rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ЮРИЯ КАСПАРОВА

Наш проект — повествование о современных композиторах, нашел признание в музыкальной среде интернета. Внимательным образом следил за информацией о своих учениках и Ю.С.Каспаров. С его согласия мы решили привести здесь некоторые комментарии, опубликованные на странице профессора в фейсбуке, приурочив их к наступающему Новому году в качестве поздравления молодым композиторам. С радостью предоставляем слово самому Маэстро.

___

———-

*

**

***

ЮРИЙ КАСПАРОВ

СЛОВО ОБ УЧЕНИКАХ
(отрывки из моего дневника 2016 года)

Андрей Бесогонов

Как должен выглядеть талантливый композитор? Многим он представляется неврастеническим социопатом, замкнутым и необщительным букой, речь которого невнятна, но патетична, движения резки и угловаты, внешний вид отличается неопрятностью, и завершать портрет непременно должен дикий блуждающий взгляд. Андрей Бесогонов – вне сомнений, настоящий, огромный Талант! И он не имеет с изложенным описанием ничего общего! Это уравновешенный, прекрасно воспитанный, очень общительный, удивительно обаятельный, незаурядно артистичный молодой человек с прекрасным чувством юмора, улыбка которого никого не оставляет равнодушным и каждого заставляет улыбнуться в ответ!

Андрей – автор многих ярких и зрелых произведений и лауреат целого ряда престижных всероссийских и международных композиторских конкурсов. Его симфонический диплом – Концерт для фагота с оркестром – на мой взгляд, одно из лучших произведений этого жанра, обогатившее и украсившее мировую музыкальную сокровищницу! Убеждён, пройдёт немного времени, и этот Концерт станет не просто репертуарным, но широко исполняемым! Как, впрочем, и целый ряд камерных произведений Андрея! Почему это не происходит сейчас? В частности, потому, что Андрей пока только аспирант Московской консерватории, и его социальный статус представляется известным исполнителям недостаточно солидным. Но главная причина в том, что сегодняшние музыкальные произведения, где проекция интеллекта на организацию звучащего пространства очевидна, спросом не пользуются. Напротив, музыка, написанная «от живота» и никак не структурированная и, соответственно, не требующая умственной работы для её восприятия, имеет куда больший успех! Опять же, в наше время, если за тобой не стоят деньги или некий административный ресурс, реклама особенно необходима. И специфика наших дней такова, что по-настоящему работающая реклама связана с эпатажем или, что ещё лучше, с какими-либо скандалами.

Понятно, что никому из глубоких серьёзных композиторов, а Андрей относится именно к таким, и в голову не придёт заниматься чем-то подобным! Скоро, впрочем, многое изменится. Не хочется пускаться в рассуждения о взаимодействии социального и духовного, анализировать состояние базиса и, как следствие, надстройки и предсказывать ближайшие события. Думаю, у многих есть ощущение скорых перемен… Но даже сейчас Андрей достаточно востребован! Пусть не в той мере, а какой он заслуживает, но это, повторюсь, вопрос времени. Являясь композитором универсальным, он пишет и прикладную музыку – в частности, к театральным спектаклям, — и ему одинаково легко удаются и стилизации, и парафразы, и вообще всё, о чём просят режиссёры. Андрей – композитор исключительно образованный и техничный. Он использует широкую палитру современных приёмов, которые в его творческом мышлении преломляются особым, глубоко индивидуальным образом и в строгом соответствии с глубокими, вечными традициями нашего искусства!

***

Татьяна Герасимёнок

Начать разговор о Тане Герасимёнок надо словами доктора Брида из “Колыбели для кошки”. На вопрос, являлся ли он заведующим лаборатории, где работал знаменитый учёный Феликс Хониккер, Эйза Брид ответил: “Если бы я действительно был заведующим при Феликсе, то теперь я мог бы заведовать вулканами, морскими приливами, перелётом птиц и миграцией леммингов. Этот человек был явлением природы, и ни один смертный управлять им не мог”. Таким же точно явлением природы – стихией, которую, чтобы направить в нужное русло, надо очень и очень постараться! – является Таня! Степень яркости и неординарности творческих идей Танечки Герасимёнок нисколько не уступают яркости и неординарности её внешних данных и манеры поведения! Но в кажущемся эпатаже нет ни малейшего намёка на дешёвую саморекламу, тем более на подмену вечных ценностей чем-то сиюминутно модным. Таня – человек мыслящий, глубокий, и крайняя эмоциональность никогда не затмевает работы головы, а только острее и, наверное, точнее помогает чувствовать окружающий мир и всё происходящее в нём сегодня.

