“Приятно снова появиться в газетах и журналах не только по причине моей женитьбы”.
За этим товарищем глаз да глаз, в смысле, как бы чего не пропустить. Seal, не смотря на свои неоднозначные издания последних двух лет, остаётся одним из эталонов поп-музыки, сочетающий в себе изысканность, глубину голоса и чувств, уникальный творческий потенциал (к сожалению, используемый на какие-то жалкие проценты), чувство стиля и какую-то необъяснимую шрековскую симпатию. В последние годы активизировался, но ожиданий не оправдывает. Конечно, тугрики помогают многие из вышеперечисленных эксклюзивностей осуществить на-ура, но у Сила за спиной хоть и небольшой багаж, но таких песен и мелодических изысканий, который позволяет ему творческие вольности и поддерживает в напряжённом ожидании миллионную армию поклонников и просто жаждущих высочайшего музыкального качества. Подведём промежуточные итоги.
Сначала вернёмся отдельно к теме так и не увидевшего свет в 2001 году альбома “Togetherland”, в первую очередь потому, что частично есть предмет разговора. Сил, конечно, поступил некрасиво, пообещав, спустя годы и мегабайты стенаний поклонников, издать его хоть в каком-нибудь виде, но в итоге, начав отмазываться и умничать по поводу творческого видения ситуации и прочего. Более того, на фоне его последних альбомов материал “Togetherland” представляет собой именно то, что люди ищут в музыке Сила, чего не получили до сих пор с момента выхода “Seal II”, “Human Being” и то, что едва утолило их голод на “Seal IV”. “Многие из вас до сих пор задают вопрос по поводу “Togetherland”, – с заметным раздражением “отпостился” Сил в 2008 году. – Чувствую, что мне важно ещё раз объяснить, почему я так и не издал его. Если короче, то это барахло! Да, там есть пара стоящих моментов, но если говорить о примере моей работы как артиста, то это просто не подходит. Я никогда не издам этот альбом, и вообще у меня нет ни одной копии, так что мне сложно сейчас даже опубликовать что-то в каком бы то ни было виде. Издание “Togetherland” способствовало бы только уничтожению тропы, на которой я в данный момент нахожусь”. Да уж, по сравнению с сегодняшним моментом это действительно было бы Силу некстати. Причём не в пользу актуального творчества. Что касается предмета короткого разговора, то это те самые четыре трека с якобы затёртого альбома, которые одно время были выложены для прослушивания на сайте со-продюсера “Togetherland” Генри Джекмана: “All I Wanted To Say”, “Elise” (известная ещё, как “Eliz”), “Love Is Better” и “This Could Be Heaven”. Не песни, а конфеты, из четырёх песен три потенциальных хита где-то между “Seal II” и “Human Being”. И это только четыре песни из 11. Оставшиеся неопубликованными “English Lover” (дуэт с Emiliana Torrini), “Just A Step Away” или “Under The Sun” хранят в себе не меньшее удовольствие и утончённость (слушать семплы здесь http://video.google.com/videoplay?docid=-1951819569664573182). Интеллигентные аранжировки, гармоничное сочетание оркестровости, живой группы и появившейся к 1998 году электроники, уникальная мелодика вне стилей стилями. Чего описывать, достаточно полностью послушать “Elise”. И всё же один сингл увидел свет – перезаписанная песня “This Could Be Heaven” в трёх версиях, шикарная голливудская псевдо-рождественская меланхолия с привкусом надежды для фильма “Семьянин”, но это история уже известная.
Перескочив описанные в статье Специального радио (http://www.specialradio.ru/essay/081.shtml) концертные и семейные радости музыканта, попадаем в год 2007. Кинокартину “В погоне за счастьем” украсила новая песня Сила “Father’s Way”, процесс создания которой певец даже активно обсуждал на своём форуме и предлагал варианты с акапельным интро или без. Лично сам подумал, что если будущий диск будет хотя бы такого же качества, то грядёт вкуснейшее блюдо. Можно с чистой совестью инвестировать деньги в истерию предварительной продажи и заказать сначала промо-компиляцию “Mail On Sunday” с новым треком “System”, а затем и первый сингл “Amazing” нового альбома “System”(2007). Самый упакованный промо-сингл с семью ремиксами получили ди-джеи. Остальные коммерческие и промо-версии содержат от трёх до шести треков, плюс японский коллекционный стаф. У песни “Amazing” вскоре после появления в сентябре 2007 появился титул – номинант на юбилейную, 50-ю премию Грэмми в категории “Best Male Pop Vocal Performance”. Причём большей популярностью пользовался танцевальный микс Thin White Duke, который, похоже, даже самому Силу понравился больше, чем оригинал. Именно его он поставил в трек-лист основного альбома аж на второе место, задвинув оригинал на последнее. (АйТюнс-вариант альбома по времени тянет аж на полтора часа, с дополнительными ремиксами и концертными версиями).
