-Сил, ты наслаждаешься успехом?
-Да, но больше всего я наслаждаюсь жизнью, которая подарила мне успех и такие возможности.
Ангар.
Новорожденный Сил громко голосил. Видимо, предупреждал весь лондонский район Паддингтон образца 63 года о том, что его жителям а потом и всему остальному миру предстоит пережить. Да ещё и имечко ему досталось – Seal Henry Olusegun Olumide Adeola Samuel, – оторви да брось. По замыслу его родителей, нигерийского и бразильского происхождения, это должно было символизировать единение африканской и европейской культур.
Жертвами подобных глобалистских родительских экспериментов стали ещё 5 братьев и сестёр Сила, но привратностей воспитания досталось больше всех ему. До 4-х лет мальчик жил с бабушками/дедушками в лондонском пригороде, пока не разошлись родители. Мать Адебиши Самюэль забрала его к себе в столицу, но вскоре заболела и была вынуждена вернуться на родину в Нигерию. Девять последующих лет будущий музыкант провел вместе с отцом Фрэнсисом Самуэльем. Как позже сам Сил признавался в интервью журналу “Rolling Stone”, детство у него стараниями папаши вышло “не сахар”. “Мой отец был жалким человеком, лишённым в жизни многих возможностей. Я думаю, он любил меня, но был не способен это показать”. Как бы то ни было, тяжесть отцовской руки мальчику пришлось испытать в достаточном количестве. Фрэнсиса бесили творческие порывы Сила, он хотел чтобы тот получил “нормальную” профессию юриста. Но это не помешало парню в 11 лет дрожащим от волнения голосом во время школьного концерта стоя на скрипучей табуретке исполнить пару песен из репертуара Джонни Нэша. Вдобавок Сил Генри Самюэль пережил в детстве тяжёлое заболевание – туберкулез кожи, благодаря чему на всю жизнь обзавёлся заметными шрамами на лице. Какого только бреда певец не начитался в будущем про эти шрамы: мол, это и последствие мотоциклетной аварии, и результат нападения волка, и ритуальное скартирование, и порезы стеклом. Нет, нет и нет.
Заправка перед вылетом.
Бунт в душе нашего героя случается в 15 лет,- он сбежал из отцовского дома, вернувшись лишь в 20-ти летнем возрасте для того, чтобы захоронить прах отца в Нигерии. Не смотря на честно заработанную степень по архитектуре, Сил потом перебивается временными заработками, – от инженера-электрика и дизайнера кожанной одежды до сутенёра. Вынужденное знакомство с лондонской полицией наталкивает юнного Сила на позитивную мысль о вреде подобного образа жизни. Более безопасным занятием ему показалось пение.
Сначала по клубам и пивнушкам, а потом в английской фанковой команде “Push”. Мало чего тогда понимающему Силу довелось без труда осуществить мечту тысяч музыкантов, – оказаться с гастролями в Японии. Но так случилось, – “Push” отправились на концерты в страну тёплой рисовой водки и борьбы сумо. Азия Силу определённо понравилась Будучи в Таиланде, начинающий суперстар на короткое время присоединяется к какому-то шальному блюз-бэнду , а потом в одиночку гастролирует по Индии. Однако нелёгкая в 1990 году возвращает здоровенного двухметрового амбала в Англию. Именно здесь Силу предстояло начать свою серьёзную карьеру.
Разбег.
