rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Думы о Прибалтийских странах


Конкурс “Specialradio-17” – 3 место февраля 2017 года

Назарова Алина

Думая о Прибалтийских странах, в разуме человека начинает играть некая спокойная мелодия, ассоциирующаяся с теми нордическими, скандинавскими, величественными народами, которые населяют эти богатые на свою историю страны. На сегодняшний день, Эстония, Латвия и Литва у меломанов ассоциируются с разного рода народными мотивами – фолк-музыкой. Без сомнений, это именно то, что выделяет эту тройку на фоне мировых современных музыкальных стандартов.

Итак, первой страной на изучении будет Эстония. Но чтобы примерно представлять настроение населения, следует немного углубиться в историю этой прекрасной страны. Первое упоминание этой страны было примерно за 9500 лет до нашей эры. Немыслимый срок! Правда уже в 13-ом веке государство подверглось нападению со стороны Ливонского Ордена. Именно с этого момента в культурную составляющую жизни страны стали добавляться немецкие корни. Продолжалось это вплоть до 16-го века, когда по итогам Ливонской Войны территория Эстонии отошла под контроль Швеции. Здесь уже страна начала впитывать в себя культурные особенности скандинавских народов: главной религией стал протестантизм. Но и это длилось недолго.

С 1721-го года по Ништадтскому мирному договору, Эстония вошла в состав Российской империи. И так было вплоть до революции 1918-го года. В конце концов, в 1940-ом году страна вошла в состав уже СССР и состояла в нём вплоть до 1991-го года. В действительности, история Эстонии куда интереснее, если захотеть с ней ознакомиться. Но это поверхностно.

Подводя промежуточный итог, можно сказать следующее: на культурное мироощущение страны влияло огромное количество факторов. Но самый главный из них – постоянная зависимость от других государств. Можно сказать, что сегодняшняя Эстония – результат впитывания самого лучшего из культур стран бывшего Тевтонского Ордена, Славянских и Скандинавских государств. К самым популярным народным инструментам страны можно отнести следующие: каннель, варган пармупилл, скрипка, аккордеон и волынка. Возможно, именно благодаря этим инструментами музыка звучит очень легко и мелодично.

Конечно же, большая часть аудитории знает эстонский музыкальный фольклор по песням Тынис Мяги, Анне Вески, Яака Йоала, а может быть даже и господина Георга Отса. Но это осталось в прошлом. Нельзя не отметить и то, что страна старается двигаться в ногу со временем. Большое количество как одиночных певцов, так и музыкальных коллективов Эстонии сегодня исполняют поп-музыку, рок, клубные и техно-ритмы. Но стоит только представить себе эту прекрасную страну, как человек сразу услышит в голове приятные и лёгкие мотивы духовых инструментов, уносящих его на те не очень далёкие, но духовно родные, пустые и спокойные места.

Музыкальный ветер плавно переносит нас в соседнюю страну – Латвию. История этой страны началась за три тысячелетия до нашей эры, когда на территорию современной республики пришли финно-угорские племена. Спустя годы, часть страны оказалась в зависимости от Ливонского Ордена и Речи Посполитой. Позже, после трёх разделов последней, территории Латвии перешли под контроль Российской Империи. Позже наступают волнующие времена революций и войн, по итогам которых Латвия обретает независимость, а после вступает в состав СССР. На сегодняшний день, государство независимо уже двадцать пять лет и ему есть чем удивить своих соседей, и не только.

Как и у братской страны Эстонии, основная суть текстов кроется в рассказах о работе пастухов, пахарей, рыбаков и т.п, а также народных обрядах – колядках, «песнях Яниса» или стихах в честь Лиго (рус. Ивана Купала). Многие тексты основаны на древней Латвийской мифологии, а также осуществляют роль некоего гимена своей нации. Это – самый важный фактор, отличающий фольклор Латвии от фольклора Эстонии. Национальными музыкальными инструментами Латвии являются: стабуле (stabule) – флейта, кокле (kuōkle) – гусли, дудас (dūdas) – волынка и множество других. Большая часть из них – духовые.

Гражданам Советского Союза, Латвийская эстрада, по большей мере, знакома благодаря таким именам, как Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, ВИА «Опус» и группа «Зодиак». А самым популярным композитором Латвии можно смело назвать Эмилса Дарзиньша, который учился у Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции в Петербургской консерватории. Сегодняшняя эстрада Латвийской Республики наполнилась большим количеством выдающихся исполнителей. Одним из ярчайших представителей современного фолк-направления Латвийской Республики является Элизабет Балчус, которая способна сочетать в своих песнях лёгкость национального настроения и невероятно лёгкие мотивы флейты. Хоть и исполняются песни на английском языке, своего шарма они вовсе не теряют. Многие, кто жил в восьмидесятых годах прошлого века, смогут вспомнить музыкальный фестиваль Liepājas dzintars (Янтарь Лиепаи). А именно 1988-ой год и выступление певицы Евы Акуратере с песней «Manai tautai» («рус. «Моей нации»), которая заставила всех, без исключения, слушателей, плакать и подпевать.

