ПолкУ шведских death-металлистов не то что прибыло или убыло. Они плодятся как и прежде, так же как и немецкие или русские. Но всё как-то международно помельчало. Вторичность в роке достигла жанрообразующих, просто незыблемых высот. Как результат – полная потеря интереса самих музыкантов к работе своих коллег по цеху. В свою очередь, бюджетные усилия скромных лейблов в условиях критичной конкуренции сводятся на нет глобализацией музыкальной индустрии. “Независимый” рынок изнывает под огромной массой “вторяка”, подписанного с парой узколобых целей: взять количеством и обогатиться за счёт шальной группы, случайно поменявшей местами две ноты в песне Iron Maiden или с корпспэйнтингом не таким как у покойных Immortal. Вместо самородков чаще появляются самовыродки. А у начинающих рок-музыкантов остаётся всё меньше возможностей самоопределиться и всё меньше площадок для разбега; рыночные требования к качеству, не смотря на вал предложений, финансово непреодолимы. Людям в студиях тоже хочется жрать. И всё в итоге сводится к тому, что музло – не предмет первой необходимости, а потому “пилите, Шура!”. С другой стороны, нужны ли сегодня краеугольные исполнители?
Гётеборг – город маленький. New Wave Of Swedish Death Metal в конце 80-х-начале 90-х возникла в результате роения “металлизированной” молодёжи в прокуренных залах единственного в Гётеборге рок-клуба Valvet-Club. Музыкальная ниша была относительно не занята, mind, так сказать, совершенно free. Это способствовало быстрому формированию сразу нескольких заметных коллективов с дружественным набором музыкальных составляющих и идентичным “гётеборгским” звуком: At The Gates, In Flames и Dark Tranquillity. Последние два коллектива-долгожителя бесспорно являются самыми яркими представителями melodic-death-metal в истории шведской рок-музыки. “Мы начали тусоваться вместе года этак с 84 года и ощущали постоянную принадлежность к сцене. Постоянно встречались в Valvet, болтали и напивались. Там же сыграли наш первый концерт. Там же повидали первые важнейшие в своих жизнях концерты, включая выступление Carcass”. Судя по воспоминаниям одного из основателей Dark Tranquillity Майкла Станне, время было действительно братское, все друг друга поддерживали и вдохновляли. “Нас мало интересовали будущие контракты, – мы просто дружили, сутками вместе репетировали и убивали на это всё время. Играть нас никто не учил, – показали пару риффов и “Smoke On The Water”, а дальше сами”. Наконец, в декабре 89 года Anders Friden (вокал), Niklas Sundin (гитара), Mikael Stanne (гитара), Martin Henriksson (бас) и Anders Jivarp (барабаны) решили оформиться в группу Septic Boiler. Образцом для подражания поначалу была немецкая сцена (Kreator, Sodom, Destruction), в Европе тогда рулил германский trash. После записи демо “Enfeebled Earth” группа сменила название на Dark Tranquillity и взяла другой курс, комбинируя максимальную скорость, более филигранную технику игры и агрессию на базе давящих “на гниль” гитарных раскладов. “Мы подумали: “Зачем делать немелодичную музыку с немелодичным вокалом? Ок если музыка немелодична, но в группе клёвый певец. Но петь никто не умел, поэтому мы решили по возможности оригинально скрестить агрессию и мелодию. Это и была наша идея”. Можно было говорить о дополнительном влиянии Morbid Angel, Rotting Christ, Merciless и мелодическом уклоне в ранние работы Helloween и Blind Guardian. Менялось и отношение молодых музыкантов к тому, что вытворялось в рамках DT. “Это всё больше затягивало; андерграунд жил тогда гораздо более активной жизнью. Мы вовсю обменивались флайерами, кассетами, и уже планировали концерты и записи”. В 1991 году DT на маленькой гётеборгской студии Soundscape записали на кровно сэкономленные у родителей кроны более качественное демо “Trail Of Life Decayed” и начинают выезжать с клубными выступлениями за пределы родного города. Компания была преимущественно из своих: At The Gates, Cemetary, Ceremonial Oath, Dissection.