В своей жизни я встречал сотни определений музыки как таковой. Одно из них гласит, что музыка есть абстрактная структурализация эмоций. Это – хорошее рабочее определение для многих композиторов-романтиков. И в тех или иных выражениях, сознательно или интуитивно, но Таня вполне разделяет точку зрения Роберта Шумана: “Разум ошибается, чувства – никогда!”. Почему нет? Существуют всего три творческих метода – классический, романтический и авангардный, и все они одинаковы важны. Сменяя друг друга, эти три творческих метода обеспечивают развитие искусства! Если говорить о музыке в математических терминах, то Евклид определил параллельные прямые как никогда не пересекающиеся.

Лобачевский расширил границы евклидовой геометрии, определив параллельные прямые как те, что пересекаются в бесконечности. Таня, считая неевклидову геометрию для себя исчерпанной, принимает постулат о том, что параллельные прямые пересекаются бесконечное число раз в бесконечном множестве бесконечностей! Сегодняшнее композиторское сообщество молодых можно условно разделить на две категории. Одни принципиально ограничивают себя хроматическим звукорядом, переосмысляя традиции так, чтобы тень музыки прошлых столетий так или иначе угадывалась в новых, даже революционных опусах. Другие, которым тесно в условиях любого звукоряда, работают со звучащим пространством мощности континуума – с сонорными пластами, шумами, разного рода алеаторными структурами… Противостояние этих двух принципиальных позиций сегодня настолько остро, что хочется уподобиться Шекспиру, воскликнув: “Sheet music or shit music? This is the question!” Таня принадлежит к когорте, предпочитающей непрерывное звучащее пространство и далёкие от академизма тембры, и я усматриваю глубокий символизм, что инструментарий её последних партитур в точности соответствует тому, с помощью которого возводятся жилые дома и иные архитектурные сооружения. В отличие от многих, опьянённых непривычными тембрами и причудливой игрой смены звучащих пластов, Таня понимает необходимость организации музыкального материала – собственно, именно это умение и отличает композитора от дилетанта! – и интеллектуальная работа не просто отражается в каждой её партитуре, но и находит – естественно! – самые неожиданные и непривычные формы выражения!

***

Григорий Варламов

О некоторых художниках, в том числе и композиторах, рассказывать трудно. Именно к таким относится Григорий Варламов. Некоторые легко и с удовольствием повествуют, как они работали над тем или иным произведением, какие техники использовали, какие принципы легли в основу, к какой философской концепции это имеет отношение… О таких людях легко рассказывать, и писать аналитические музыковедческие статьи – одно удовольствие. Но есть и другие, которые не составляют предкомпозиционных схем, не выбирают эпатирующий «строительный материал», не вырабатывают революционную философскую концепцию, объясняющую, почему всё так звучит… Я очень жалею, что нельзя уже спросить Амедео Модильяни или Анатолия Зверева, как они работали, и в чём секрет их линий. Оба, наверное, растерялись бы… Григорий Варламов – композитор, умеющий очень многое.

Интеллектуальная составляющая его произведений впечатляет! Эмоционально образные сферы его опусов не уступают их интеллектуализмам! При этом, работая на «обычном» хроматическом звукоряде, он не использует ни современные способы звукоизвлечения (как говорит сам Григорий, ему не нравится, когда флейту засовывают в пищевод), ни новейший инструментарий, ни какие-либо авангардные средства, чего бы они ни касались… Музыка у Григория глубокая и несущая печать яркой индивидуальности, но с современной модой она никак не коррелируется. Если к этому добавить, что он – настоящий мастер оркестрового письма с сильно заниженной личностной и творческой самооценкой, что он ненавидит тусовки и любит покой и одиночество, что его тошнит от любой рекламы, и он не умеет и не хочет предлагать свои произведения к исполнению, — становится понятным, почему он совершенно неизвестен. Пока неизвестен!!!