Денег и славы ему после возвращения не стало хотеться меньше. Записав демо песни “Crazy”, Сил начинает методично получать отказы от умудрённых менеджеров звукозаписывающих компаний. Песенка вроде бы всем нравилась: хороший такой поп-соул, с грамотным текстом, поинтереснее даже многих. Да и музыкальные вкусы у товарища были не совсем типичные: фолк-рок типа Кросби, Стилс и Нэш, Джони Митчел, да ещё и Дэвид Боуи со Стиви Уандером. Голос нравился. Голосом его природа наградила действительно примечательным: тёплым, иногда надрывным, иногда с душевной хрипотцой, не помещавшимся в рамки отдельно взятых ритм энд блюза или классической соул-музыки и слишком богатым для проходных поверхностных поп-поделок. Но никто из продюссеров не хотел связываться с “тёмной лошадкой”. В том же году Сил через рэппера Честера знакомится с Адамом Тнитли, прогрессирующим хаус-диджеем и продюссером техно-музыки, более известным как Adamsky. Тот уловил в голосе певца нужный грув и предложил ему написать текст для одной из своих новых работ, – не совсем коммерческого микса из рока и клубного дэнса. В результате появилась песня “Killer”, давшая всем замешанным в её создании путёвку в жизнь. Песня просто смела всё на своём пути к первому месту британского хит-парада, включая свежий опус Мадонны. Ах да, эта трогательная история о том, как Сил, узнав о безоговорочной победе в том далёком 90 году, первобытным рёвом распугал посетителей семейного ресторана недалеко от Кембриджа…Зато эти папаши и мамаши теперь рассказывают об этом своим детям и внукам.
Набор высоты.
После такой заявки артиста решил прибрать к рукам глава лейбла ZTT Тревор Хорн. Он был к тому времени довольно известной личностью в музыкальном бизнесе, работал с YES и ART OF NOISE. Теперь песня “Crazy” не показалась ему невзрачной. Он заключает с Силом контракт на выпуск дебютного альбома, достойно снабжает деньгами и как продюссер уговаривает его не увлекаться клубной “колбасой”. Куда интереснее не ограничивать себя рамками танцевальной моды, добавить в новый материал больше души, несомненного таланта и сделать музыку, которую захочется именно послушать, а не употребить как “фаст-фуд”. Результат в 1991 году оформился в альбом, скромно названный “Seal”.
Музыкальная пресса смело заявила, что отрыт целый пласт доселе непаханной почвы между рок и соул-музыкой, – некий сплав идеалистического фанк-соула, с вкраплениями акустических и танцевальных элементов. Сильный упор был сделан на мелодику, чёткие песенные структуры и вокальную непохожесть. Синглы “Crazy”, “The Beginning” и “Future Love Paradise” помогли альбому разойтись миллионным тиражом и запалили на манящем небосклоне международного шоу-бизнеса новую звезду по имени SEAL. Певец получает в 91 и 92 годах премии Q и Brit Awards, а так же выступает на престижнейшей церемонии Грэмми. “Всё внезапно изменилось самым драматическим образом” – рассказывал Сил. “Пять лет назад я ныл, если на день позже приходило пособие по безработице. И вдруг меня бесит, что не заводится мой лимузин”.
Слава и её последствия накрыли Сила быстро и болезненно. Постоянные стрессы, повышенное внимание публики и поклонников на улицах и новые правила большой игры стали вызывать у него частые приступы паники. Он начал осознавать, что мир, который он до этого идеализировал, совсем не прост. А люди вдруг перестали относиться к нему как раньше. При чём сразу после того, как музыкант обзавёлся чёрным “Порше” и домом в Западном Лондоне. “Это была полная противоположность тому, что я себе представлял. Да, я хотел денег. Я хотел быть миллионером. Но слава может стать постоянной болью в заднице”. Фешенебельная жизнь тоже делала своё тухлое бездушное дело, занимая Сила гламурными оргиями и бессмысленным шопингом. В конце концов это был мир музыки-поп, – если бы он больше ничего не записал, – это было бы грустно. И никого бы не удивило. Но к счастью этого не случилось. Свалившееся на певца состояние, почти разрушившее его личность, в свою очередь позволило ему перебраться в Америку. Поселившись в Лос Анжелесе, Самюэль начинает работу над новыми песнями. Им в то время было сделано ещё несколько промежуточных, но достаточно важных для его дискографии записей. В их числе перепевки Джимми Хендрикса “Manic Depression” и “The Wind Cries Mary”, рОковая “Love Is Powerful”, вышедшая отдельным синглом в Японии и песня “Out Of The Window”, написанная для фильма “Непристойное предложение” с Дэмми Мур.
Полёт нормальный.