Тогда же мексиканский лейбл Guttural Records бестолково, с ошибками при печати, но раритетно переиздаёт “Trail Of Life Decayed” в виде 7”EP. По прошествии лет Никлас Сандин может без ущерба для нервной системы вспоминать то время. “Конечно, мы старались сохранить контроль над…негативными аспектами. К счастью, плохой опыт взаимодействия с лейблами и партнёрами ограничился эпохой наших первых демо; сцена и мы были молоды и менее профессиональны. Это был андерграунд, где многие вещи делались на доверии. Тогда мы просто отправили этому пацану на Guttural Rec. записи и контрактик на одной странице, -кое-что из этого вышло”. Кстати, досадные ошибки при производстве компакт-дисков Dark Tranquillity и сейчас вызывают недоумение фэнов: то бонус-трека не найдут, то видео-клип куда-то пропал, то песня не та указана. Чтобы не скучно было. В 92 году следует кассетный релиз “A Moonclad Reflection”, который продемонстрировал стремление DT к усложнению материала, стабильному гармонизированию гитар и grim/groul вокалам. Шведами заинтересовался начинающий финский лейбл Spinefarm; подогретые небольшим бюджетом, DT снова загрузились в Studio Soundscape к Драгану Танасковичу и за две недели смастерили “Skydancer”(93). Альбом по своему революционный, сплавивший воедино блэковую атмосферность, дэтовую скорострельность, режущий шведский гитарный звук и обилие heavy и фолковых мелодий. При этом длинные песни с огромным количеством быстро сменяющихся риффов и гитарных линий обладали то притягательной воздушностью, то иногда напоминали бурный речной поток. “Конечно, мы планировали сыграть чистым звуком здесь, добавить “мяса” там, но не имели ни малейшего представления, как это сделать в действительности”. Можно не скромничать, – альбом был интересен, положительные реакции метал-общественности были вполне заслужены. Минусами являлись всё-таки достаточно дешёвый звук и кряхтение Фридена, не успевшего развить свои вокальные “фишки”. Он озадачился этим сразу, как только свалил из группы в конце 93 года. Гитарист Майкл Станне сразу же перешёл к микрофонной стойке, предварительно потренировавшись на записи дебютного альбома In Flames “Lunar Strain”. “Пламенные” не смогли тогда его переманить к себе на полную ставку и в качестве лёгкого “западла” воспользовались незанятостью Андерса Фридена. Станне целиком сконцентрировался на своих новых обязанностях вокалиста (все тексты на первых порах сочинял гитарист Никлас), а вторым гитаристом в DT стал Fredrik Johansson. На двух единственных осенних концертах в 93 году шведы играли уже в обновлённом составе. Успехи Майкла ощутимо преобразили фонетизм группы и добавили экспрессии, – человек просто вырывал свои лёгкие! А первой записью со Станне на вокале стал кавер Metallica “My Friend Of Misery” для трибьюта “Metal Militia”.
Дальше ситуация стала развиваться по нарастающей. Контракт со Spinefarm истёк, но группа решила доверить финнам ещё один 4-х песенный ЕР в 95 году – “Of Chaos And Eternal Night”. Нужно было “закрепить” нового гитариста, сменить студию (Fredman), обкатать пару новых идей и подготовить слушателя к культовой пластинке “The Gallery”(95). Она стала вехой в жанре мелодичного death-metal, наряду со “Slaughter Of The Soul” At The Gates и “Jester Race” In Flames. “The Gallery” издал французский лейбл Osmose, специализирующийся на архаичном black-metal и более-менее классическом death. “Сказалось наше давнее знакомство с хозяином лейбла – Herve. Было несколько предложений, в том числе и от Nuclear Blast, но наиболее приличную промоцию и пару лишних тугриков в кармане пообещал именно он”. Пластинку продюссировал Фредрик Нордстрем; он и его Fredman Studio по сей день являются бессменными эталонами качества всех записей DT. Он же на первых релизах оказывал им услуги в качестве клавишника и старательно впихивал в плотнеющий звук коллектива ангельские голоса разных шведских дев. Никлас: “Наконец, пришло ощущение, что ты выпускаешь пластинку на большом лейбле. Запись была тяжёлой из-за очень сложного материала, но мы репетировали как очумелые”. Выход альбома задержался на несколько месяцев, благодаря природной лени художника Christian Wehlin, ваявшего обложку. В итоге все усилия того стоили: релиз быстро распространился по Европе и до сих пор неплохо продаётся. В 1995 году DT впервые сыграли заграницей (Германия), на следующий год едут в небольшой тур с Impaled Nazarene, играют с Cannibal Corpse, Immolation и Vader.
