Стандартным морозным утром – стоял январь 2005 года – четыре музыканта спустились на похрустывающий перрон. Город Кемерово только начинал пробуждаться, наслаждаясь последними минутами затишья, постепенно гасли фонари. Группа Grenouer, совершив трехдневное путешествие из Санкт-Петербурга на поезде, заново учится ходить по твердой земле и искренне радуется прибытию в стартовый пункт сибирской тур-трассы. Коллектив предстает в обновленном составе – с новым барабанщиком – и, по сути, намеревается дебютировать в новом качестве. «Мы больше не death metal группа», пытается убедительно кричать их внутренний голос. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле. Только что записан свежий артефакт, EP “Try”, состоящий из трех композиций. Он действительно звучит плотно, упруго, на голову модерновее предшествующих четырех альбомов, однако вокал ведет себя слишком по-техно-дэтовому, и, кажется, группа просто продолжает экспериментировать в рамках одного жанра.
Начнем с этимологии названия. Достоверные источники отсылают к слову «Гримуар» – и тому подтверждение типографская афиша, набранная кириллицей, где наши герои именуются «Гринуар». Замена одной буквы на другое – дело нехитрое, этим баловались The Beatles, Led Zeppelin, Def Leppard, Ratt, Kreator, однако откуда именно взялась такая английская орфография – музыканты и сами не разумеют. К 2004 году они решают все упростить и уменьшить количество разночтений, унифицируя транскрипцию на «Греновер», начисто лишенную оккультного смысла. В первой части очерка мы оставили Grenouer осенью 2004 года, на перепутье. Коллектив после утомительных поисков барабанщика столкнулся с необходимостью определяться со стилистикой и делать выбор между двумя кандидатами. Первым был Илья (“Grave”) Ключинский, драммер из иркутской техно-дэт группы Uncrossed. Вторым – Павел Лобачевский. Репетиции с Павлом показали, что легко можно восстановить гранджевый материал и продолжать двигаться в заданном направлении. Пробы Ильи привнесли дополнительную интригу, он непринужденно исполнял полиритмические рисунки, что сулило вероятность еще большей творческой свободы. Решено начать репетировать параллельно с обоими барабанщиками, отточить и даже попробовать записать два принципиально разных материала. Вплоть до конца года маятник предпочтений качался то в одну, то в другую сторону, и в итоге выбор был сделан в пользу Ильи, с которым Grenouer обрели постоянство состава и положили начало свежему творческому витку. Грандж-рок опять оказался на полке, а Павел Лобачевский ныне барабанит в группе Психея.
Миньон “Try” был в сжатые сроки записан в Питерской студии “Phantom Pain”, а сведен, буквально за один день, в Финляндии в студии Astia. Таковым было начало долгосрочного сотрудничества Grenouer с платиновым продюсером Anssi Kippo. Три песни – недостаточное количество для выявления потенциала обновленной группы, как уже было сказано, этот EP можно расценивать двояко. С одной стороны, коллектив поднял свою планку еще выше, а с другой, определенно вернулся к экстремальному металлу, пусть и осовремененному. О революционном подходе говорить уже не очень уместно – качевых риффов у группы было в избытке и ранее, да и ломанные, «математические» фрагменты наблюдаются на том же альбоме “Presence With War”. Последовало еще несколько новых песен, и к кануну нового года Grenouer вновь становятся концертной группой.
В начале 2005 года Grenouer дает добро на тур по областным центрам западной Сибири в тандеме с томской black metal группой Apokefale. В Кемерово, в первом городе, ожидался концерт в большом зале филармонии, билеты были успешно распроданы заранее.
