rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

АСТРАХАНСКИЕ УРОКИ ВЫБОРНОГО БАЯНА ПИТЕРСКОГО СЭНСЭЯ ГИТАРЫ


Помнишь, как всё начиналось…

Я родился в Астрахани в последний день зимы 1978 года. У меня два старших брата Николай и Алексей. У нас в семье всегда пели, родители очень гостеприимные и, как положено, все застолья сопровождались «караоке» под баян. Хотя профессионально музыкой родители не занимались: мама была профессиональной швеёй, а папа по профессии физик, но в молодости он немного играл на барабанах в ансамбле. В какой-то степени это повлияло на мой выбор занятием музыкой. А позже, уже в подростковом возрасте, огромную роль в моей страсти к музыке сыграл знакомый, полный тезка известного исполнителя, Витя Цой. Он тоже был кореец и тоже погиб очень рано. Виктор виртуозно играл на гитаре. Мой старший брат Николай какое-то время играл с ним в группе на бас-гитаре, они играли рокабилли. Помню, как они однажды принесли к нам домой барабаны, и репетировали в нашей детской…

*

Обо всём по порядку

Когда домашние застолья переходили в стадию песен, и родители доставали баян, я отчетливо ловил себя на мысли, что хочу научиться на нём играть. Загорелся — хочу в музыкальную школу, учиться играть на баяне. При этом по здоровью я не проходил, поскольку у меня была дистрофия. После экзаменов завуч школы подошел, и сказал, что мальчик талантливый, но по нормам дистрофикам баян нельзя – может придавить. Посоветовала выбрать пианино или гитару. Но я упёрся — либо баян, либо ничего, в итоге поправили медицинские документы, и меня взяли в музыкальную школу имени Чайковского по классу баяна. На моих детских фото видно баян, мою макушку и руки по бокам — баян накрывал меня целиком.

Сергей Евсюткин в детстве с выборным баяном

Учился я не на обычном, а на выборном баяне — сложном инструменте, где под левой рукой одни басовые ноты, как у классического органа. На нём игрался соответствующий репертуар — я просто влюбился тогда в музыку Моцарта и Баха. Мне мой преподаватель баяна, бывший участник «Виртуозов Москвы», всегда повторял, что всю классическую музыку сочинил Бах, а всю современную Моцарт. При этом он был большим поклонником Beatles и Rolling Stones, музыку которых он исполнял на баяне. Так я пришел к рок-музыке — через баян. Он снабжал меня пластинками этих групп — О, Боже! — я дышал над этими пластинками, пылинки с них сдувал. Так, в семь лет я взял баян, и вместе с ним узнал много интересного не только про классическую музыку.

Сергей Евсюткин в детстве с выборным баяном

Но вернемся к Вите Цою. С моим старшим братом они вместе играли в группе, а с моим средним братом Алексеем проводили дружеские беседы на кухне, выпивали трехлитровые банки пива с астраханской воблой, Витя играл на гитаре. То, как мастерски он это делал, произвело на меня такое сильное впечатление, что я захотел играть так же. Приставал к нему: «Витя научи!». Он долго отбрыкивался, но «Упёртость» — моё второе имя. В итоге он показал мне песню Beatles, а точнее — одну фразу из неё, осваивая которую я довёл до белого каления всех родных. Надо учесть, на каких струнах это делалось тогда. Это были струны, сделанные из отходов военного производства, не то что нынешние — аккуратненькие и ровные. Тогда какие-нибудь болгарские струны за счастье было купить. Когда прихожу к поликлинику сдавать кровь из пальца, всегда левую руку даю, потому что на пальцах правой у меня мозоли — дрелью надо сверлить, чтобы до крови добраться. Вот так, благодаря Вите Цою, к баяну прибавилась ещё и гитара.

*

Гитарная болезнь

Позднее я увидел исполнение Stevie Ray Vaughan по видаку и стал по стоп-кадрам видео учиться его манере игры. Мой брат Алексей – настоящий фанат группы «Алиса», то есть, что такое «Армия Алисы», я знаю не понаслышке, красное на черном — для меня не пустой звук, и все соляки Чумы я знаю наизусть. Когда я услышал пластинку Joe Satriani — Surfing With The Alien, я понял, что вот он — оригинал «Алисы», понял, почему у них такая гитара на альбомах. Оказалось, что я не один такой был со своим желанием учиться мастерству у крутых гитаристов. Потом были альбомы Steve Vai, Eric Clapton, Mark Knopfler, Eddie Van Halen видео Gary Moore, B.B. King, Chuck Berry…

Сергей Евсюткин с гитарой

После школы я поступил на эстрадно-джазовое отделение по классу гитары, в Астраханское музыкальное училище. Набор был бешеный, а на класс гитары — просто заоблачный. Преподавательский состав — настоящий клад! Но и требования у них были соответствующие. На первом курсе было зачислено что-то около двадцати человек, а закончили только семь. Это о чем-то говорит. А сейчас, говорят, в Астрахани в музыкальном училище недобор, желающих мало.

