Именно следующий отрывок из воспоминаний В.Шаповалова подвиг меня взяться за написания этой статьи. Вернее былое заблуждение, что кто-либо из Слободкиных имел отношение к созданию ансамбля “Москвичи”: «А через некоторое время, мы с удивлением узнали, что в Москонцерте появился ансамбль с нашим названием “Москвичи”, но под управлением певца Юлия Слободкина… Вот как можно было в то время спокойно присвоить себе чужое, популярное название группы. Ю.Слободкин являлся братом Павла Слободкина – руководителя ВИА “Весёлые ребята”, а этим всё сказано…» (VALEROCK: Типо моя «жизнь в искусстве», часть 2: Коктейль бар «Времена года» – Specialradio.ru – май 2007).
А вот как всё звучит официально: «ВИА “Москвичи” образован в Государственном концертно-гастрольном объединения РСФСР (Росконцерт) летом 1971 года при активном участии экс-гитариста ВИА “Веселые ребята” Валерия Беспалова. Он покинул «ребят», когда их руководитель Павел Слободкин решил кардинально изменить состав, сделав ставку на самодеятельных музыкантов из любительских бит-групп. Ансамбль создавался в основном для сопровождения, уже достаточно популярного к тому времени, певца Олега Ухналева. Основу новому коллективу составили, помимо Беспалова, трубач Александр Соколовский, барабанщик Владимир Чугреев, вокалисты Евгений Гудков и Георгий Мамиконов.
Первым руководителем нового ансамбля стал выпускник Московского государственного хорового училища Валерий Дурандин (бас-гитра, вокал). Впоследствии он окончил дирижерско-хоровой факультет института им. Гнесиных».
Режиссером их первой программы стал Олег Непомнящий. По протекции администратора «Веселых ребят» Михаила Плоткина Непомнящий устроился в Росконцерт и был определен в ВИА «Москвичи». Они довольно легко прошли худсовет и получили право на гастрольный прокат программы. Ничего, казалось, не предвещало неприятностей, но они случились буквально сразу.
Перед премьерой в Саратове Ухналев переборщил со спиртным и не смог работать. Гастроли были сорваны, ансамбль отправили назад в Москву, где Ухналёва и уволили. Эта ситуация поставила ансамбль на грань распада, но опять помог Плоткин. С его помощью в «Москвичи» перевели Юлия Слободкина – экс-солиста «Веселых ребят», который в тот момент подумывал о сольной карьере.
С приходом Юлия Слободкина в «Москвичи» он стал не только основным вокалистом, но и художественным руководителем ансамбля.
Далее, по словам Непомнящего у него возникла мысль “пригласить в коллектив еще одного исполнителя, по возможности – певицу”. Так в ноябре в ансамбле появилась Алла Пугачева, которая в это время сидела дома после рождения Кристины. Вскоре она так втянулась в работу, что взяла на себя режиссерские обязанности и полностью переработала концертную программу, не считаясь с мнением штатного режиссера. В итоге ему пришлось покинуть коллектив.
Ансамбль переживает не лучшие времена. Репетиционная база у “Москвичей” была во Всесоюзной творческой мастерской артистов эстрады, которая находилась на ВДНХ. Худруком ее был режиссер Маслюков. Подготовка новой программы с Пугачевой затягивалась, и это сильно сказывалось на заработках музыкантов, поскольку в такие моменты Росконцерт платил им только часть зарплаты (79 рублей в месяц). От нехватки денег приходилось играть на танцах.
Вскоре Беспалов получил предложение возглавить ансамбль Галины Ненашевой, чем незамедлительно и воспользовался. Вместо него появился гитарист и певец Игорь Капитанников (из ВИА “Современник”). У “Москвичей” трудно складывался собственный репертуар. Требовались и новые музыканты, понимавшие специфику жанра и могущие реализовать ее на практике. Так в ансамбле появился Геннадий Макеев.
