Александр Хубеев родился 28 декабря 1986 в Перми. В 2011 году закончил композиторский факультет МГК имени П.И.Чайковского, в 2014 году – аспирантуру этой консерватории (класс композиции Юрия Каспарова и класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). С 2014 Александр – координатор Международной Академии Молодых Композиторов в городе Чайковском.
Он принимал участие в мастер-классах композиторов: Беата Фуррера, Ивана Феделе, Брайана Фернихоу, Марка Андре, Филипа Леру, Хая Черновин, Пьерлуиджи Биллоне, Франка Бедросян и многих других.
Александр Хубеев является стипендиатом международных курсов в Дармштадте (Германия, 2014), победителем престижного конкурса молодых композиторов “Gaudeamus” (Нидерланды, 2015), а также лауреатом и дипломантом перечисленных ниже международных конкурсов в России, Украине, Италии, Аргентине и США:
• “Connecting music” (Киев, 2009, диплом)
• V Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (Москва, 2009, диплом)
• 3-й Конкурс молодых композиторов “Шаг Влево” (Санкт-Петербург, 2010, лауреат II премии)
• Международный конкурс композиторов на создание обязательного сочинения II тура Второго международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2010, победитель)
• Международный конкурс молодых композиторов “Посвящение Чайковскому” (Чайковский, 2010, лауреат II премии)
• Международный конкурс композиторов Le Note Ritrovate (Авеллино, Италия, 2010, победитель)
• Композиторские состязания «Пифийские игры» (Санкт-Петербург, 2011, Большой приз)
• Открытый конкурс композиторов сайта reMusik.org (Санкт-Петербург, 2011, лауреат II премии)
• VII Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (Москва, 2013, диплом)
• Salvatore Martirano Award (Университет штата Иллинойс, США, 2013, лауреат III премии)
• Международный конкурс композиторов conDiT (Буэнос-Айрес, Аргентина, 2014, победитель)
Музыка композитора звучит в городах Австрии, Аргентины, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Италии, Кипра, Молдавии, Норвегии, России, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции в рамках таких фестивалей как “Венецианская Биеннале” (Венеция, Италия), “MATA” (Нью-Йорк, США), “Transit Festival” (Левен, Бельгия), “Gaudeamus MusicWeek” (Утрехт, Голландия), “Darmstadt ferienkurse” (Дармштадт, Германия), “Ultima” (Осло, Норвегия), “Pharos International Contemporary Music Festival” (Никосия, Кипр), “Quandensprunge” (Карлсруэ, Германия), “Mixtur” (Барселона, Испания), “Московский форум” (Москва), “Дягилевский фестиваль” (Пермь), “Другое пространство” (Москва), “Контрасты” (Львов, Украина), “Московская Осень” (Москва), “Пифийские игры” (Санкт-Петербург), “Opus 52” (Нижний Новгород), “Европа-Азия” (Казань), “Украинская биеннале новой музыки” (Киев, Украина), “Международный МолОт-фестиваль” (Москва-Санкт-Петербург-Нижний Новгород-Пермь-Уфа) и многих других.
Среди исполнителей: Симфонический Оркестр Пермского Театра оперы и балета, Симфонический Оркестр Министерства Обороны РФ, Дубненский Симфонический Оркестр, Камерный Оркестр “Солисты Нижнего Новгорода”; такие ансамбли, как Nadar (Бельгия), Slagwerk den Haag (Нидерланды), Blackpage Orchestra (Австрия), Insomnio (Нидерланды), IEMA (Германия), ExNovo (Италия), ALEPH (Франция), Vertixe Sonora (Испания), Uusinta (Финляндия), Vortex (Швейцария), Illinois Modern (США), DAMUS (Аргентина), Московский Ансамбль Современной Музыки, Студия новой музыки, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, ГАМ-ансамбль, Ансамбль Nostri Temporis (Украина), eNsemble, Струнный квартет Cantando и многие другие.
Его музыка транслируется на «Радио России», «Радио Орфей», «France Musique» (Франция), ARTxFM (США), DeutchlandRadioKultur (Германия), Concertzender (Нидерланды), RTP (Португалия) и других.
Александр Хубеев – член Союза композиторов России.
Несомненные успехи молодого русского композитора вызывают большой интерес к его творческой позиции. Как он создает свою музыку, имеющую столь значительный успех и в нашей стране и за рубежом?
Вот что говорит об этом сам композитор:
«Мне интересно находить для пьес какой-то непривычный материал, который обладает специфическим тембром. При этом зачастую его исполнение связано с какой-то непривычной техникой игры на инструменте или использованием объектов. Важной особенностью материала является его “лимитированность”, то есть физическая ограниченность возможностей фактуры или способов игры, которые он дает (например, невозможно быстро играть пассажи или невозможность репетиций и тд). Это во многом подсказывает мне какие возможности дает именно этот материал, что является для него более естественным развитием (например, в пьесе Sounds of the dark time репетиция нот является наиболее простым и естественным способом игры материала у струнных). При этом я стараюсь строить пьесу из 1-2 типов материала, находить сходные звучания и работать с ними, а не перенасыщать композицию множеством материалов. Важно еще и то, что материал, в основном, должен быть достаточно дифференцированным с точки зрения звуковысотности или хотя бы с точки зрения использования разных регистров (даже если материал кажется скорее “шумовым”).
