Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета открыл свой первый сезон осенью 1912 года оперой Глинки «Жизнь за царя». Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя.
Начиная с середины 20-х годов, театр приобретает известность и славу одного из лучших в стране, прежде всего благодаря постоянному присутствию в труппе талантливых музыкантов и исполнителей. На протяжении своей истории театр несколько раз менял название – был Новым городским театром, Свердловским оперным театром, Государственным оперным театром имени А. В. Луначарского.
Во все времена здесь работали выдающиеся мастера, за труппой даже закрепилось определение «Школа кадров». В Екатеринбурге начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Галина Горчакова, Андрей Вылегжанин, дирижёры Арий Пазовский, Кирилл Тихонов и Евгений Колобов, режиссёры Владимир Лосский, Леонид Баратов и Александр Титель.
Особые страницы в истории театра связаны с именем талантливого дирижера Евгения Колобова, руководившего труппой во второй половине 70-х годов. Любителям оперного искусства и музыкантам-профессионалам посчастливилось стать свидетелями и сотворцами таких музыкальных событий, как постановки опер Андрея Петрова «Петр I» и Джузеппе Верди «Сила судьбы».
Новый виток зрительского интереса пришелся на 80-е и был связан с творческим тандемом дирижера Евгения Бражника и режиссера Александра Тителя. Спектакли «Борис Годунов» Мусоргского, «Пророк» Владимира Кобекина, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха на многие годы закрепили за театром термин «свердловский феномен».
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета – постоянно развивающийся организм. Каждый театральный сезон приносит новые победы и достижения, рождает новые проекты и постановки. В сентябре 2016 года состоялась премьера оперы М. Вайнберга «Пассажирка», которая с момента ее создания в конце 60-х годов прошлого столетия ни разу не ставилась в оперных театрах России. При этом российская премьера по-настоящему уникальна – впервые постановка «Пассажирки» превратилась в масштабный международный музыкально-театральный, научный, общекультурный и гуманистический проект, в рамках которого развивается тема российско-польских отношений, укрепляются международные контакты, личность и музыка Вайнберга встраивается в актуальную российскую культуру.
Официальный сайт
Сайт проекта «Пассажирка»
Канал на Youtube