Юный каратист – 1

Во время учёбы я работал в Астраханской филармонии в качестве сессионного гитариста Игоря Наджиева. Также работал с Надеждой Новосадович — известным автором песен и прекрасной исполнительницей. Мы работали с ней программу цыганских романсов, я был вторым гитаристом, играл на акустической гитаре. Как-то на концерт пришел ее отец Вячеслав Новосадович — руководитель цыганского ансамбля «Амэ – Рома». Дядя Слава подошёл ко мне и сказал, что я играю хорошо, но фламенко, а не цыганскую музыку. Я ответил: «Хорошо. Покажите, как играть цыганскую музыку». Он объяснил мне цыганские ритмические хитрости и немного ладовых, цыганскую структуру игры на гитаре. Открыл глаза, в чем разница между просто романсом, городским романсом и фламенко.

Директором Астраханской филармонии в то время был Попков Олег Федорович, замечательный человек, благодаря его усилиям при филармонии была создана молодежная студия для рок-музыкантов. Музыканты, как и везде, у нас в Астрахани по подвалам шарились, и он сделал по сути астраханский рок-клуб для них. Были прослушивание, отборы коллективов. Не помню, сколько было отобрано коллективов — пять или семь. Они вошли в молодёжную студию Астраханской филармонии. У нас были репетиционные базы, занятия с хореографом, отработка сценических движений перед зеркалом. Была запись в трудовой книжке, мы репетировали, гастролировали. По образу и подобию Москонцерта — все было серьезно и профессионально.

Юный каратист – 2

Если с гастрольно-концертной деятельностью всё было отработано, то сделать профессиональные записи было дело проблемным. В городе была одна приличная студия — «Резонанс», она же прокатная контора. Директор студии Сан Саныч Анохов купил в студию фирменный аппарат — комбики Marshall, профессиональный свет, звук. И на приезды звёзд мы работали у него грузчиками-технарями — шнуры наладить, подвесить ферму, порталы. За всё за это он давал время на студии. Писались мы на ленту, что-то из тех записей сохранилось.

*

Лихие 90-е

Астрахань 90-х — это был абсолютно бандитский город. Что только не являлось тогда предметом бандитского интереса — нефть, икра, рыба, места на рынках, анаша… С бандитами этими я общался, был у них «караоке по-русски» — меня могли высвистеть в любое время суток, и я аккомпанировал на бандитских сходняках. Как-то в одном ночном клубе сидел с такой вот компанией, вышла исполнительница и стала петь песню Gloria Gaynor — I Will Survive. Один из авторитетов спрашивает меня: «А им за эту караоку еще денег платят? Что у нее своих песен нет, что ли?» А ведь действительно, все эти каверы — это по сути воровство. Кто-то уже проделал огромную работу по продвижению, вложил средства, силы, эмоции. А кто-то другой зарабатывает на этом труде деньги.

Сергей Евсюткин

Одним из условий работы в молодежной студии Астраханской филармонии было именно наличие собственного материала. Мы играли свой материал, рок на русском. Именно так — не русский рок, а рок на русском языке. Я вообще считаю, что никакого русского рока быть не может, как не может быть казахского джаза или таджикского блюза. Рок — это американская музыка. Это нам еще в училище хорошо вбили в голову, что история рока начинается от архаического блюза, от негров, от их шестнадцати тонн за смену, которые надо было сделать. Нет такого стиля русский рок, не существует, потому что это американская субкультура. Русская музыка — это русское страдание, сказания о нелёгкой доле. Потому так блатные и дворовые песни популярны, потому что главное, что есть в нашей культуре — это сказ, рассказ про житие-бытие, на трех аккордах рассказывают про долю свою тяжкую, то есть в этой стране, нашей Руси-матушке, музыка всегда была фоном звуковым для рассказывания, и к ней требования всегда и предъявлялись как фону – то есть чтобы сильно не мешала, лишь местами подчеркивала важность момента, делала какой-то акцент. «Про чё песня?» Слушателя всегда интересует сюжет песни, а не ее музыкальные извивы. Шнур, в том числе, это понял, у него все песни — это анекдоты, смешные истории из жизни, а фоном у него клезмер идет. То есть слушаем веселые истории и дергаемся ритмично — мечта публики. Для западного человека всё наоборот, главное, есть какая-то информация в музыке или нет, а слова второстепенны, либретто у всех примерно одинаковое. Главное — мелодия и гармония — как это всё оформлено.