Одним из важных строительных элементов у меня является процессуальность. Притом я ее использую и на макроуровне (как принцип построения формы), так и на уровне различных постепенных изменений тембра, звуковысотности, плотности фактуры и тд, которые могут происходить разнонаправленно, параллельно и независимо, с разной скоростью и не всегда линейно. То есть сама фактура часто оказывается перенасыщенной различными изменениями и процессами, происходящими внутри нее. Мне скорее интересна музыка, где большая плотность событий на единицу времени. Даже если это тихая и (условно) медленная музыка.
В силу того, что я часто начинаю с какого-то одного материала, мне нравится не противопоставлять различные инструменты ансамбля, а наоборот – объединить их в некий единый инструмент (по крайней мере, это, зачастую, стартовая точка). Например, в Sounds of the dark time духовые начинают с очень сходного со струнниками материала, а потом постепенно отклоняются от него все больше и больше. Но в моментах плотной фактуры опять с ними сливаются (особенно в конце) и не всегда понятно кто, что именно играет. Для меня подобные моменты взаимодействия инструментов в ансамбле всегда являются интригующими.
Помимо того, что я часто использую электронику в пьесах (кстати, и в этой ситуации мне нравится микшировать акустику и электронику так, что не всегда понятно, что где происходит), я думаю, что даже чисто в акустических пьесах у меня иногда работают принципы электроакустической музыки. Помимо самого звучания, которое может показаться “электронным”, я иногда использую или имитирую принципы работы с электроникой – например, у меня есть пьесы для струнных, где у исполнителей под струнами находится пенопласт, не только изменяющий тембр, но и выделяющий определенные гармоники так, что струнные играют как бы мультифониками (с электроникой это вполне можно было бы сделать, используя вместе с исходником струнных, определенные плагины или фильтры). Мне зачастую бывает важен визуальный аспект исполнения, когда происходит или взаимодействие с видео, или с контролируемым светом, или взаимодействие с движением самих исполнителей (но не во всех пьесах)».
Список сочинений Александра Хубеева:
Струнный квартет №1 [2008]
“Pulsar” для кларнета (in B) соло [2008]
“Fluorite” для флейты соло [2008]
“Dies Irae” для органа (+версия для струнного оркестра) [2008]
“Soundscape” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано [2009]
“Факториал 2012” для симфонического оркестра [2010]
“Glassary” для 4 исполнителей со стаканами, линейками и смычками [2010]
“Шепот феникса” для скрипки соло [2010]
“Le re – majeur Chopin préparée” для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано [2010]
“Октофония” для 4 флейт и 4 саксофонов [2010]
“Отголоски будущего” для валторны соло [2010]
“Нуар” для сопрано, кларнета, фортепиано и ударных [2010]
“Кинематика” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, ударных и электроники [2010]
“Carmina urbana” для флейты, cаксофона и фортепиано [2010]
“Kundelku ujadaj perelko rob pieklo” для флейты, саксофона, тубы и баяна [2011]
“Звучание темного времени” для гобоя, кларнета, фагота, фортепиано и струнного квартета [2011]
“Massimo sempre” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано [2011]
“Темные струны” для скрипки, виолончели и контрабаса [2011]
“No comments” для трех исполнителей за клавишными гуслями [2011]
“Intonarumori” для 12 исполнителей [2011]
“Фобос и Деймос” для баяна и фортепиано [2012]
“Лес венских сказок” для клавесина и электроники [2012]
Струнный квартет №2 [2012]
“Sax of one” для саксофона соло [2012]
“eARTh” для тенор-саксофона, контрабаса, фортепиано и ударных [2012]
“Стереофобия” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и электроники [2012]
“Призма дуализма” для виолончели и фортепиано [2012]
“Метафизика” для струнного оркестра [2013]
“Somnambulicq” для альт-саксофона, видео и электроники [2013]
“Играй, гармонь!” – парафраз для 5 исполнителей на пьесу «Мужик на гармонике играет» из «Детского Альбома» П. И. Чайковского [2013]
“Триллер” – парафраз для скрипки, виолончели и фортепиано на пьесу «Мужик на гармонике играет» из «Детского Альбома» П. И. Чайковского[2013]
“Cryptocalypse” для виолончели, видео и электроники [2013]
“Study for new music” для флейты, бас-кларнета, фортепиано, ударных и струнного квартета [2014]
“Призрак антиутопии” для флейты, кларнета, фортепиано, ударных, скрипки, альта, виолончели, контрабаса, дирижера и акустических сенсоров [2014]
“Jamais vu” для фортепиано [2014]
“Тайны Новой Земли: в полярной ночи” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, аккордеона, live-видео и электроники [2014]
“ТЕКСТура” для видео и электроники [2014]
“Остров возрождения” (Песня мертвого города) для 4 ударников и live-электроники [2015]
“A posteriori” для 14 исполниелей [2015]
“Это было? Это будет!” для аккордеона, live-видео и электроники [2015]
“Река забвения” для ударника соло и ансамбля [2015]
“Меланхолия и тайна улицы” для сопрано, саксофона, аккордеона, гитары и фортепиано [2016]
“Game over” для двух струнных квартетов и фортепиано [2016]
“Индустриализация как первая ступень” для флейты, электрогитары, фортепиано, виолончели, ударных, света, видео и электроники [2016]
Музыка Александра Хубеева:
Канал на youtube
ссылка на плейлист в Soundcloud