Убежав от английских фэнов, Сил не смог убежать от судьбы. Она и в Америке ему подкинула пару сюрпризов. Сначала певец в Калифорнии попадает в автокатастофу и чудом остаётся в живых. Потом на тех же условиях переносит двустороннюю пневмонию и истощение организма. Под занавес программы на бульваре Сансет в Голливуде прямо перед Силом разыгрывается драма с перестрелкой. Среди всех этих личных потрясений летом 1994 года появляется второй альбом, без изысков названный “Seal”. На пластинке отметились в качестве гостей гитарист Джеф Бэк и соул-дива Джони Митчел, процессом создания снова руководил Тревор Хорн. Как автор и певец Сил превзошёл все свои предыдущие работы и вывел поп-музыку на совершенно новый интеллектуальный уровень. Он создал новый прогрессивный микс из созерцательного ритм энд блюза, богатого соула и поп-рока, микс, универсальный по обеим сторонам Атлантики. Голос стал более утончённым и интимным.
Сил всячески старался избавиться от прошлых ошибок: представил новый, более умиротворённый лирический имидж, более открытую философию и духовно обновлённый альбом, заряженный очень личными и глубокими текстами. Первоначальный посыл спасти мир трансформировался в необходимость спасти сначала себя от самого себя. “Ты должен начать лечиться, должен начать говорить себе, что всё Ок, я этого стою и заслуживаю”. Процесс исцеления прошёл более чем успешно. Стартовая песня “Prayer For The Dying” альбома “Seal II” раскачалась до американского Топ 10, сам альбом к весне 95 добрался до 20-й позиции и миллионного тиража. Но это было ещё не всё. Прорыв произошёл после того, как удивительно чистая и хрустально-трогательная баллада “Kiss From A Rose” попала на звуковую дорожку фильма “Бэтмэн Навсегда”. Она стала синглом-номер один в Америке, на 45 недель поселилась в чартах Биллборда и заработала премию Novello как одна из лучших песен современности. Продажи диска сразу подскочили и превысили 5-и миллионную отметку. “Kiss From A Rose” и сам Сил в итоге заработали три премии Грэмми в номинациях “Лучший мужской поп-вокал”, “Песня года” и “Запись года”. Бывший продавец в Макдональдсе и хипующий рокер стал существенной музыкальной величиной.
Вынужденная посадка.
Последующие три года музыканту оказалось совершенно не до новых альбомов. Он был у всех на устах и на виду. Он много выступает, записывает для фильма “Space Jam” кавер Стива Миллера “Fly Like An Eagle” и песню “Bird Of Freedom” для фильма “Clockers”. Потом участвует в ряде других совместных проектов, снимает ряд приятных клипов и даёт в 1997 году большой аккустический концерт на MTV. В начале работы над новой пластинкой Сил шумно расстаётся со своим продюссером Тревором Хорном. Что ж, идея проверить свои собственные силы была по своему хороша, учитывая, что содержательная сторона третьей пластинки “Human Being” до сих пор остаётся самой хрупкой и ранимой из всего творчества Самюэля. Это был уже торжественно-красивый нео-соул, местами балладный, местами замешанный на клубных битах. В музыке чувствовалась обречённая меланхолия и умудрённость. В песне “Colour” Сил представил наш мир монохромным и задался вопросом: “Что было бы, если бы все люди были одного цвета? Решило бы это хоть какие-то проблемы на Земле?” И сам же ответил: “Нет”. Первым синглом с этого альбома в 1998 году стала заглавная песня “Human Being”, которую Сил написал под впечатлением от убийства рэпперов Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Всё было в лучших традициях: добротно, изысканно и по-другому. Это было как приглашение в музей современного искусства, где необязательно должно быть всё понятно, но обязательно неординарно. Что касается коммерческой составляющей, то тут нашего нигерийца поджидал полный провал. В этом смысле ему было совсем необязательно обострять отношения со своей звукозаписывающей компанией, “монстром” “Warner Brothers”. Лейбл приложил к раскрутке нового материала минимум усилий и вдобавок из рук вон плохо организовал турне в его поддержку. Едва начавшись, летом 98 года тур обрывается якобы из-за плохой раскупаемости билетов. Сил с прискорбием заявил, что “Human Being” – альбом, который купило всего 10 человек. Для него 500 тысяч экземпляров – не цифра. Масс-культ нового Сила не понял и не принял, – было сложно глотать. Выступив пару раз в 99 году, разочарованный Сил тем не менее берётся за сочинение нового альбома.