***

Елизавета Згирская

Елизавета Згирская – пока студентка 1-го курса, и сейчас ей предстоит сдавать свою первую сессию в консерватории. Впрочем, сессией Лизу не испугать – она практически окончила факультет журналистики Томского государственного университета и к сессиям привыкла. Почему «практически»? Оказавшись в Томске в прошлом году, я встретился с Лизой на мастер-классах в Томском музыкальном колледже им. Денисова, и, познакомившись с её музыкой, уговорил бросить журналистику (меньше, чем за год до защиты диплома!) и поступать на композиторский факультет Московской консерватории. Тому были три исключительной важности причины. Её сочинения, во-первых, отличали особое чувство музыкального времени.

Вот мы много говорим о современной музыке. А чем она, собственно, отличается от несовременной? Понятно, что не всё, что пишется сегодня, можно назвать актуальным, созвучным реалиям сегодняшнего дня. Так же очевидно, что современную музыку не могут определять новейшие приёмы звукоизвлечения и всякого рода необычные тембры. Всё зависит от контекста, и порой многие авангардные изыски прекрасно укладываются в прокрустово ложе старого мышления, и на поверку выходит та же компиляция, не имеющая ничего общего ни с искусством, ни, тем более, с искусством сегодняшним. Признаков, определяющих современную музыку, — несколько, и важнейшим является отношение к музыкальному времени.

Не хочу скатываться до занудной лекции, скажу только, что сегодняшнее музыкальное время течёт, подчиняясь куда более сложным законам, чем во времена барокко, классики и романтизма. Это чувствуют не все, и такого тем более не ждёшь от молодых композиторов, только-только окончивших колледжи. А у Лизы это уже было! Кроме того, и это уже во-вторых, Лиза оперировала достаточно сложными музыкальными конструкциями и делала это достаточно логично и убедительно, что говорит о высоком интеллекте, если понимать его как способность мозга к умственной эквилибристике! И, наконец, в-третьих, музыка Лизы – прошу простить за кажущуюся тавтологию! — была, несмотря на сложность мышления и необычность, очень музыкальной. В искусстве есть такие неопределяемые понятия (по аналогии с понятиями точки или плоскости в математики, тоже не имеющими определений), как поэтичность в поэзии, музыкальность в музыке… Это тоже исключительно важно! Уверен, что не зря «сбил с панталыку» Лизу, и в очень скором времени наши ряды пополнятся коллегой, музыка которой будет востребована не только в России, но и далеко за её пределами!

***

Санжар Байтереков

Те, кто познакомятся с музыкой молодого казахстанского композитора Санжара Байтерекова, уверен, не пожалеют об этом! Санжар – исключительно талантливый и уже вполне профессиональный композитор – в своём творчестве органично сочетает лучшее, что дали нашему искусству Европа и Азия. Речь, конечно, идёт не о том, что он использует народные казахские интонации и специфические ритмоформулы, опираясь на привычную многим европейскую гармоническую систему и укладывая их в знакомые всем классические формы. В академической музыке сегодняшнего дня звуковысотность и метроритм – далеко не единственные формообразущие координаты музыкального пространства. И «азиатская составляющая» менталитета Санжара находит яркое воплощение в других измерениях!

В первую очередь это касается темброфактуры, ощущения музыкального времени и специфики работы с исходным материалом. И это не просто интересно, но, вне сомнений, новый и крайне перспективный подход к органичному синтезу двух огромных и разных культур! И я очень рад, что Санжар не уехал жить и работать на Запад (хотя многие пути ему были открыты!), а вернулся в родную Алмату! Нет сомнений, что, благодаря Санжару и его сподвижникам – молодым, талантливым и широко образованным молодым музыкантам Казахстана, и композиторам, и исполнителям, и дирижёрам, казахстанская музыка выйдет на очередной уровень своего развития. Сам Санжар прикладывает к этому титанические усилия и как композитор, и как педагог Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, и как основатель первого в Казахстане ансамбля солистов современной музыки!

***

Елена Рыкова

Если бы в мире существовал конкурс на написание шедевра на скорость – кто быстрее! – Леночка Рыкова, несомненно, была бы в нём одним из фаворитов! Я, во всяком случае, ещё не встречал такого уникального сочетания огромного таланта, ясности мышления, очевидно заметного даже в самых невероятных и запутанных на первый взгляд интеллектуальных построениях, всесокрушающей энергии и впечатляющей стремительности в работе! При всей сложности и глубине того, что делает Лена, время, проходящее между возникновением замысла и его реализацией, как мне иногда кажется, исчисляется если не секундами, то минутами! Наверное, это один из признаков гениальности!

