В первой половине года новый диск Тухманова получил добро на выпуск и где-то в сентябре появился в продаже, вызвав небывалый интерес даже в эпоху дефицита. Он назывался “По волне моей памяти”. Для его записи Тухманов собрал потенциальных и уже состоявшихся, но малоизвестных пофамильно, звезд советского вокально-инструментального жанра. Все они (кроме эмигрировавшего к тому времени А.Лермана) были названы в аннотации на диске и указаны ансамбли, в которых они работали. Кроме ритм-секции в составе: Борис Пивоваров – гитара, Аркадий Фельдбарг – гитара-бас, скрипка, Владимир Плоткин – ударные. Долгое время это было главной загадкой диска, ставшего, возможно, самым значительным событием в грамзаписи СССР 70-х годов, относящейся к эстрадной музыке.
В прессе появлялись статьи, касающиеся этого диска, но нигде о принадлежности этих музыкантов не было сказано ни слова. Естественно, я тоже искал ответ на этот вопрос.
Просмотрев свои записи, сделанные после концерта В.Ободзинского и ВИА “Верные друзья” в октябре 1975 года я наткнулся на две знакомые фамилии: Пивоваров и Фельдбарг. Поскольку имена и музыкальные специальности у обоих совпадали с музыкантами, завяленными на диске, то я не сомневался, что речь идет об одних и тех же людях. Осталась покрытой тайной только судьба барабанщика, хотя у меня уже возникала мысль, что, скорее всего, он тоже из “Верных друзей” (что вполне выглядело логичным), но поскольку я не успел записать фамилию ударника на том концерте, то и окончательной уверенности в этом у меня не было.
Довольно быстро найдя ответ на вопрос о “групповой” принадлежности музыкантов, участвовавших в записи этого диска, для меня осталось непонятным причина, по которой эта принадлежность не была указана на пластинке.
Даже начав работать над этой статьей (почти 30 лет спустя описываемых событий) я не знал ответа на этот вопрос. И только в процессе работы у меня появилось предположение о причинах этого. В 2004 году я спросил Дымова, почему Тухманов не написал на пластинке, что это музыканты ВИА “Верные друзья”? На это он мне ответил, что, к сожалению, не имеет об этом представления, но знает, что если бы Тухманов это сделал, то популярность ансамбля существенно увеличилась. Несомненно! Значит Тухманов, по каким-то причинам, не хотел этого.
Скорее всего, проблема была с диском “Песня – любовь моя” и тех событиях, которые предшествовали его выходу. И они были одни и те же – и в отношении Дербенева, и в отношении Тухманова.
Ободзинского уговорили сделать ставку на других авторов. Он согласился и прогадал. Пластинка оказалась довольно безликой. На ней не оказалось ни одного шлягера. Вера Дербенева позже напишет, что Ободзинский примерно через полгода вновь пришел к Дербеневу и предложил возобновить совместное творчество, осознав ошибочность предыдущего шага.
Но Дербенев обиды не простил. Как и Тухманов. Именно по этой причине на диске Тухманова не появилось упоминания об аккомпанирующим ансамбле Ободзинского “Верные друзья”. Понятно, почему. Чтобы не способствовать популярности “изменнику”.
С этих пор Дербенев и Тухманов больше новых песен для Ободзинского не писали. Правда, в этом же году вышла пластинка с песнями Зацепина-Дербенева из кинофильма “Между небом и землей”. Несколько из них записал В.Ободзинский. Но эти песни предназначались для фильма, и написаны они были ещё до конфликта.
Как я уже говорил, запись диска “По волне моей памяти” проходила в обстановке секретности. Тухманов предупредил всех участников записи, что до выхода пластинки об этой своей работе они никому не говорили. Просьба эта была выполнена, даже остальные “неверные друзья” узнали об этом уже после выхода диска.
Впоследствии Пивоваров, Фельдбарг и Плоткин очень гордились своим участием в этом проекте. Что вполне естественно.
В 1977 году на «Мелодии» была записана странная пластинка (М62-40774) с тремя зарубежными песнями на русские тексты О.Гаджикасимова, которые исполнял В.Ободзинский. Странность ее заключаласть в том, что в качестве аккомпанирующего состава был указан Оркестр и хор п/у Е.Пустельника. Оркестра такого не существовало, а Е.Пустильник – это настоящая фамилия Е.Дымова (на пластинке она написана с ошибкой). А на миньоне были записаны песни текущего репертуара Ободзинского под аккомпанемент всё тех же «Верных друзей»! Кстати, в его репертуаре были и две песни Е.Дымова – “Не грусти” и “Жду тебя”.
Гастроли ансамбля с Ободзинским становятся все менее предсказуемыми, поскольку в борьбе певца с “зеленым змием” все больше побеждал последний. А последний концерт, который подвел итог их совместной работы, состоялся в Омске. Там Ободзинский с «Верными друзьями» работали по отделению с оркестром О.Лундстрема, у которого в то время работала певицей Ирина Понаровская. Надо же было так случиться, что Понаровская заболела и не могла принять участие в программе. Ободзинский тоже не смог работать и был помещен в наркологическое отделение местной больницы. Люди, пришедшие на концерт, узнав о том, что звезды обоих коллективов не будут выступать, рядами покидали зал…
С конца 1977 года «Верные друзья» начинают выступать самостоятельно. Руководителем ансамбля становится Дымов, и все аранжировки для ансамбля с этого момента делает только он.
