Паганини! Кому из музыкантов или просто людей, интересующихся музыкальным искусством, не известно это имя, которое невольно возбуждает представление о каком то легендарном существе, вокруг которого до сих пор витает ореол необъяснимой фантастики.
Он родился в Генуе 27 октября 1782 года в семье небогатого коммерсанта Антонио Паганини. Отец мальчика отличался любовью к музыке, хорошо играл на мандолине, и довольно скоро заметил музыкальные наклонности своего сына. Тогда то он и решил сделать его музыкантом и стал его первым учителем. Трудно представить себе более сурового отца.
Когда ему казалось, что мальчик недостаточно прилежен, отец заставлял его голодать, отчего здоровье ученика даже стало приходить в упадок. А между тем не было никакой необходимости в таких суровых мерах. Ребенок был страстно увлечен игрой на скрипке и непрестанно работал над тем, чтобы изобретать новые и еще неизвестные приемы, звуковой результат которых приводил слушателей в изумление. Еще до достижения восьмилетнего возраста Никколо Паганини под руководством отца написал сонату, которую в числе многих других первых его сочинений он безжалостно потом уничтожил.
Известность талантливого маленького скрипача в Генуе быстро росла. Каждую неделю он по три раза играл в разных церквях города и, кроме того, часто приглашался на другие выступления. На девятом году Никколо впервые выступил в большом театре. Приглашенный выступить на бенефисе прославленного итальянского певца Маркези, Паганини исполнил вариации собственного сочинения на Краманьолу. К этому времени отец понял, что ничему больше научить сына не может, и передал сына в руки лучшего скрипача Генуи – Коста. В течение полугода Паганини взял у Коста тридцать уроков, но предписания учителя казались ему противоестественными, и он так и не перенял у него способ ведения смычка. На том они и расстались. Было решено продолжить музыкальное образование у выдающегося композитора Ролла, и Никколо с отцом отправились в Парму, где жил музыкант. Случилось так, что маэстро был нездоров и не мог подняться с постели. Жена его провела посетителей в соседнюю комнату, где на столе лежала скрипка и только что написанный концерт Колла. По знаку отца Николо взял инструмент и сыграл с листа весь концерт. Больной композитор был просто ошеломлен, долго не верил, что исполнителем был мальчик, а, убедившись в этом, неожиданно заявил, что научить Никколо ничему больше не может и у него он только даром потеряет время. Композитор посоветовал отцу обратиться к директору Пармской консерватории Паэру, который и направил Никколо к своему собственному учителю, к старому и опытному неаполитанскому дирижеру Жиретти. Следующие полгода мальчик занимался с ним контрапунктом по три раза в неделю. В качестве учебной работы он сочинил тогда двадцать четыре фуги в четыре руки, причем надо было сочинять эту музыку без инструмента.
Ежегодно в Лукке устраивались музыкальные торжества, на которые съезжалось много народу. Николо стал просить отца позволить ему поехать в Луку в сопровождении старшего брата, чтобы дать там концерт. После долгих колебаний отец, наконец, согласился, и Паганини блестяще выступил на празднике в качестве солиста – скрипача. Домой музыкант уже не вернулся. Закончился, наконец, нелегкий этап его жизни в постоянной зависимости от воли отца. Это случилось в 1798 году. Было ему шестнадцать лет.
Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным для него «радостям жизни». Он как будто старался наверстать упущенное и вознаградить себя за лишения в течение целого ряда лет. Конечно же, ему кружил голову и выпавший на его долю успех. Он стал вести в достаточной степени беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты, и зачастую проигрывал сразу в один вечер заработок с нескольких концертов. Иногда он проигрывал не только деньги, но и свою скрипку. К счастью для молодого артиста, такие периоды азартной игры продолжались обычно недолго. Но беспокойная, бродяжническая жизнь продолжала привлекать его. Да и в его концертной деятельности, несмотря на триумфальный успех, не все шло гладко. Зависть перед удивительным талантом Паганини порождала множество недоброжелателей и ненавистников, которые преследовали его всю жизнь, распуская кучу нелепых слухов, делая ему мелкие гадости и создавая недостойные газетные выпады.
В 1805 году Паганини принимает предложение луккского двора и проводит там три года в качестве придворного скрипача и учителя принца Баккиоли. В то время он был увлечен одной молодой женщиной, которая отвечала ему взаимностью. И вот тогда он вызвал удивление публики, выйдя на эстраду со скрипкой, на которой были натянуты лишь две струны – квинта и басок. Пьеса, имитирующая разговор двух влюбленных и исполненная Паганини на двух струнах, имела большой успех. Принцесса Элиза Бонапарт попросила его после этого сыграть что ни будь на одной струне и вскоре Паганини исполнил для нее сонату собственного сочинения. Все это было так необычно, что вызывало массу всевозможных самых фантастических предположений о природе таланта музыканта.
В Луке Паганини прослужил до 1808 года, после чего приступил к постоянным концертным поездкам по Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Во время пребывания в Палермо у Паганини родился сын, Ахилл, матерью которого была постоянная спутница музыканта в его концертных путешествиях – Антония Бьянки. К мальчику он относился с нежнейшей любовью.
В 1828 году Паганини впервые отправился в Европу. 29 марта 1828 года в Вене состоялся его первый концерт за пределами Италии. Успех он имел совершенно неописуемый. Даже сама внешность Паганини сразу произвела на публику впечатление чего – то в высшей степени необычного. Когда же услышали, что делает на скрипке и что проделывает со своей скрипкой этот странный человек, то сначала слушателями овладел какой то приступ, дикого буйного исступления : все кричали, бесновались, мужчины влезали на стулья, женщины наполовину вылезали из лож, а потом… потом надо было как то объяснить то необъяснимое, что не могли понять даже лучшие современные скрипачи. И тут развязались языки завистников, обвиняющие Паганини в связях с самим дьяволом и даже производившие музыканта в бывшего начальника бандитской шайки.
Тем не менее, концерты по Европе превратились в триумфальное шествие, которое продолжалось многие годы. Имя Паганини было окружено какой то таинственностью, чему немало способствовал и сам музыкант, говоря о необычайных секретах своей игры, которые он разрешит обнародовать лишь после своей смерти. А при жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его удивительной игры. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Паганини написал около 200 пьес.
Конец жизни Паганини провел в непрерывных страданиях. У него оказалась горловая чахотка. Лишь изредка выступал он в тесном кругу. Сначала он жил в Марселе, где врачи ожидали облегчения, рассчитывая на мягкий климат этого города, но надежды не оправдались, и Паганини в 1839 году переехал в Ниццу. Здесь он и умер 27 мая 1840 года в возрасте 58 лет. До сих пор некоторые приемы игры на скрипке, исполненные этим великим виртуозом, повторить не смог никто.
Виктор Каширников