rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 2. БОГОСЛОВСКИЙ ПРОТИВ ТУХМАНОВА: ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»


Новое название ансамблю придумал И.Осколков. Отныне они стали называться “Верные друзья” и все свои концерты начинали с “Песенки верных друзей” (Т.Хренников – М.Матусовский) из одноименного кинофильма.

ВИА “Верные друзья”: нижний ряд – Дурандин, Пивоваров, Осколков, Капитанников, Мамиконов, Щеглов, верхний ряд – Соколовский, Дымов, Плоткин и Гринев

Во главе группы Ободзинский поставил пианиста и аранжировщика Юрия Щеглова, с которым он работал в оркестре О.Лундстрема. Вторым человеком, приглашенным Ободзинским из этого оркестра в новый ансамбль, стал гитарист Борис Пивоваров.

О появлении Пивоварова в оркестре Лундстрема Ю.Щеглов впоследствии вспоминал. Будучи на гастролях по Западной Украине у оркестра О.Лундстрема однажды был выходной. Музыканты оркестра пошли на местные танцы и были поражены замечательной игрой молоденького гитариста. После чего О.Лундстрем пригласил Б.Пивоварова в свой оркестр. По словам Дымова, «Щеглов был хороший музыкант и неплохой человек, но как обычно бывает в России, слаб по отношению к алкогольным напиткам». Что касается Пивоварова, то, как впоследствии говорил тот же Дымов, «он был очень талантливый гитарист, один из лучших в те годы. Как человек он был простой и приятный, но, к сожалению, тоже слаб на выпивку и травку”.

Состав ансамбля окончательно сформировался после того, как Дымов пригласил из Риги барабанщика Владимира Плоткина и бас-гитариста Юрия Гринева (из латвийского ВИА “Эолика”).

Около месяца ушло на репетиции. Была приобретена новая итальянская  аппаратура, деньги на которую одолжил И.Кобзон. Первые гастроли состоялись в Ленинградской области, где за 20 дней было дано 40 концертов.

Несмотря на плотный график первых гастролей, существенных доходов музыкантам это не принесло. Они получали всего 5 рублей в день, остальные деньги ушли на оплату аппаратуры и костюмов. Этот год отмечен еще одним заметным событием в жизни ансамбля – Б.Пивоваров купил  гитару “Гибсон” за 3500 рублей.

Весь 1974 год “Верные друзья” и В.Ободзинский интенсивно гастролируют. В их составе появилась первая солистка – Нина Буренкова  (из ленинградского ВИА “Калинка”). Ее пригласил Ю.Щеглов, который был ленинградцем и знал ее еще до работы в оркестре п/у О.Лундстрема.

ВИА “Верные друзья”: Буренкова, Кунцман, Капитанников, Дымов, Ятор

Где-то в начале года я впервые побывал на их концерте. Он состоялся в ДК Протвино Московской области. Еще, будучи школьником, в то время мы практиковали, весьма своеобразный, но достаточно эффективный способ проникновения на концерты. До его начала через служебный вход мы проникали за кулисы на сцену и отсиживались там за киноэкраном все первое отделение. В антракте уже спокойно спускались в зал, и второе отделение наблюдали уже оттуда. Так было и на этот раз.

Концерт начали “Верные друзья”, мы с другом в это время сидели сзади них за киноэкраном. Ожидая своего выступления, за кулисами прохаживался Ободзинский. Неожиданно он подошел к нам и о чем-то спросил. Произошел короткий разговор, после чего он снова ушел за кулисы. Из всего концерта почему-то больше всего запомнилась песня “Честно говоря” (С.Дьячков-М.Ножкин), которая была исполнена с некоторой долей театрализации, кто-то кого-то там носил там на руках.

Весной состоялись первые концерты Ободзинского (после длительного перерыва) в Москве. В газете «Советская культура» (22 марта 1974 г.) композитор Никита Богословский опубликовал вполне доброжелательную статью (под названием «Давайте замечать хорошее»). Он очень доброжелательно отзывался о сегодняшнем репертуаре певца, который, по его мнению, сделал правильные выводы из той критики, которой был справедливо подвергнут в прошлом. Отметил плодотворную работу певца с композиторами Д.Тухмановым, А.Пахмутовой,  Л.Афанасьевым, А.Флярковским. И особенно похвалил в исполнении певца песню Э.Колмановского “Алеша”.

В перерыве между гастролями «Верные друзья» записывают свой дебютный миньон (C62-04861-2), который в итоге стал самым успешным из всех когда-либо записанных ими. В пластинку вошли 4 песни: “Песня верных друзей” (Т.Хренников-М.Матусовский), “Снегурочка” (Л.Гарин-Н.Олев), “Девятый класс” (Б.Монастырский-Ю.Рыбчинский) и “Лишний билет” (С.Березин-Л.Дербенев).

