“Готовя новый альбом, мы даже примерно не знаем, что у нас получится. Мы плохо себе представляем актуальные тренды и модные направления, и ещё меньше понимаем вкусы наших потенциальных фэнов. Это делает маловероятным появление заранее выигрышного альбома. Но пока люди с любопытством воспринимают каждый наш следующий шаг. Каждая новая пластинка Moonspell – это почти традиционный шаг в неизвестность, экспедиция, – в том числе и для нас”.
Fernando Ribeiro
О преступной недооценённости этого выдающегося португальского метал-коллектива говорит тот вопиющий факт, что большинство биографий и мало-мальски подробных жизнеописаний этих исследователей тёмных и оккультных сторон мелодичного экстрима в лучшем случае заканчиваются на альбоме 2003 года “The Antidote”. А дальше как-то резко становится кисло, хотя музыка португальцев с тех пор не утратила своей могучести, базальтовой эпичности, наоборот, наполнилась за последние годы сочной музыкальной зрелостью и уверенностью. Через пару лет после того пробела наступил период, на котором остановило своё описание деятельности Moonspell и Специальное Радио. А будущего, т.е. сегодняшнего тогда ещё не наступило, как вы понимаете. И пролетело оно по привычке незаметно быстро. Так что с удовольствием ликвидируем пробел в биографии португальцев за последние шесть лет.
Забавно, что пик национального признания португальцев пришёлся на жёсткий и весьма агрессивный альбом “Memorial”(2006). После выхода диска “The Antidote” в 2003 году португальский метал-коллектив почти два года провёл в турне. Рассказывает барабанщик Мигель “Майк” Гаспар: “До этого мы никогда так много не гастролировали, как с альбомом “The Antidote”, потому что много чего происходило. Когда в 2003 году диск вышел, мы дали в Португалии традиционное большое шоу, устроили релиз-пати и сразу же отправились с Opeth и Devildriver в США. А такие турне обычно очень масштабные, продолжительные и изматывающие. После этого у нас была всего неделя отдыха, а затем началось европейское турне с Lacuna Coil. После этого – неделя Португалии и снова незамедлительная отправка в США, в турне с Cradle Of Filth и Type O’Negative. В общем, поддержка альбома была очень насыщенной. Затем в 2004 году мы выступали на фестивале Rock In Rio, играли с Metallica, Slipknot, Sepultura перед 90 тысячами людей. Так что всё было очень позитивно для Moonspell. Мы уже тогда обдумывали новый альбом и даже отправились в студию. Но в январе 2005 года нас снова пригласили в европейское турне, и мы согласились, потому что за последние три года так много по Европе не гастролировали”. Так что для сочинения нового студийного опуса у португальцев было предостаточно времени; музыканты накопили кучу идей, и когда волна гастролей схлынула, достаточно быстро собрали и опробовали новые треки. К тому времени коллектив сменил издателя и перешёл под крыло немецкого лейбла SPV. Не то, чтобы у Moonspell были проблемы с Century Media, просто SPV предложил больше творческих свобод и самоконтроля.
На мой взгляд, финский продакшн и сладкая горечь некоторых песен альбомов “Darkness And Hope” и “The Antidote” для позитивного восприятия массовой публики годятся куда больше, чем колючий, злобный саунд, который накрутил мунспелам на “Memorial” продюсер их первых трёх альбомов Вальдемар Соришта. Он же наиграл на новом альбоме бас, хотя у группы имелся на тот момент надёжный сессионный бас-гитарист Айрес. По поводу настроения гневящей безысходности, потерянности и опустошающего отчаяния – никаких компромиссов. Треки “Finisterra”, “Blood Tells”, “Memento Mori”, “Once It Was Ours” и другие демонстрируют рельефную дум-дэтовую мускулатуру и ледяную атмосферу, вокалист Фернандо активно использует гроул и свою дарк-думовую харизму. Относительно форматным получился лишь гот-метальный по мелодике трек “Luna” с участием певицы Birgit Zacher. Впрочем, однозначных треков тут не имеется, каждый – как маленький мрачный спектакль, демонстрирующий весь спектр dark-metal и “широкоэкранность” музыкантов – от синтезаторов и струнных аранжировок до death-metal-колбасы. Показательным в этом смысле мне кажется номер “Best Forgotten”, хотя весь альбом представляет собой вполне такой лоснящийся, чёрный монолит. Говорит фронтмен Фернандо: “После “The Antidote” мы утяжелили своё звучание, потому что всегда хотели играть что-то тяжёлое и тёмное. Я не люблю готик-метал с улыбкой, иначе для меня это не готик-метал, а что-то другое. По мне готик-метал должен быть тяжёлым. Мы решили сделать “Memorial” реально тяжёлым альбомом, потому что слушаем много подобной музыки. Мы словно вернулись в наши тинейджерские времена, когда слушали все эти олдскульные метал-группы. И вообще, с момента выхода “The Antidote” мы определённо стали больше концентрироваться на самих себе”. В национальном чарте Португалии “Memorial” добил до 1-го места, что из металлистов до этого удавалось только Metallica и Iron Maiden. Помимо “золота” в родной стране, диск дотянул до 68 места в Германии, что тоже довольно неплохой результат для этого не самого коммерческого релиза. Лейбл ввалил немало денег в раскрутку альбома, да ещё выпустил его в нескольких версиях с альтернативными обложками и региональными дополнениями в виде DVD и бонус-треков “Atlantic”, “Phantom North” и скрытого аутро “The Sleep Of The Sea”.