Яркими представителями современной латвийской эстрады являются группа Brainstorm (лат. Prāta Vētra), певец Lauris Reiniks (рус. Лаурис Рейникс), Intars Busulis (рус. Интарс Бусулис), представительница республики на конкурсе Евровидение в 2016-ом году Амината Савадого и многие другие. Конечно, современное фолк-направление в этой стране постепенно теряется за популярностью более ходовых и молодёжных музыкальных стилей. Искренне хочется верить, что народные мотивы будут обретать большую популярность в ближайшие годы.

И наконец, последнее по списку, но не по значимости, страна – Литва. Республика, ранее считавшаяся самым сильным государством в Европе и обладающая, на секундочку, старейшим языком среди стран Старого света. Уже в десятом тысячелетии до нашей эры её территории были заселены людьми, занятыми, в основном, охотой, рыболовством и земледелием. Это государство пережило большое количество посягательств на свои территории. Только подумать – именно войска этой страны спокойно дошли до Москвы, не встретив особого сопротивления. Сильнейшее государство – Великое Княжество Литовское. Конечно, всему хорошему когда-то приходит конец. И этот случай не исключение.

Народных инструментов у этой страны хоть отбавляй! Бирбине (birbynė)- аэрофон; ожрагис (ožragis) – рог; ламзделис (lamzdelis)-флейта; канклес (kanklės) – гусли; скрабалай (skrabalai) – ударно-мелодический народный инструмент. Как можно заметить, даже по названиям, у Литвы и её соседки Латвии много схожих инструментов. Но в первой, конечно, их намного больше. Плюс, многие из них не имеют аналогов в мире. Так что можно смело сказать, что музыкальные инструменты Литвы – одни из самых старых и оригинальных в Прибалтийском регионе.

Учитывая все эти нюансы и особенности, стоит сказать, что во времена СССР эта советская республика несколько терялась за своими соседями. Было, конечно, большое множество различных певцов и ансамблей. Конечно, кто-то вспомнит великолепную певицу Бируте Петриките и ВИА «Нерия», господина Повилайтиса и братьев Франконис. Но то было советское прошлое. Сегодня же, от него не осталось и следа. Большую популярность фолк-направлению в этой стране принесла певица Alina Orlova (рус. Алина Орлова), поющая песни на трёх языках: литовском, русском и английском. Также на этом поприще популярность получила группа Atalýja (рус. Аталия), исполняющая народные песни с элементами рок музыки. Именно её музыка и исполнение в целом позволяют почувствовать всю суть и прелесть национального фолка Литвы. А ансамбль Gyvata (рус. Гивата) и вовсе позиционируют себя как клуб единомышленников, любящих культуру и традиции своего народа. Слушать их – значит познавать культуры литовского народа, его характер и настроение. Обязательно к прослушиванию.

Также, в Литве очень популярно хоровое исполнение композиций. По этому поводу было снято несколько иностранных документальных фильмов. Для более современных слушателей будет приятным знакомство с госпожой Aistė Smilgevičiūtė (рус. Айсте Смилгевичюте) и группами SKYLE, Esatis (рус. Эсатис), Spanxti (рус. Спанксти) и так далее. Большую популярность в нише поп-музыки получили певцы Andrius Mamontovas (рус. Андрюс Мамонтовас) и Marijus Mikutavičius (рус. Марюс Микутавичус). Большое влияние на такую популярность народной музыки повлияло и историческое соседство с Польшей. Быть может, именно поэтому в музыке этих стран так много славянских народных мотивов. Подводя итог, стоит сказать, что Литва, наравне с Эстонией, старается не забывать своих музыкальных истоков и корней. Рядом с поп-исполнителями здесь наравне стоят фолк-исполнители, которые пользуются даже большей популярностью в своих странах, чем исполнители жанра поп-музыки.

Скорее, в этом тексте получилось некоторое сравнение достижений этих странах на музыкальном поприще. Победителей здесь, конечно, нет. Но выделить стоит Эстонию и Литву. Как это было сказано ранее, именно их фолк-исполнители смогли сохранить большую популярность на родине и до сих пор способны олицетворять своё творчество с историей своей страны. У Латвии же, к сожалению, это пока что получается не особо. Быть может в силу того, что она попыталась впитать в себя лучшие традиции всех своих правителей и сама потерялась во всём этом. Хочется надеяться, что в будущем будет только лучше и появится возможность познакомиться с новыми успешными коллективами.


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.