Конкурс “Specialradio-17” – 3 место апреля 2017 года
Кирилл Молоков
В современной поп-индустрии львиная доля успеха выпущенной пластинки лежит не столько на качестве самого продукта, сколько на грамотном маркетинге и рекламе. Скандалы, переносимые сотню раз даты релиза, провокационные политические агитации – кажется, что представить анонс нового альбома без комплектующей к нему бульварной газеты с кричащим заголовком о выходке исполнителя уже просто невозможно. Наверное, поэтому выпущенный в конце марта трек «The Heart Part 4» Кендрика Ламара, на котором он почти буквально объявил дату выхода нового творения, привлек так много внимания даже со стороны тех, кто никогда не был его поклонником. Неоригинальный ход нового «короля Западного побережья» оказался слишком оригинальным на фоне многих соревнующихся в пафосе и эпатаже титанов поп-культуры. И хотя выпуск лонгплея оказался довольно тривиальным, рекламе новой пластинки Кендрика «DAMN.» мог бы позавидовать даже Канье Уэст. И сделали ее сами поклонники рэпера.
Еще во времена «Section.80» – дебютной работы исполнителя – Кендрик получил репутацию сильного текстовика, самые простые фразы которого могут оказаться замысловатыми аллюзиями. В этот раз, декодировав сложную интертекстуальность песен с «DAMN.» и собирая на просторах социальных сетей сообщения участников лейблов TDE, Aftermath и Interscope (при поддержке которых и вышел альбом Кендрика), портал Genius выложил в середине апреля конспирологическую теорию, которая, окажись она правдой, сделала бы Ламара королем всей поп-индустрии.
Все собранные факты и отсылки намекали на то, что Кендрик готовился выпустить еще одну пластинку – «.NATION». Вместе с «DAMN.» она должна была образовать концептуальную двух-альбомную работу «DAMNATION». Но примечательно в этой теории было не столько гипотетическое наличие второго лонгплея, сколько его возможная подача. Кендрик выпустил «DAMN.» 14 апреля, а выход «.NATION» якобы был назначен на 17, через 3 дня, т.е. на первый день Пасхи. При этом в «DAMN.» сам исполнитель умирает. Наверняка, вы догадались, о чем идет речь. И хотя теория не оказалась явью, интерес к альбому возрос настолько сильно, что популярности Ламара в этом году можно посвятить отдельную статью. 14/14 треков в Billboard Hot 100, в т.ч. и лидирующая позиция. Самый популярный, самый обсуждаемый, самый продаваемый, самый прослушиваемый, самый горячо принимаемый критиками альбом 2017 г., который бьет рекорд за рекордом.
Альбом «DAMN.» по праву можно назвать самой коммерческой работой, пожалуй, самого некоммерческого рэп-исполнителя из первого дивизиона. Здесь вы вряд ли найдете сложные ритмические рисунки, джазовые и блюзовые семплы, характерные для «To Pimp A Butterfly»; или почву для сравнений Кендрика с Джеймсом Джойсом, как это было с его вторым творением «good kid, m.A.A.d city». Ламар пошел совершенно иным путем – он доказал, что способен легко оформить хет-трик даже на чужом поле. Трэп-биты, обработка голоса, непринужденный меланхоличный вокал, органично встроенный в речитатив – не это ли главные атрибуты подавляющего большинства современных передовых хип-хоп исполнителей, среди которых Кендрик всегда стоял особняком? Ответ положителен, но вряд ли кто-то мог предположить, что Ламар может делать все это на голову выше, чем тот же Дрейк.
«DAMN.» начинается с любопытного пролога-интро «BLOOD.», задающего тон пластинке и раскрывающего всю основную концепцию: «Is it wickedness? / Is it weakness?». Кендрик вводит здесь любопытную оппозицию, которая в дальнейшем будет развиваться на протяжении всего альбома. Рэпер рассуждает над такими понятиями, как скромность и гордость («HUMBLE.» и «PRIDE.») или любовь и страсть («LOVE.» и «LUST.»). При этом границы между ними настолько размыты, что «скромность» Кендрика в «HUMBLE.», всегда считавшаяся в рэпе слабостью, внезапно превращается в сильную «гордость». Да и настолько ли скромна подача самого «HUMBLE.»? С этой, текстуальной, точки зрения альбом очень интересен тем, что на нем исполнитель исследует простые человеческие качества, показывая их условность и амбивалентную противоречивость в постмодернистском пространстве. И хотя Кендрик не встает возле доски с указкой, по-пуритански исхлестывая доску мелом, что хорошо, а что плохо, очевидно, что рэпер сильно обеспокоен состоянием современного мира, где все сложнее и сложнее становится различить границу добра и зла.
Если отложить в сторону лирику и не смотреть на альбом, как на поп-арт проект, то «DAMN.» напоминает качественную рэп-пластинку, созданную для энергичных радиостанций и ночных клубов. Уже упомянутый несколько раз «HUMBLE.» с тяжелым 808-ым басом, клавишными а-ля гэнгста-рэп 90-х недавно покорил главный американский чарт и за счет запоминающегося припева наверняка станет титульным хитом этого года. И стоит отметить, что несмотря на достаточно коммерческое звучание, альбом очень разнообразен в ритмических переходах, мелодиях, аккомпанементе, битах и речитативе самого Ламара. Если «DNA.» чем-то отдаленно напоминает восточную музыку с ее и непередаваемой ритмикой и атмосферой, то коллаборация с U2 на «XXX.» ненавязчиво отдает прогрессивным роком и психоделикой 60-х-70-х гг. Кстати, говоря о U2 (между прочим, один из сюрпризов лонгплея), здесь же необходимо вспомнить и дуэты с Рианной на «LOYALTY.» и Закари на «LOVE.», где Кендрик крайне виртуозно работает с голосом, органично ложа его на бит. Настоящими музыкальными находками, пожалуй, можно назвать «ELEMENT.», мелодию которого довольно сложно предугадать, и «GOD.», на котором Кендрик гораздо больше поет, чем читает. Надо сказать, делает он это гораздо лучше, нежели Эминем на «Hailie’s Song».
В целом, как бы некорректно это звучало, альбом немного, но все же уступает предыдущим двум пластинкам Ламара. Но это «немного» означает, что рэпер не просто держит марку – он растет, развивается, способен удивлять и выпустит еще немало стоящих работ. И даже если интерес к альбому был сильно подогрет той самой конспирологической теорией, о которой писалось выше, «DAMN.» однозначно стоит послушать каждому хотя бы за наличие отличных синглов и яркую эмоциональность (чего только стоит строчка «Ain’t nobody prayin’ for me» из песни «FEEL.».) Немалое «за» здесь играет и его концептуальная лирика, фокус которой сместился с Комптона и афроамериканского населения на более личные и общечеловеческие проблемы, которые многим покажутся даже слишком знакомыми.
Лучшие композиции: «HUMBLE.», «DNA.», «LOYALTY.», «ELEMENT.», «LOVE.», «GOD.», «FEEL.».
Оценка – 9/10.