В тот же период группа занималась подготовкой биографического DVD-релиза под названием “Lunar Still/Years Of Doom”, но из-за проблем с бывшими участниками коллектива и потянувшимися за этим юридическими проволочками DVD появился на свет только в 2008 году под названием “Lusitanian Metal”. Этот двухдисковый релиз для поклонников совершенно необходим, упомянем хотя бы о видеосъёмках самого первого концерта Moonspell в 1993 году, кое-какие клипы и неопубликованный ранее материал. Но поклонникам трудолюбивых португальцев и так скучно не было. В 2007 году Moonspell приняли в штат ранее сознательно сессионного бас-гитариста Aires Pereira и смело добавили ещё больше тьмы в своё творчество, вернув из прошлого в перезаписанном виде дебютный мини-альбом “Under The Moonspell” и демо “Anno Satanae” и объединив их в ремейк-альбом “Under Satanae”. Они даже перезаписали свой самый первый промо-трек “Serpent Angel” с 91 года, когда Moonspell назывались ещё Morbid God. Приятели из шведской мелодик-дэт команды The Haunted предложили для записи кандидатуру не самого дешёвого датского метал-продюсера Туэ Мадсена, португальцы переговорили с лейблом, тот дал добро, и команда на пару недель отправилась в Данию на запись. Счётчик работал, плотность работы была дикой, но Moonspell уложились в сроки и сохранили массу приятных воспоминаний о проведённом в Antfarm времени. Мадсен сам по себе не любит хаотичной работы, у него всё по расписанию, и ночные смены – моветон.
“Я думаю, по большей части это была возможность, наконец, записать те классические песни в том качестве, которого они всегда заслуживали, – говорит драммер Мигель Гаспар. – И играть мы стали гораздо лучше. Мы же были раньше слабыми музыкантами с плохими инструментами, но в нас была страсть. Мы постарались сохранить её на этом альбоме. Это наиболее простые и базовые песни, которые мы когда-либо сочиняли, хотя вдохновения в то время было больше: Bathory, Celtic Frost, Samael, Tiamat, Morbid Angel и весь андеграунд. Мы были частью блэк-метал сцены, и отчасти продолжаем ею оставаться сегодня. Мы даже мечтать не могли о том, что это станет когда-нибудь популярным. Что касается “Under Satanae”, то мы ощущали себя докторами, анализировавшими всё, что мы сделали, – начали с нуля и собрали всё заново. Было весело, мы во многом открыли себя самих в этих треках”. Конечно, к имевшимся в 2007 году метал-стандартам и уровню самих Moonspell содержание “Under Satanae” идеально прикрутить не получается, архаика и робкие ранние эксперименты в сочинительстве выпадают тут и там. Но если учесть, что на момент возникновения песен вроде “Goat Of Fire” или “Tenebrarum Oratorium” в Старом Свете можно было долго-долго искать коллективы с подобным звучанием, то заслуги Moonspell предстают для ценителей европейской метал-сцены совсем в другом свете. Всё-таки южно-европейский блэк-метал настоян на других диких и ядовитых травах.