Лене, при её эмоциональности, порывистости, широте интересов, полноте полезных знаний и поразительной коммуникабельности, нередко становится тесно в рамках академической музыки. «Королевство маловато, разгуляться негде»! Поэтому наряду с «чистой музыкой» она создаёт немало работ, где органично сплавляются и музыкальный театр, и мультимедиа, и элементы других искусств, и что-то, находящееся далеко за пределами искусства, но что может убедительно соседствовать и взаимодействовать и с визуальным рядом, и со звучащим пространством…

Всё, что она делает, отмечено печатью ярчайшей индивидуальности. И даже в самых сумасшедших экспериментах отчётливо угадываются чёткая структурность мышления, концентрированная ясность идей и умение подать созданное так, чтобы быть понятой самой различной аудиторией, что, вообще-то говоря, в нашем мире редкость!

***

Станислав Маковский

Со Стасом Маковским мы познакомились в ноябре 2007 года в Томске, когда состоялся концерт лауреатов Первого международного конкурса композиторов им. Эдисона Денисова, вокруг которого педагоги Томского музыкального колледжа им. Денисова организовали, в частности, мастер-классы членов жюри. Надо сказать, что в Сибири существует прекрасная традиция – если в каком-то городе происходит некое интересное и важное культурное событие, туда приезжают музыканты из многих сибирских городов! И на наших мастер-классах были студенты не только из Томска, но и из Новосибирска, Красноярска, Кемерово… Вот там я и встретил Стаса Маковского – молодого композитора из маленького сибирского городка Юрга.

Тогда он заканчивал музыкальный колледж в Кемерово и мучительно размышлял, что ему делать дальше. Стас сразу произвёл на меня очень хорошее впечатление! После короткого разговора я понял, что это очень культурный, широко образованный молодой человек из интеллигентной семьи. Мне также очень понравилось, что у Стаса, как говорится, широко открыты глаза на мир. Ему всё было интересно! Ему хотелось знать как можно больше, и не только о музыке, но обо всём, что связано с искусством, философией, литературой… Если добавить, что молодой человек был очень обаятелен, прекрасно воспитан и страшно застенчив – он краснел каждые пару минут, — портрет можно считать завершённым.

В ту пору он не имел ни малейшего представления о западной музыке ХХ века и писал экзерсисы в манере Рахманинова (мог ли он предполагать, что всего через несколько лет, поступая в Парижскую консерваторию, будет анализировать “Messagesquisse” Булеза?). Но в нём чувствовался огромный творческий потенциал, и я спросил Стаса, способен ли он на подвиг? Может ли он сконцентрироваться, мобилизовать все свои силы и за полгода подготовиться к вступительным экзаменам в Московскую консерваторию? Стас ответил, что да, и не подвёл! Действительно подготовился и поступил! И стремительно начал двигаться по пути овладения новыми техниками, расширения кругозора и генерации необычных идей…

Сегодня Стас Маковский, хоть и очень молодой, но уже широко известный композитор не только в России, но и далеко за её пределами!

***

Екатерина Кулькова

Полагаю, более тихого, скромного, деликатного и как огня боящегося всякой саморекламы человека, чем Екатерина Кулькова в композиторском сообществе не найти! Когда Катю пригласили в Бирмингем после её победы на международном конкурсе, она, долго и смущённо извиняясь, отказалась. Мне думается, её откровенно напугали восторженные отзывы о её пьесе, и уж что абсолютно точно, она никак не представляла себя, дающей интервью или выступающей с пояснениями о своей музыке.

Катя — совершенно не относится к публичным людям. Она любит тишину и боится суеты. Никуда не ездит. Нигде не выступает с лекциями или мастер-классами, хотя багаж её знаний огромен, а суждения необычны и интересны. Упаси боже, сама себя не предлагает ни оркестрам, ни камерным коллективам. Она любит работать в своём кабинете, где ей никто не мешает, и очень некомфортно чувствует себя в среде рассуждающих и дискутирующих о проблемах искусства и о месте художника в жизни коллег. Эта трогательная, очаровательная и удивительно обаятельная девушка обладает высочайшим интеллектом (не удивлюсь, если выяснится, что заметно за 140) и поразительной самодисциплиной. Все её произведения пронизаны строжайшей логикой, не только не убивающей фантазию, но и подчёркивающую все выразительные элементы музыкального языка и тонкости драматургии.