Всё вроде бы шло хорошо. Альбом был записан и назван “Togetherland”. Сил постарался учесть все недочёты при продюссировании “Human Being” и взял весь процесс создания новых песен в свои руки. Появление результатов было обещанно в 2001 году. К этому моменту певец красиво и галантно составил компанию Мален Фармер на её новом сингле “Les Mots” и исполнил песню “Adios Ayer” на альбоме испанского ди-джея Jose Padilla. Записывает “Imagine” для трибьюта Джону Леннону. Трек “This Could Be Heaven” с будущего альбома даже становится ведущей музыкальной темой к фильму “Семьянин” с Николасом Кейджем. 30-ти секундные фрагменты “Togetherland”, просочившиеся в Интернет, сулили заждавшимся поклонникам 11 вариантов развития душевной интимной линии, выбранной Силом на предыдущем диске, но с большей долей электронного звучания и позитива. Внутренней концепцией альбома была вечно молодая, но безнадёжно утопическая идея жизни в любви и согласии, борьба с непониманием, взаимной неприязнью и предвзятостью. Но ещё на стадии становления новых песен, ответственные лица Warner Brothers недовольно крутили носами и под разными предлогами вынуждали Сила откладывать релиз. Дело закончилось самым худшим образом, – полностью готовый альбом “Togetherland” отправляется в ведро. В поздних интервью певец уверял, что он тоже не был до конца счастлив, слушая его. Фэны вряд ли ему поверили, – уж очень велико было ожидание и сильно разочарование. И до сих пор лелеется надежда, что эти песни, якобы отданные другим, менее фактурным исполнителям, когда-нибудь появятся именно в оригинальном исполнении. Впрочем, это не последний случай такого “сотрудничества” между Силом и его боссами. До сегодняшнего дня английское отделение Warner старательно “динамит” все его новые синглы, замалчивая даты выходов и неохотно продвигая их в музыкальных СМИ у него на Родине.
Дозаправка.
Музыкант был вынужден начинать сочинять с чистого листа. Он снова перебирается в Лондон, чтобы зарядиться свежими эмоциями. Всё что в ближайшие годы получили заложники его чудесного голоса, – пару записей с рэпперами Hellraza и Outlawz, совместный клубный хит с Jakatta “My Vision” и этот самый не оставляющий никого равнодушным голос в песне “You Are My Kind” на новом диске Santana. Лондонская жизнь певца проходила без особых потрясений, не считая украденной машины. Так или иначе, новый альбом, сдержанно названный “Seal IV” обретает формы только в 2003 году. Сил приводит в порядок свои отношения с Хорном (видимо, после успешного сотрудничества Тревора с Т.А.Т.У.), подключает к работе Марка Батсона, сотрудничавшего ранее с Tears For Fears, и несколько других известных музыкантов. Эта креативная компания записала для альбома 75 новых песен, но строжайший отбор прошли только 11. Эффекта разорвавшейся бомбы не возникло, но утраченные позиции были возвращены. Количество проданных дисков Сила достигло уже 15 миллионов, и ему не нужно было ничего доказывать. Альбом получился позитивным, светлым и представил на суд общественности поп-музыку высшей категории: сочную смесь актуальных соул-течений, фанка, реггей и r’n’b, полную эмоций и непроходящих мелодий. А продукционный гений старой школы Тревора Хорна привнёс на новую пластинку неподвластность моде. К счастью сам Сил пишет такую музыку, для которой трудность представляет не людская память, а политика звукозаписывающих концернов, посредством финансовых рычагов навязывающих миру легкоусваиваемый музыкальный ширпотреб и духовное вторсырьё.
