
13 ноября этого года в Концертном зале имени П. И. Чайковского Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением дирижёра Фёдора Леднёва исполнит Симфонию № 5 «Кафка» для большого симфонического оркестра композитора Юрия Каспарова. Это произведение станет мировой премьерой и пройдет в рамках проекта «Другое пространство».
Симфония была завершена автором в 2021 году после многолетней работы. Композитор Юрий Каспаров пояснил, что симфония не является ни музыкальным пересказом произведений Франца Кафки, ни выражением авторского отношения к писателю. Это реакция на происходящее в мире, в котором многое из романов и рассказов Кафки неожиданно воплотилось в реальность. То, что вчера казалось абсурдом, диким вымыслом и порождением нездоровой психики, сегодня стало основой мироустройства.
«Любой художественный продукт так или иначе связан со своей эпохой, – говорит Юрий Каспаров, – он неизменно в той или иной степени отражает время, в которое был создан. Вероятно, поэтому в моей 5-ой Симфонии причудливо переплелись и кафкианские символы, и уцелевшие, дошедшие до нас условные знаки культуры недавнего прошлого.
Симфония, как сейчас говорят, инновационная. В числе ряда прочих новшеств здесь используется “spontaneous canon” (спонтанный канон) и производящее впечатление оксюморона, но не являющимся таковым, “precisely written aleatorics” (точно выписанная алеаторика). Кроме того, в Симфонии немало нестандартных приёмов игры – того, что в наши дни называют расширенными техниками. Вообще говоря, в симфонической музыке подобное используется крайне редко из-за специфических технических трудностей, непреодолимых для большинства оркестровых музыкантов, но в данном случае все новые приёмы не требуют предварительной подготовки. Они настолько просты и понятны, что могут исполняться «с листа».

В пояснениях композитора к партитуре, помеченных «senza metra», струнные ещё дальше отстоят от синхронного исполнения. Здесь спонтанный канон проявляется особенно ярко. Партии духовых инструментов содержат иной тип сложной нотации. Каждый исполнитель играет такие структуры приблизительно, ориентируясь скорее на графическое расположение нот в такте, чем на точный ритм. Главное — точно войти в первую долю.
Все расширенные техники, использованные в симфонии, не требуют специальной подготовки. Композитор гарантирует, что ни один из нестандартных приёмов игры не повредит инструментам. Необычные сонорности применяются осознанно как выразительные средства, несущие конкретные образы.
В разделах без метра (senza metra) альтерационные знаки действуют только для тех нот, при которых они выставлены. Все ноты без знаков альтерации исполняются как натуральные. Этот принцип требует особого внимания оркестрантов при подготовке партитуры.
Дирижёру Фёдору Леднёву предстоит решить сложную задачу балансировки между точностью и свободой исполнения, сохраняя при этом целостность музыкального высказывания. Особое значение приобретает работа с тембровыми красками и обеспечение ясности фактуры в условиях ритмической свободы.
В программе концерта, помимо мировой премьеры Симфонии №5 «Кафка» Юрия Каспарова, прозвучат сочинения Дьёрдя Куртага, Пауля Хиндемита и Антона Светличного. “Стела” Куртага, созданная в 1994 году по заказу Берлинского филармонического оркестра, представляет собой лаконичное трёхчастное произведение, наполненное глубоким философским подтекстом и отсылающее к традициям античной эпитафии. Симфония «Художник Матис» Хиндемита, вдохновлённая жизнью и творчеством Матиса Грюневальда, является одним из ключевых произведений композитора, сочетающим в себе монументальность формы и сложный полифонический язык. Завершит программу новое сочинение Антона Светличного, которое продолжит диалог современного музыкального языка с классическими традициями.
СТРАНИЦА МЕРОПРИЯТИЯ И БИЛЕТЫ >>>
Листы из партитуры симфонии № 5 «Кафка» Юрия Каспарова с пояснениями композитора:
Добавить комментарий