У нас есть русская рок-поэзия протеста 80-х на фоне общемирового нью-вейва. А вот по поводу первых металлистов — у меня есть подозрение, что они были казахскими акынами, потому что их «галоп» очень смахивает на игру на казахской домбре, которая в свою очередь имитирует конский топот.

Группа молодежной студии Bread-House, в которой я играл, придерживалась именно этой позиции. Мы играли рок с русскими текстами. Тексты были разные, в основном лирические. Группа была довольно популярная на местном уровне, мы много гастролировали по области и в соседние регионы.

Сергей Евсюткин

Астрахань — рыбацкий город, практически все жители города рыбаки. Поэтому День рыбака — это второй день города. Это масштабный праздник, с концертом звезд и салютом. Как правило, главная сцена находилась около главной достопримечательности города — Астраханского Кремля. Помню, на одном из таких концертов по случаю Дня рыбака группа Bread-House исполняла песню «Я птица». Меня и вокалиста группы Алексея Абрашкина на огромном подъемном кране подняли до кремлевских куполов. Я так увлёкся действием, что не заметил, как кран поднял нас на большую высоту. Поворачиваю голову, а рядом огромный крест. Мне так жутко стало, до спазма в руках, еле дождался спуска на землю. Но было круто. Воспоминания остались на всю жизнь.

*

Северная Пальмира

Когда жена была на седьмом месяце беременности, дом, в котором мы жили, сгорел. Позже пожарные сказали, что это был поджог. В то время по городу прокатилась волна поджогов. Таким образом освобождались лакомые куски для застройки. Буквально за несколько дней до этого мне поступило предложение поехать в Санкт-Петербург. Собственно, теперь ничего в городе не держало, дом сгорел, с работой все обстояло так, что профессионально расти было некуда, а играть в кабаке мне никогда не нравилось. Взяв свой небольшой музыкальный скарб — комбик c веслом, я поехал в город, жить в котором мечтал с тех пор, как мой брат начал слушать «Алису» и другие группы Ленинградского рок-клуба.

Лимит А

Первое, что бросилось мне в глаза по приезду в Питер, это просто полчища музыкантов – кругом были люди с кофрами, чехлами, инструментами. Такое чувство, что каждый второй в этом городе музыкант. Значит, вопрос с музыкантами решен – так я подумал и пошел вешать объявление о кастинге в «кулек». Конечно, мне хотелось играть с профессионалами. Так, по объявлению, был набран первый состав группы «Лимит А». В первом составе нашей группы все ребята грамотные были, болели музыкой. Я очень рад, что именно с ними началось мое музыкальное знакомство в этом городе. Рад за каждого из них. Наши пути разошлись, я не мог их держать, потому что ребята молодые – им начали поступать предложения от других коллективов. Например, наш клавишник Женя Бабенко сейчас работает в группе «Марсель», бас-гитарист Денис Сусин играет у Светы Сургановой, а барабанщик Руслан Гаджимурадов вообще нарасхват.

Лимит А и Андрей Тропилло

Вокалистом группы был Слава Коровин, он тоже из Астрахани. Когда встал вопрос записи группы, мы с ним стали искать студию, нашли телефон Тропилло, позвонили ему и пришли. «АнТроп» позиционировался как продюсерский центр. Мы принесли свои пластинки, но Андрей Владимирович сказал, что ему надо слушать живьём, и мы приехали к нему повторно. В итоге он предоставил студию в рамках продюсерского проекта, и мы записали там первую пластинку «Второе дыхание». Сама студия была бесплатной, мы заплатили только за полиграфию. Второй пластинкой, выпущенной на «АнТропе» был сингл «ДМБ». Тропилло позвонил и сказал: “Евсюткин, у тебя два часа, приезжай, вези свою «Дембельскую» песню, будем выпускать”. Я приехал, отдал ему мастер, но он сказал, что как-то пустовато на пластинке. Тогда я в шутку сказал, что все выпускают альбом и к нему сингл, а почему не сделать наоборот? После непродолжительной паузы решение сделать именно так было принято, и к нашему синглу бонусом был включён альбом «Второе дыхание». Этот сингл распространялся даже в Европе, также его получили подписчики журнала FUZZ. Сингл был выпущен на гибких дисках, которые придумал Тропилло. Они гнутся, при этом не ломаются, не царапаются, не трескаются. В общем, если бы не придумали флэшки, то за этими дисками точно было бы будущее. Но несколько релизов на гибких дисках он все же тогда выпустил. И самый первый аудиорелиз в мире на гибком диске был сингл группы «Лимит А».