Но мероприятию не суждено было состояться – в лучших традициях коммунистического режима в городскую администрацию поступила кляуза о пропаганде «сатанизма и насилия», и концерт тотчас же был запрещен, хотя все необходимые официальные разрешения организаторами были заранее получены. (Недавно, несколько лет спустя, в том же Кемерово, аналогичная история произошла с ДДТ, с группой принципиального другого уровня раскрученности и совсем уж не имеющей никакого отношения к тяжелому металлу и андеграундному движению). Административный маразм побороть невозможно, Grenouer могли лишь отправиться в фойе филармонии на процедуру возврата билетов в качестве живого подтверждения добросовестности организаторов и хоть какого-то общения с фанатами, а там музыкантов поджидала милиция, был учинен допрос с пристрастием о содержании и характере исполняемой музыки, и дана рекомендация не задерживаться в Кузбасском регионе. Ничего подобного с Grenouer и Apokefale не произошло в других сибирских городах, за исключением кемеровской истории тур прошел успешно. На этой волне Grenouer продолжает колесить по городам и весям, выступая в обеих столицах, Вологде, Череповце, Туле, Ярославле, Петрозаводске… и в качестве заезжих гастролеров в Перми. Летом группа принимает участие в фестивалях Metal Heads Mission (Украина) и Metal Crowd (Беларусь – в качестве хэдлайнера). Конечно, поднимает вопрос о новом полноформатном альбоме, для записи которого букируется полноценная рекорд-сессия в финской Astia Studio и мастеринг-сессия в Finnvox’е.
Осенью Grenouer соглашаются разогреть в Питере памятных австрийцев Pungent Stench, но совершенно очевидно, что у фатума своя арифметика, свой взгляд на совместимость этих двух команд в рамках одной сцены. Буквально накануне концерта на этаже фабрики, где находилась репетиционная студия Grenouer, происходит пожар. Кто-то из работников, скорее всего так называемых «гастарбайтеров» халатно отнесся к соблюдению норм техники безопасности. Пламя буйствовало не более 15 минут, пожарная бригада прибыла на место оперативно, но этого времени хватило с лихвой, чтобы привести в негодность все музыкальное имущество. Априорно о получении какой-либо компенсации не могло быть и речи, заводская администрация не собиралась вести никакой диалог и попросту указала музыкантам на дверь. Что характерно, это был не первый пожар в истории коллектива. Первый еще случился в Перми, в ДК, где находилась репетиционная комната Grenouer – причем все по той же причине – пренебрежение техники безопасности сотрудниками Дома культуры; парадный зал, где когда-то выступали «Виртуозы Москвы», дискотечный клуб, служивший площадкой для бесчисленных концертов наших фигурантов, фойе, кабинеты, офисы, подсобные помещения – все превратилось в черные руины. Но в те дни Grenouer’у повезло чуть больше – группа уезжала на гастроль в Киров, и инструменты оказались на руках. В 2005 году, лишившись инструментов, комбиков, примочек и оборудования, коллектив оказался полностью обескровлен. В этой ситуации пришлось отменять запись и пускать студийный бюджет на покупку новых инструментов и аппаратуры и искать помещение для репетиций.
Группа вновь встала на ноги к рождественским каникулам, выступив сначала в Москве, а потом в Финляндии. Страшное было пережито, но каковы перспективы у следующего альбома? Не располагая средствами, достаточными для записи полноформатного альбома, Grenouer принимают решение не оставлять фэнов без нового релиза в 2006 году – было условлено о сотрудничестве в проверенной московской Navahohut Studio – о записи исходных треков c Аркадием «Навахо» и о сведении в Финляндии, в Astia Studio с Anssi Kippo. Материал, взятый в работу, представлял собой набор из 3-х композиций, представленных на миньоне “Try”, и 3-х новых вещей. Релиз получил то же название, что и предшествующий мини-опус – “Try”, т.е. «попытка», «эксперимент», и вторая попытка оказалась результативной. С переигранных и перепетых трех старых песен был снят техно-дэтовый налет, они задышали в духе времени, а новые песни наконец-то воплотили актуальный облик группы – среди них “A Passage In The Sky”, ставшая настоящим хитом. “Try” характеризуют Meshuggah’образные рисунки, экспрессивные вокалы в духе Soulfly, Jungle Rot, Throwdown, индустриально-низкие, но хорошо читаемые гитары и бас – и все это невозможно назвать «предательством металла», ведь волна «джент» и «math metal» групп захлестнула Россию намного позже, а тогда у Grenouer практически не было коллег по жанру.
