«Мы вышли из кино», — трибьют-сборник, опубликованный интернет-порталом Медуза к 55-летию Виктора Цоя. На сборнике можно услышать интерпретации от БЦХ, Noize MC, Обе Две, Антона Севидова, Mustelide, многих других артистов.
«Песни Цоя – примитивны и гениальны, он просто удачно «попал в струю», его успех подпитывался множеством факторов. Может ли Цой стать «национальной идеей», и как происходит строительство этой «идеи», об этом в дальнейшем.
Сейчас песни «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» кажутся основой русского рока, чем-то даже немного кондовым, заезженным, всем известным. Но когда Цой первый раз спел их в рок-клубе, это выглядело совсем не так уверенно, воспринято было скорее как что-то необычное, не совсем понятное.
Почему они стали тем, чем стали? На мой взгляд, дело не только в безмерной талантливости этих песен. Дело в самом Цое – его абсолютной цельности, целеустремлённости. Судя по воспоминаниям, музыкант даже в ранние годы не был «романтиком из подворотен». У него, как представляется, была четкая, меняющаяся от года к году картина, как должна выглядеть его музыка: что он хочет получить. Цой планомерно работал над песнями, их продвижением, знакомством с нужными людьми – никакие личные отношения, дружба, алкоголь не могли затмить важность всего этого.
Фанатизм в продвижении к цели может привести на вершину и бездарного автора. А такого, как Цой, приведёт обязательно. Многие, кстати, вспоминают, что лидер «Кино» очень любил учиться – не брезговал голосовыми упражнениями, над которыми другие смеялись, подолгу сидел с гитарой, ища неожиданные гармонии. Исходя из вышесказанного, убеждён, успех Цоя не был случаен, был закономерен, был подготовлен самим Цоем, и теми, кто был не случайно рядом.
Сейчас стало заметно, что совершенно разные круги, площадки, люди выдвигают Цоя в качестве национального героя. Издания самого разного плана сочли необходимым высказаться по поводу 55-летия основателя «Кино» – проект «Медузы» с каверами, опрос «Сноба» на тему «Как хорошо вы знаете биографию Цоя», и это только капля в море. В разных городах устанавливаются памятники, доски. На официальном уровне вроде пока ничего не слышно, но уверен, центральные телеканалы – «проводники» национальной политики, сделают еще не один фильм к памятным датам 60-70-80 летиям.
Песни Цоя объединяют, каждый может найти в них что-то своё, при этом во всех случаях они искренны.
Конечно, любая идея, став «официальной», начинает выхолащиваться, утрачивать свою сущность. Можно себе представить, что будет, если школьники окажутся обязанными выучивать песни Цоя к государственным праздникам.
Что-то более нелепое трудно представить, почему-то кажется, что подобное не произойдёт, сам материал, сами песни противостоят такому отношению.
В любом случае, память о Цое – она не выхолощенная, не формальная, не школьная. Трибьютов только официальных уже три, а любительским версиям нет числа – это не значит, что память, не будет меняться – будет, должна, всё уходит, становится блёклым.
Но на данном этапе, «скрепа» в виде русского азиата Цоя, его песен жизнеспособна, привлекательна, в ней нет агрессии, деления на «своих, чужих», при нем солнце было ярче, деревья были большие, а все народы СССР жили единой общей семьей» – Виктор Цой трудолюбивый русский кореец.
Смотреть.