Антроп

Однажды солнечным питерским утром Андрей Владимирович Тропилло стоял на крыльце своей студии и разговаривал со своим племянником Ясином, который тоже работал в студии. Они жарко обсуждали, где этим солнечным питерским утром найти нормального аранжировщика. Я стоял неподалеку и, услышав про их проблемы, сказал им, что я по образованию аранжировщик, что у меня есть диплом на сей счет и что я могу его показать. Они переглянулись, как кот Базилио и лиса Алиса, сказали, что им надо показать не диплом, а то, что я умею. Мы прошли в студию, я сделал им аранжировку, они снова переглянулись и взяли меня на работу официально по трудовой.

В это время и моей жене предложили работу по профессии на полный рабочий день. Нашему сыну только исполнился 1 год, а поскольку бабушки с дедушками у нас остались в Астрахани, сидеть с ребёнком нам приходилось посменно. Благо график работы в студии это позволял. Тропилло узнал про эту ситуацию и дал оборудование — пульт, ближнюю мониторную линию, микрофон — мне на дом, чтобы работа шла продуктивно, и не надо было тратить время на проезд. И я сидел дома и работал. Много тогда в перерывах между кормлениями и пока ребёнок спал, альбомов сделал. Моя благодарность Андрею Владимировичу не имеет границ! Многие считают Андрея сумасшедшим, но так говорят люди, которые либо его не знают, либо знают плохо. Его мозг работает, как атомные часы, у него энциклопедические знания, с ним интересно общаться. Но в то же время Тропилло хорошо умеет троллить, любит эпатировать, делает специально так, чтобы все шло вразрез с общим мнением. Он прекрасно понимает, что вызывает просто шквал негатива к своей персоне. Зачем он так делает? Не знаю. Но в этом и есть Тропилло.

Процесс обучения. Сергей с ребенком

Помню такой случай на студии был. Андрей Владимирович ждал привоза нового пульта в студию и, получив его, проводил обряд его освящения — сам с кадилом ходил вокруг него, в какой-то момент ритуала он разбил о новый пульт бутылку портвейна, так что работа на новом пульте началась с его ремонта.

На студии всегда было много людей, а Сергей Богаев жил на студии. Он работал, записывал альбом «Облачного края». При этом Сережа выпивал и выпивал много. Может поэтому, а может и нет, но одну песню он мог писать долго, долго сводил, писал по семь – восемь рифовых гитар, каждую гитару сгонял с пяти комбиков, колдовал по полной. В один из прекрасных питерских вечеров Богаев спал, утомленной работой и алкоголем, а я делал кому-то аранжировку. Звонит Ясин: «Ты на работе? Я сейчас приеду». Я Богаева бужу: «Кердык! Ясин едет!». Богаев никакой, только рукой машет, как будто на гитаре играет. Ну, думаю, доигрался наш Серёжа, Ясин сейчас зайдёт, а меня тут это чудо валяется. Я давай Богаева поднимать, кое-как пинками и волоком, спрятал его в туалет и закрыл на ключ. Приезжает Ясин, кричит: «ГДЕ ОН?!». «Кто?» — говорю. «БОГАЕВ, БЛЯДЬ!». «Не было» — говорю. «ВРЕШЬ! ТУТ ВОНЯЕТ ЕГО БЛЕВОТОЙ!». И давай бегать его искать. Два круга Ясин по территории сделал. Посланные истребители вернулись ни с чем, уехал Ясин. Сижу дальше работаю. Через время, когда уже наступала чудесная питерская ночь, я вдруг вспоминаю, что Серегу я в сортире забыл. Бегом туда — там бешеный Богаев с похмела на меня — АААА!!! — орёт. Стучать он боялся, чтобы его не спалили, а я про него забыл. Как же он тогда на меня орал. Прооравшись, он улегся опять спать в гитарную. Но надо сказать, что, когда Богаев был трезвый, это совсем другой человек был. А как он работал над звуком — это надо было видеть!