Мда, слушаем “System”. “Amazing”, как и весь остальной альбом далёк от эстетики “Kiss From A Rose” или “Prayer For The Dying”. Этого от продюсера Стюарта Прайса, смастерившего Мадонне пластинку “Confessions On A Dance Flore”, было трудно ожидать. Первая композиция “If It’s In My Mind, It’s On Me Face”, раскачавшись ко второй минуте, слегка намекнула на “The Beginning” из уже такого далёкого дебютника Seal. Только намекнула. Дальше пошёл пружинистый евродэнс кристально чистого микса, с качественными мелодиями, не отягощающий сознание и имеющий с причиной всего происходящего только одно общее – голос Сила. Потом сознание начинает втискивать голос в гармонии и мелодические решения. Публика, знакомая с ремиксами прежних синглов вроде “Love’s Divine” или “Get It Together”, ничему не удивится, – танцевальная лирика в актуальных клубных формах. Четыре основных клаб-трека – “Just Like Before”, “Loaded”, “The Right Life” и “Amazing”. Странное музыкальное сочетание обнаружилось в “Dumb” с бренчанием гитары, хлопками-перкуссиями… Отдельный эпизод – дуэт “Wedding Day”, серенькая синти-баллада, исполненная певцом вместе со своей женушкой Хайди Клум. Ок, чаяния автора понятны, это и по-мужски и для пиара волшебно.
Две другие синти-баллады, хрупкая акустика с нежными клавишными “Rolling” и драматичная атмосфера “Immaculate”, – тоже новое слово в творчестве Сила. И ещё значительно порадовал вышедший отдельно второй и последний сингл с “System”, на одну из лучших танцевальных песен пластинки “The Right Life”. Неординарный силовский мелодизм блестяще сочетается здесь с клубным минимализмом. Выделю дрим-хаус-ремикс ROCAsound и ремикс Tiesto с романтичным гитарным семплом. “System” – не слабая работа, но не совсем созвучная утверждениям Сила о том, что он чуть ли обратился к своим корням. Танцульки есть танцульки, даже если за ними стоит думающий и концептуальный чел. Конечно, его лирика и грув создают волнующие вибрации в теле. Но если послушать небольшой эпизод, снятый на видео в студии во время записи “System”, – звучит фрагмент “Loaded”, звенящая, окрашенная фламенко акустическая гитара, без всех этих синтетических дэнс-наворотов, голоса за кадром офигевают, мол, какая красота…- то можно представить, что можно было бы сделать из материала “System”. Куда потом делась эта гитара? Помню, как сам ждал, наконец, появления этого трека на готовой болванке; получилось дыц-дыц с цепляющим припевом. Почему Сил с продюсером решили устроить этот электронный бомбаст и лишить жизни и одухотворённости потенциальные идеи – неизвестно.
Народ привык к студийной нерасторопности певца, и был удивлён, когда год спустя на прилавках появился НОВЫЙ альбом Seal “Soul” (2008), да ещё и с новым продюсером, титаном Давидом Фостером. Энтузиазм сняло, как рукой, когда стало известно, что 45-летний американствующий британец просто перепел некоторые классические треки соул-музыки – James Brown, Otis Redding, Al Green и другие. После неоднократного прослушивания дальше трёх фаворитов растворения в музыкальной материи не произошло, – это “Free” Deniece Williams, “It’s Alright” Curtis Mayfield и ретро-хит “I Can’t Stand The Rain” Ann Pebbles. Новый альбом был сработан всего за месяц на домашней студии Фостера, например, первая баллада “A Change Is Gonna Come” Sam Cooke была готова всего за 24 часа. Дядек пёрло, конечно: “Я сделал много записей в своей жизни, – признаётся Фостер, – но никогда не получал такого опыта, как работая с Силом. Я думаю, что он единственный певец на планете, который может сделать этот альбом, привнеся в “классику” что-то новое и свежее, уважая наследие, и в то же время, делая его “по-Силовски” уникальным. Он был рождён, чтобы петь эти песни”. Критики британский исполнитель отхлебнул после выхода “Soul” сразу же и, скорее всего, не ожидал такой сдержанной реакции. Люди предпочли услышать от него собственные новые песни, – не только очаровательный бархатистый голос. Ну, чем Сил, записавший до этого уже изрядное количество каверов, хотел удивить корчащийся от кризиса народ? Даже эксклюзивный номер “I Wish” записанный Seal c репером DMX в 2008 году (неофициальное видео www.youtube.com/watch?v=wn8krWO72mg&feature=related) был в какой-то степени более велкам, чем эти соул-стандарты. “Некоторые критикуют меня за то, что я сделал альбом каверов, и особенно за то, что были выбраны именно эти песни. Отвечу на это тем, что каждый волен выражать своё мнение, и это делает музыку великим явлением. Я много чего умею, но моя профессия – певец, и, следовательно, это то, что я сделал….я спел!” А мы и не поняли!