Подгоны в 2007 году на этом не закончились, хотя компиляция “The Great Silver Eye”(2007) какой-то высокой художественной ценности не имеет: цифровой ремастеринг, 24-страничный буклет, пояснения как всегда многословного и утончённого Фернандо, никаких секретов. Просто рекорд-компания Century Media, выпустившая ранее шесть альбомов португальцев, решила сыграть на очередном витке роста интереса к музыке Moonspell, которые не сбавляли оборотов. Мощнейшим продолжением дискографии этого неповторимого коллектива стал альбом “Night Eternal”(2008). Группа продолжила одновременное сотрудничество с продюсером Вальдемаром Сориштой и Туэ Мадсеном в датской студии Antfarm, в которой в январе 2008 года был записан весь студийный материал “Night Eternal”. Общие усилия подарили миру ещё одну драгоценность в дискографии португальского бэнда. Уровень эпичности в некоторых треках просто зашкаливает, а симфонические извержения вперемешку с плотнейшим метал-саундом ничуть не уступают тем же Dimmu Borgir, башляющим за свои пафосно и масштабно звучащие опусы в разы больше денег, – зацени хотя бы трек “Shadow Sun”. В накатывающей плотной волной холодной агрессии “Night Eternal” незримо присутствует Ворп со своим Самаэлем. Потрясающе проникновенный трек “Scorpion Flower” с ангельским голосом Аннеки Гирсберген из The Gathering – чистая магия, втиснутая в искусно сделанный музыкальный кожух, пробирающая до костей. Тем же качеством обладает и трек “Dreamless”. И хотя музыканты говорят, что на этом альбоме больше внимания уделили именно “песенности” материала, он слушается так же внушительно и монолитно, как и “Memorial”. Не в последнюю очередь, благодаря яркому и модерновому звучанию. В разные издания диска попала радующая фэнов пачка ништяков – бонус-DVD и пять аудио-бонусов – два облегчённых, театрализованных ремикса на сингл “Scorpion Flower”, катящийся вперёд, стрекочущий “Age Of Mother” с dark-metal пассажами, мелодичная песня “Earth Of Mine” с более сложным балансом агрессии и тёмной романтики, и трек “Unhearted”, тянущий из прошлого традиционные для Moonspell идеи, но в актуальном звучании. “Я абсолютно счастлив с “Night Eternal”, – делится фронтмен. – Это свежий альбом, с очень свежим саундом, и мне очень нравится продакшн. Конечно, я могу выделить моменты, которые мы могли бы сделать по-другому, но мы работали над песнями с такой самоотдачей и с таким стремлением к детализации, что грех чем-то быть расстроенным. Мы действительно сделали эту работу, изысканную и чистую”.
В ходе нескольких этапов гастролей в поддержку нового диска, Moonspell в мае 2008 года, в очередной раз заехали в Москву и Санкт-Петербург (предыдущий раз расейская гастроль случилась в марте 2006). А там и до юбилея оставалось совсем немного. Двадцатилетний юбилей одни из ярчайших представителей европейского дарк-авангард металла отметили по-людски и достойно. После четырёхлетнего перерыва Moonspell выпустили двойной альбом “Alpha Noir/White Omega”(2012). Три года, с перерывами на максимально возможную концертную деятельность, ушло на сочинение большого количества материала, и почти на год растянулась сама запись. Изданием альбома снова занимался новый лейбл – австрийский Napalm Records. Говорит вокалист Фернандо: “SPV были великолепным выбором для нас, с ними мы выпустили два отличных альбома “Memorial” и “Night Eternal”, что с одной стороны, вернуло нас к нашим старым фэнам, а с другой стороны, стало шагом вперёд, на современную метал-сцену. К сожалению, у SPV возник ряд проблем с банкротством, что повлекло за собой значительные изменения в компании. Если бы не это обстоятельство, то новый альбом вышел бы на SPV. В данной ситуации Napalm Records являются для нас лучшим вариантом. Это всё ещё растущий лейбл, полный энтузиазма. Думаю, что в наши дни человеческий фактор в рекорд-компании особенно важен”. С самого начала музыкантам было понятно одно – они хотят больше времени на сочинение и хотят больше песен. Первые возникшие в ходе репетиций треки – “Lickanthrope”, “Love Is Blasphemy” и “White Omega” воплотили два разных музыкальных направления – брутальное и таки готик-металлическое, которые Moonspell обычно совмещают в рамках одного альбома.
