Если вы когда-нибудь бывали в краеведческом музее, то, наверное, замечали, что утварь, относящаяся к относительно поздним периодам истории, более изящна, более тонко отделана, и в целом более сложна. Напротив, ранние артефакты более грубы, относительно непритязательны, и, как подметил Сергей Гурьев в статье Bedtime for Democracy, создавались скорее при помощи видения, а не за счет технического мастерства, а то и вопреки ему. Если перенести эту аналогию на оценку музыкальных произведений, то альбом харьковского Hate Forest “Scythia” будет соответствовать не временам Ивана Грозного, и даже не эпохе татаро-монгольского нашествия, а какому-нибудь верхнему палеолиту. Говоря о подобных альбомах, приходится пересматривать само понятие музыки, поскольку подавляющее большинство людей, услышав сие творение, вряд ли назовут то, что здесь записано, музыкой.
Hate Forest отрекомендовались миру по всем правилам поземных жителей. О группе мало что известно, за исключением их происхождения, нежелания давать интервью, и некоторого, впрочем весьма символического, родства с Nokturnal Mortum – одна из их демо записей была издана на Kolovrat/Nawia Productions, конторе барабанщика из последнего. Настоящий альбом представляет собой четвертое по счету издание первого демо группы, дописанное на этот раз более свежей композицией “To Those Who Came Before Us”. Диск отвечает всем критериям культовости – digipack, выполненный в грубом, минималистском стиле, но вместе с тем профессионально, и ни в коем случае не убого. Какая бы то ни было информация на нем отсутствует, за исключением списка песен и надписи “MFG CZECH”, что, по-видимому, означает, что диск отпечатан в Чехии. Известно также, что существует два варианта оригинального демо, и это, судя по всему, второй, изначально изданный на чешской же Pussy God Productions.
https://youtu.be/GPb6x1oKdQA
Как и следовало ожидать из мифологии группы, Hate Forest играют сырой пещерный, и довольно злобный, блэк-метал. Те немногие фрагменты других работ группы, которые мне доселе доводилось слышать, как и подобает всему, что творится в “true” андеграунде, не отличались кристальностью звучания, но “Скифия” представляет собой что-то вроде Государственного Экзамена на Культовость Слушателя. Музыка группы (понимая этот термин в широком смысле) представляет из себя плотный гитарный рев в среднем и быстром темпах, с угадывающейся где-то там, на заднем плане, ритм-секцией и барахтающимся, булькающим в этом болоте, вокалом. О вокале стоит сказать особо, так как манера солиста уже расколола нарождающуюся армию поклонников на два лагеря, по принципу “люблю-ненавижу”, при практически полном отсутствии золотой середины. Вместо ожидаемого хрипа раненой гиены здесь присутствует низкий, не то рык, не то клокотание, характерное для death metal (на более поздних работах, впрочем, были использованные и другие формы, вплоть до чистого речитатива). Этого, по-видимому, оказалось недостаточно, и голос был пропущен через примочку. Единственное, чем были разбавлены эти двадцать пять минут беспросветного клубящегося мрака, это звуки не менее лучезарные – волчий вой, воронье карканье, да одинокая минутная гитарная интерлюдия “Забытый Голос Черного Перуна” (Forgotten Voice of Black Perun), сыгранная на неизуродованном инструменте под шум грозы. Если не полениться и привыкнуть к специфическому звуку, то станет понятно, что группа играет black/death старой школы, а если еще и попытаться прибегнуть к аналогиям, то на ум приходит упрощенная до нескольких риффов версия позднего Immortal (скажем, Damned in Black того же 99 года), сыгранная и записанная с качеством Transylvanian Hunger (напомню, что Darkthrone записали этот альбом вживую на кассету) и Дэйвом Винсентом из Morbid Angel в качестве солиста. Дописанная песня, 11-минутный опус, пожалуй, не менее разнообразна, чем всё предшествующее демо, несравненно лучше записана, и представляет собой отменный black современной норвежской школы с элементами thrash, – в голову лезет тот же Immortal периода 98-02 годов, теперь уже вполне полновесный. Хотя Hate Forest использует несколько вокальных стилей, чем выгодно отличается от приедающегося карканья Abbath’a, сходство между двумя командами более чем поверхностное. Несмотря на очевидные параллели, группа не занимается тупым эпигонством, и уж во всяком случае, выделяется среди собратьев по андеграунду, в первую очередь, из-за явной способности ухватить суть первобытного аудио мрака и передать его подручными средствами.
Альбом безоговорочно рекомендуется любителям сырой “черноты”, находящейся на грани общепринятых понятий музыки и спиритизма.
Д.М.
Октябрь 2003