rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

ЮРИЙ ШЕВЧУК: МОЯ МЕЧТА ДЕТСТВА ОСУЩЕСТВИЛАСЬ


Юрий Шевчук

Уже не один десяток лет песни Юрия Шевчука знает вся страна. Группа ДДТ по- прежнему остается одной из самых популярных, и входит — как и в семидесятые, и в восьмидесятые, и в девяностые — в когорту флагманов отечественной рок-музыки. C 1985 года Юрий живет в нашем городе и хотя он немало времени проводит в гастрольных поездках, уже, пожалуй, невозможно представить Питер без Шевчука! У ДДТ более чем солидная дискография, большая часть альбомов, записанных этой замечательной группой, стала событием не только в музыкальной, но и в духовной жизни России. Во время работы ДДТ над последним альбомом «Единочество» мне довелось побеседовать с Шевчуком.

АГ: Юра, мы с тобой достаточно давно знакомы, с 1985 года, когда начался питерский — вернее, тогда еще ленинградский период жизни группы ДДТ, но именно сегодня и именно сейчас мы впервые с тобой беседуем в новом тысячелетии… Что ж, лучше поздно, чем никогда!

Шевчук: Да, я тоже очень рад нашей очередной встрече. Ну, давай поговорим… О чем-то хорошем, о чем-то плохом…

АГ: Да нужно ли нам говорить о плохом?

Шевчук: Тоже можно.

АГ: Вы с группой сейчас вовсю заняты записью нового альбома…

Шевчук: Да, мы в группе сейчас как-то больны новым, это естественно. Но вот я был на Байконуре недавно, и моя мечта детства осуществилась — я видел взлет настоящей, здоровенной ракеты, запущенной в космос. Представь себе — степь, ночь, вспышка света, зарево, в полной тишине поднимается эта махина, и звук где-то только секунд через шесть до тебя доходит, все начинает реветь, трястись… А вот Байконур — понимаешь, как бы это сказать, Байконур… Я видел, что было с Советским Союзом, по-хорошему! Какие огромные, циклопические строения! И они ржавеют, многие пусковые станции растаскиваются местным населением, которое уже совершает набеги, как в свое время татаро-монголы… казахи на «Камазах» рвут эти провода, кабеля и т. д., но вместе с тем, вот эти сооружения, совершенно величественного вида, — покруче, чем пирамиды Хеопса… И вот я бродил — ветер, степь, одиночество, бездна неба, эти исполинские сооружения стоят в степи, и я много думал о том, что Советский Союз был действительно мощнейшей державой, огромной империей, которая, наверное, одна на свете, кроме Америки, могла позволить себе такую роскошь — выстроить все это, выстроить плацдарм такой для походов в космос. И, конечно, много печали — потому что уже сейчас понятно, как много мы и потеряли тоже, потеряли вместе с распадом СССР, и одна из самых кровоточащих потерь — это, наверное, Байконур, эта наша стартовая площадка в вечность, в космос. И там я понял, что если мы потеряем все это, то превратимся тогда в обычную деревенскую державу — если у нас не будет космоса…

АГ: Ты по-прежнему очень много путешествуешь?

Шевчук: Да, конечно. Я каждый год куда-нибудь выезжаю, в такие вот интересные места, и, конечно, прежде всего люди… знаешь, что меня больше всего потрясло на Байконуре? Это люди, которые там работают, и запускают все-таки ракеты, и эти люди — фанатики своего дела, настоящие люди! Там нет, понимаешь, никаких уродов на этих пусковых площадках…

АГ: Как в больших городах.

Шевчук: Да! Ты не увидишь там ворюгу или какого-нибудь дурака, который хочет жить легко и просто. Там все работают, и работа эта, она, может быть, и каторжная, но она по любви, от любви! И я видел фанатиков, по-хорошему фанатиков этого дела, и конечно, это тоже меня потрясло. И что-то… тоже из Советского Союза там осталось, в этих глазах… Мы! Мы, блин, должны в космос, не все америкозам, мы — должны, мы — можем! Вот это есть такое, да! И я был, конечно, очень порадован по-хорошему, видя таких людей, которые дерутся за небо! Да, интересно!