“Нам нравились оба направления, и было действительно трудно выбрать из них, – продолжает Фернандо Рибейра. – Так что нам в качестве вызова самим себе потребовалось разделить Moonspell надвое и перестать бороться с музыкальной дилеммой, с которой мы постоянно сталкиваемся со времён “Wolfheart”, где рядом с песней “Alma Mater” соседствует “An Erotic Alchemy”. Мы захотели больше времени – получили. Почти четыре года. Захотели сделать больше песен – сделали. Захотели обратиться к тому, что способно проявить внушительное ощущение единства. По этой причине, мы решили сначала сделать один альбом “Alpha”, где тон задаётся исключительно электрический. Верите или нет, но это дало нам в руки две необходимые вещи для создания всего альбома. Во-первых, свободу – как следует поработать именно над метал-основой и не сталкиваться с дилеммой по поводу атмосферной B-части. А во-вторых, это пробудило в нас большое желание создать что-то в стиле “Omega White”, более мелодичное, готическое, цепляющее. Возможно, это странно утверждать, потому что музыканты по сути люди настроения. […] Мы хотели что-то яркое, что утолило бы оба чувства голода, хотели энтузиазм “Memorial”, “Night Eternal”, “Under Satanae”, но при этом страстно желали готик-атмосферу “Irreligious”, это чувство Type O’Negative и Sisters Of Mercy в нас. Всё это привело к появлению двух альбомов”. Что ж, четыре года трудов даром не прошли.
За качество звучания снова отвечал Туэ Мадсен, вполне солидный гарант качества. Итак, основная программа “Alpha Noir”, представляет собой более металлизировано-направленную, идейно сконцентрированную версию “Night Eternal”. Т.е без отвлечения на меланхолию, – дайте мне тьмы и побольше! Жёсткий риффинг, гроул, минимум “воздуха”, серьёзные метал-мужики. Такая крепкая цепь из металлических треков-звеньев “Axis Mundi”, “Lickanthrope”, “Versus” и других, и финальный инструментал “Sine Missione” с бесконечной тревогой в сердце – как подведение промежуточного итога. Вторая часть “White Omega”, законно доступная лишь покупателям лимитированного издания “Alpha Noir”, обладает теми самыми характеристиками, о которых упоминал Фернандо. Это действительно дань уважения музыке Type O’Negative, Sisters Of Mercy и романтической стороне творчества Moonspell. Погружаясь в материал, понимаешь, насколько правильным было решение группы изначально сконцентрировать творческие усилия в двух раздельных направлениях. Отвлекусь на вкусовщинку, но лично предпочитаю Moonspell образца “Irreligious”, поэтому “White Omega” расцениваю как основной актуальный релиз, как квинтэссенцию характерной для коллектива вампирской готики, которой не чужд светлый трагизм и всепоглощающая любовь. Шикарные мелодии и солидно прокаченные “Herodisiac” и “White Skies” с цепляющими вокальными ходами, взгляд на самих себя в “New Tears Eve”, начало 90-х и отголоски ранних работ команды Питера Стила в “Incantatrix”, “Sacrificial” и “Fireseason”… И, главное, не нужно пропускать через себя метальную злобу, иногда ломающую в песне душевный настрой, а можно просто наслаждаться дарк-великолепием и печальной красотой. Napalm Records должны гордиться таким релизом!
Moonspell – маленькое предприятие, работающее само на себя. Так что для музыкантов сидение без дела и длительный отдых равносильны финансовому самоубийству. Незадолго до появления “Alpha Noir/White Omega”, кстати, в самом конце марта 2012 года группа снова навестила Питер и Москву, в очередной раз порадовав отличной работоспособностью и страстным отношением к любимому делу. После выхода нового диска группа устроила дежурную домашнюю презентацию в Лиссабоне, на рассчитанной на 5 тысяч человек арене. На этом специальном концерте исполнялась программа обоих альбомов с добавлением нестареющих хитов. Фернандо: “Мне нравиться думать, что это наша уменьшенная версия “Стены”, редуцированная до рамок и ресурсов Moonspell, которые, к сожалению финансово и художественно не дотягивают до уровня Роджера Уотерса”. Верно подмечено, представляю, чтобы устроили такие мрачные фантазёры, как Moonspell, дай им неограниченный бюджет на организацию шоу. Iron Maiden с Rammstein содрогнулись бы и подавились бычком… Затем с “Alpha Noir/White Omega” подмышкой португальцы откатали крупные и мелкие летние фестивали, пережили осеннее европейское турне и планируют ряд других турне на 2013 год. Всех благ!
Ян Федяев
Сайт: www.moonspell.com