“Seal IV” сразу оказался на 3-м месте в двухсотке лучших альбомов Billboard и на 2 месте в Германии. Новые синглы “Get It Together”, “Waiting For You” и “Love’s Divine” снова раскрутили имя певца до нужных масштабов в Европе и Америке. Песня “Love’s Divine” принесла Силу в 2004 году новую награду Grammy в престижной номинации “Лучший мужской поп-вокал”. Он впервые после 98 года отправляется в турне и участвует в различных саундтреках (“Улыбка Моны Лизы”, “50 первых поцелуев”). “Мои песни как дети, – говорит певец, – Я люблю их всех. Смотрю как они растут, пытаюсь пробудить в них весь потенциал и затем отправляю в мир”.
Наш полёт продолжается.
Лучших из своих отпрысков Сил собрал осенью 2004 и поместил на первый официальный “Seal Best – 1991/2004”, с целым бонус-диском акустических версий, DVD сборником лучших клипов, и одной новой песней-кавером Дайаны Уорвик “Walk On By”. Баланс 13-ти летней карьеры звучал убедительно. Сейчас у Сила всё в порядке: и с музыкой, и со здоровьем, и с личной жизнью. “Желтолицая” журналистская братия не так давно изрядно просклоняла имя Сила всвязи с его почти романтической связью с немецкой топ-моделью Хайди Клум. Пикантность ситуации заключалась в том, что когда они год назад (повторно) начали отнюдь не платонические отношения, Хайди была уже беременна от другого мужчины, 53-х летнего босса гонки “Фомула-1” Флавио Бриаторе. Так что Сил как истинный джентельмен выразил готовность оказать любую поддержку Хайди и воспитывать как свою собственную её дочурку Лени, появившуюся на свет в мае прошлого года. История получила продолжение в виде венчания парочки под Рождество в романтической обстановке на вершине канадской горы Уислер, новой беременности Хайди (уже точно от Сила) и оптимистических планов на будущее. “Мы определённо поженимся до рождения ребёнка, и случится сие этим летом”. По словам друзей Хайди, это – ее настоящая любовь, Бриаторе же был просто “ошибкой”. О, женщины…
Что касается музыки, то стоит отдать Силу должное, – здесь он, судя по количеству релизов за последние три года, активизировался. Турне в поддержку диска лучших песен закончилось в этом апреле серией концертов по Германии. Хорошим подспорьем к туру явилось переиздание сингла “Killer”, дабы те, кто в прошлом столетии вырос без оригинального хита Adamsky, смог обрести его в версиях актуальных ремиксеров. Но наученным долгим ожиданием нового материала от своего любимца поклонникам снова придётся ждать. Судя по всему, и в этом году певец обойдётся переизданием своих “жемчужин” в виде концертного CD и DVD “Live In Paris”. Европейский релиз намечен уже на 30 мая. Французская радиостанция NRJ недавно распространила информацию о том, что Seal планирует продолжить свое сотрудничество с Милен Фармер. Мол, он оценил совместную запись песни “Les Mots” в 2001 году, и теперь планирует записать с ней новую песню для своего будущего альбома. На этот раз Seal планирует сам выступить в качестве композитора для будущей песни. 13 июня он даст концерт в Америке с MINNESOTA ORCHESTRA в рамках серии концертов Argent Mortgage. Идея этих шоу – объединить глыбы поп-музыки всего на одно выступление с различными американскими оркестрами. Но при всём желании общественности, ничего быстро наш славный нигериец не делает. Статус не обязывает, но позволяет. Сил не скрывает, что не может писать песни на заказ. Для этого ему требуются новые эмоции и яркие впечатления. Кроме того какое-то время Силу будет не до записей, как никак предстоит свадьба. А потом и рождение ребёнка. В Лос Анжелесе уже куплен за 4,3 миллиона долларов семейный особнячок, певец чертыхаясь учит немецкий язык. Друзья мои! Пусть человек впервые за свои 42 года насладится семейным и отцовским счастьем! Это ли не источник вдохновения для бу(д)дущих хитов?
Ян Федяев