Корнелюк и Евсюткин

Со многими музыкантами я познакомился на студии «АнТроп» или благодаря Андрею. Вот как-то пришла Андрею Владимировичу идея с возобновлением группы «Зоопарк», все вокруг были против, но его-то это как раз и простимулировало еще больше. И довелось нам этим составом выступить на вечере выпускников юридического факультета, где учился Дмитрий Медведев и другие известные и не очень личности. Там же пел Корнелюк, тогда я с ним и познакомился. С БГ мы познакомилась у Андрея Владимировича на студии на Цветочной в курилке за зеленым чаем. Потом позвонил Борису Борисовичу, говорю, песню хочу спеть совместно. Он попросил меня прислать песни, которые я предлагаю ему спеть. Я прислал, после чего воцарилась тишина. Я ему тогда опять позвонил, спросил что-то не понравилось, он ответил, что те песни, которые я ему прислал, больше Шевчуку подходят. Тогда я предложил спеть его песню «Дуй». Ну и сделали ее. Записывались по отдельности.

*

Учитель гитары

В детстве мне очень лень было учить ноты, мне хотелось играть, а не учить. Тогда я и придумал свою методику, которую защитил, и по ней даже в некоторых музыкальных школах ведётся преподавание. В музыкальной школе я просил преподавателя показать, как играть произведение, потом играл его по памяти, а не по нотам. Когда его играл потом на уроках, с умным видом смотрел в ноты, а играл при этом по памяти, нот не зная. Естественно, когда это выяснилось, был скандал, и пришлось ноты выучить за неделю.

Сергей Евсюткин сегодня

Суть методики в том, что первым делом я спрашиваю у ребенка, какую песню он бы хотел научиться играть, какая музыка ему нравится. Потом берем его любимую песню, разбираем её, и на основе этой песни я ему даю понятие гитарных нот — показываю, предлагаю записать по нотам и посчитать. То есть в начале я учу играть, а потом анализировать и даю нотную грамоту. Ребенок своё любимое произведение видит в развёрнутом виде. Потом я ему начинаю объяснять, что такое аппликатура, говорю ужасные вещи, что ребенок может ставить руку как ему удобно, потому что руки у всех разные. Далее идут упражнения по раскоординации, ими можно заниматься без инструмента — все пять пальцев мы кладем как на пианино на поверхность, а потом оставляем мизинец и средний палец, остальные пальцы поднимем. Потом то же самое, только для других комбинаций пальцев – мизинец и средний пальцы поднимаем, а безымянный, указательный и большой – на поверхность ставим. Всё это начинаем делать обеими руками синхронно и под метроном. Этим упражнением мы заставляем работать свое спящее правое полушарие. Ту же цель преследует упражнение — писать левой рукой, если ты правша, и, наоборот, для левшей — правой рукой. Я детей заставляю это делать сразу, они у меня книги так переписывают. Потом двумя руками одновременно пишут одно и то же слово. В начале сложно, но постепенно привыкают, и в какой-то момент скорость освоения музыки учеником возрастает кратно. Еще одна особенность методики состоит в том, что каждый урок — это как уровень в компьютерной игре. И пока уровень не пройден, next level is closed, мы долбим этот уровень.

Как заглушить струны для тренировки звукоизвлечения

Среди моих астраханских учеников была девочка, у которой очень сильно страдала техника. И тут я вспомнил про прием, который сам придумал и которым сам себя тренировал — между струн продергивать бумажку и ставить на гриф в самый конец, и на шестой струне бумажка подвязывается. Таким образом можно добиться одинакового извлечения звука и вверх, и вниз. Пальцы при этом должны стоять возле каждого лада — сразу растяжка. Это позиционная игра. Получается сурдинный звук, в котором мы слышим правильный щелчок. То есть получается игра по позициям, и каждая позиция идет от лада. Ещё сюда же мы добавляем хорошее упражнение «паук». В итоге этих упражнений начинают звучать все струны, даже мёртвая третья. Вот так девочку я мучил, в итоге она заняла первое место. Когда её потом в школе спросили, как она подняла технику, она ответила, что училась у Евсюткина, и все понимающе закивали. Все оттестировано и одобрено, теперь эти упражнения делают все мои ученики.

ДЛЯ SPECIALRADIO.RU

Материал подготовил Алексей Вишня


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.