Весной Grenouer договариваются об издании “Try” c лейблом и промо-агентством DF Music Organization. Диск вышел в мае, его презентация прошла в питерском клубе “Red Club”. На обложке – изображение, сильно напоминающее artwork миньона – то же искаженное мукой лицо человека, ставшего жертвой техногенного эксперимента. Но и без скрупулезного изучения видно, что художник (Pablo The Elephant – творческое объединение Art’s Kill) с нуля перерисовал обложку, добавив красочности. Обратим внимание и не смену логотипа – теперь это амбиграмма, одинаково читаемая под любым углом зрения. Немаловажной частью диска является мультимедийное приложение, наполненное фотографиями и познавательной информацией. С “Try” Grenouer небезуспешно интегрируется в альтернативную среду, делит сцену с такими группами, как Amatory, Slot, Korea, Stardown, Hostile Breed, Uratsakidogi (хотя участвует и в традиционных metal’ных мероприятиях) и даже номинируется на премию RAMP (Russian Alternative Music Prize). Песни Grenouer попадают на различные сборники, на саундтрек компьютерной гоночной игрушки «Адреналин. Час пик – 2». Безусловно, группа не почивает на лаврах, в духе 90-х годов без устали самостоятельно ведет переписку и рассылку, отвечает на множество интервью и главное – готовится к новому большому альбому. В дальнейшем “Try” (с 2-мя ремиксами в качестве бонуса) еще трижды переиздавался на разных лейблах – украинском Moon Records, московском Irond Records и английском Casket Music, благодаря последнему “Try” получает мировую дистрибьюцию. С британцами Grenouer также договариваются о переиздании всего бэк-каталога. Старт записи шестого альбома будет дан ближе к концу 2006 года с Anssi Kippo в студии Astia. Если именовать “Try” переломной работой, то следующий полноформатник следует считать работой эпохальной, которая была доведена до победного конца.
Труд начался с пре-продакшна, когда песни и тексты неоднократно переделываются, дабы избежать неприятных сюрпризов в студии. С пре-продакшном группе помогает Игорь “Cache” Лобанов, лидер группы Slot, его взгляд со стороны высокого оценивается музыкантами. С Игорем Лобановым Grenouer связывает плодотворное сотрудничество в студии еще над первым альбомом в 1996 году. Речь об Anssi Kippo неоднократно велась в очерках «Специального радио»; студия Astia являет собой место, где не просто звуковые дорожки превращаются песни, и песни складываются в альбом, здесь царит настоящая магия, возможность реализации любой идеи, кипят эмоции, часы пролетают с космической скоростью. Ансси – алхимик за микшерской консолью, кажется, что ему неведома усталость, он щепетилен по отношению к любой мелочи, неимоверно терпелив и пунктуален. Ценность Ансси как продюсера не только в том, что он пропускает через себя материал исполнителя, но и в том, что он постоянно ставит себя на место слушателя, ищет дополнительные зацепки и хуки. Бывает, фрагменты и тексты песен шлифуются, преображаются и начинают дышать совсем другим настроением. Зачастую за тем, что кажется таким простым и ненавязчивым процессом под виски с колой, скрывается бесчисленное количество дублей, несколько комплектов порванных струн, онемевшие конечности и откровенная досада; но отрицательные моменты в итоге улетучиваются, их сменяет радость завершения и восхищение мастером, который отказался покидать контрольную комнату даже во время новогодней ночи.