АГ: У тебя ведь, насколько мне известно, нет ностальгии по старым добрым рок-н-ролльным восьмидесятым?

Шевчук: Нет. Я вижу жизнь, мне интересно жить настоящим. Прошлое — в прошлом. Но, конечно, забывать ничего нельзя, иначе наделаешь еще больше ошибок в будущем. Надо помнить прошлое, но все-таки жить настоящим.

АГ: Я помню, когда ты впервые выступал в Ленинграде, это было на сцене рок-клуба… Это был фурор! И в том же году состоялся акустический концерт у Московских ворот, когда пели ты и Саша Башлачев…

Шевчук: Это и был первый концерт, еще до рок-клубовского, во время рок-фестиваля 1985 года. Мы тогда дали такой концерт благодаря Сереже Фирсову, Гене Зайцеву и многим, многим другим нашим друзьям.

АГ: Потом, спустя годы, вышел компакт-диск «Концерт в кочегарке»…

Шевчук: Да. Но теперь я без улыбки не могу его слушать… Тогда я приехал с Урала, такой наивный, и такой открытый, и такой чрезмерно даже чувственный молодой парень…

АГ: …Романтичный…

Шевчук: …Романтичный Юрка Шевчук, сентиментальный такой… Но пообтесал меня Питер, конечно, пообтесал (смеется)…

АГ: Юра, у тебя вроде бы есть планы в следующем году, в связи с трехсотлетием Питера, провести большой рок-фестиваль? Шевчук: Да. Надо будет выбирать группы и так далее… Вот недавно, 25 апреля, прошло рассмотрение всех заявок и предложений, поступивших в связи с проведением питерского рок-фестиваля от людей, групп, организаций, и мы были в числе многих. Если город предоставит нам такую честь — провести этот фестиваль, я умру, но обещаю, что фестиваль будет! Лучше не умирать, конечно, но хочется сделать хороший, большой, настоящий фестиваль, чтобы был резонанс по стране и пригласить не какую-нибудь там попсу…

АГ: Которой стало очень много…

Шевчук: Да… А серьезные, настоящие рок-группы, показать питерский рок во всей красе, позвать команды, которые в этом русле живут, работают, дышат, ищут.

АГ: Ты помнишь, что раньше проводились фестивали нашего старого рок-клуба, которые всегда были событиями в музыкальной жизни Питера, да и не только Питера… Но теперь рок-клуб не проводит ни концертов, ни фестивалей, и вряд ли станет проводить их в ближайшем будущем…

Шевчук: К сожалению, да. Ну что тут сделаешь… Ты помнишь, что мы — то есть группа ДДТ — несколько лет назад тоже организовали два фестиваля, тогда у нас для этого были силы, но сейчас — если все выйдет, если все сложится, если город нам доверит — мы будем делать третий свой фестиваль. Ну, как мы… Это будут и я, и представители музыкальных клубов, и какие-то музыканты, и ты… — будем вместе сидеть на кухне и думать, как все это сделать… Ведь если этот фестиваль будет на Кировском стадионе, то сам представляешь, сколько нужно звука, света и все это нужно брать в аренду… Я думаю, потянем… Питерский рок-фестиваль должен быть, и он должен быть мощным, хорошим!

АГ: Сейчас ДДТ готовит свой новый альбом?

Шевчук: Да. Мы уже опухли, честно говоря, от этого альбома, мы весь прошлый год его играли, искали аранжировки, весь прошлый год. Теперь мы с января месяца его записываем, дали в Москве 20 апреля концерт, думали, что альбом уже выйдет, но… (смеется) шоу-бизнеса из нас не вышло, концерт-то мы дали, а альбома еще нет…

АГ: Как этот альбом будет называться?

