rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Никколо Паганини


Паганини! Кому из музыкантов или просто людей, интересующихся музыкальным искусством, не известно это имя, которое невольно возбуждает представление о каком то легендарном существе, вокруг которого до сих пор витает ореол необъяснимой фантастики.

Никколо Паганини

Он родился в Генуе 27 октября 1782 года в семье небогатого коммерсанта Антонио Паганини. Отец мальчика отличался любовью к музыке, хорошо играл на мандолине, и довольно скоро заметил музыкальные наклонности своего сына. Тогда то он и решил сделать его музыкантом и стал его первым учителем. Трудно представить себе более сурового отца.

Когда ему казалось, что мальчик недостаточно прилежен, отец заставлял его голодать, отчего здоровье ученика даже стало приходить в упадок. А между тем не было никакой необходимости в таких суровых мерах. Ребенок был страстно увлечен игрой на скрипке и непрестанно работал над тем, чтобы изобретать новые и еще неизвестные приемы, звуковой результат которых приводил слушателей в изумление. Еще до достижения восьмилетнего возраста Никколо Паганини под руководством отца написал сонату, которую в числе многих других первых его сочинений он безжалостно потом уничтожил.

Известность талантливого маленького скрипача в Генуе быстро росла. Каждую неделю он по три раза играл в разных церквях города и, кроме того, часто приглашался на другие выступления. На девятом году Никколо впервые выступил в большом театре. Приглашенный выступить на бенефисе прославленного итальянского певца Маркези, Паганини исполнил вариации собственного сочинения на Краманьолу. К этому времени отец понял, что ничему больше научить сына не может, и передал сына в руки лучшего скрипача Генуи – Коста. В течение полугода Паганини взял у Коста тридцать уроков, но предписания учителя казались ему противоестественными, и он так и не перенял у него способ ведения смычка. На том они и расстались. Было решено продолжить музыкальное образование у выдающегося композитора Ролла, и Никколо с отцом отправились в Парму, где жил музыкант. Случилось так, что маэстро был нездоров и не мог подняться с постели. Жена его провела посетителей в соседнюю комнату, где на столе лежала скрипка и только что написанный концерт Колла. По знаку отца Николо взял инструмент и сыграл с листа весь концерт. Больной композитор был просто ошеломлен, долго не верил, что исполнителем был мальчик, а, убедившись в этом, неожиданно заявил, что научить Никколо ничему больше не может и у него он только даром потеряет время. Композитор посоветовал отцу обратиться к директору Пармской консерватории Паэру, который и направил Никколо к своему собственному учителю, к старому и опытному неаполитанскому дирижеру Жиретти. Следующие полгода мальчик занимался с ним контрапунктом по три раза в неделю. В качестве учебной работы он сочинил тогда двадцать четыре фуги в четыре руки, причем надо было сочинять эту музыку без инструмента.

Ежегодно в Лукке устраивались музыкальные торжества, на которые съезжалось много народу. Николо стал просить отца позволить ему поехать в Луку в сопровождении старшего брата, чтобы дать там концерт. После долгих колебаний отец, наконец, согласился, и Паганини блестяще выступил на празднике в качестве солиста – скрипача. Домой музыкант уже не вернулся. Закончился, наконец, нелегкий этап его жизни в постоянной зависимости от воли отца. Это случилось в 1798 году. Было ему шестнадцать лет.

Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным для него «радостям жизни». Он как будто старался наверстать упущенное и вознаградить себя за лишения в течение целого ряда лет. Конечно же, ему кружил голову и выпавший на его долю успех. Он стал вести в достаточной степени беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты, и зачастую проигрывал сразу в один вечер заработок с нескольких концертов. Иногда он проигрывал не только деньги, но и свою скрипку. К счастью для молодого артиста, такие периоды азартной игры продолжались обычно недолго. Но беспокойная, бродяжническая жизнь продолжала привлекать его. Да и в его концертной деятельности, несмотря на триумфальный успех, не все шло гладко. Зависть перед удивительным талантом Паганини порождала множество недоброжелателей и ненавистников, которые преследовали его всю жизнь, распуская кучу нелепых слухов, делая ему мелкие гадости и создавая недостойные газетные выпады.

В 1805 году Паганини принимает предложение луккского двора и проводит там три года в качестве придворного скрипача и учителя принца Баккиоли. В то время он был увлечен одной молодой женщиной, которая отвечала ему взаимностью. И вот тогда он вызвал удивление публики, выйдя на эстраду со скрипкой, на которой были натянуты лишь две струны – квинта и басок. Пьеса, имитирующая разговор двух влюбленных и исполненная Паганини на двух струнах, имела большой успех. Принцесса Элиза Бонапарт попросила его после этого сыграть что ни будь на одной струне и вскоре Паганини исполнил для нее сонату собственного сочинения. Все это было так необычно, что вызывало массу всевозможных самых фантастических предположений о природе таланта музыканта.

В Луке Паганини прослужил до 1808 года, после чего приступил к постоянным концертным поездкам по Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Во время пребывания в Палермо у Паганини родился сын, Ахилл, матерью которого была постоянная спутница музыканта в его концертных путешествиях – Антония Бьянки. К мальчику он относился с нежнейшей любовью.

В 1828 году Паганини впервые отправился в Европу. 29 марта 1828 года в Вене состоялся его первый концерт за пределами Италии. Успех он имел совершенно неописуемый. Даже сама внешность Паганини сразу произвела на публику впечатление чего – то в высшей степени необычного. Когда же услышали, что делает на скрипке и что проделывает со своей скрипкой этот странный человек, то сначала слушателями овладел какой то приступ, дикого буйного исступления : все кричали, бесновались, мужчины влезали на стулья, женщины наполовину вылезали из лож, а потом… потом надо было как то объяснить то необъяснимое, что не могли понять даже лучшие современные скрипачи. И тут развязались языки завистников, обвиняющие Паганини в связях с самим дьяволом и даже производившие музыканта в бывшего начальника бандитской шайки.

Никколо Паганини

Тем не менее, концерты по Европе превратились в триумфальное шествие, которое продолжалось многие годы. Имя Паганини было окружено какой то таинственностью, чему немало способствовал и сам музыкант, говоря о необычайных секретах своей игры, которые он разрешит обнародовать лишь после своей смерти. А при жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его удивительной игры. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Паганини написал около 200 пьес.

Конец жизни Паганини провел в непрерывных страданиях. У него оказалась горловая чахотка. Лишь изредка выступал он в тесном кругу. Сначала он жил в Марселе, где врачи ожидали облегчения, рассчитывая на мягкий климат этого города, но надежды не оправдались, и Паганини в 1839 году переехал в Ниццу. Здесь он и умер 27 мая 1840 года в возрасте 58 лет. До сих пор некоторые приемы игры на скрипке, исполненные этим великим виртуозом, повторить не смог никто.

Виктор Каширников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *