«Люди по всему миру по-разному демонстрируют нам свою признательность: выкрикивают наши имена, называют нас богами, что, конечно, весьма странно. Ты можешь получить от них всё, начиная с фрагментов человеческих костей и заканчивая летящими на сцену дохлыми крысами».
Charlee D’Angelo
Интересно, а рок-музыка нынче способна переворачивать сознания и жизни людей, как это было в 70-х и даже еще в 80-х? Этот риторический вопрос я задал себе после прочтения недавнего интервью молодчаги Робб Флинн из Machine Head. Он сказал, вобщем-то, совершенно банальную, абсолютно несекретную на сей момент вещь: «Музыкальный бизнес высосал всю жизнь из креативности. Никто не отваживается рисковать, не смеет толкать себя вперёд к развитию, потому что всё теперь зависит от продаж в первую неделю! Всё крутиться вокруг бесцельного радиоэфира, и насколько хорошо прошло твоё последнее турне. В наши дни музыка перестала быть опасной, в ней не осталось никаких сюрпризов.
Их и не может быть. Клубы и промоутеры выдавливают из твоей души последнюю каплю спонтанности тем, что «не позволяют» тебе выходить за рамки. Музыка перестала быть важной. Вы можете говорить, что это не так, но факт есть факт: две мощнейшие рок-записи последнего года разошлись тиражом всего 400,000 копий, они даже не стали «золотыми». Музыка стала фоном сплошной игры. Зачем ходить на концерт, если можно посмотреть клипы на Ютюбе и брюзжать, как это дерьмово слушается вживую? Вы знаете, мне очень не хватает ощущения важности музыки! Я скучаю по временам, когда концерты были важны. Мне не хватает этого ощущения принадлежности к чему-то настолько большому в моём списке, ради чего я бы пополз по битому стеклу, чтобы его достичь».
Колоритность и неотразимая притягательность Arch Enemy лично для меня окончательно закончились где-то году в 2005, на момент выходa альбома “Doomsday Machine”. Покупательский азарт иссяк через пару лет на альбоме “Rise Of The Tyrants”, и то, хватило только на EP “Revolution Begins” (2007) в память о какой-то загранпоездке. От изобилия предыдущих и последовавших релизов и прочих маркетинговых предложений под маркой Arch Enemy иной фэн обязан расплакаться от умиления (с биографией коллектива можно ознакомиться здесь). А я после распада Carcass таковым себя считал, будьте уверены, и даже с появлением Анжелы Госсоу смог примириться. Но, увы, ожиданий чего-то цепляюще нового, или, чёрт возьми, хорошего старого, со стороны шведов с каждым последующим релизом становилось всё меньше, а предсказуемости всё больше. Да, идеальное качество, солидные инвестиции в поддержание имиджа, даже некая непотопляемость, где-то монотонно, а где-то было чуть побольше времени на сочинительство… Вот только ощущение отсутствия желания идти на риски и одинаково безопасные для продаж, промоутеров и японцев песенные формы на последних альбомах стали уж совсем неперевариваемыми. Из альбома в альбом – набор отсыревшей пиротехники, стандартных ритмических конструкций с парой техничных треш/дэтовых рифачков, сдобренных павер- и хеви-метальными отклонениями, с героическими припевами и залихватскими, виртуозными соляками, из которых с каждым новым альбомом вычищается та самая спонтанность и живой дух. С одной стороны, похвальная стабильность безо всякого обмана слушателей, честное, высококачественное ремесло. А с другой стороны, ничего, кроме первых трех студийных альбомов Arch Enemy с напрасно критикуемым вокалистом Йоханом Лиивой, слушать уже не хочется. К двойному концертному CD/DVD “Tyrants Of The Rising Sun”(2008), записанному в Японии, рука вообще не потянулась. Вроде и хорошая концертная энергетика с объёмным стадионным звуком, и картинка резкая, и закулисных съёмок с клипами и интервью хватает. Но нет, и даже жаба не душила.
В 2008 году произошло и ещё одно событие, существенно повлиявшее на дальнейшую судьбу коллектива. Группа уволила весь свой менеджмент и решила самостоятельно заниматься собственным продвижением, подписав лицензионный контракт с Century Media. Можно не сомневаться, что к этому моменту Arch Enemy накопили достаточно опыта в набивании шишек и лавировании между подводными камнями стремительно усложняющихся коммерческих условий выживания метал-коллектива. Кроме того, образование вокалистки Анжелы, взявшей на себя функции менеджера, связано с бизнесом и маркетингом. C творческой же точки зрения, по словам Майка, им уже лет десять никто не указывал, что и как делать. «Мы никогда не были счастливее, как группа, – говорит Анжела. – Теперь мы составляем наше собственное расписание и делаем именно то, что хотим делать. Мы владеем правами на наши собственные записи, на наши издания, на наш мёрч. Мы сами букируем свои турне. То есть сами планируем свою творческую жизнь! И в этом смысле нам очень повезло. Это очень, очень много работы, но она того стоит». Первой записью группы, вставшей на самостоятельный путь, стал альбом “The Root Of All Evil”(2009) с новыми версиями песен с трёх первых альбомов Arch Enemy, на которых, как известно, голосил швед Йохан Лиива. Ну, тем, кого уже стало подташнивать от вокала Анжелы Госсоу, проглотить этот материал будет сложно, хотя инструментальная часть обновлена вполне слушабельно. Отполированные треки звучат не так массивно и вязко, как на оригиналах, гитары стремительные, поджарые, с более высоким строем, без какого-либо оттяга. Довольно критический момент. Кроме того, вокальная манера Госсоу, как известно, более ритмичная, не плавает по сетке, как у и Лиивы. Так что олдскульности в кавер-версиях самих себя практически не осталось. Никакого нового материала, за исключением интро “The Root Of All Evil” новинка тоже не содержит, и как ни крути, музыка на первых трёх релизах олдовых Арчей куда приличнее, чем текущий материал. Пожалуй, это важнейший повод переслушать то, как можно улучшить или испортить собственные песни. Старые песни перезаписывали по-быстрому, самостоятельно в разных студиях в Швеции. Барабанщик Даниэль Эрландссон сам записывал барабаны, являясь основным спецом по ProTools в группе. Майк записал свою гитару и инженерил во время записи вокалов, братец Крис закатал вторую гитару и бас. Да-да, много было разумных пояснений по поводу необходимости такой работы. Якобы, группа хотела дать старым песням вторую жизнь, чтобы их можно было исполнять живьём. Не то, чтобы Арчи раньше этого не делали, но вот беда – молодая публика не знает старых альбомов, и, что самое интересное, знать не хочет и не стремится. «Если бы мы хотели, то мы перезаписали полностью все альбомы, а так, это лишь напоминание: «Привет! У Arch Enemy есть ещё три альбома, на которых другой вокалист, но они тоже классные!». После концертов ко мне часто подходили фэны и спрашивали, мол, а вы что, играли новую песню? А этой песне уже 13 лет. Поэтому мы постепенно были вынуждены выкидывать из плейлистов одну старую песню за другой, потому что реакция на них была такой сдержанной».
Однако позволю себе парочку субъективных замечаний по старой памяти. Во-первых, вокал госпожи Госсоу в раннем материале звучит искусственно и притянуто за уши, и её попытки «соответствовать» звучат местами просто ущербно, например в “Transmigration Macabre”, да практически во всех быстрых песнях. А во-вторых, всё тот же не дающий покоя многим правдолюбцам коммерческий душок. Не то, чтобы я в этом группу обвинял, совсем нет. Каждый выживает, как умеет, и надо отдать Arch Enemy должное, они не сидят на месте, не стенают по поводу краха индустрии и не рвут на жопе волосы из-за воровства музыки, а просто планируют новое турне, и методично, с завидной работоспособностью движутся вперёд. Мне только кажется, что с некоторых пор, на определённом этапе развития группа превратилась в пластиковую копию самой себя, полностью утратила душу и, тем более, став коммерчески независимой, решила откровенно рубить бабло, пока фэны тёпленькие. Ничего личного – бизнес и высококачественное ремесло в одном флаконе, исключительно коммерческий подход, схематичный музыкальный бизнес с необходимостью постоянно себя светить. Поскольку с периода 2005-2006 годов группа реально стала мега-концертным коллективом, и нынче вполне себя обеспечивает тем, что годами не слазит со сцены, новые альбомы и какие-то, прости Господи, шедевральные работы просто перестали иметь вес. Так, повод для рекламной компании, не более. Но в любом случае, с помощью “The Root Of All Evil” можно было малой кровью поднять немного деньжат и отсрочить выпуск нового альбома минимум на год. В лимитированный дигибук “The Root Of All Evil” добавлены три концертных трека, также из программы ранних альбомов. Ну, и надо не обидеть заморских друзей и основных потребителей из Страны Восходящего солнца. Для них в альбом дополнительно втиснули два кавера – кавер Queensrÿche “Walk In The Shadows”, входивший ранее в состав ЕР “Revolution Begins”, и как-то завалявшийся кавер Europe “Wings Of Tomorrow”. Но Arch Enemy и его вскоре употребили для европейского рынка. У них же ничего не пропадает после первого использования, всё идёт в дело по нескольку раз. Создаётся ощущение неимоверной крутизны, щедрости и обилия нового материала. И наконец, тем, у кого имеются проблемы с перепевками старых песен, мысль Анжелы: «Мы – хеви-метальная банда, и в принципе, нас подобные мысли не парят. Хеви-метал для меня – воплощение свободы, в том числе творческой. С Arch Enemy мы занимаемся собственным делом – мы своего рода таран, не смотрим вправо и влево, всегда идём только вперёд, напролом сквозь стены». В целом подход верный. Может Arch Enemy ещё и деньги свои начнут печатать?
2009 года устроил фэнам Arch Enemy (ну, тем, кто ещё не тырит музыку, а честно её покупает) настоящую брешь в карманах. Бюджетную компиляцию Century Media из серии “Manifesto of…” можно упомянуть лишь одной строкой – понемногу со всех релизов с 2001 по 2008. Потом настал черёд переизданий. В новую версию “Stigmata” добавили все бывшие японские студийные бонусы “Hydra”/“Diva Satanica”/“Damnation Ways”, уже использованные позднее на бонус-диске к альбому “Wages Of Sin” (а “Hydra” и “Diva Satanica” ещё дополняли лимитированный европейский дигипак с альбомом “Burning Bridges”), и четыре концертных микса. А что же сам “Burning Bridges”? Его тоже надо переиздать! С добавлением другой части песен из бонус-диска ”A Collection Of Rare & Unreleased” к альбому “Wages Of Sin” и нескольких других концертных миксов. Так что новинки – только живые записи, которых у Арчей и так пруд пруди. Наконец, с большой помпой на свет появился новый студийный альбом “Khaos Legions”(2011). Осень-зима 2010 года ушла на окончательную сборку всех накопленных идей и запись. Появление “Khaos Legions”предваряла компиляция “Dawn Of Chaos”, бесплатно прилагавшаяся к немецкому журналу Metal Hammer. Для него не пожалели две новые песни, уже использованный кавер Kiss “The Oath”, пару неизданных концертных треков и семь треков из прежних альбомов. Щедро конечно, и коллекционерам забава!
Номерной же релиз грозился рухнуть на метал-слушателей всем своим обширным трек-листом и обилием форматов изданий. Ещё никогда в своей карьере Arch Enemy не уделяли новому материалу так много времени. Как правило, как только заканчивалось текущее турне, и группа возвращалась окончательно домой, уже на следующей неделе, условно говоря, нужно было приступать к работе над следующим опусом. Поэтому, за редким исключением, Arch Enemy помещали в трек-листы весь материал, который удавалось подготовить, мало что оставалось неизданным. «Последние три альбома мы сочиняли в очень сжатые сроки, – рассказывает вокалистка Анжела. – Уже через три месяца после турне начиналась новая запись. Но в этот раз у нас было четыре года! Мы начали практически сразу после издания “Rise Of The Tyrant” и сочиняли с перерывами во время гастролей. Технологии сейчас позволяют. Есть ProTools на ноутбуках, так что можно записывать где угодно за кулисами. Нам никто не устанавливал сроки, поскольку мы уволили в 2008 году наш менеджмент и лицензировали нашу музыку на Century Media. Так что и со стороны лейбла тоже не было никакого давления. Четыре года… Это почти дневник для каждого из нас, каждый за последние годы пережил что-то в личном плане или внутри коллектива. Я думаю, именно поэтому новый альбом гораздо вариативнее и глубже, чем предыдущие альбомы».
Что же притащили нам на этот раз Легионы Хаоса под мультяшно-постапокалиптичной обложкой? Пёстрый набор ритмов и мелодий зарубежной метал-эстрады, Анжела оказалась права – вариативность на лицо. От поп-метальной темы “No Gods, No Masters” до дабл-басового стрёкота в “Bloodstained Cross”. А между ними много месящего, остро заточенного павера и уже сложившихся «вперёд, на баррикады»- мелодик. Рифы и соло едва ли отличаются от предыдущих студийных сочинений шведов. Да, попадаются яркие хеви-метальные соляки с налётом классики, которые так любят пропевать на концертах фэны в теме (в “Under Black Flags We March”, “Thorn In My Flesh” или “Secrets”), но остальное звучит однообразно и быстро раздражает. Трэш-дэтовые риффы в песенках вроде “Vengeance Is Mine”, “Thorn In My Flesh” и “Cult Of Chaos” всегда будут запаливать толпу на ура. Жаль только, что у Arch Enemy это штучный товар, да еще который сдабривается сладкими поп-метальными гитарными напевами, целлулоидной патетической героикой и досадно обламывающей сменой быстрых и медленных партий. Опять же, пару раз это вполне допустимо, но не с таким же упрямством обречённых! Разнообразия много – энергетики никакой. Лучше бы поменьше парились насчёт собственной линии одежды. А то так скоро дойдёт и до появления в продаже послеконцертного парфюма от Майка Эмотта…
Группа записала порядка 21 новой композиции, плюс занималась сведением пяти дополнительных концертных треков, так что труд действительно был проделан титанический. Денег и сил в альбом группа вбухала немало, не считая четырёх месяцев студийной работы. Итак, что имелось послушать помимо стандартного, 14-трекового “стекла” “Khaos Legions”? В первую очередь, отметим дигибуковую версию с бонусным диском “Kovered In Khaos” (для Европы и США). На нём оказалось целых четыре кавера! Но при ближайшем рассмотрении новой записью оказалась лишь песня группа Discharge “Warning”. Кавер шведов Europe “Wings Of Tomorrow” новинкой не является, и уже присутствовал в 2009 году на японской версии “The Root Of All Evil”, а кавер Kiss “The Oath” вообще болтается тут и там со времён альбома “Rise Of The Tyrant”. Кавер Dream Evil “The Book Of Heavy Metal” – тоже вторсырьё. Группа записала его ещё в 2008 году и использовала для юбилейной двухдисковой компиляции Century Media “Covering 20 Years Of Extremes”. Кто-то здесь кого-то поимел, однако. Ладно, чего уж тут, хозяин барин. Пара реальных новинок попала на японскую версию “Khaos Legions” (вместо второго диска) – это кавер старой темы Scorpions “The Zoo” и перезапись собственного же инструментала 2001 года “Snow Bound” – приятная получилась вещица, на этот раз в акустическом ключе. Итак, 17 использованных “свежачков”. В итоге осталось несколько неопознанных несведённых треков и кавер Майка Олдфилда “Shadow On The Wall”. Его, вместе с уже упомянутым японским бонус-кавером “The Zoo” планировалось издать в Европе в виде EP весной 2012 года, что отлично поддержало бы обширную гастрольную деятельность коллектива. Но этот ЕР по неизвестной причине так и остался в планах, а кавер Майка Олдфилда стал дожидаться ближайшего студийного релиза, чтобы войти в его лимитированную версию.
