Карл Мария Вебер родился 18 декабря 1786 года. Его мать была профессиональной певицей, а отец талантливым скрипачом. Уже с раннего детства он испытал безудержное влечение к музыке. Однако, из-за непостоянства в образе жизни своего отца, странствующего из города в город в силу разных музыкальных предприятий, Карл был лишен возможности систематически заниматься музыкой. Одним из первых учителей Вебера был Гёшкель. В 1797 году Вебер берет уроки по теории музыки у Михаила Гайдна, а с 1798 занимается теорией с придворным органистом Кальхером. В 1803 Вебер переселяется в Вену и уже основательно проходит курс теории композиции под руководством знаменитого теоретика аббата Фоглера. Занятия с Фоглером стали для молодого композитора уникальной возможностью получить систематическое музыкальное образование.
Именно Фоглер привил Карлу интерес к народным песням, познакомил его с «Волшебной флейтой» и настоятельно советовал ему следовать по пути Моцарта, чтобы найти свой музыкальный язык. В1804 году восемнадцатилетний Вебер принимает предложение занять место капельмейстера в театре в Бреславле, в 1806 году переходит на службу к принцу Евгению Вюртембергскому в Карлсруэ и вскоре переезжает в Штутгарт, где становится секретарем принца Людвига Вюртембергского и учителем его дочерей. Но неожиданно в 1810 году Вебер лишился этого места из-за безрассудного поведения своего отца, следствием чего была высылка их обоих из Штутгарта. Некоторое время Вебер дирижирует оркестром, концертируя в разных городах Германии. В 1813 году он получает место капельмейстера оперного театра в Праге, а в 1816 году саксонским королем был приглашен занять место директора и капельмейстера немецкой оперы в Дрездене. Здесь и прослужил он оставшуюся часть жизни.
Первым опытом Вебера в драматической музыке была опера «Сила любви и вина», написанная тринадцатилетним композитором в 1799 году. Но первый большой успех выпал на долю его оперы «Лесная девушка». Опера эта тогда, в 1800-м году, быстро обошла почти все сцены Европы и была поставлена даже в Петербурге. Позднее Вебер переработал ее, и под названием «Сильвана», она в 1810 году с успехом была поставлена во Франкфурте-на-Майне. Проникнутый патриотическим чувством, возбужденным наполеоновскими войнами, Вебер в 1814 году написал цикл воинственных песен для мужского хора на тексты Теодора Кернера, незадолго до того погибшего в бою с французскими войсками. Воздействие этих произведений способствовало тому, что Вебер стал знаменитостью, кумиром молодежи, «героем 14-го года»
18 июня 1821 года в Берлине состоялась премьера оперы Вебера «Волшебный стрелок». Либретто этой оперы было написано приятелем Вебера, Киндом по новелле из «Книги призраков» немецкого писателя Апеля. В создании либретто активно участвовал и сам композитор.
Ни одна из прежних первых постановок в Германии не имела такого широкого общественного резонанса. Триумф Вебера носил характер народной демонстрации. Постановка оперы во всех крупных немецких городах сделали Вебера самым популярным композитором Германии. Зрители безошибочно почувствовали в новом произведении Вебера рождение национальной оперы. Никогда прежде на оперной сцене жизнь, быт и типы немецкого народа не были отражены с такой художественной правдивостью.
В 1826 году по заказу лондонского антрепренера, Вебер написал свою последнюю оперу «Оберон». В соответствии с традициями английского музыкального театра, опера была задумана как разговорная пьеса с преобладанием замкнутых песенных номеров. Вебер рассматривал музыкальный текст оперы как временный вариант. Но его намерение переделать эту оперу, приблизив ее к традициям немецкого музыкального театра, так и осталось неосуществленным. Хлопоты, связанные с постановкой оперы в Англии, оказались не по силам композитору. Сраженный неумолимой болезнью – чахоткой, он умер в Лондоне 5 июня 1826 года, прожив всего 40 лет.
Виктор Каширников