В Пермском академическом театре оперы и балета первая премьера сезона — опера Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) с прологом и эпилогом Владимира Горлинского (2023). Спектакль, над которым работают режиссер Дмитрий Волкострелов, дирижер Владимир Ткаченко и певица Надежда Павлова, будет впервые показан 21 и 22 октября.
С тех пор как в 1930 году пьеса Жана Кокто была впервые сыграна на сцене «Комеди Франсез», «Человеческий голос» разносится без перерывов — со сцен, телеэкранов и по радио, в исполнении Ингрид Бергман, Софи Лорен и Тильды Суинтон. «Человеческий голос» — роль для выдающихся актрис, а с 1958 года, когда Франсис Пуленк сочинил на текст Кокто главную монооперу мирового репертуара, — еще и для выдающихся певиц: премьера станет бенефисом Надежды Павловой
Партитура Пуленка прозвучит в спектакле в обрамлении пролога и эпилога, написанных лидером новой русской музыки Владимиром Горлинским по заказу театра. Композитор вступает в диалог с музыкой Пуленка, а режиссер Дмитрий Волкострелов рифмует «Человеческий голос» с другой легендарной монодрамой ХХ века — пьесой Крёца «Концерт по заявкам» — и обнаруживает смысловые переклички с Пуленком и Кокто
Владимир Ткаченко, дирижер-постановщик:
— «Человеческий голос» принято называть монооперой — и это не совсем верно: партитура Пуленка написана так, что оркестр становится полноправным участником. Это и невидимый собеседник героини, и ее альтер эго, и чуткий комментатор. А когда на сцену выходит Надежда Павлова, то между сценой, ямой и зрительным залом образуется такой сгусток энергии, что кажется, еще чуть-чуть — и он разнесет всё вокруг в клочья
К премьере приурочен цикл Лаборатории современного зрителя
— 9 октября — паблик-ток с композитором Владимиром Горлинским
— 11 октября — Человеческий голос Ингрид Бергман и Тильды Суинтон: кинопоказ
— 20 октября — лекция театроведа Александра Чепурова «Метафизика души и «Человеческий голос» Кокто/Пуленка»
— 21 октября — лекция Кристины Матвиенко «Театр и кино: слияние и поглощение»