Ещё до появления “Khaos Legions” у Arch Enemy были расписаны концерты на ближайшие два года. Анжела, как менеджер демонстрировала чудеса работоспособности и организованности. Конечно, появление своей собственной линии одежды у Arch Enemy немного из другой маркетинговой оперы. Но до конца 2012 года все планы коллектива были выполнены чётко и в указанные сроки. Включая кругосветные гастроли, много Азии и США, дебютные концерты в Индии и Израиле, а также выпуск очередного DVD/CD пакета “Astro Khaos 2012 – Official Live Bootleg”(2012) «Я жёсткий менеджер, – не то шутит, не то говорит всерьёз Анжела. – Я не оставляю места для ошибок, психических срывов и личных проблем. Машина Arch Enemy должна продолжать двигаться вперёд». В этот период в истории группы хватало существенных информационных поводов. Очередной уход гитариста Кристофера стал одним из таких. Об этом музыкант известил своих коллег ещё в октябре 2011, но до начала 2012 группа не делала официальных заявлений, пока Кристофер не выполнил до конца все свои обязательства (забукированные концерты, билеты, перелёты и тп.). На этот раз его уход не был столь шокирующим для коллектива, как в первый раз. Рассказывает его старший брат Майк Эмотт: «В этот раз уход Криса на нас в целом никак не отразился, правда. Мы в какой-то мере были к этому готовы. Просто с некоторых пор Крис перестал быть счастливым в Arch Enemy, а занятие музыкой подразумевает радость. Остальные в группе любят это и живут этим. И если кому-то что-то перестаёт нравиться, то это влияет на атмосферу в группе. Крис сейчас гораздо счастливее, переехал в Америку, записал второй сольный альбом, у него всё хорошо. Конечно, было грустно видеть, как он уходит. Но в этом нет совершенно никакой драмы. Это просто то, что идёт своим чередом. Музыка должна быть позитивной силой, а мы не хотим держаться друг за друга только ради того, чтобы угождать людям. Нужно двигаться вперёд со своей жизнью, что сейчас и происходит – с Крисом и с нами».
Как только Кристофер сообщил о своём намерении повторно освободить место, Майк связался с гитаристом американской группы Arsis Nick Cordle, за которым присматривал ещё с момента совместных американских гастролей в 2010 году. Тот прислал им видео, на котором легко и непринуждённо исполнил порядка 20 песен Arch Enemy, что значительно сэкономило бы группе время и усилий на дополнительные репетиции. Так что Ник был вскоре утверждён и уже с января 2012 стал готовиться к ближайшим концертам с AE. Что касается “Astro Khaos 2012”, то релиз получился на удивление небезынтересным, как для коллекционеров, так и для рядовых фэнов. Это японский CD/DVD импорт; на нём впервые в дискографии Arch Enemy светится новый гитарист Ник. Кроме того, трек-лист концертной программы большей частью составлен японскими фэнами и включает в себя ряд редко исполняемых композиций. Камерная атмосфера, разборчивая бутлег-запись, много болтающая Анжела, беснующиеся японские поклонники, чуть ускоренное исполнение, что иногда даже пробирает до мурашек. Получилось совсем не пафосно, по-домашнему даже. Ах да, не желаете ещё одно переиздание Arch Enemy? На этот раз речь идёт о новогоднем подарочке на 31 декабря 2012 года – альбоме “Anthems Of Rebellion” в серии переизданий Century Media “Metal For The Masses 25 Alive!”. Его дополнили бонус-диском с восьмью концертными версиями. Сколько можно? Новый альбом планировали выпустить ещё весной 2013, но концертный чёс в 2012 шёл настолько активно, да ещё “Astro Khaos 2012” образовался – какой уж там новый альбом. C маркетинговой точки зрения на рынке у Arch Enemy и так пока всё было хорошо. Группа предпочла передохнуть и посвятить 2013 год неспешной работе над свежими мясопродуктами. Посторонний менеджмент над душой не стоит, можно и подольше поковыряться. В итоге, без особого пафоса публика получила в 2013 году только расширенное и ремастированное переиздание самого первого альбома Arch Enemy “Black Earth” в новой обложке. На первом диске, собственно, присутствует сам “Black Earth”, дополненный уже несколько раз поюзанными бонус-треками – песней “Losing Faith” и двумя каверами Iron Maiden “The Ides Of March” и “Aces High”. Для второго диска была выкопана жуткого качества концертная запись, сделанная в японском клубе в 1997 году. Скорее всего, речь идёт о самых первых гастролях Arch Enemy в Японии. Я лично смог выдержать лишь половину этого бутлега… Невыносимо, такое только на полку. Даже странно, что так радеющая за качество группа допустила появление на свет такого материала.