В начале 1972 года Пугачева переходит в оркестр Олега Лундстрема. Быстро оценив небольшой потенциал нынешнего состава музыкантов, Макеев принялся за его модернизацию. А поскольку он был человеком деятельным и амбициозным, то и начал он это дело с размахом. На первых порах требовался другой барабанщик, второй гитарист, играющий соло и яркий солист. Новым барабанщиком, причем поющим, стал Михаил Филиппов, которого Геннадий нашел в одном из ресторанов Москвы.
Другим новобранцем стал Александр Барыкин, который работал тогда в кафе при кинотеатре “Октябрь” в джазовом ансамбле п/у Г.Малышевского. Решив, что “для кабака Барыкин слишком хорошо поет”, Макеев уговорил его перейти в “Москвичи”. Так в ансамбле появился первый яркий солист. Проблему с соло-гитаристом решить так и не удалось. И хотя Геннадий приводил пробоваться многих, включая и И.Дегтярюка, но Ю.Слободкин всех их отвергал.
Любопытный факт: когда через год брат Геннадия Алексей Пузырев (работавший в ВИА “Веселые ребята”) привел того же Дегтярюка к другому Слободкину и тот его незамедлительно принял.
Первые гастроли ансамбля состоялись летом 1972 года в большой сборной программе «Концерт-песня», в которой принимали участие вместе с советскими артистами разных жанров и гости из социалистических стран. Сопровождал их оркестр Московского театра эстрады п/у Л.Мерабова. У оркестра не было своего пианиста, и Г.Макеев после выступления с «Москвичами» переодевался и работал в составе оркестра. Там он присмотрел тромбониста и скрипача Игоря Осколкова и перетащил его в свой ансамбль.
Бурная деятельность Геннадия по усилению состава не всем в ансамбле пришлась по вкусу. Появились разногласия, затаились обиды.
В это же время молодой композитор Давид Тухманов написал цикл молодежных песен, и кто-то посоветовал ему обратить внимание на “Москвичей”. Он предложил ансамблю три песни: “Как прекрасен этот мир”, “Налетели дожди” и “День без выстрела”. Две первые были записаны, третью записать не успели, но Ю.Слободкин исполнял ее на концерте. Причем в песне “Как прекрасен мир” “Москвичи” записали только вокал, который был потом наложен на оркестровую фонограмму. В концертной программе эта песня стала их коронным номером, уже под аккомпанемент собственного струнного квартета.
В конце октября 1972 года в ансамбль приходит саксофонист и скрипач Ефим Дымов, ставший впоследствии его руководителем, и остававшийся таковым до самого распада группы.
Ефим Дымов (Пустильник) родился в Молдавии. В 7 лет переехал с родителями в Ригу. Отец был профессиональным музыкантом, он научил сына в 14 лет играть на саксофоне (до этого он с шести лет занимался на скрипке). Музыкальная карьера началась в оркестре Р.Паулса. В Риге он стал руководителем оркестра в первом джазовом кафе “Аллегро”. В 1972 году, после окончания Рижского Политехнического Института (химфак), Дымов переезжает в Москву (его жена Наташа была москвичкой). Впоследствии Дымов в Москве закончит “Гнесинку” как хоровой дирижер, а затем Институт Культуры по классу саксофона.
Это Анатолий Могилевский, работавший в то время в “Самоцветах” познакомил Дымова с участниками ВИА “Москвичи”.
“Москвичи” имели довольно необычный для того времени состав. В нем сосуществовали – духовая секция: Игорь Осколков (тромбон) и Александр Соколовский (труба) и – струнное трио в составе тех же: Осколков – первая скрипка, Соколовский – вторая скрипка и Игорь Капитанников – виолончель. С приходом Дымова в ансамбле сформировалось духовое трио и струнный квартет.