Шевчук: Это будет двойной альбом. Он выйдет, наверное, двумя разными частями или томами… Первая часть будет называться «Мама, это рок-н-ролл», а вторая часть пока без названия… Надеюсь, мы его допишем к августу. Знаешь, мы закопались в материале, хочется многое сыграть и чтобы это было интересно, найти хоть немного какое-то новое звучание, увидеть себя в немножко другом качестве… Много работы, такой хорошей, художнической, и поэтому мы не торопимся, сидим как PINK FLOYD… у себя там на студии и ковыряемся. И слава Богу, не только в носу…

АГ: Тебя продолжают доставать своими записями молодые команды?

Шевчук: Да, конечно. Ну не то, чтобы они достают… Просто ребята дают свои диски, кассеты с просьбами высказать хотя бы свое мнение. Мы сейчас не занимаемся продюссированием, для этого нужны средства большие, но, с другой стороны, мы сейчас уже почти достроили свою студию, она и в дальнейшем будет работать, и молодежь, безусловно, будет там записываться.

АГ: Есть какие-то записи у молодых групп, которые тебе были бы интересны?

Шевчук: Много, много можно перечислять, я боюсь кого-то обидеть… И в Питере есть хорошие команды, и в Сибири… Просто сейчас многие радиостанции, особенно FM-овские, они все такие радиостанции имени прокрустова ложа… (Смеется.) Их можно так назвать и это прокрустово ложе называется формат. «Наше Радио» — это один формат, «Русское Радио» — другой, и так далее… А есть огромное количество музыкантов, живых абсолютно людей, которые ни в какие форматы эти не вписываются. Наверное, только старое доброе Радио России, на котором ты работаешь — оно как раз неформатное, здесь можно услышать любую музыку. А эти попсовые радиостанции — они отрубают руки, ноги, а ведь огромное количество музыкантов — оно до сих пор не востребовано ни радиостанциями, ни телевидением, ни компаниями, которые издают пластинки, и группам этим в результате очень тяжело.

АГ: Согласись, что молодые группы играют очень профессионально, в отличие от групп прошлых лет, но уровень текстов зачастую ниже всякой критики…

Шевчук: Да, к сожалению. В нынешний рок-н-ролл пришли в основном музыканты. Не идеологи — в хорошем смысле этого слова — не поэты, а в основном музыканты. Играют ребята молодые вообще отлично, а вот с текстами, с какой-то идеей в башке — очень тяжело с этим… Я многое прослушиваю и кладу в корзину, слова там… секс по телефону, секс на крыше, секс в подвале — сплошной сексуальный радикализм и ничего больше. А рок-н-ролл — это согласись, поболее, и тексты… Если уж не поэзия, то хотя бы тексты — они должны быть немножко другого качества и уровня, чем эстрадные тексты, которые служат любви во всех ее проявлениях. Все-таки здесь… ну, любовь, но другого рода, как все сущее… В рок-н-ролле проходит все-таки, со всеми минусами и плюсами жизни. Как хорошо сказал Боно из UTU — я вот запомнил его фразу, он говорит, что попса — это когда поют о том, что все хорошо, а рок-н-ролл — это о том, что не все, далеко не все хорошо… Сейчас много таких групп, которые поют, в принципе, эстрадные тексты, а называют себя рок-группами…

АГ: Мне, как Старому Рокеру, это неприятно. Ты тоже не молодой рокер — и тебе это тоже не нравится…

Шевчук: Знаешь, многим молодым музыкантам, молодым рокерам это тоже неприятно.

АГ: Несколько лет назад ты сказал, что старая гвардия крепко держит линию фронта… Тогда ты имел ввиду ДДТ и другие старые группы. И еще ты говорил, что хотел бы с годами порешать другие вопросы, заниматься не только музыкой, позаниматься инсталляциями, углубиться в живопись, в поэзию…

Шевчук: Стихи пишутся, да. Вот сейчас запишем альбом и не будем фактически выступать в этом году, будем заниматься творчеством. Потому что эта потогонная система, которая существует в стране… мы не хотим, мы не были никогда чесовой группой, ты сам знаешь, что наши концерты очень редки, у нас есть один из принципов — никогда в одном и том же городе не играть одну и ту же программу. И мы его блюдем, этот принцип. И в Питере мы тоже редко выступаем. Зато всегда стараемся с новой программой.