Интуитивная и рациональная составляющие её творческого мышления неизменно находятся в балансе, близком к идеальному. Учась в консерватории и затем в аспирантуре, Катя – и таких, как она, я могу пересчитать по пальцам одной руки! – усвоила, если так можно выразиться, ВСЮ сумму тех знаний, которыми с ней делились педагоги! Как композитор, Катя универсальна. В зависимости от специфики заказа, она пользуется и ультра авангардными приёмами и техниками, и всеми наработанными до нас столетиями традиционными средствами письма. Поразительно, но при этом яркая индивидуальность Кати легко угадывается во всех её произведениях!

***

Галина Булюлина

Талант надо уметь почувствовать, распознать по каким-то совершенно неочевидным признакам его присутствия! И тот педагог, который в состоянии это делать, уже достоин похвалы! Но даже самый искушённый, самый проницательный педагог никогда не может заранее сказать, когда талант проявит себя и, наконец, «выстрелит»! И потому требуются незаурядное умение и огромное терпение для создания максимально благоприятных условий, чтобы талант молодого композитора, подобно кораблю, сходящего со стапеля, как можно быстрее пустился в открытое плавание и сумел реализоваться!

Наверное, — если продолжить «морскую тему» — это можно сравнить с терпением рыбака, который, всё сделав надлежащим образом (верно подобранная удочка, выбранная со знанием дела наживка – или что там обычно у рыбаков?), сидит и ждёт, когда клюнет! И если место выбрано правильно, и всё сделано правильно, то клюнет обязательно, и в конечном итоге улов будет впечатляющим!

В таланте Галины Булюлиной, студентки 2-ого курса Московской консерватории у меня нет ни малейших сомнений! А гарантией, что талант «выстрелит», я считаю её высокую самоорганизованность и умение работать упорно и методично. Мне очень импонируют стойкость духа Гали, сильный характер, незаурядная внутренняя сила, ясность и структурность мышления, умение отличать важное от второстепенного, вечное от сиюминутного (и в музыке, и в жизни), прекрасный художественный вкус и редкое для молодых людей умение подчинять эмоции разуму. Очень многим молодым композиторам уже сразу хочется, чтобы их музыку исполняли, чтобы их самих узнавали (желательно, чтобы миллионы, но для начала – уж, ладно! – пусть будут какие-то сотни!!!), чтобы о них начали говорить (и только восторженно, конечно, — а как иначе?) …

К Гале это всё отношения не имеет. Галя – человек умный и серьёзный. Она не тщеславна и не себялюбива, и дешёвые эффекты, как, впрочем, и любого рода эскапады, ей совершенно не свойственны. Её цель на ближайшее – наработать композиторскую технику и обрести необходимые знания и опыт. И, уверяю, она достаточно быстро наработает всё, что нужно. А это значит, что пройдёт совсем немного времени, и сочинения Галины Булюлиной заявят о себе в полный голос, и их начнут исполнять и активно обсуждать!

***

Данил Севостьянов

Я познакомился с Данилом Севостьяновым несколько необычным, если не сказать мистическим образом. Как-то случайно, бессистемно блуждая по просторам интернета, я наткнулся на его фразу «В армию, что ли, пойти? Хоть кому-то буду нужен!». Такое эмоциональное высказывание не могло оставить меня равнодушным, и я, запомнив имя и фамилию, даже начал размышлять – ещё не представляя, насколько Данил Севостьянов талантлив и серьёзен, – могу ли я что-то сделать, как вдруг, по прошествии всего нескольких дней, получаю письмо от моего старинного друга и коллеги Олега Проститова, который с большой теплотой и симпатией отозвался о Даниле и попросил помочь молодому человеку с разъяснениями, касающимися некоторых современных приёмов звукоизвлечения. А дальше всё пошло по весьма привычной и хорошо отработанной схеме: мы списались, затем встретились, а через несколько месяцев Данил стал студентом композиторского факультета Московской консерватории.

Поначалу меня пугала его крайняя эмоциональность! Тонко чувствующий и весьма ранимый, он каждую неудачу, а без них, мы все знаем, жизнь невозможна, переживал как личную трагедию! Но, к его чести, быстро брал себя в руки и продолжал упорно работать. И это не могло не дать плодов в довольно скором времени! Сейчас, когда Данил учится на 5-м курсе консерватории, он уже абсолютно профессиональный композитор и широко эрудированный музыкант.