К весне 2007 года альбом сведен, и последние штрихи были поставлены во время мастеринга в студии Finnvox с Микой Юссилой. Почти год ушел на поиск издателя, но результат этого поиска стоил затраченного времени. Альбом “Lifelong Days“ увидел свет в июне 2008 года на лейбле Locomotive Records – фирме довольно крупного пошиба, с головным офисом в Испании и подразделениями в Германии и США, с Warner’овской дистрибьюторской сетью. Названия групп, издававшихся «Локомотивом», знакомы широкому кругу метал-хэдов – Doro, Loaded (Duff McKagan’s Loaded), Prong, Grave Digger, Medication, Krokus, Blackmore’s Night, Primal Fear, конечно, здорово, что среди них оказались и наши ребята, наши соотечественники. Что представляет собой шестой релиз Grenouer? Пресс-релизы и обзоры того времени пестрят сравнениями с тремя группами – Meshuggah, Fear Factory и Korn, но безусловно, эти сопоставления являются лишь маяками для потенциального слушателя и мало что говорят о настоящем содержании альбома. Progressive/hardcore – так определил жанр альбома журнал Rock Hard, вот уж действительно не самое типичное смешение стилей! 11 песен повествуют о скоротечности жизни и социальных язвах интонирующее-кричащим вокалом, а мелодичные фрагменты и распевный характер припевов позволяют и расслабиться. В начале “Lifelong Days” превалирует гул низкого строя гитар, затем размеренны партии трансформируются в пружинистые отрывистые пассажи, и, наконец, альбом приходит к настроению, родственному Tool и Deftones. Иногда музыканты даже добавляют вальяжный stoner rock, и тут же нанизывают его на полиритмию с тем, чтобы завершить композицию гармоническим холодом вокодера. Группа и продюсер как не претендуют на лавры отъявленных экспериментаторов, так и не заигрывают со слушателем – общая музыкальная картина отличается стройностью и целостностью, так аккуратно материал балансирует на грани традиционного и нового, доступного и сложного, задорного и степенного.
Grenouer оказывают альбому солидную туровую поддержку – выступают в Германии, Чехии, Словакии, Эстонии, Литве, Латвии и других странах, светятся на больших европейских фестивалях, в рамках которых оказываются на одной сцене с представителями элиты мировой тяжелой сцены – Cradle Of Filth, Anathema, Paradise Lost, Soilwork, Carcass, Entombed, Neurosis, Sodom, Pro Pain и многих других. В России Grenouer играют на суппорте у легендарных Testament, играют с голландцами Textures, англичанами Tesseract. Отснято видеоклипов на добрую половину альбома, дано множество интервью, сотни рецензий, и возникает ощущение, что Grenouer, так или иначе, должны вскоре пересечь магическую планку шоу-биза и начать пожинать плоды, однако им явно не хватило везения.
Грянул мировой финансовый кризис, к концу 2008 года Locomotive Records сворачивает офис в Германии, а затем и вовсе приостанавливает свою деятельность. Внезапный тупик, возвращение к разбитому корыту с подмостков большой сцены. Рухнули надежды оперативно, вдогонку, записать и выпустить альбом-продолжение, с расчетом, что Locomotive Records берет материал в оборот и еще больше увеличивает градус промо-кампании. Нет, дух наших героев вовсе не сломился, по крайней мере, сразу, Grenouer все равно начали работу над новым материалом и насочиняли его в огромном количестве. Но мнения музыкантов начали круто разниться, сначала относительно перспектив дальнейшей работы, а затем и самой музыки. Это привело к расколу, разделившему коллектив надвое, Андрей Ind + Александр Motor с одной стороны, и ритм-секция – с другой. Через несколько месяцев вторая сторона покинула Grenouer, и хотя “Lifelong Days” не оказался последним релизом группы, но с их уходом тот Grenouer, которого знает большинство отечественных ценителей металла (либо как death metal, либо как math metal, джент группу), навсегда ушел в историю. Андрей и Александр нашли замену ушедшим игрокам, совершили очередной творческий финт и вновь открыли для себя мелодичную, неэкстремальную, грандж/роковую сторону металла. Логично, что истоки этого нужно искать в изысканиях 2004 года.
На этой волне стоит закончить текущее повествование, притом, что рассказ о группе далёк от завершения. С учётом нынешней студийной активности и далеко идущих планах Grenouer, появление третьей части очерка об этом российском коллективе на Специальном Радио было бы вполне логично. Мы обещаем отдельно поведать о том, как Grenouer окучивают ниву rock-металла в наши дни.
Ki-Borg
Сайт: http://www.facebook.com/Grenouer