Песню “Лишний билет” написал пианист “Самоцветов” Сергей Березин. Сергей сам предложил эту песню «Верным друзьям», поскольку “Самоцветы” по каким-то причинам ее не исполняли.

Песни “Снегурочка” и “Девятый класс” записал В. Дурандин. Последняя стала главным хитом ансамбля и его визитной карточкой. Иногда ее еще называют “Весна по имени Светлана”.

На киностудии им. Горького был снят фантастический фильм “Большое космическое путешествие” с музыкой А.Рыбникова. Первоначально “Верных друзей” пригласили записывать фрагменты инструментальной музыки вместе с ансамблем “Мелодия” Г.Гараняна.

Дело в том, что “Мелодия” и часть “Верных друзей”- бывшие лундстремовцы, очень хорошо знали друг друга и часто общались. Из этого вылилось дальнейшее сотрудничество в фильме. Потом Рыбников предложил “Верным друзьям еще и петь. Заглавную песню для фильма “Ты мне веришь” (сл. И.Кохановского) записал вместе с главной героиней Милой Берлинской Игорь Капитанников. Вокальная группа ансамбля “Верные друзья” исполнила в этом фильме и “Песню гонщиков”, а также принимала участие в других песнях картины. Впоследствии вышел миньон с музыкой из этого кинофильма.

ОБЛОЖКА ДИСКА

Следующий 1975 год был, вероятно, пиком популярности В.Ободзинского. Такого количества аншлаговых концертов не было ни у кого. При этом он очень мало записывался на “Мелодии”- несколько миньонов и иногда в сборниках разных авторов. Когда-то существовавший запрет продолжал оставаться в силе. А единственный гигант был записан им в далеком уже 1970 году.

И хотя пластинки  материальных благ их авторам не приносили, поскольку платили за них сущие копейки (основной доход все получали с концертов), но зато это был самый быстрый способ “раскрутиться”. А это напрямую было связано с увеличением концертных доходов. Да и самолюбие артистов очень сильно тешило. Аншлаги и бесконечные гастроли рано или поздно заканчиваются и забываются, а записанные пластинки остаются.

Конечно, и Ободзинский хотел записываться чаще. И, наконец, ему такой шанс представился: в лице композитора Никиты Богословского, того самого, который в прошлом году написал положительную рецензию на его первые гастроли в Москве.

Богословский предложил Ободзинскому начать совместную работу по записи его (Богословского) песен на “Мелодии”. Взамен, он обещал помощь в записи очередного гиганта. Лучшего варианта трудно было придумать. Дело в том, что Н.Богословский был председателем художественного совета на “Мелодии” и без его одобрения ни одна пластинка (кроме гибких) не получала “добро” на выпуск. Естественно, Ободзинский согласился.

Первой их совместной работой стал миньон “Валерий Ободзинский поет песни Никиты Богословского”. Все 4 песни были записаны в сопровождении ВИА “Верные друзья”. И хотя ни одна из этих песен не стала шлягером, сравнимым по популярности с песнями Д.Тухманова, тем не менее, пластинка получилась вполне удачной. И песни с нее стали известными. Правда, большой заслуги в том композитора не было. В тот период любая песня, попавшая в репертуар Ободзинского, таковой становилась.

Вскоре Валерий получает добро на запись своей второй большой пластинки. Однако, негласный договор между ними включал в себя еще одно условие – теперь  Ободзинский  мог работать только с вполне определенными авторами. Вера Дербенева (вдова поэта-песенника Леонида Дербенева) в книге «Леонид Дербенев: между прошлым и будущим» впоследствии рассказывала, как к ним пришел Валерий Ободзинский и сказал, что «ему предложили записать пластинку-гигант маститые композиторы, то есть члены Союза композиторов, которые, к сожалению, не хотят, чтобы стихи к песням писал Дербенев – у них свои авторы».

Дербенев пытался уговорить Ободзинского  и дальше работать  вместе. На что певец ответил, «что песни он будет записывать со своими новыми друзьями – Жарковским, Эдуардом Колмановским, Никитой Богословским».

Никита Богословский

По мнению многих Н.Богословский в то время был одним из самых влиятельных людей в музыкальном мире. Вот несколько примеров.

В 1985 году я разговаривал с Альбертом Асадулиным и спросил его: «Почему “Орфей” (зонг-опера «Орфей и Эвридика» в постановке ВИА «Поющие гитары») был показан в Москве лишь спустя 6 лет после своей премьеры?» – Он ответил, что когда сразу после премьеры в Ленинграде они собрались в Москву, то эта поездка  не получилось, поскольку на одном из заседаний Н.Богословский прямо заявил: «Пока в Москве не появится нечто подобное – «Поющим гитарам» здесь не место».