Играть на рояле Данил, мне кажется, научился раньше, чем ходить и говорить! Его мама – пианистка, и благодаря её усилиям, уже в раннем возрасте Данил не только освоил многие премудрости игры на фортепиано, но приобрёл разносторонние знания в области культуры и искусства, которые большинство получает только в колледжах.

Данил обладает незаурядной способностью успевать всё – и сочинять очень хорошую музыку, и выступать как пианист (и как солист, и как ансамблист), и оркестровать самые разные произведения корифеев прошлого – здесь он уже большой дока, поскольку кроме фундаментальных знаний оркестра, отменного вкуса и незаурядной фантазии уже обладает приличным опытом – и жениться уже успел, и стать лауреатом нескольких престижных композиторских конкурсов, и поколесить по Европе… — словом, всё, как полагается!

Чтобы дать представление о Севостьянове-композиторе, достаточно одного примера. Вот такой вопрос: сколько существует в мире вариаций на тему 24-го каприса Паганини? Очень много, конечно, – от детских Берковича, которые были обязательными во всех, наверное, советских музыкальных школах, до обогативших мировую сокровищницу шедевров Рахманинова и Лютославского! Можно ли сейчас сказать новое слово в этом жанре? Думаю, многие наши коллеги, в том числе и опытные, принадлежащие к старшему поколению, глубоко задумались бы, предложи им такой заказ, и, убеждён, не каждый бы взялся!

А Данил, с дерзостью, свойственной молодости, подкреплённой талантом, знаниями и пришпоренной неизменным куражом, написал блистательный опус, где сама идея включения и выключения инструментов оркестра, играющих каждый свою вариацию, остроумно и необычайно органично сочетается с причудливой фактурной игрой, замысловатой линией динамики, калейдоскопической сменой тембров – и чистых, и их различных сочетаний… Получилась динамичная, очень хорошо структурированная, яркая пьеса с завораживающей драматургией! 24-й каприс слышен постоянно, но сама пьеса при этом настолько оригинальна, что с уверенностью можно утверждать – аналогов ей в анналах музыкального искусства нет! Почему Данил и дал этим вариациям название «Вы не поверите!». И если кто-то и в самом деле не верит, то запись в формате мр3 есть в интернете – пьесу записал Симфонический оркестр Радио «Орфей» п/у Дениса Кирпанёва – и найти её не представляет труда!

***

Максим Бабинцев

Впервые в жизни начну с фразы, с которой согласятся все абсолютно, и которая никогда и ни при каких обстоятельствах не вызовет споров и возражений. Фраза доступна всем и каждому, поскольку проста и по форме, и по сути: я – не Моцарт! Продолжение будет таким же неумолимо логичным и беспредельно истинным: и Максим Бабинцев, – тоже не Бетховен! И, тем не менее, свой короткий рассказ о Максиме продолжу широко известным: «Обратите внимание на этого юношу, он заставит заговорить о себе весь мир!»

Мы начали переписываться с Максимом, когда он ещё учился в Кировском музыкальном колледже. Уже тогда он писал много музыки в самых разных жанрах – симфоническом, камерном, хоровом, песенном… И все работы демонстрировали незаурядную глубину идей, богатство образов и сложные интеллектуализмы, находящие воплощение в многослойной фактуре и в замысловатой архитектонике! Поразительное дело! Максим пишет быстро, и все его сочинения производят впечатление написанных на одном дыхании, как результат впечатляющего, подобного снежному кому с горы, вдохновения! И мало кто знает, что создание каждого опуса сопровождается мучительными размышлениями, касающимися и техники, и эстетики, и вообще всего на свете. Максим ищет Правду – причём ту, которая была бы неразрывно спаяна с Красотой! Точнее, ищет нечто такое, проекция чего в одно понятное разуму пространство давала бы нам Красоту, а в другое – Правду.

Я хотел, чтобы Максим как можно скорее поступил в Московскую консерваторию. Но это, вопреки моим желаниям, произошло совсем не сразу. Максим решил вначале отслужить в армии, чтобы ничто затем не отвлекало его от учёбы в консерватории. И действительно, была в его жизни служба в армии, и аппендицит, дошедший до перитонита, и три операции…

Но всё хорошо, что хорошо кончается! И сегодня Максим – студент 3-го курса Московской консерватории, лауреат ряда престижных международных композиторских конкурсов, и его музыка начинает регулярно исполняться и тут, и там… Но успехи никак не влияют на Максима, и его творческие поиски не становятся менее интенсивными. Я понимаю, что лучше не искать, а находить, но в нашем деле найти можно только то, что долгое время искали до тебя, но вот именно тебе посчастливилось наклониться и поднять уже лежащее на поверхности.

