. Г. Вексшалль. В 1833 году состоялось первое публичное выступление Нильса в концерте. Выступление было отмечено значительным успехом, и с 1834 года он стал играть в придворном оркестре в Копенгагене.

Нильс Вильгельм Гаде

Участие в королевской капелле вызвало у молодого музыканта необходимость дальнейшего совершенствования, и он стал учиться композиции у А.П. Берггрена и К.Ф. Вайзе. По этой же причине Нильс начал тщательно изучать партитуры классиков и вскоре сам стал пробовать свои силы в композиции. Уже первые опыты на этой стезе проявили в нем приверженность романтическому направлению в музыке. К этому времени относится и его увлечение народным искусством. Тогда же он испытал влияние датского писателя-сказочника Х.К. Андерсена и поэта-романтика А.Эленшлегера. Немалую роль в становление его творческой личности сыграл и его учитель – композитор и фольклорист А.П. Берггрен, составитель сборника датских народных песен.

В 1841 году увидела свет великолепная увертюра Гаде — “Nachklabge an Ossian”. Произведение было отмечено Первой премией на конкурсе датского Музыкального общества. Имя молодого композитора стало широко известно. Он получил королевскую стипендию, которая дала ему возможность отправиться в 1843 году в Лейпциг для совершенствования в композиции. Вскоре здесь в Гевандхаузе под управлением Мендельсона были исполнены две симфонии Гаде – с-moll и Es-dur. Выпавший на долю исполненных произведений успех, закрепил за музыкантом имя успешного композитора. Шуман и Мендельсон высоко отозвались тогда о сочинениях молодого датчанина. Но и он всегда почитал свих великих современников, увлекался их творчеством и усвоил многие их приемы в области композиции.

В 1844 году Гаде совершил длительное путешествие по Италии, изучая историю и быт этой страны.

Возвратившись в Лейпциг, композитор некоторое время замещал в качестве дирижера Гевандхауз-оркестра отсутствующего Мендельсона. Затем, в течение года, состоял вторым дирижером. В свободное от занятий с оркестром время, Гаде преподавал в Лейпцигской консерватории. После смерти Мендельсона, датский музыкант стал первым дирижером Гевандхаус-оркестра.

Ранней весной 1848 года, после пятилетнего пребывания за границей, Гаде вернулся на родину и активно включился в музыкальную жизнь Копенгагена. Сразу по возвращении он получил место органиста и профессора консерватории, а в 1850 году принял на себя еще и обязанности руководителя музыкального общества «Музикфоренинген». Он реорганизовал это общество и учредил постоянно действующий оркестр и хор. Дирижируя этим оркестром, композитор выступил со своими четырьмя симфониями, а также часто включал в программу концертов произведения Л.Бетховена, Р.Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа и Ф. Мендельсона.

В своем творчестве Гаде тяготел главным образом к инструментальной музыке. Среди произведений для оркестра выделяются его 1-ая, 5-я и 6-я симфонии, сюита «Хлольбергиана», концерт для скрипки с оркестром, камерные ансамбли и три сонаты для скрипки и фортепиано.

Перу композитора принадлежат и немало хоровых произведений. В основном это песни для мужского хора, и ряд кантат на тексты датских поэтов. Среди них выделяется «Дитя эльфов». Все хоровые произведения Гаде написаны опираясь на исполнительскую культуру северных стран и отличаются конструктивной ясностью и стройностью формы.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.