Надо сказать, что “нечто подобное” появилось в Москве благодаря сыну Н.Богословского – Андрею. Он написал в конце 70-х оперу-феерию “Алые паруса” (по книге А.Грина), которую исполнил ВИА “Музыка”, а потом и “Метроном”. Но даже влиятельные связи отца, хотя возможно, они к тому времени сильно ослабли, не помогли ему записать ее на диске. В 1980 году опера “Орфей и Эвридика” всё же была записана . В августе 1981 года она была впервые показана в Москве. А “Алые паруса” увидели свет на диске только в 1983 году.

Еще пример. На  Пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в октябре 1974 года Пугачева заняла 3 место. Как? Просто одна из исполняемых ею песен была  – “Ермолова с Чистых прудов” – Никиты Богословского.

Много позднее, вспоминая историю ВИА “Ариэль”, его руководитель Валерий Ярушин расскажет, что в 1972-73 года  в Челябинске  их практически разогнали. Они даже собирались переехать  в Латвию жить. И только благодаря Никите Богословскому остались в России. Он написал о них  в газете несколько строчек,  и этого было достаточно, чтобы их вернули в Челябинск.

Но вернемся к Ободзинскому. Диск под названием “Песня-любовь моя” (С60-05847-48) был записан под аккомпанемент  ВИА “Верные друзья” в первой половине  1975 года. В него вошли 11 песен, в том числе 3 песни Богословского-старшего с предыдущего миньона и одна песня – Богословского-младшего.

Надо сказать, что подобная протекция для сына не стала для Н.Богословского исключением и в дальнейшем. Практически сразу же вслед был записан дебютный диск ВИА “Ариэль” (С60-5891-2), где также наряду с песней Богословского-старшего присутствовала и песня Богословского-младшего. А во второй половине года записывался первый диск ВИА “Поющие сердца” (С60-6269-70). И ситуация в точности повторилась.

В составе “Верных друзей” произошли знаковые изменения. Появился новый бас-гитарист – рижанин Аркадий Фельдбарг, прежний – Гринев – вернулся в Ригу, а в ВИА “Веселые ребята” перешел Валерий Дурандин, ставший там аранжировщиком и басистом.

29 октября 1975 года в Театре Эстрады я второй раз видел В.Ободзинского вместе с ансамблем “Верные друзья”. Концерт начинали  “Верные друзья”, исполнив “Песню верных друзей”, но гораздо медленней, чем она записана на пластинке. Вероятно, это было следствием работы другого аранжировщика. Потом была  “Когда молчим вдвоем” (П.Слободкин-Л.Дербенев) – один из главных хитов того года (правда, в исполнении “Веселых ребят”).

Далее вышел Ободзинский. Он исполнил уже известные песни “Вечный вальс”, “Пойми меня”, “Лишь вчера” и т.д. Затем 2-3 новые. После чего вышел конферансье, а за ним опять “Верные друзья” двумя песнями закончили первое отделение. Второе отделение начал ансамбль тремя новыми песнями. Потом вышел Ободзинский и пел уже до конца концерта, в частности, “Песню о грифе” и поппури на темы своих прошлых хитов. Было и несколько новых песен. Всего на концерте прозвучали 27 песен, из них 20 исполнил Валерий.

Я пытался прямо на концерте записать состав аккомпанирующего ансамбля, когда его объявляли, но всех записать не успел. Тогда у меня получилось так: Юрий Щеглов – орган, Нина Буренкова – вокал, Александр Барыкин – малые ударные инструменты, Борис Пивоваров – гитара-соло и Аркадий Фельдбарг – гитара-бас.

Вскоре началась работа над очередным диском Д.Тухманова, литературный материал к которому готовила Т.Сашко. Пластинка обещала быть весьма необычной. Готовилась и записывалась она в строжайшей тайне. Никто кроме Тухманова и Сашко не знал, что в итоге должно получиться. Исполнители, участвовавшие в записи, записывали положенные им песни и о дальнейшей их судьбе ничего не ведали. Даже названия песен держалось в секрете.

ВИА “Верные друзья”: Капитанников, Пивоваров, Ободзинский, Фельдбарг, Буренкова, Дымов и Жарков

Диск Ободзинского “Песня – любовь моя” появился в продаже  в 1976 году. На него попала только одна песня на стихи Л.Дербенева “Сколько девчонок на свете” (музыка А.Зацепина) и одна песня Д.Тухманова “Листопад” (сл.В.Харитонова), причем последняя еще в 1974 году дважды выходила на пластинках. Это был своего рода прощальный жест в адрес своих бывших соавторов. Соавторы это хорошо поняли и затаили обиду.

Для самого Ободзинского все, вроде бы, складывалось неплохо. Н.Богословский избирается членом Правления Союза композиторов СССР и становится еще более влиятельным человеком.

В середине года в ансамбль «Верные друзья»  приходит очень сильный трубач Геннадий Жарков (из ВИА “Пламя”).

Для Специального радио.

Январь 2006


НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 1. ВИА “МОСКВИЧИ”

НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 3. ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ: ТУХМАНОВ ПРОТИВ БОГОСЛОВСКОГО

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.