29 и 30 июня в завершении 39-го творческого сезона на сцену Красноярского театра оперы и балета возвращается одно из лучших произведений Гаэтано Доницетти – комическая опера «Дочь полка» – романтическая история любви девушки Марии, выросшей среди солдат гренадерского полка, и молодого швейцарца Тонио.
Премьера оперы «Дочь полка» состоялась 11 февраля 1840 года в Парижском театре Комической оперы, постановка имела шумный успех и продержалась в репертуаре очень долго: к 1914 году было дано свыше 1000 представлений. Уже 30 октября «Дочь полка» прозвучала в театре «Ла Скала» на итальянском языке. Опера сразу же была причислена к мировым шедеврам и обошла все лучшие оперные театры мира. В России же «Дочь полка» впервые была поставлена в Одессе и Санкт-Петербурге 170 лет назад, в 1847 году. Однако в XX веке в нашей стране «Дочь полка» исполнялась крайне редко. И Красноярский театр оперы и балета один из немногих в России, где опера идет как полноценная постановка, а не в концертном исполнении.
«Многие театры мира отказывались от этой оперы еще и потому, что ария Тонио, написанная для тенора, в первом акте содержит 9 высоких «до». А это могут осилить только самые «избранные», это – высший пилотаж для тенора!», – отмечает режиссер-постановщик спектакля, лауреат Государственной премии Белоруссии и лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии Вячеслав Цюпа.
Впервые красноярский зритель увидел «Дочь полка» в 1999 г. и принял этот спектакль с большим восторгом. В этот же год опера была выдвинута на национальную театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях. Спектакль был показан в Москве, а исполнительница партии Марии Светлана Кольянова получила «Маску» за лучшую женскую роль.
«По случайному совпадению, репремьера «Дочери полка» состоится ровно 18 лет спустя – впервые эта опера была показана в нашем театре 29 июня 1999 года, – говорит Вячеслав Цюпа. – Публика увидит почти полностью обновленный состав исполнителей. И это понятно – ведь столько лет прошло! В театр за это время пришло много молодых талантливых певцов, у нас в труппе есть исполнители абсолютно на все партии».
В обновленном спектакле партию Марии, «дочери полка», исполнят сопрано Ольга Монастыршина, Инна Сподина, Анна Харитонова и Александра Черпакова. Ее жениха Тонио – теноры Евгений Балданов, Андрей Колобов и Дмитрий Злобин. В партии маркизы Марджорифолио – меццо-сопрано Анна Гичик, Нина Кириенко, а Сюльписа, приемного отца Марии, споют баритоны Александр Михалев, Герман Ефремов и Вячеслав Нечипуренко.
Для публики эта опера интересна не только искрометным юмором и бравурными мелодиями, в ней масса эффектных хоровых и ансамблевых сцен. «Дочь полка» уникальна своей музыкой, она позволяет летать фантазии, – говорит Вячеслав Цюпа. – Доницетти с необычайной легкостью переходит от речевых сцен к забавным музыкальным ансамблям, настоящим пронзительным оперным дуэтам, трогательным ариозо и мощнейшему финалу первого действия, в котором воплотился драматизм уходящих на войну солдат. Это, действительно, уникальная опера, я не знаю другого такого произведения, где лихость, озорное хулиганство в музыке так гармонично сочетались бы с драматизмом войны. При этом в нашем спектакле нет клоунады. Хотелось бы, чтобы зрители восприняли игру на более тонких материях».