«Я так счастлив, что если бы я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной». Это слова одного из великих русских композиторов. Музыка его при всей своей нервной напряженности и капризности – музыка светлых чар и светлых видений. Имя его Александр Николаевич Скрябин.
Он родился в Москве 25 декабря 1871 года. Мать его была известной концертирующей пианисткой, ученицей А.Г.Рубинштейна. Отец композитора был по профессии дипломатом, и служил в русском посольстве в Константинополе. Вскоре после рождения сына, мать скончалась от туберкулеза, и заботу о ребенке взяла на себя его тетя, Любовь Александровна Скрябина. По ее воспоминаниям, у маленького Саши очень рано проявилось влечение к музыке, носившее даже несколько болезненную влюбленность в мир звуков. Кроме занятий музыкой, Скрябин в детские годы писал стихи. Увлекаясь театром, сочинял трагедии. А к своему любимому инструменту – роялю относился удивительно нежно, как к живому существу.
С 1882 года по 1889 год, по семейной традиции, Саша учился во Втором Московском кадетском корпусе. Тем не менее, еще тогда было ясно, что мальчик станет по профессии музыкантом. А.Г.Рубинштейн с восхищением отзывался о музыкальных способностях мальчика, который обладал замечательным слухом, музыкальной памятью и с ранних лет предпочитал музыкальные занятия играм и забавам.
В 1888 году Скрябин поступил в консерваторию. Учителем по классу фортепиано был у него В.И.Сафонов. Занимался Скрябин также у Танеева – (контрапункт строгого стиля) и Аренского – (фуга, свободное сочинение). С Аренским у Скрябина не сложились отношения, и он прекратил занятия, отказавшись от композиторского диплома. Через четыре года консерватория была закончена с золотой медалью по классу фортепиано.
Сразу по окончании консерватории Скрябин много выступает с концертами, почти исключительно исполняя свою музыку. А затем в 1896 году состоялись авторские концерты за границей: в Париже, Брюсселе, Берлине, Амстердаме и Кёльне. По словам самого Александра Николаевича, результаты поездки «…были прекрасны. Везде успех и более чем хорошие отзывы в газетах. Самый большой успех – в Париже». С 1898 года Скрябин – профессор Московской консерватории по классу фортепиано.
В этот период вновь возникает интерес Скрябина к общим философским проблемам, интерес, который был свойственен композитору еще в юношеские годы. Первые записи, посвященные философским проблемам, Скрябин сделал в шестнадцатилетнем возрасте.
В 1902 году Скрябин познакомился с Б.Ф. Шлецером, который учился на философском факультете Брюссельского университета. Впоследствии композитор говорил, что именно ему он обязан философским развитием. В библиотеке Скрябина сохранилось большое количество книг по философским вопросам. Многочисленные пометки на полях, записи, схемы – все это свидетельствует, что композитор не просто читал, но именно изучал эти книги.
В 1904 году Скрябин оставляет Московскую консерваторию и начинается длительный период его концертной и композиторской деятельности за рубежом. Первоначально он живет в Швейцарии, в январе 1905 года переезжает в Париж, а в конце года он уже в Италии, в Боляско. В 1906 году Скрябин познакомился с Плехановым и под его воздействием изучил марксистские философские труды, которые, однако, не произвели на Скрябина большого впечатления, и оставили его на своих философских позициях, близких идеям московского ученого – философа Н.Ф.Федорова, автора посмертно изданной книги – «Философия общего дела».
Еще в 1904 году Скрябин написал – «Что будет, что будет! Я всю дорогу в экстазе! Наконец я нашел себя. Какие взлеты, какая сила выражения! Какое сочетание стальной логики и тонкого чувства. Если подъем не уменьшится, то я очень скоро кончу текст. Мне иногда кажется, что я могу в один прием». Здесь идет речь о поистине грандиозной «Поэме экстаза», завершенной в 1907 году. Становится очевидным, что музыка композитора приобретает космический масштаб, сливается с космическим образом Вселенной. А созданная через три года «Поэма огня» (Прометей), только подтверждает это впечатление. Так и кажется, что в музыке Скрябина разыгрывается космическая драма, величественная, непостижимая и таинственная, говорящая о многом каждому из нас.
А на грешной земле, внешне, Скрябин жил, как и все его современники композиторы. Только вот – этот дар предвидения…. Например, он твердо знал, что ему необходимо тщательно остерегаться различного рода инфекций. Педантично этому следовал, но весной 1915 года у него на верхней губе образовался карбункул, и после простенькой операции он умер от общего заражения крови. В 1908 году у него родился сын Юлиан, судьба которого всегда вызывала у Скрябина опасения, связанные с водной стихией. В 1919 году, уже через четыре года после смерти отца, мальчик утонул в Днепре…. Прожив всего 44 года, Александр Николаевич намного опередил своих современников, в большинстве своем не способных понять и принять его передовые идеи в развитии музыкального искусства.
В заключение этого небольшого экскурса, меня не покидает огромное желание сказать всем, кто читает сейчас эти строки – слушайте музыку Скрябина, обязательно слушайте! Она великолепна, таинственна и безгранична, как космос…
Виктор Каширников