Карло Джезуальдо, замечательный итальянский композитор и музыкант, князь Венозы, родился, по сведениям некоторых источников, в 1560 году, почти 450 лет тому назад в Неаполе. Он принадлежал к старинному влиятельному роду. Мать его была племянницей папы римского. Отец – богатейший и знатный итальянский аристократ. Он содержал в своем замке неподалеку от Неаполя капеллу, в состав которой входили известные по тому времени музыканты П.Ненна и Д Примавери. Довольно рано проявилась музыкальная одаренность мальчика. Быстро и без больших усилий он научился играть на очень популярном в то время музыкальном инструменте – лютне, пел и даже пытался сочинять музыку, конечно же, не без помощи П.Ненно, его первого наставника в области композиции. Со временем Джезуальдо де Веноза получил известность как прекрасный исполнитель на различных музыкальных инструментах и композитор серьезной, глубокой и выразительной музыки даже на легковесные слова. Окружение юного князя составляли поэты, певцы и музыканты. Среди них особо выделялся гениальнейший поэт второй половины XVI, близкий друг Карло Джезуальдо Т. Тассо. Поэт был страстным музыкантом и свято верил в необходимость соединения поэзии и музыки. Он говорил, что «музыка – очарование и как бы душа поэзии». Тассо надеялся, что какой-либо прекрасный мастер вернет музыке приличествующую ей величайшую серьезность. И таким мастером стал его друг Карло Джезуальдо, князь Венозы, создатель мадригала нового типа, отличающегося большой экспрессией.
В 1586 году шестнадцатилетний Карло Джезуальдо женился на своей двоюродной сестре донье Марии д”Авалос. Сыграли грандиозную свадьбу. Поэт Тассо посвятил событию прекрасные стихи. Однако, через четыре года донна Мария изменила своему мужу и была безжалостно убита им вместе с ее любовником. Безусловно, это событие наложило свой мрачный отпечаток на жизнь и творчество князя Венозы.
В 1594 году Карло Джезуальдо переезжает в Феррару и женится на Леоноре д”Эсте – красавице и аристократке. Здесь, как и прежде в Неаполе, в новом доме Карло Джезуальдо, собираются профессиональные музыканты, поэты и певцы. Всех их меценат объединяет в академию, «для улучшения музыкального вкуса». Здесь в Ферраре, композитор много и успешно работает и добивается общего признания.
Из переписки Джезуальдо и Тассо 1592 года мы узнаем, что поэт передал композитору около сорока своих поэм, десять из которых Джезуальдо вскоре положил на музыку.
В 1596 году композитор переезжает в родовой замок Джезуальдо, где и живет до конца жизни.
Центральное место в творчестве Джезуальдо де Веноза занимает мадригал. Обычно мадригал строился так, что текст его представлял одну строфу и был лишь источником общего поэтического «толчка», а центр тяжести произведения заключался в развернутом сложном музыкальном построении.
Вместе с К.Монтеверди и Л. Маренцио, Джезуальдо де Веноза был крупнейшим мастером такого мадригала. Он автор шести сборников пятиголосых мадригалов, изданных С. Малинари в 1613 году в Генуе и сборника шестиголосых мадригалов (идательство М.Эфрем 1626 год). Мадригалы эти богаты непредвиденными гармоническими последованиями и сменами тональностей, неожиданно резкими диссонансами и смелыми хроматизмами, которые часто оттеняют смысловые нюансы поэтического текста и сообщают музыке исключительно высокую степень эмоциональной насыщенности.
Из произведений духовных замечательны: Sacrarum cantionum и Responsoria.
В свое время творчество Карло Джезуальдо вызывало восхищение И. Стравинского, который обработал несколько его мадригалов и духовных пьес. А Альфред Шнитке создал о великом Джезуальдо оперу в семи сценах с прологом и эпилогом на либретто Р.Блетшахера, которая была поставлена на сцене венского оперного театра в 1995 году. Дирижировал ею тогда Мстислав Ростропович.
Знакомясь с вехами жизни Карло Джезуальдо, человека не покидает ощущение, что личная трагедия в судьбе композитора оставила глубокий след в его мироощущении. С тех самых пор он всегда был склонен к меланхолии, от которой его спасала только музыка. В произведениях Джезуальдо порой явно выражается зависимость человека от каких то мистических неподвластных сил. Музыка его говорит о трагизме и шаткости человеческой судьбы…
Итальянский композитор Карло Джезуальдо де Веноза умер 8 сентября 1613 года. Ему было 53 года.
Виктор Каширников