Вскоре ансамбль покидает трубач Г.Жарков, он возглавил ВИА “Красные маки”. Вместо него пришел трубач Игорь Ятор, ставший параллельно и новым директором ансамбля. Из симфонического оркестра п/у Вероники Дударовой пришел скрипач Константин Боголюбов. Люди менялись часто, не каждый хотел ждать, пока ансамбль раскрутится после “плотной” работы с В. Ободзинским.
Жизнь надо было начинать фактически сначала в тот момент, когда сам жанр вступал в глубокий творческий кризис, от которого так потом и не оправился. Ансамбль усиленно работает, пытаясь найти свое место под эстрадным солнцем. В группе появились новые солисты – Виктор Ланцов и Виктор Грошев (последний из Госоркестра РСФСР под управлением Л.Утёсова).
В 1978 году Тухманов подготовил миньон с 2 песнями “Памяти гитариста. Памяти поэта” (С62-10921), своего рода продолжение диска “По волне моей памяти” только на этот раз на стихи современных поэтов Р.Рождественнского и А.Вознесенского. Вероятно, это была только какая-то часть всей задуманной Тухмановым новой работы. Ритм-секция была та же, что и на предыдущем диске, а вокал записал Александр Евдокимов. Запись этого миньона, также производилась в тайне от остальных «неверных друзей».
Кто такой Евдокимов и откуда он, нигде не сообщалось. И до сих пор об этом мало, что известно. Как и в случае с диском “По волне моей памяти” у меня есть на этот счет свои предположения.
4 октября 1977 года я был на концерте ВИА “Добры молодцы” в Театре Эстрады. В составе “молодцев” был певец и бас-гитарист Александр Евдокимов. Впоследствии он работал в “Поющих сердцах”.
Пластинка получилась откровенно неудачной в силу разных причин. Скорее продюсерских, нежели творческих.
“Верные друзья” приняли участие во II Всесоюзном телевизионном конкурсе “С песней по жизни”, где были удостоены почетного диплома за исполнение песни «Карусель» (В.Кретов – А.Поперечнй). Ансамбль выпускает свою вторую пластинку (Г62-07037-8) с четырьмя песнями советских композиторов, две из которых принадлежали перу Ю.Саульского, а две другие участвовали в конкурсе “С песней по жизни”.
В апреле в ансамбле появился ленинградский гитарист Владимир Овчинников. Программа концерта была разделена пополам: одну часть играл Овчинников, другую – Пивоваров, но зимой Пивоваров покинул коллектив из-за конфликта с Дымовым и ушел в украинский ВИА “Смеричка”.
Позднее вышел приказ Министерства культуры о запрете приема на работу в Росконцерт людей, не имевших прописки в РСФСР. Это привело к тому, что группу покинули В.Плоткин и А.Фельдбарг. Оба вернулись в Ригу. Появился новый барабанщик Михаил Файлзильберг.
Редакция спортивного телевидения предложила «Верным друзьям» для цикла телепередач «Зимние виды спорта» записать песню Н. Седаки, в русскоязычной версии известную как «Синий иней» (русский текст А. Азизова). После записи фонограммы в студии, ансамбль выехал в Ленинград, где был сделан ролик на фоне катающихся буеров в Финском заливе. Передача вошла в фонд спортивно-музыкальных телепрограмм.
На студии Ленфильм режиссерами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном был снят фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Музыку к фильму написал композитор А.Журбин. В фильм вошла одна из песен, вышедшая в прошлом году на миньоне “Всё к лучшему” (сл.И. Грицковой). А в 1981 году «Верные друзья» выпускают на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» песни «Я+Ты» и «Школьная любовь» на стихи М.Пляцковского. В ВИА “Ровесники” переходит певец В.Грошев. Потом выходит очередной миньон ансамбля «Я надеюсь», (по названию песни Е.Дымова на слова Я. Гальперина), где наряду с другими записана и песня В.Сидорова «Дружба», написанная им в 1976 году.
В середине 80-х годов эра ВИА доживала последние дни. Интерес к жанру снизился до критического уровня, и стало понятно, что будущего у этого вида музыкальной деятельности больше нет. Чтобы как-то продлить свое существование, ансамбли стали менять аббревиатуру ВИА на более нейтральную приставку «группа» или более актуальную «рок-группа». Однако, саму творческую сущность ансамблей это, как правило, не затрагивало.
Осенью 1985 года “Верные друзья” приняли участие в фестивале “Огни магистрали”, где дали серию концертов в городах Сибири и Дальнего востока. В частности 1 сентября выступили в г. Комсомольск-на-Амуре на стадионе “Авангард”. В составе ансамбля, кроме ритм-группы, было 2 трубы и тромбон. Руководитель Е.Дымов играл на саксофоне и пианино. Ансамбль исполнил попурри на тему мелодий Сан-Ремо. Он же сопровождал выступления певицы Жанны Рождественской и пародистки Галины Базаркиной. Я был на этом концерте и даже предполагал встретиться с руководителем ансамбля, но в силу разных обстоятельств это не получилось.