В начале 2014 ситуация более менее прояснилась. Дата выхода нового альбома “War Eternal” была объявлена – июнь 2014. Подтвердилось и предположение, что шведы продлят лицензионный контракт с Century Media по всему миру и с Trooper Entertainment в Японии, поскольку предыдущий студийник был последним по текущему контракту с Century Media. Майк Эмотт манерно кокетничал в одном из интервью того периода, что мы мол не знаем, что будем делать дальше, и вообще, может, учудим что-то такое этакое с нашим то собственным менеджментом. Но куда больше взбудоражила интересующуюся общественность новость об уходе с поста вокалистки Arch Enemy Анжелы Госсоу. Поговаривают, что она решила стать матерью, но официальных заявлений на этот счёт не поступало. А может постоянно видеться с бывшим мужем стало невмоготу, не знаю. Зато было другое заявление: «После 13 лет настоящего факин-металла, шести студийных альбомов и бесчисленных турне по пяти континентам, я почувствовала необходимость начать новый этап в своей жизни, быть со своей семьёй и посвятить себя другим интересам. Однако я остаюсь бизнес-менеджером Arch Enemy и продолжу развивать свой артистический ростер». Ну, затем благодарности всем и обещание ещё одной десятилетки безумия от Arch Enemy, только с другой вокалисткой. Её представили сразу – Alissa White-Gluz, вокалистка канадской метал-группы The Agonist, вегетарианка, заменившая как-то раз в Денвере заболевшую певицу Anette Olzon из Nightwish, ныне уже бывшую. Само собой, Алиса уже давно была привлечена к работе над альбомом “War Eternal”, и решение об уходе Анжела приняла давно, просто не было необходимости сообщать об этом раньше времени. Всё должно идти по порядку и во время. Ordnung über Alles!
Новый альбом группа продюссировала самостоятельно, как и “Khaos Legions”, в трёх различных студиях. А сводил новые темы небезызвестный Jens Bogren из шведской студии Fascination Street (работал с Opeth, Paradise Lost и Kreator, кроме прочих). С музыкальной точки зрения Майк пообещал посещение некоторых неведомых ранее группе музыкальных территорий, бьющий по морде саунд, более динамичные песни с безжалостными металлическими плитами, утопленными в океане мелодий и эмоций. Ну вот, подумал я, некое существенное обновление таки произошло! Но первый же сингл с нового альбома, одноимённый трек “War Eternal” осадил мой энтузиазм. Это же продолжение песни “Yesterday Is Dead And Gone”! Так же идеально качественно и отполировано, та же набившая оскомину патетика бунтующих улиц, те же некрасивые бабские кривляния, то же нескончаемое поливание соло-гитар. От песен и клипов с Анжелой Госсоу это мало чем отличается. Даже до конца не дослушал.
Второй сингл “As The Pages Burn” () – несущийся вперёд дэтх-локомотив, притормаживающий на художественно-мелодических поворотах, куда более вэлком, но смысловая нагрузка пока остаётся прежней. Остальное предстоит заценить очень скоро. Стандартная версия нового альбома весит примерно столько же, сколько и “Khaos Legions” – 14 треков, включая заветрившийся кавер Майка Олдфилда (интересно, новая вокалистка его перепевала, или останется версия с госпожой Госсоу?), интро и два инструментала. Но в максимально расширенной версии “War Eternal” имеются сочные дополнения. Во-первых, бонус-диск с пятью демо 2013 года, ещё один бонус-диск с десятью караоке-версиями альбомных песен, и, если не ошибаюсь, ещё один диск с табулатурами в Guitar Pro и PDF.
Вслед за появлением “War Eternal” шведы планируют дать небольшое разминочное турне по Восточной Европе, после чего засветятся на ряде крупных фестов и продолжат до конца года бомбить остальную Европу, в том числе в компании с Kreator, Sodom и Vader. Затем намечено хэдлайн-турне по США. Заметьте, планируется очередной визит в Рашу: с 25 сентября по 3 октября Arch Enemy отыграют в Краснодаре, Москве, Питере, Новосибирске, Омске и Екатеринбурге. Конечно, если не вмешается внешнеполитический маразм. Ну, до следующих встреч?