Летом 96 Dark Tranquillity приступили к записи нового материала под общим названием “The Mind’s I”. Лейбл инициировал сначала выпуск ЕР “Enter Suicidal Angels” с ведущей песней “Zodijackyl Light”, где в остальных треках группа не совсем удачно продемонстрировала себя с экспериментаторской стороны. Люди ждали просто скоростных песен с красивыми мелодиями и интересными риффами. И дождались: “The Mind’s I”(97) обрадовал всех прикипевших к спринтерскому, кишащему рифами и дуэлирующими гитарами стилю DT и имел не меньший успех, чем полнометражный предшественник. Чего стоят треки “Hedon” или “Insanity’s Crescendo”! Пишущая братия измывалась над неосознанной конкуренцией с In Flames (альбомы и тех и других почему-то выходили аккурат в шахматном порядке). Но In Flames в 97 году по большому счёту уже навострились в сторону mainstream: по сравнению с Dark Tranquillity они почти отказались от хаотичного построения песен и резко сбавили скорость. Наши шведы возглавляют свой первый европейский хэдлайнер-тур, а в 1998 году расстаются с гитаристом Фредриком. Ему явно не понравилось то, во что грозил превратиться новый альбом “Projector”(99). Ещё на стадии его предподготовки стало ясно, что Osmose не оценит в музыке коллектива такие серьёзные преобразования. Слишком хорошо записано, слишком много электроники, слишком медленно, слишком много чистого голоса, слишком наворочено и анти-жанрово. И слишком красиво; все идеи, которые раньше инвестировались в скорость и энергетику, теперь касались мелодий, аккустических арранжировок и плаксивого пения Станне. Песни “Auctioned”, “Nether Novas” открывали чувственную сторону гётеборжцев, остальной материал качал (“FreeCard”, “Thereln”), но требовал более внимательного рассмотрения. “Группа значительно отдалилась от своей целевой аудитории, так что подписание контракта с Century Media позволило нам промоутировать именно ту музыку которую мы стали играть”. Новым гитаристом группы становится бассист… Dark Tranquillity Мартин, его вакансию занял Mikael Niclasson. Шестым участником принимается клавишник Martin Brandstrom, после чего отыгрываются все летние фесты 99 года и турне с In Flames, Children Of Bodom и Arch Enemy. Начиная с этого альбома, оформлением всех последующих буклетов группы (и десятков релизов других метал-команд) занялся гитарист Никлас, по совместительству хозяин дизайнерской конторы Cabin Fever Media. Стоит заметить, что многие отвернувшиеся от DT фэны первой волны со временем распробовали “Projector” и оценили его многослойность и зрелость. А его создатели были номинированы на шведскую премию Grammy. Вокалист откровенничает: “Нас это действительно не заботит. С каждым альбомом мы теряем часть фэнов и приобретаем столько же новых. Когда пишешь песни, предугадать реакцию людей невозможно. К тому же мы не живём за счёт музыки и не испытываем никакого коммерческого давления. Если напрямую зависишь от количества проданных пластинок, то будешь всё делать в угоду окружающим. Мы свободны от этого и делаем, что хотим; лейбл отбивает свои расходы на издание и концертную деятельность. А мы работаем дополнительно и сидим на “социале”. Не великое дело, если некоторые наши старые фэны не врубаются в новый материал”.