Перед Фестивалем произошло очередное изменение состава. И.Осколков перешел в ансамбль “Метроном” п/у М.Якона. Ушел и один из строжилов – Г.Мамиконов. Он решил начать собственную карьеру. Для чего осенью этого года был создан мужской вокальный ансамбль “Сюрприз”, в котором из пяти человек трое были из бывших “друзей”: Г.Мамиконов, В.Грошев и В.Камашев. В последствии ансамбль был переименован в “Доктор Ватсон”…
Вялотекущую жизнь коллектива оживляли только бесконечные перемещения музыкантов, из которых стоит отметить появление новой солистки Ирины Турган (из женского ансамбля «Девчата» или «Москвички»), гитариста Виктора Бута (из ВИА «Здравствуй, песня») и бывшего барабанщика «Аракса» Александра Даниловича.
В 1988 году Дымов уехал в Канаду, где уже 10 лет жил брат его жены, настойчиво звавший его к себе, и ансамбль постепенно прекратил свое существование.
Последний раз упоминание о «Верных друзьях» я встретил в каталоге фирмы «Мелодия» №1-2 за 1991 год. На пластинке (С60 30927) «Конкурс красоты» была представлена песня «Саксофон» (А.Мажуков-Я.Гальперин) в исполнении Ирины Турган и группы «Верные друзья». Видимо, это была запись уже несуществующего коллектива.
В дальнейшем судьба участников этих событий сложилась по-разному: В октябре 1992 года В.Дурандин стал церковным певчим в храме Николы в Хамовниках в Москве. В 1995 году умер Б.Пивоваров. Его гитара Gibson Les Paul, хранится на студии Игоря Бабенко. В 1996 году в США уехал Фельдбарг, но, кажется, там не прижился.
4 апреля 1997 года в возрасте 55 лет умер Валерий Ободзинский. По словам Дымова, если бы Ободзинский не поменял Зупермана на другого администратора – Алова, то его жизнь сложилась бы по иному.
Зуперман похоронен на Востряковском кладбище. Памятник ему поставил И.Кобзон, и он же взял его под свою опеку. В.Овчинников долгое время работал в ресторане, а в 2001 году на волне ВИА-ностальгии возродил ансамбль «Верные друзья» и запатентовал это название. И.Ятор после ухода из ансамбля стал заместителем директора Концертного отдела Росконцерта, а в последствии был директором у Киркорова и Добрынина. Сегодня он зам. директора концертного зала «Россия».
Г. Мамиконов и В.Грошев и сейчас работают в группе «Доктор Ватсон».
И.Осколков в «Метрономе» начал писать песни для его тогдашнего солиста А.Малинина, потом работал скрипачом в «Арсенале». Е.Гудков работал в ВИА «Надежда» и «Акварели».
Г.Макеев работал в «Веселых ребятах», где принял участие в подготовке их первого гиганта- «Любовь – огромная страна» и в «Цветах». Далее в ресторанах и клубах. В.Беспалов после ансамбля Ненашевой работал с певицей Марией Лукач, потом долгое время в ресторане. М.Филипов женился на танцовщице из Литвы и вместе с ней уехал туда.
Ю.Щеглов работал в «Поющих гитарах», потом опять с В.Ободзинским и в ВИА «Красные маки». Г.Жарков впоследствии работал ВИА «Поющие сердца». И.Турган работала в группе В.Добрынина «Доктор Шлягер». Михаил Файзильберг работал в группе С.Намина, а потом возглавлял «Круг».
О.Ухналев был солистом эстрадного оркестра РСФСР под управлением Л.Утёсова, потом солистом ансамбля Московского военного округа. Свой творческий путь Олег Ухналев закончил солистом муниципального оркестра Балашихи. Он умер 13 августа 2005 года в подмосковном Красногорске на 59-м году жизни.
Сам Дымов организовал в Торонто музыкальную студию, где обучает игре на фортепиано и саксофоне, а также преподает основы джазовой музыки в детском джаз-рок-ансамбле. В 2004 он реализовал проект с бывшим продюсером группы «Eagles» – двойной CD, на котором записаны 10 коротких историй, сопровождаемые его музыкой. Он написал предисловия к 14 книгам, таким, как “Broadway Hits”, “Jazz Standards”, “Pop Rock Ballades” и др. Издал четыре сборника своей музыки “Jazz & Pop Piano Paradise”, которые продаются в разных странах мира, в том числе и в России.
Для Специального радио
Январь 2006
НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 1. ВИА “МОСКВИЧИ”
НЕВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО. ЧАСТЬ 2. БОГОСЛОВСКИЙ ПРОТИВ ТУХМАНОВА: ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»
При подготовке статьи были использованы материалы сайта: www.vernie-druzia.com