Учителем великого русского композитора Бортнянского, был один из талантливейших музыкантов венецианской школы. Около десяти лет маэстро занимался со своим учеником в России и Италии. И, как оказалось, не напрасно. Такой гармоничности и мастерства обобщения не достигал еще ни один из предшественников Бортнянского. А имя этого замечательного учителя и итальянского композитора – Бальтазар Галуппи. Он родился […]
Гений композитора Шостаковича настолько велик, что рассказать о нем в коротком очерке невозможно. Позволю себе лишь один штрих к его портрету. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Судьба уготовила ему жить в эпоху сталинизма, когда страх быть репрессированным деформировал сознание, порабощал, уродовал людей. Творить под неусыпным оком партийных надзирателей за культурой, […]
Небывалый случай в истории музыки – лишь к сорока годам жизни художник полностью обретает себя. Так сложилась и распорядилась судьба. Он пришел в этот мир, чтобы быть великим музыкантом. И он им стал. Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельдене, в верхней Австрии. Как и Шуберт, он был сыном сельского учителя. Первые музыкальные […]
«Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Так говорил о творчестве Шумана его современник, П.И.Чайковский. Слушать музыку Шумана – ни с чем не сравнимое удовольствие. Она пронизана беспокойным мятежным духом с одной стороны и наполнена поэтической мечтательностью с другой. Часто […]
«Я был бы много счастливее написать одну оперу для Парижа, нежели для всех вместе театров Италии. Ибо, в каком другом месте мира художник, желающий писать подлинно драматическую музыку, может найти более мощные вспомогательные средства, нежели в Париже? Здесь у нас, прежде всего, нет хороших текстов, а публика ценит лишь один из видов музыки. В Париже, […]
В Пражской консерватории, в классе этого композитора, сформировалось несколько десятков музыкантов. Авторитет учителя был столь велик, что даже те, кто у него не обучался, стремились избрать его образцом себе. Учителем этим был – Антонин Дворжак. Он родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес у берегов Влтавы, неподалеку от Праги. Отец его – мясник по […]
На фоне помпезных, внешне эффектных оперных спектаклей екатерининского двора, стали вдруг выделяться утонченные, изящные оперы Дмитрия Степановича Бортнянского – одного из самых выдающихся русских композиторов XVIII века. Созданные для придворной сцены, эти произведения по своим художественным достоинствам выходили далеко за рамки придворного искусства. Как же складывалась судьба, и формировалось мировоззрение этого удивительного талантливого человека? Дмитрий […]
Французский композитор Венсан д Энди родился 27 марта 1851 года в Париже, в аристократической семье. Его воспитала бабушка, графиня Резия д Энди. В течении трех столетий военная профессия была главной семейной традицией, а потому воспитание это проходило в суровом духе высокой морали и повседневного труда. Сразу после школы Энди выбирает профессию юриста, но вскоре музыка […]
В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости […]
Юрий Карлович Арнольд, музыкальный теоретик, композитор, критик и преподаватель пения, родился в 1811 году в немецкой семье, переселившейся в Россию. Свое образование получил в дерптском университете. Его учителями музыки были Фукс (гармония) и Гунке (контрапункт). Первоначально Арнольд избрал себе военную карьеру и в 1831 году участвовал в польской компании. По окончании ее, вышел в отставку […]
Джованни Грегорио Котальдо Паэзиелло родился 5 мая 1741 года в Таранто. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паэзиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом. Начал он свою блестящую […]
Карл Мария Вебер родился 18 декабря 1786 года. Его мать была профессиональной певицей, а отец талантливым скрипачом. Уже с раннего детства он испытал безудержное влечение к музыке. Однако, из-за непостоянства в образе жизни своего отца, странствующего из города в город в силу разных музыкальных предприятий, Карл был лишен возможности систематически заниматься музыкой. Одним из первых […]
В январе 1949 года в одном из престижных американских литературных журналов, на самом видном месте было помещено открытое письмо Арнольда Шенберга с гневным протестом против незаконного использования изобретенного им метода композиции с двенадцатью тонами в только что вышедшем романе Томаса Манна «Доктор Фаустус». Его возмутило то, что герой романа фигурирует в качестве создателя той системы […]
Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Учился у своего отца Джованни Баттисты Вивальди – скрипача капеллы собора Святого Марка в Венеции. Антонио еще в раннем детстве замечательно играл на скрипке и проявлял большой интерес к музыке. Частое общение со священнослужителями собора Святого Марка наложило свой отпечаток на мировоззрение Вивальди. В 1703 году осуществилось […]
Ладислас Дюссек родился в 1761 году в Чеслау, в Богемии. Музыкальные способности у него пробудились очень рано, так что пяти лет он уже играл на фортепиано, а в девять лет мог аккомпанировать на органе в той церкви, где его отец был органистом. Первые уроки музыки Дюссек брал в монастыре, занимаясь в то же время общими […]
В 1836 году в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» деятельнейшее участие принимал русский композитор Кавос. Хотя у него была опера на тот же сюжет («Иван Сусанин»), он настойчиво требовал у дирекции театров принятия к постановке оперы Глинки, найдя в ней большие достоинства. Репетиции «Жизни за Царя» велись под руководством Кавоса. Бескорыстное внимание опере своего […]
Его имя во французской музыке связано со всевозможными скандалами. Он завоевал себе громкую известность и место в истории новой французской музыки, благодаря своей независимой, и даже, порой, вызывающей позицией по отношению к официальному академическому искусству, ко всем музыкальным авторитетам. Обладая острым и злым умом, он любил поражать своих слушателей неожиданными парадоксами, смелыми музыкальными каламбурами, ироничными и гротескными названиями своих произведений.
В 1914 году в Петербурге кубинский консул Рауль Хосе Капабланка давал сеанс одновременной игры в шахматы. В числе его противников был только что успешно окончивший петербургскую консерваторию молодой человек Сергей Прокофьев. Партию он проиграл. Пять лет спустя, они встретились на турнире в Нью-Йорке. С тех пор у них установились дружеские отношения. Тогда же, в 1914 […]
Стравинский занимает особое место среди всех композиторов 20 века. С первых шагов его творческой биографии не смолкают горячие дискуссии, в центре которых музыка, созданная Стравинским. Среди критиков существуют самые противоречивые мнения о его творчестве. Однако среди них нет разногласий в том, что творчество Стравинского оказало глубокое влияние на развитие музыки 20-го века. Игорь Федорович Стравинский […]
В русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении пути развития русской музыкальной культуры. Как известно, деятели «Могучей кучки» недооценивали значения систематического, профессионального музыкального образования. Являясь, по сути, революционерами в области новых форм творчества они, тем не менее, отстаивали устаревшие методы овладения композиторской техникой, […]