НЕБЕСНЫЙ ПРИВЕТ ИЗ МАХАБАЛИПУРАМА
Может быть, конечно, цыгане и пришли из Индии. А имя «Рада» можно считать цыганским. Но все равно с Индией на этом альбоме перебор. Задуман он был как акустический, без барабанов (с эпизодическим лупом), а всю функцию перкуссии фактически монополизировала табла. Плюс обилие, пожалуй, сильнейшего за всю историю группы музыканта – скрипача Гены Лаврентьева, этого русского Субараниама, абсолютно повернутого на родине Вед. Выполнявший в полной электрической ипостаси проекта роль мощной, но все-таки отдельной краски, здесь он полностью уволок музыку группы в довольно хмурую культово-ритуальную этнику.
Можно, конечно, говорить о том, что мессидж Рады сам по себе весьма ритуален. Но здесь получилось, что все эти индийские дела – звук как энергия космоса, ритм развития Вселенной – стали работать и без Рады, как бы сами по себе, лишь более-менее удачно всасывая ее тексты и вокализы в свой мощный торжественно-медитативный поток. Отчасти этот эффект можно списать на обычное для данного коллектива отсутствие внятного саундпродьюса: инструменты свалены в одну кучу, словно принципиально не выстраиваясь в ясную звуковую картинку с отчетливыми планами. Все звучит очень напористо и малоосмысленно, скорее наваливаясь на слушателя, нежели погружая его в свою стихию. «Нечисть лесная толпится в дверях». Впрочем, на внушаемого человека этот навал может произвести довольно лютый психоделический эффект. Особо светлыми используемые энергии как-то не кажутся.
Тем не менее, именно в этот альбом несколько неожиданно затесались экскурсы Рады в стилизованный романс («И время выжженое вслух») и шансон («Waltz»). Впрочем, жанровой чистоты исполнения здесь не найти: несмотря на всю ритмическую конкретность. Рада в своей фразировке все равно остается больше в космосе, нежели на земле стилевой чистоты. «Между домов – невежество масс». Эти астральные сентенции русское радио ни за какие ковриги не скушает.