Но продавать хоть что-то было нужно. Поэтому элемент обратной связи на альбоме “Haven”(2000) присутствовал. Скорости не прибавилось, расстояние до ближайшего “тру-дэз-метал” не сократилось, но песни стали компактнее, логичнее, и совсем не осталось места для открытого голоса. Альбом символизировал тихую гавань, уединение где рождается музыка. Выполнив программу “максимум” – не повториться, группа сохранила безошибочную узнаваемость, доминирующую минорность и плотнейшее звуковое полотно. “Большинство нас знает друг друга чуть ли не с детского сада. За столько лет репетиций и живых выступлений мы сыграны так, что по другому не умеем!” Программинг остался на прежнем количественном уровне, но служил уже для создания лёгкой electro-gothic ауры и аналогии с Paradise Lost и другими “хамелеонами”. DT месяц колесят по Старому Свету с In Flames, Sentenced и To/Die/For и повторно отправляются в Японию, где уже пользовались заслуженным во время первого японского турне с Soilwork почтением. “Это был такой люкс, и еда и отель! Все просто п…ц какие вежливые! Знали бы они, какие мы на самом деле засранцы!” Очередной студийник “Damage Done”(2002) появился так же быстро, как и “Haven”. Он вовремя сбалансировал былую славу и “ура-эксперименты”: DT на тот момент были практически вытеснены из исконного жанра другими апологетами, крепнущими блистательными The Haunted и Corporation 187. Шведы на этот раз “показали зубы”, вспомнили с чего всё начиналось и выдали мощный агрессивный альбом с большим бюджетом, запасом идей и энергетики. Присутствовали клип к песне “Monochromatic Stains”, первый в истории группы инструментал “Ex Nihilo”, отличные рецензии и два американских турне. Настал момент, когда музыка Dark Tranquillity твёрдо перешла в разряд “салонной”, чем уже наслаждались их коллеги из In Flames. Последующие два года коллектив раздавал подарки поклонникам, правда, за их же деньги. В 2003 выходит долгожданный DVD “Live Damage”, в основе которого лежали съёмки концерта в известной в среде металлистов польской телестудии TVP в Кракове. В 2004 появляется ещё один объект фанатских инвестиций: “двойник” “Exposures: In Retrospect And Denial” с аудио-версией “Live Damage”, переизданными первыми ЕР, японскими бонусами и остатками студийных сессий последних трёх альбомов.
А новый альбом “Character” был готов ещё весной 2004 года. Но возникла заминка с новым контрактом; пока коллектив решал, с кем же ему дальше сотрудничать и в конце концов снова остановился на Century Media, пролетело пол-года. Нормально анонсировать новый EP “Lost To Apathy” лейбл смог только к ноябрю. Майкл вспоминает: “Сначала мы дико обломались, выяснив, что целиком альбом появится только в январе 2005, почти через год после его записи. У нас так свербило его везде и всем поиграть. В итоге, задержка сработала в нашу пользу: удалось презентовать новый сингл, клип и организовать будущие турне. А материал сохранил свою свежесть”. ЕР “Lost To Apathy” с ходу попал на 47 место в шведских чартах. Майкл: “Всё это нам не понятно: он продаётся лучше, чем “Damage Done” целиком. Я до сих пор считаю сингл-чарты сборищем отстойной музыки, для детишек. Теперь мы стоим на полках рядом с этим барахлом”. Заглавный трек впечатлял своей интенсивностью и гитарным “жиром”, остальные 3 трека (поппури, ремикс и live) можно было пропустить мимо ушей. Родившись таки в 2005 “Character” представлял собой более динамичную версию предыдущего студийника с примесью “The Mind’s I”, с обилием красивых бриджей, парной прокачкой риффов, эффектными сэмплами и соло. Но хромал в контексте других работ шведов монотонностью и иногда алогичными структурами, – тем, кто по достоинству оценил прогрессивность “Projector”, альбом показался скучным и поверхностным. Зато он подтвердил, что технически и мелодически DT остались высоким стандартом в экстремальной музыке. Маркетологи Century Media удачно протащили “Character” на американский рынок, где он превысил продажи всех предыдущих альбомов DT вместе взятых. Шведское вторжение в Штаты с Soilwork, Hypocrisy и Mnemic повлёкло за собой первый визит группы в Южную Америку (через Мексику в Коста-Рику, Венесуэлу и Колумбию).
За своё ближайшее творческое будущее шведы спокойны. Им ещё делать по контракту 2 лонгплея, энтузиазм шевелится, отношения в группе практически родственные, концертная подача востребована. Остаётся подождать, что преподнесут на суд общественности в феврале 2006 постоянные друзья/соперники In Flames, и можно будет заново пересматривать melodic-death-metal ГОСТ. Этим тоже палец в рот не клади. Элита, знаете ли.
Ян Федяев.
Официальный сайт – www.darktranquillity.com