Французский композитор Жак Франсуа Антуан Ибер (Jacques François Antoine Ibert) родился 15 августа 1890 года в Париже. Его отец Антуан Ибер работал торговым агентом. Мать будущего композитора Маргарита Лартиг прекрасно играла на фортепиано и была очень музыкальна. Когда мальчику исполнилось четыре года она начала обучать сына игре на скрипке и фортепиано. Занятия проходили успешно и ученик, проявляя раннюю самостоятельность, с любопытством изучал учебники по основам музыкальной грамоты. А вскоре появились и первые сочинения Жака – несколько песен и простеньких вальсов.
Здесь следует сказать, что мать Ибера была родственницей знаменитого испанского композитора Мануэля де Фальи и поэтому увлечение музыкой ее сына нельзя назвать случайным.
Дела у отца складывались неудачно и после окончания школы, юноша вынужден был устроиться на работу. Но именно в это время он твердо решил посвятить себя только музыке.
В 1910 году, по совету Мануэля де Фалья, Жак поступил в Парижскую консерваторию в класс гармонии Эмиля Пессара. Композицию Ибер изучал в классе Поля Видаля, а занятия по контрапункту проходили под руководством Андре Жедальжа, который навсегда остался для него «дорогим другом и высшим судьей в искусстве». В консерватории родилась дружба Жака с Онеггером и Мийо. Они охотно музицировали вместе. В бурных многочисленных дискуссиях обсуждали поиски новых средств выразительности в музыке. В отличие от своих друзей, Ибер всегда оставался в этих обсуждениях на позициях романтического искусства.
Что касается материального обеспечения в эти первые годы учения, то чтобы как то сводить концы с концами Ибер давал частные уроки, сочинял эстрадные песенки и играл в кинотеатрах на фортепиано.
Но случилось непредвиденное. В 1914 году в Европе началась Первая мировая война и молодой композитор Жак Ибер вступил добровольцем в действующую армию, прервав учебу в консерватории. Он провел на фронте несколько лет и прошел нелегкий тернистый путь от простого санитара до флотского офицера.
Уже после войны завершил он консерваторское образование. Причем завершил отлично. В конце 1919 года Ибер завоевал Большую Римскую премию, представив на конкурс свою кантату «Поэт и фея» и получив, таким образом, возможность провести три года в Риме на знаменитой вилле Медичи и, кроме того, совершить путешествие по Италии, Испании и Тунису. В том же году Жак Ибер женился на Розетте Вебер, дочери известного художника. В феврале 1920 года они вместе уезжают в Рим.
Три года, проведенные в Италии отмечены большими творческими успехами композитора. Здесь он создал несколько партитур, отмеченных изяществом гармонического стиля и уверенным мастерством инструментовки. Среди них симфоническая поэма «Баллада Редингской тюрьмы», две пьесы для двух флейт, кларнета и фагота, комическая опера в двух актах «Персей и Андромеда» и симфоническая сюита «Посещения». О последнем сочинении следует сказать особо. Это своего рода музыкальный путевой дневник, где отражены впечатления от посещения нескольких городов Европы и Африки. Композитор проявил себя в нем как поэт-романтик страстно влюбленный в природу и народное искусство. Вместе с тем в его оркестровой технике явно ощущается влияние музыкального импрессионизма. Произведение впервые было исполнено в Париже 6 января 1924 года и получило тогда всеобщее признание.
После возвращения в Париж Ибер сразу оказался в атмосфере артистической жизни французской столицы. Композитор много сочиняет, быстро и в разных жанрах. Пишет и по вдохновению и по заказу, но непременно оставаясь верным своим традициям. Интересна написанная тогда фортепианная сюита «Встречи», позднее переработанная в балет.
Бурная парижская жизнь оставляет мало времени на творчество и Ибер в 1926 году покупает дом в Нормандии, где живет большую часть года вдали от парижской суеты.
Здесь он создает свои лучшие сочинения и в частности оперу-фарс «Анжелика» с успехом поставленную на сцене театра «Опера комик».
Заметное место в творчестве Ибера занимают театральные партитуры. В 1934 году он написал балет «Диана из Пуатье». Через три года вместе с Онеггером была написана музыкальная драма «Орленок». Кроме того композитор создал целый ряд музыкальных сочинений для драматических спектаклей, написал музыку ко многим кинофильмам и создал несколько радиоопер.
Вторая мировая война застала Ибера на дипломатическом поприще. Он служил Морским атташе при французском посольстве в Риме, и когда началась война, вместе с семьей на дипломатическом поезде покинул Италию. На этом испытания не кончились. На родине Ибер был срочно отправлен в отставку, имя вычеркнуто из списка морских офицеров, а его музыкальные произведения были запрещены к исполнению. Понятно, что необходимо было что то предпринимать и в 1942 году композитору удалось с большим трудом перебраться в Швейцарию. Это потрясение не прошло для него бесследно и сильно подорвало его здоровье.
В конце 1944 года, сразу после освобождения Парижа, Ибер вернулся на родину. Здесь он вновь активно занимается сочинением музыки. По просьбе своей дочери, — известной арфистки Жаклин Ибер-Жилле, он создает трио для скрипки, виолончели и арфы. Насыщенное драматизмом и глубокими раздумьями это произведение стало блестящим образцом виртуозного мастерства инструментовки.
В 1953 году по заказу симфонического оркестра американского города Луизвиля, Ибер написал одно из лучших своих симфонических произведений, –«Луизвильский концерт».