В тот момент “Москвичи” переживали тяжелые времена. Не имея постоянного места работы, ансамбль работал по договорам от различных концертных организаций. Знакомый Дымова Валентин Константинович Леонидов – начальник концертного отдела Москонцентра устроил коллектив на работу в эту организацию.
А 1973 год стал последним в жизни “Москвичей”. Совсем недавно с популярного певца Валерия Ободзинского сняли, длившийся около года, запрет на выступления в Российской Федерации. Он перешел из Донецкой филармонии, где работал до этого, в Росконцерт и готовился к своим первым, после длительного перерыва, гастролям в столице.
К тому времени его популярность достигла такого размаха, что быть просто солистом в пусть и очень известном джаз-оркестре п/у О.Лундстрема было уже как-то не солидно. Требовалось иметь собственный коллектив, менее многочисленный и более современный.
Проблему решили очень просто. С 18 по 24 июня в Минске проходил конкурс на звание лауреата Всесоюзного фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР и X Всемирному фестивалю молодежи. В нем участвовали и вокалисты и вокально-инструментальные ансамбли. Помимо прочих наград победители получали право представлять нашу страну на X Всемирном фестивале молодежи в Берлине.
От Москонцерта на конкурс послали и “Москвичей”. Там ансамбль представил три песни: “Как прекрасен этот мир” (Тухманов-Харитонов), “Гляжу в озера синие” (Афанасьев-Шаферан) и обработку русской народной песни “Ой мороз, мороз”. Тем не менее, среди ВИА победили “Песняры” (Минск). Второе место не присудили никому, а третье разделили “Москвичи” (Москва),”Дос-Мукасан” (Алма-Ата) и украинская “Кобза”.
За конкурсом внимательно следил директор Ободзинского – Ефим Михайлович Зуперман, и после объявления результатов он встретился с “Москвичами”. Итогом встречи стало предложение о совместной работе. В материальном плане это обещало ансамблю пятикратное увеличение зарплаты со 150 до 700 рублей в месяц (зарплата инженера составляла примерно 120 рублей). Для этого ансамблю необходимо было выполнить четыре условия:
1. Отказаться от поездки на Десятый Всемирный фестиваль молодежи, которая была призом за победу в конкурсе.
2. Перейти из Москонцерта в Росконцерт.
3. Поменять название ансамбля.
4. Начать работать с Валерием Ободзинским.
Это предложение, сделанное напрямую участникам ансамбля, минуя и художественного и музыкального руководителей, подогрело внутренний конфликт в группе. После возвращения в Москву большая часть ансамбля потребовала от Слободкина убрать Макеева и тех, кто пришел с ним (кроме И.Осколкова – он примкнул к большинству), грозя в противном случае покинуть коллектив. Но это был всего лишь формальный повод, поскольку большинство участников группы уже приняли условия Ободзинского.
Конфликт перешел в вялотекущую стадию, и “Москвичи” успели еще съездить на фестиваль Прибалтийских республик в Калининград. После этого весь ансамбль ушел в отпуск, из которого конфликтующие стороны вышли в разные места работы: Макеев со своей командой уехал в Пицунду в спортивный лагерь МГУ, где начал репетировать новую программу и играть на танцах. Там он получил приглашение от Госконцерта поехать на гастроли с Джими Санти в качестве аккомпанирующего коллектива. Гастроли продлились два месяца. За это время Ю.Слободкин набрал новый ансамбль под старое название, но теперь это была чисто инструментальная группа.
Пока был отпуск Барыкин договорился о переходе в ВИА “Веселые ребята”. А вторая часть “Москвичей” перешла в Росконцерт и стала аккомпанировать В.Ободзинскому. Так закончил свое существование четвертый по счету вокально-инструментальный ансамбль Москонцерта…
Для Специального радио.
Январь 2006
НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 2. БОГОСЛОВСКИЙ ПРОТИВ ТУХМАНОВА: ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»
НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 3. ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ: ТУХМАНОВ ПРОТИВ БОГОСЛОВСКОГО