Сохранять хорошую мину всё-таки было нужно. Тупо сделан вид, что ничего более восхитительного, своевременного и интересного певец на тот момент и сделать не мог. Само собой, имя продюсера Давида Фостера производит определённый резонанс в ностальгирующей среде, ну и набор классического американского соула кажется беспроигрышным вариантом. Поэтому складывается впечатление, что этот творческий союз – очередная “творческая” свадьба, только в роли немки Клум – америкос Фостер. “Я был очень вдохновлён этой записью, – говорит Сил, – это была моя реакция на глобальный социальный и политический климат. Я сделал её с великолепным Дэвидом Фостером, потому что были оба вдохновлены. Не смотря на то, что я живу в США уже почти 20 лет, я не имею права здесь голосовать, у меня есть жена, которая может голосовать, и трое американских детей, которые в своё время тоже будут иметь право голосовать. Я плачу американские налоги, но не могу голосовать. Но я могу петь (возможно, спорно для кого-то), и в этом смысле этим голосом я мог внести вклад в объединение усилий людей в стремлении стать коллективом и быть услышанными”. Не больше – не меньше.
http://www.youtube.com/watch?v=4wtZaJa0IgM&feature=related
Сил известен тягой ко всем новым технологиям, йподовым штукам, Интернет-идеям и так далее. Его сайт и куча других представительств во всемирной паутине часто преображаются и постоянно подкидывают фэнам интересные эксклюзивные видеосъёмки и редкие откровения “гвоздя программы”. Приятно, когда из блога не хочется вылазить, потому что есть что посмотреть и почитать, сразу проникаешься моментом. Но при этом меньше всего хочется думать о музыкальной стороне последнего релиза, и надеяться откопать в ворохе информации намёк, что в другой раз будет по-другому. Визуально “Soul” пиарится массивно до сих пор и без остановки: клипы, студийные и закулисные лайвы, интервью, туровые заметки. Физических синглов с этого альбома индустрия до сих пор не произвела, зато однотрековых цифровых уже половина программы. Я может чего-то не догоняю, – какой прикол купить себе в Интернете сингл из одной песни, даже со своей собственной обложкой? Чтобы потом всякий раз надо было включать компьютер, чтобы полюбоваться своим счастьем? Ведь кайф достать диск с полки, поставить в проигрыватель, дождаться начала песни, почувствовать пронзительность звучания хорошего аппарата и получить свою порцию удовольствия от того, что имеешь на руках раритет, ну или инвестицию в собственные ощущения, наконец. Проблема быстрого и/или бесплатного получения музыки в Интернете – обезличивание и грабёж не только исполнителя, но и в какой-то степени лишение себя эстетического удовольствия, эффекта сюрприза, азарта поиска… Помимо основной версии “Soul” есть два бонус-трека – песни “My Girl”(Barnes&Noble) и бодрая “In The Midnight Hour”(Borders), немного выравнивающая слишком классическую соул-балладность альбома. Найдёте, если захотите.
В 2008 году отголосками первых гастрольных записей в Японии и США появился Blu-ray-only релиз Сила “Soundstage”. Концертная запись превосходного исполнительского и производственного качества, посвящённая гастролям “Soul” и некоторым хитам прошлого. К сожалению релиз ограничен десятком песен, плюс 2 в бонус-секции. Формат Blu-ray самого любителя новизны Сила наверняка порадовал, но большинство его слушателей вряд ли оценили за неимением приводов. Куда более ощутим появившийся в июне 2009 года “нормальный” концертный СД/ДВД “Soul Live”, похожий по компоновке и упаковке на солидно сработанный “One Night To Remember” (2006). Что имеем, – старый знакомый блю-рэй “Soundstage” в другом формате, девять песен из “Soul”, вечные хиты “Kiss From The Rose” и “Crazy” и никакого следа песен с “System”. Случайно? Нет, конечно, потому что, как уже говорил выше – “но соул”, и больше подходит для звукового сопровождения выходов на подиум Хайди Клум. В ДВД-часть вошло всё вышеперечисленное, плюс интервью и несколько записей дуэтом с Фостером. Размах, соответствующий статусу. О планах на будущее певец сильно не распространяется. Говорит, что на горизонте уже имеется интересный проект – продолжение “System”. “Лучше всего это можно описать, как “Dance, Romance”, – заявил Сил. – “В нём будет значительное влияние бразильской музыки, и я обещаю, что он не разочарует”.
Ян Федяев
Сайт артиста: www.seal.com