АГ: Группа ДДТ выпустила много дисков, а есть в их числе самый дорогой и самый любимый для тебя?

Шевчук: Нет, нет. Поэтому мы их и пишем до сих пор. Когда я напишу любимый свой альбом, то сяду где-нибудь на завалинке — и закурю, и буду курить до смерти (смеется)…

16.05.2002

ДДТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! ПРОГРАММА «ЭХ, ЛЕНИНГРАД, ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДИЩЕ!»

Вскоре после нашей с Юрием беседы был выпущен альбом «Единочество.». И первая, и вторая части этой пластинки уже успели получить весьма высокую оценку у меломанов. Правда, питерский фестиваль Шевчуку и «ДДТ» провести не удалось, город ему это сделать так и не доверил и предпочел во время юбилейных дней потратить деньги на полупопсовую музыкальную тусовку. «ДДТ» приняла в конце июня участие в фестивале «Окна Открой», группа отлично выступила, однако инициатива этого феста уже принадлежала не Юрию, а продюссерской структуре «Стоп-Тайм», возникшей, кстати, уже несколько лет в рамках «ДДТ». Ну а теперь я хочу рассказать о новой «дэдэтэшной» программе «Эй, Лениград, Петербург, Петроградище ! ». Сначала «ДДТ» с успехом продемонстрировали эту программу в столице, а 22 ноября – в Питере, в СКК, именно здесь в былые годы показывались и предыдущие программы ведущей российской супергруппы.

В отличии от «Черного Пса» и «Это Все», новая программа не столь концептуальна и, на первый взгляд, является как бы эдакой концертной сборкой хитов многих дет. «Последняя осень», «Родина», «Это Все», « Актриса Весна», «Потолок», « Не стреляй» – эти плюс другие более чем известные номера звучали, в основном, 22 ноября. В последнее время часто можно услышать разговоры о том, что «ДДТ» как бы пережило пик своей суперпопулярности и что золотой век этой группы уже позади. О вкусах вроде бы и не принято спорить, я этого тоже делать не стану, однако, мне кажется, ноябрьское выступление «ДДТ» в полный рост доказывает обратное. В самый полный рост, и даже в наиполнейший! Мне не один десяток лет приходится посещать выступления Шевчука и его замечательной группы, но столь бурного и горячего приема я просто не помню; практически весь концерт огромная аудитория СКК постоянно подпевала Юрию. Исполнялись также и новые номера. Их, пожалуй, не слишком много было и, тем не менее, особенно запомнились «После праздника» и «Попса». «После праздника» – это песня, сочиненная Юрой после помпезного и нелепого(как и все помпезное) празднования трехсотлетия С-Пб. Во время ее исполнения на сцене появились танцовщицы из Мюзик-Холла, ну а Шевчук пел о том, что пышный праздник совсем не сделал жизнь питерцев и, в частности, пожилых людей, лучше. А когда настало время «Попсы», то рядом с «дэдэтешниками» были музыканты, вместе с которыми и была записан этот хлесткий антипопсовый гимн. Следует отметить также оригинальные аранжировки давно известных песен, продуманную светорежиссуру и четкую драматургию всего представления, и проникновенное чтением Юрием своих стихов. Состав группы за последние полтора года немножко изменился, «ДДТ» покинул гитарист Вадим Курылев, он теперь выступает и записывается с собственным проектом, скоро будет выпущен альбом «Эквилибриум». На его место пришел новый исполнитель Алексей Федичев и он, на мой взгляд, вполне выдержал непростое испытание и оказался своим в компании давно играющих вместе музыкантов. Очень уместными оказались включеные в могучий роковый драйв этого музыкального спектакля и джазовые фрагменты, с сольными партиями трубача Вани Васильева и матерого саксофониста «Дяди Миши» Чернова. Классно вписались в звуковую атмосферу концерта вокалистки из женского ансамбля «Радуйся». В общем, деятельность «ДДТ» с успехом продолжается, «дэдэтэшная» машина работает на полных оборотах, а весной 2004-го Шевчук планирует показать в том же СКК новую программу.


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.