Получив Первую премию на престижном и популярном среди композиторов Конкурсе им. Денисова за струнное трио, изобилующее такими сложными приёмами игры, что, высылая материалы на конкурс, он счёл за благо добавить к партитуре два звуковых файла, подтверждающих, что все эти приёмы исполнимы, Максим начал писать… очень прозрачные (минимум нот и максимум музыки!) камерные сочинения, во многом продолжающие традиции фортепианных интермеццо Брамса! Где правда и что есть красота сегодня? И действительно ли они суть продолжение одно другого, или это симбиоз, возникший по воле творца?

***

Айгерим Сеилова

Обаяние Айгерим Сеиловой — этой миниатюрной изящной девушки — соизмеримо только с её ярким композиторским дарованием! Она – из тех наших коллег, кто всё новое и нужное схватывает на лету, стремительно. И, обладая отменной врождённой интуицией, так же легко отсеивает всё лишнее, сиюминутное, модное и неистинное. И так же стремительно она растёт и совершенствуется. Музыку сочиняет почти мгновенно, и кажется, что она не работает в поте лица, как принято, а играется звуками, пластами и ритмами, развлекаясь и отвлекаясь от всего окружающего.

Но это ощущение моментально проходит, когда знакомишься с результатами её творчества – неважно, смотришь ли партитуру или слушаешь её сочинения в концерте. Яркая, как она сама, её музыка глубоко содержательна и философична, разнообразна и глубока, и при неизменной эмоциональности прекрасно структурирована, что вообще свойственно творениям образованных композиторов, обладающих развитым интеллектом. И всё её творчество – неважно, пишет ли она для оркестра или какого-нибудь академичного камерного состава исполнителей, или это мультимедийная композиция, или это синтез жанров – есть удивительно органичный сплав лучшего, что подарили нам и Запад, и Восток.

Глубоко современный европейский язык и всякий раз необычная, индивидуальная звуковая архитектоника неизменно сочетаются с восточной мудростью и умением ясно и внятно донести до слушателей все важные мысли. Айгерим обладает широчайшим кругозором, и она открыта очень и очень многим сегодняшним направлениям и веяниям в искусстве. Но чем бы она ни занималась, какие бы заказы ни выполняла, проекция незаурядной личности очевидно присутствует во всём, уверенно подтверждающая авторство одного и того же человека. Большинству сегодня очень трудно отличать композиторов одного от другого, поскольку привычка заставляет искать эти отличия в специфике мелодического языка и гармонических функций. Однако уже давно роль звуковысотной координаты существенно снизилась, и для большинства творцов перестала быть системообразующей. А на такие новые измерения звукового пространства как темброфактура или не связанная с метром пульсация музыкального времени ухо широкого слушателя пока не поставлено.

Но главное, что отличает композиторов в наши дни, это выбор тематического материала и логика работы с ним. И специалисты это слышат и не только различают композиторов, но и обладают необходимыми аналитическими инструментами, позволяющими вынести объективное суждение. И, если говорить о выборе «строительного» материала и принципах его организации, Айгерим – одна из самых перспективных и многообещающих молодых композиторов! Что ещё можно и нужно добавить? Я уже высказывался в том духе, что творец далеко не всегда выделяется из толпы экзотичными манерами и непривычным внешним видом. И Айгерим – одна из тех, кто уверенно опровергает сложившийся стереотип. Она очень коммуникабельная, весёлая и жизнерадостная девушка, удивительно добрая и отзывчивая, совершенно неконфликтная, эмоциональная, но при этом вполне выдержанная, и с прекрасным чувством юмора! Она не только необычайно талантливая композитрисса, но и нежно любящая дочь и сестра, а также замечательная жена и мама! Она достаточно комфортно чувствует себя в этом мире, и я очень надеюсь, что мир не разочарует её и принесёт ей много радости!

******

Послесловие

Хочу пожелать всем в Новом году стоических сил, канатных нервов и огромной удачи! Без этого композитору в наше время не выжить! Новой замечательной музыки можно не желать, поскольку таковая будет появляться у каждого талантливого молодого композитора и без моих пожеланий!

Ваш Юрий Каспаров

Декабрь 2016 года

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.